Конспект ОД в старшей группе для детей с ТНР "Поможем Федоре"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Борычева Ирина Сергеевна

Закрепление представлений о посуде, ее многообразии и назначении; расширение словарного запаса; развитие памяти, внимания, логического мышления, восприятия; воспитание эмоциональной отзывчивости. Воспитывать умение слушать педагога и сверстников, помогать людям, решать проблемные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomozhem_fedore.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР по лексической теме «Посуда»

«Поможем Федоре»

Подготовила: учитель-логопед

Борычева И.С.

Цель: закрепление представлений о посуде, ее многообразии и назначении; расширение словарного запаса; развитие памяти, внимания, логического мышления, восприятия; воспитание эмоциональной отзывчивости.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

-  формировать обобщающее понятие «Посуда»;

- активизировать и расширять словарь по теме;

- учить образовывать существительные суффиксальным способом;

- учить образовывать существительные в родительном падеже при помощи предлога «без»;

- учить образовывать относительные прилагательные.

Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляционный аппарат детей;

- развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук, стимулировать межполушарное взаимодействие посредством упражнений пальцевой гимнастики с элементами нейрогимнастики;

- развивать внимание, мышление, слуховое и зрительное восприятие.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, познавательный интерес.

Оборудование: проектор, ноутбук, набор зеркал для артикуляционной гимнастики.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики «Посуда»

Организационный момент

Логопед:

Ребята, обратите внимание на экран, что на нем изображено? Какая сказка? (ответы детей).

Верно, Федорино горе. А это бабушка Федора. А что это убегает от нее? Давайте перечислим (перечисляем предметы посуды).

А как одним словом назвать все эти предметы? (Посуда)

Логопед:

Ребята, обратите внимание на Федору. Какая она? Подберем слова-признаки (грустная, невеселая, нерадостная, унылая, расстроенная, огорченная и т.д.)

Очень жаль бабушку Федору, хотя она, конечно, нехорошо обращалась со своей посудой. Давайте поможем ей! (ответы детей)

Основная часть

Логопед:

Но перед тем, как начать помогать Федоре, мы должны сделать зарядку для нашего язычка, он наш самый главный работник на занятиях. Возьмите свои зеркала и внимание на экран. Зеркала на уровне лица, не забываем про прямые спинки.

Артикуляционная гимнастика (общий комплекс)

Дыхательная гимнастика «Холодный ветерок» (остужаем горячий чай в «чашечке»)

Игра Почини посуду»

Логопед:

Ребята у бабушки Федоры некоторая посуда поломалась.

Посмотрите, чайник без чего? (без носика)

Что мы можем сделать? Как починим его?

Ответы детей (нужно приклеить носик к чайнику)

Кастрюля без чего? (без ручки) Приклеим ручку к чайнику

Чашка без стенки Приклеим стенку к чашке.

Логопед:

Молодцы, ребята, помогли Федоре.

Но Федора все еще грустная. Она не может разобраться с посудой. Она вся перемешалась.

Ребята, давайте вспомним, какая бывает посуда (ответы детей)

Кухонная посуда для кухни. В ней мы готовим.

Из столовой посуды мы едим.

Чайная посуда для чая.

(перечисляем посуду каждой группы).

Игра «Разложи по местам»

Надо помочь Федоре разложить посуду по местам: кухонную посуду уберем в шкаф, столовую посуду поставим на стол, чайную посуду уберем на поднос. Посмотрим на экран и распределим посуду по местам.

Логопед:

Молодцы, вы справились.

Ребята, а из чего делают посуду? (из металла, из стекла, из чугуна, из дерева, из фарфора)

Игра «Подбери слово-признак»

Логопед:

Ложка из дерева какая? – Деревянная.

Стакан из стекла какой? – Стеклянный.

Нож из стали какой? – Стальной.

Масленка из пластмассы какая? - Пластмассовая

Ваза из хрусталя? – Хрустальная

Терка из металла? – Металлическая

Сковорода из чугуна? – Чугунная.

Миска из глины? – Глиняная.

Логопед:

Молодцы, ребята, все знаете!

