Конспект занятия "Чья проталина?"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

     Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной группе.

Пересказ адаптированного рассказа Н. И. Сладкова "Чья проталина?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_chya_protalina.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи

Пересказ рассказа Н. И. Сладкова "Чья проталина?"

подготовительная группа

Цель: развитие связной речи

Задачи:

- расширять, уточнять, активизировать словарь по теме "Весна";

- развивать связную речь, память, внимание;

- формировать инициативность, самостоятельность.

Оборудование: прищепки, круг жёлтого цвета, адаптированный текст рассказа Н. И. Сладкова "Чья проталина?", картинки к рассказу (подобрать или нарисовать), зеркала на каждого ребенка для артикуляционной гимнастики, фонограмма "Звуки весеннего леса", карточки с изображением сороки, грача, жаворонка для игры "Обведи по точкам", простые карандаши, карточка с условным обозначением слова – признака.

I. Организационный момент

Логопед: Ребята, у меня для вас загадка.

Снег чернеет на полянке,

С каждым днем теплей погода.

Время класть в кладовку санки.

Это что за время года?

Дети: Весна.

Логопед: Какое время года было до весны?

Дети: Зима.

Логопед: А какое время года будет после весны?

Дети: Лето.

Логопед: Вспомним признаки весны. Отвечаем так: "Весной солнце теплое" (крепим прищепку-луч к кругу, чтобы получилось солнце).

Дети:

- Весной солнце яркое /лучистое.

- Весной небо высокое/чистое/голубое.

- Весной прилетают перелетные птицы.

- Весной на крышах появляются сосульки.

- Весной земля мягкая/рыхлая.

- Весной облака пушистые.

- Весной на деревьях появляются душистые/липкие почки.

Логопед: Порадуемся весеннему солнышку голову наклонять вправо – влево, улыбнуться.

Дети проходят на места

II. Основная часть

Логопед: Сегодня мы будем пересказывать рассказ Николая Ивановича Сладкова "Чья проталина?". Послушайте его.

Чтение адаптированного рассказа, выставление картинок.

Увидела Сорока проталину и застрекотала: "Та-та-та-та… Моя проталина". А на проталине: семена, бабочка греется, жучки ползают. Разинула Сорока клюв, хотела съесть жучка. А тут откуда ни возьмись Грач. Он гаркнул: "Моя проталина. Я к ней из теплых стран торопился". На шум прилетел Жаворонок. Он защебетал: "Моя проталина. Я на ней родился". Пока они спорили, солнышко пригревало. Оглянулись спорщики вокруг, и увидели, что на поле появилось много проталин. Разлетелись птицы по ним весну встречать. Песни петь, в земле рыться, червячка заморить.

Логопед:

- Ребята, давайте уточним, что такое проталина? (Место, где стаял снег, и открылась земля).

- Что значит Сорока застрекотала? (Подала голос, издала звуки, напоминающие треск).

- Что значит выражение "Откуда ни возьмись"? (Появиться неожиданно, внезапно).

- Что значит гаркнуть? (Подать громко голос).

- Что значит щебетать? (Издавать пение).

- Что значит выражение "Заморить червячка"? (Утолить голод, немного поесть).

Вопросы по тексту

Логопед:

- Что увидела Сорока?

- Что застрекотала Сорока?

- Кто оказался на проталине?

- Что хотела сделать Сорока?

- Кто появился неожиданно?

- Что гаркнул Грач?

- Кто прилетел на шум?

- Что защебетал Жаворонок?

- Пока птицы спорили, что происходило?

- Оглядевшись вокруг, что увидели спорщики?

- Куда разлетелись птицы?

- Как птицы встречали весну?

Логопед: Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали.

Физминутка

Солнце засветило, руки через стороны поднять вверх

Сугробы растопило. присесть

Теплую погоду встать

Принесла весна. руки развести в стороны

Грачи к нам прилетают, махи руками

И еж голову опустить, руки скрестить на груди

С медведем знают, ноги на ширине плеч, руки поднять вверх

Пора им просыпаться, потянуться

Весною любоваться. похлопать в ладоши

Логопед: Чтобы красиво рассказ рассказать, нужно язычок размять.

Артикуляционная гимнастика перед зеркалом

Весна

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: "Ку-ку-ку",- куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). "Д-д-д",- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). "Тви-тви-тви",- быстро проносились ласточки над шумной речкой (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка Язычка на чудесную полянку (упр. "Лопатка"). Сел язычок на пенёк (упр. "Грибок") и огляделся (упр. "Часики"). На поляне расцвело много подснежников. Весенний ветерок наклонял их то в одну сторону, то в другую ("Часики"). Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.

Логопед: Прослушайте рассказ еще раз.

Повторное чтение рассказа

Пересказы детей

Игра "Обведи по точкам"

Логопед: Ребята, я приготовила для вас волшебные картинки, чтобы их оживить, нужно обвести изображение по точкам (раздать картинки). Ну а чтобы было все в порядке, пальцы делают зарядку.

Пальчиковая гимнастика

Мы лепили куличи, движение "делаем пирожки"

Прилетели к нам грачи. изобразить птицу

Этот грач испек пирог, загибать пальцы на правой руке, начиная с большого

А второй ему помог.

Третий грач накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол,

Ну а пятый не зевал, потрогать мизинец

И пирог у них склевал. указательным пальцем правой руки постучать по левой ладошке

Раз, 2, 3, 4, 5, соединить пальцы правой и левой руки

Выходи грачей считать. сжимать и разжимать кулачки

Под фонограмму "Звуки весеннего леса" дети обводят картинки по точкам, затем проговаривают, кто у них получился.

Логопед: Предлагаю поиграть в игру "Назови слово – признак".

Показать образец: К карточке-символу, обозначающей признак, поставить картинку с изображением птицы, которая получилась у каждого из детей. Например, смышленая (длиннохвостая, всеядная, внимательная, осторожная, хитрая) сорока; умный (красивый, сообразительный, наблюдательный) грач; маленький (певчий, пестрый, звонкий, пугливый, хохлатый) жаворонок.

Логопед: Очень много красивых слов знаете о птицах.

III. Итог

Логопед: Ребята, сегодня мне с вами было очень интересно. Вы были внимательны, отвечали на вопросы, порадовали меня рассказами. Всем вам говорю: "Спасибо!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....