Лексическая тема "Дикие животные"
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Зудина Наталья Алексеевна

Задания, направленные на речевое и познавательное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_po_teme_dikie_zhivotnye.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

Задания по теме «Дикие животные».

Лексико-грамматические игры и упражнения.

1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»

Белка — белочка, обезьяна — обезьянка, медведь — медведушка, бегемот — бегемотик, еж — ежик, слон — слоник, заяц — зайчик, лев — левушка, лось — лосик, леопард — леопардик, тюлень — тюленюшка, морж — моржонок.

2. Образование существительных в единственном и множественном числе с уменьшительно-ласкательными суффиксами «У кого — кто?» (детям 5—8 лет)

У белки — бельчонок, бельчата,

у зайчихи — зайчонок, зайчата,

у лосихи — лосенок, лосята,

у слонихи — слоненок, слонята,

у лисы — лисенок, лисята,

у волчихи — волчонок, волчата,

у моржихи — моржонок, моржата,

у тигрицы — тигренок, тигрята,

у тюленихи — тюлененок, тюленята,

у львицы — львенок, львята,

у медведицы — медвежонок, медвежата.

3. Образование существительных в родительном падеже множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Один — много»

Белка — много белок — бельчат, лиса — лис — лисят, еж — ежей — ежат, заяц — зайцев — зайчат, волк — волков — волчат, лось — лосей — лосят, медведь — медведей — медвежат, морж — моржей — моржат, тюлень — тюленей — тюленят, олень — оленей — оленят, слон — слонов — слонят, зебра — зебрят.

4. Образование притяжательных прилагательных мужского, женского рода и множественного числа «Чей хвост?» (детям 6—8 лет)

У лисы хвост — лисий,

лапы — лисьи,

морда — лисья,

по образцу: у медведя, волка, зайца.

5. Классификация понятий «Назови лишнее слово»

Волк, собака, рысь, лиса, заяц (собака);

лиса, волк, овца, белка (овца);

 корова, заяц, кролик, лошадь (заяц).

6. Выбор соответствующего понятия «Сравни»

Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже? Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче? Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее? (Отвечать полным предложением. Например: черепаха двигается медленнее.)

7.  «Какие?» Подбор прилагательных к слову «животные»: 

травоядные, хищные, злые, опасные, пугливые, беззащитные, слабые и т. д.

8. «Кто кем был?» Усвоение категории творительного падежа. Закрепление названий детенышей животных.

Медведь был... (медвежонком). Ежик был... (ежонком). Лиса была... (лисенком). Лось был... (лосенком). Волк был... (волчонком). Барсук был ... (барсучонком). Белка была... (бельчонком). Заяц был... (зайчонком). Кабан был... (поросенком).

9. «Чья семья?» Усвоение притяжательных прилагательных.

 Волк, волчица и волчонок — это волчья семья. И т. д.

10. «О чем думают животные?» Усвоение падежных окончаний. Расширение словаря по изучаемой теме.

Медведь в берлоге думает о... (меде). Еж в норе думает о... (яблочке). Белка в дупле думает о... (грибе). Лиса в норе думает о... (курочке). Волк в логове думает о... (козленке). Барсук в норке думает о... (мышке). Заяц под кустом думает о... (морковке). Лось под деревом думает о... (травке).

11. « Чей детеныш ?» Усвоение притяжательных прилагательных. 

Лисенок — это лисий детеныш. И т. д.

12. «Кто с кем живет ?» Усвоение категории творительного падежа. Закрепление и расширение словаря по изучаемой теме. 

Волк живет с волчицей и волчатами. И т. д.

13. «Загадочное животное». Дети должны отгадать из названий каких животных получились следующие слова: 

медволк, зайжик, белса, барведь, лилень, кошца, собашадь.

14. «Кто за кем бегает?» Употребление конструкции с предлогом за.

Волчонок бегает за... (волком) и т. д.

15. «Кто с кем играет?» Употребление конструкции с предлогом с. 

Лиса играет с... (лисенком) и т.д.

