Конспект открытого занятия
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Лексическая тема «Времена года. Лето».
Коррекционно-образовательные задачи: уточнение, актуализация и активизация словаря по теме «Лето». Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление глаголов движения с приставками, употребление предлогов). Развитие синтаксической стороны речи (составление простых предложений). Совершенствование навыка анализа предложений. Автоматизация правильного произношения звука Л в слогах и цепочках слогов. Профилактика нарушений письменной речи.
Коррекционно-развивающие задачи: развитие связной речи, мышления, памяти, навыков звукового анализа, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Воспитательные задачи: воспитание доброжелательность, взаимопонимания, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: магнитная доска, предметные и сюжетные картинки по теме «Лето», карточки со схемами предложений, фишки, «светофорчики», буквари по числу детей, контейнер с карандашами.
Предварительная работа: автоматизация произношения звука Л в слогах и цепочках слогов на индивидуальных занятиях с логопедом.
Ход занятия.
- Организационный момент. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление глаголов движения с приставками, употребление предлогов. Объявление темы занятия.
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствия, предлагает детям встать возле стульчиков, стоящих вокруг стола.
Логопед: ребята, к нам в гости пришла Машенька, она знает, что совсем скоро наступит лето, но не знает чем же весна отличается от осени… Поможем ей?. А еще, Маша очень хочет научится составлять рассказ по картинке и правильно говорить, для этого нужно научить ее делать артикуляционную гимнастику. Расскажем и покажем Машеньке как правильно?
Логопед. Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Расскажите, что делает катер, на котором путешествуют дети, и садитесь.
Ответы детей:
Катер плывёт по реке.
Катер заплывает в бухту.
Катер подплывает к берегу.
Катер отплывает от берега.
- Игра-соревнование «Кто больше?» (совершенствование навыка слогового анализа слов).
Логопед убирает картинки и помещает на магнитную доску уже знакомую детям картину «Лето» из тетради «Занимаемся вместе».
Логопед: Давайте проведём соревнование и узнаем, кто лучше всех умеет делить слова на слоги. Найдите предметы, объекты, названия которых делятся на два слога. За каждое названное слово вы будете получать по одной фишке. Победит тот, у кого будет больше всех фишек.
Дети подбирают слова: ре-ка, де-ти, за-мок, вед-ро, ро-ща, бе-рег, во-да, пе-сок, тру-сы, кни-га, за-гар, лод-ка. Затем логопед предлагает детям найти предметы, в названиях которых только один слог (пляж, зонт, мяч) ,а потом, предметы, в названиях которых три слога (ро-ма-шки, ба-бо-чка, стре-ка-за, ра-ку-шка, ло-па-тка, па-нам-ка, фут-бол-ка). Дети считают фишки и определяют победителя.
- Упражнение «Составь предложение». Развитие синтаксической стороны речи. Составление простых предложений. Совершенствование навыка анализа предложений.
Логопед убирает фишки и помещает на магнитную доску две карточки со схемами предложений.
Логопед: Составьте предложения по картине, которые подойдут вот к этим схемам.
Дети составляют предложения и показывают к какой схеме они подходят.
Ответы детей:
Дети строят замок.
Девочка читает интересную книгу.
Большой мальчик хорошо плавает.
Около пляжа растут ромашки.
Логопед: Молодцы! Вы справились с эти заданием!
- Упражнение «Подбери слово к схеме». Совершенствование навыков фонематического анализа слов. Определение места звука в слове.
Логопед убирает схемы предложений и раздаёт детям «светофорчики».
Логопед: продолжим работу по картине. Найдите на картине предметы и объекты в названиях которых есть звук Р. Он должен находится в той части слова, которая отмечена в вашем «светофорчике».
Ответы детей:
Ромашка.
Трусы.
Катер.
Логопед убирает картину и «светофорчики» и предлагает пройти на ковёр. Дети встают в круг и делают знакомое упражнение.
- Упражнение «Угадайте, где мы были» Координация речи с движением.
Набежала тучка,
Прокатился гром,
Хлынул дождик теплый,
Звонким серебром.
Прозвенел над нами
И пропал вдали.
Дома не сидится,
Мы гулять пошли.
Взять сачок не позабыли.
Угадайте, где мы были.
Были мы за речкою,
На том берегу,
На большом, душистом,
Заливном лугу.
Бабочек ловили
И венки плели.
На душистом сене
Отдохнуть легли.
Е. Благинина.
Логопед предлагает детям полежать 2-3 минуты, закрыв глаза и полностью расслабившись, а потом правильно выводит их из состояния релаксации.
Логопед: откройте глаза. Хорошенько потянитесь лёжа. Медленно сядьте, потянитесь сидя. Медленно встаньте, потянитесь стоя. Уроните рук. Расслабьтесь. Еще раз потянитесь. Расслабьтесь.
- Артикуляционная гимнастика для постановки звука Л. Развитие артикуляционной моторики.
Логопед приглашает детей к зеркалам и предлагает им сделать уже знакомые упражнения. Каждое упражнение повторяется 3-4 раза.
- Упражнение «Соедини картинки с буквами. Совершенствование навыков звукобуквенного анализа.
Логопед предлагает детям занять места за столом и раздает им буквари, открытые на 63 стр.
Логопед: Мы с вами прошли уже много букв. Посмотрите на страницу справа. Соедините картинки с теми буквами, с которых начинаются их названия.
Дети выполняют задание, логопед оценивает их работу.
- Чтение предложений. Совершенствование навыка чтения.
Логопед предлагает детям перевернуть страницу.
Логопед: прочитайте предложения в нижней части страницы.
Дети: кошка видит мышку. Оксана ходит босиком.
Логопед оценивает работу детей, предлагает им закрыть буквари и убирает их.
- Упражнение «Дорисуй картинку». Развитие зрительного внимания и восприятия. Профилактика нарушений письменной речи.
Логопед раздаёт детям карточки с нарисованной на них половинкой домика и вновь ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед: скоро начнутся летние каникулы, и вы все поедете на дачу. Дорисуйте красивый дачный домик, который начал рисовать для вас художник.
Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.
Логопед: ребята, вы такие молодцы, справились со всеми заданиями и научили Маш. К нам в гости идет благодарный Мишка и несет в подарок вам конфеты из ягод землянички, которые одни из первых появляются летом.
- Окончание занятия. Оценка работы детей.
Логопед подводит итог изучения темы и оценивает деятельность каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...
Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе ко дню открытых дверей на тему: «Туристы».
Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям....

открытое занятие Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды»
Удивительное свойства воды...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)
Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...

Конспект открытого занятия "Будем солнышко искать и зверушкам помогать" конспект открытого занятия
Цель: Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие...

Конспект открытого занятия открытого занятия по музыкальной деятельности с элементами театрализации «В гостях у сказки»
Формирование интереса к художественно-эстетическому творчеству....