А вы мамам помогаете? Посуду моете? А вот мы сейчас это и проверим! Вставайте в кружочек.

Пальчиковая игра «Мы посуду перемыли»

Раз, два, три, четыре (сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы посуду перемыли:(трем ладошки, "моем" посуду)

Чайник, чашку, ковшик, ложку,

И большую поварёжку! (загибаем пальчики)

Только чашку мы разбили.

Поварежку разломили.

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали, (разгибаем пальчики)

Так мы маме помогали.

Ребята, вы так маме помогаете? Посуду бьете? Нет, конечно!

Логопед:

Ну, посуду вы мыть умеете, молодцы! А сервировать стол так же хорошо у вас получается? Давайте попробуем накрыть на стол. Внимание на экран

Игра «Сервируем стол»

Предметы двигаются, дети проговаривают:

Тарелку поставим на середину стола.

Ложку расположим слева от тарелки.

Вилку кладем слева от ложки.

Чашку ставим за тарелку.

Логопед:

Ребята, кто скажет, что стоит посередине стола?

Что находится слева от тарелки?

Справа от тарелки?

Какой предмет стоит за тарелкой?

(Ответы детей полными предложениями)

Молодцы!

Логопед:

Бабушка Федора запуталась, она не может понять, в какую посуду положить продукты. Поможем Федоре?

Игра «Что где?»

Хлеб уберем… в хлебницу.

Сахар насыпаем в ….сахарницу.

Соль…в солонку.

Перец будет храниться в…перечнице.

Масло уберем в…масленку.

Молоко нальем в ….молочник

Конфеты …в конфетницу.

Селедку кладем на …..селедочницу.

Молодцы, справились!

Логопед:

Ну вот и бабушка Федора повеселела и хочет с нами поиграть!

Игра «Сравни»

Сковорода тяжелая, а вилка ….. легкая.

Кофейная чашка низкая, а чайная…высокая.

Кастрюля большая, а ложка …маленькая.

Блюдце мелкое, а миска…глубокая.

Кувшин полный, а стакан…. пустой.

Чайник целый, а блюдце… разбитое.

Поварешка прочная, а стакан…. хрупкий.

Заключительная часть

Логопед:

Ребята, скажите, как мы сегодня помогали Федоре? (дети перечисляют).

Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

Вот и пришло время нам прощаться с бабушкой Федорой! Мы многому ее научили и помогли. Она исправилась и будет теперь свою посуду беречь и ухаживать за ней! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе для детей с ОНР "Предлог В"

Занятие  позволяет выполнить разнообразные образовательные и коррекционные задачи в ходе отработки употребления предлога В в словосочетаниях и фразовой речи....

Конспект НОД в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Познание. Формирование математических представлений.

Тема «Части суток».Цель: закрепление представлений о частях суток : утро, день, вечер, ночь.ЗадачиКоррекционно-развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание и память, развивать связную р...

Конспект занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: «Животные наших лесов зимой»

Цели: Учить детей образовывать притяжательные прилагательные.         Тренировать умение образовывать сложные словаЗакреплять умение согласовывать числите...

План – конспект занятия в старшей группе «Спички – детям не игрушка!»

Цель: познакомить детей с правилами пожарной безопасности; дать детям понятие о пользе и вреде огня. Закрепить знания о том, что горит, что не горит. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с ...

Конспект НОД в старшей группе для детей с ОНР по лексико-грамматической теме "Части тела"

В предлагаемом конспекте задания на активизацию и пополнение словарного запаса, коррекцию грамматического строя речи, развитие связной речи, совершенствование общей и артикуляционной моторики. Использ...

Конспект развлечения для старшей группы "В гостях у бабушки Федоры"

Цель:- систематизация знаний о посуде, мебели, бытовой технике.Задачи:    образовательные:- вызвать у детей познавательный интерес к теме мероприятия;- уточнять и закреплять знания...

Конспект занятия в старшей группе для детей с ТНР по теме «Посуда». "Поможем бабушке Федоре"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических  категорий и развитию связной речи в старшей группе для детей с ТНР по теме «Посуда». «Поможем бабушке Фед...