16. «Кто кого кормит?» Усвоение категории родительного падежа.

Волк кормит... (волчонка или волчат) и т. д.

17. Почему эти животные называются дикими?

18. Подобрать как можно больше признаков к предмету: (согласование прилагательных с существительными):

волк (какой?) — ..., медведь (какой?) — ..., лиса (какая?) — ..., еж (какой?) — ..., заяц (какой?) — ..., белка (какая?) — ...

19. Подобрать как можно больше действий к предмету: 

медведь (что делает?) — ..., лиса (что делает?) — ....

20. Дидактическая игра «Чей, чья, чье?» (образование притяжательных прилагательных). 

След (чей?) — лисий, волчий ... . Уши (чьи?) — лисьи, волчьи ... . Голова (чья?) — лисья, волчья ... .

21. Дидактическая игра «Чей хвост?» (образование притяжательных прилагательных).

Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца — хвост волка, у волка — хвост лисы, у лисы — хвост медведя... . Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост?» Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? — волчий. А это чей такой хвост — маленький, пушистый, белый? — зайца ... и т.д. Теперь все звери нашли свои хвосты.

22. Подобрать родственные слова.

 Медведь — медведица, медвежонок, медвежий, медведушка (волк, лиса ...).

23. Дидактическая игра «Кто сидит в клетке? Кого не стало?» (употребление родительного падежа имен существительных во множественном числе).

Медвежата

Волчата

Медвежат

Волчат

24. Дидактическая игра «Кто где живет» (употребление предложного падежа существительного).

Лиса живет в норе. Медведь зимует в ... . Волк живет в ... . Белка живет в ... . Ежик живет в ... .

25. Пересчитать животных (согласование числительных с существительными).

Первый заяц, второй заяц ... пятый заяц. Один заяц, два зайца ... пять зайцев.

26. Дидактическая игра «Угадай, кто это?» (подобрать существительные к прилагательным).

Бурый, косолапый, неуклюжий — ... .

Серый, зубастый, страшный — ....

Хитрая, пушистая, рыжая — ....

Маленький, длинноухий, пугливый — ....

Серый — ..., косолапый — ..., хитрая — ..., колючий — ... .

27. Дидактическая игра «У кого — кто?» (упражнение в словообразовании): 

у медведя — медвежонок, у волка — ..., у лисы — ...; у медведя — медвежата, у волка — ....

28. Дидактическая игра «Назови семью» (упражнение в словообразовании): папа — медведь, мама — медведица, детеныш(и) — медвежонок (медвежата); папа — волк..., папа — заяц — ...; папа — еж...; папа — лис... .

29. Дидактическая игра «Назови маму» (употребление родительного падежа существительных): медвежонок у медведицы, лисенок у ....

30. Дидактическая игра «Кто как голос подает?» (подобрать глагол к существительному): 

лиса — тявкает, медведь — рычит, волк — воет, белка — ....

31. Дидактическая игра «Про кого можно сказать ...» (подобрать существительное к глаголу): 

охотится — ..., крадется _ ... воет — ..., кусается — ..., пугается — ..., скачет — ..., переваливается — ..., хитрит — ..., выслеживает — ....

32. Дидактическая игра «Кто где живет?» (употребление именительного падежа существительных).

В норе живет (кто?) — лиса.

В берлоге — ....

В дупле — ....

33. Дидактическая игра «Кому что дадим?» (употребление дательного падежа существительных).

Мясо — волку, малину — ..., мед — ..., морковку — ..., яблоко — ..., орехи — ..., грибы — ... .

34. Дидактическая игра «Охотник» (употребление родительного падежа существительных).

 Охотник поймал в лесу (кого?) — ....

35. Что общего и чем отличаются?

Белка   и   кошка,

бобр   и   выдра,

медведь   и    ёж,

лиса   и    волк.

36. Вопросы  на  засыпку!

У кого больше лап – у зайца  или  у медведя?

Кого (чего) больше – зайцев  или  заячьих ушей?

Кто  больше – лиса  или  заяц?  А  у  кого  лап  больше?

Нора  справа  от  дерева.  Что  слева?

Чего  больше – медведей  или  медвежьих  ушей?

37. Объясни  словечко        

Косолапый,   длинноухий.

Травоядные,  земноводные.

38. Объясни  пословицу

Волк – не пастух,   свинья – не огородница.

Объясни  выражения

Держать   в  ежовых   рукавицах.

Оказать   медвежью   услугу.

Лиса  живёт  хитростью,  а  заяц – прыткостью.

Медведь  неуклюж,  да  дюж.

39. Чем  отличаются  слова?

Лежать – спать.

Рыть – копать.

Дупло – дыра.

Берлога – яма.

         

40. Кто  (что)  лишнее  и  почему?

Сова,  дятел,  белка,  сорока.

Зайчиха,  волчонок,  бельчонок,  медвежонок.

Медвежий,  лисий,  заячий,  холодный.

Лисёнок,  бельчонок,  утёнок,  рысёнок.

41. Какое  слово  не  подходит?

Лиса,  лисий,  листик,  лисёнок,  лисонька.

Бобр,  бобрята,  бобы,  бобровый.

Развитие связной речи

1. Построение монолога «Опиши любого зверя по плану»:

название;

где живет;

внешний вид (размер, окраска, длина шерсти, отличительные признаки;

жилище (берлога, нора, дупло ...);

повадки;

как добывает корм;

как защищается;

чем питается;

кто является его врагом;

 как называются его детеныши.

2. Прочитайте стихотворения, обсудите их. Назовите животных наших лесов, про которых говорится в стихотворении.

Кто где живет?

«Зимой в берлоге мишка спит,

Под крышей воробей сидит.

Лиска рыжая — в норе,

Жучка — в теплой конуре.

В логове лежит волчиха,

Под кустом дрожит зайчиха.

Белка спряталась в дупле,

Ежик спит в сухой траве.»

Белочка — хозяйка.

«Ветер гонит по земле мерзлых листьев стайку.

Приготовилась к зиме белочка-хозяйка.

В срок она ушанку сшила, серым мехом опушила.

Примеряла боты собственной работы.

Заготовленные впрок шишки спрятала в мешок.

И колоть без спешки принялась орешки.

Славно в белкином жилище — в нем порядок, тишина.

Пусть холодный ветер свищет, белке вьюга не страшна.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по лексической теме "Животные жарких стран"

Вашему ниманию предлагаю презентацию в режиме PowerPoint по лексической теме "Животные жарких стран". Мною подобраны иллюстрации замечательных животных и коментарий самых интересных особенностей их жи...

Для родителей. . Лексическая тема: "Животные жарких стран"

Материал для организации речевой среды родителей и ребенка по лексической теме: "Животные жарких стран"...

Конспект занятия по лексической теме "Животные жарких стран"

Конспект занятия по лексической теме "Животные жарких стран"...

Конспект логопедического досуга в подготовительной к школе группе "Письмо от Умки"(итоговое мероприятие по лексической теме "Животные холодных стран")

Конспект досуга выдержан в едином сюжете, разработан с целью обобщить знания детей, полученные за неделю по лексической теме "Животные холодных стран" и закрепить навыки звуко-буквенного анализа....

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

автоматизировать правильное произношение звуков; обогащать экспрессивный словарь словами антонимами однокоренными словами; совершенствовать грамматический строй речи(образование прилагательных при пом...

Календарный план по лексической теме"Животные нашего края, зимующие птицы и животные жарких стран" для детей от 5 до 6 лет группа "Золотой ключик" .

Календарный план разработан с учетом возрастных особенностей детей от 5 до 6 лет, а так предусматривает учет индивидуального маршрута с каждым ребенком....

Дистанционные задания по лексической теме"Животный мир. Домашние животные и их детёныши " Старший дошкольный возраст.

Серия дистанционных заданий для родителей с детьми старшего дошкольного возраств, изложенных в порядке прохождения лексических тем (в коррекционной ОВЗ 7 вида группе)Цель: Создание благоприятных услов...