Мастер - класс "Логоритмика в работе с детьми: развитие речи через движение"
учебно-методический материал по развитию речи
"Логоритмика в работе с детьми: развитие речи через движение"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29 «Ягодка» р. п. Сенной Вольского района Саратовской области»
Мастер-класс
«Логоритмика в работе с детьми:
развитие речи через движение»
Подготовила мастер - класс:
Воспитатель: Сергиевская Олеся Геннадьевна
2025 г.
«Логоритмика в работе с детьми: развитие речи через движение»
Цель мастер-класса: познакомить педагогов с различными видами логоритмических упражнений, которые положительно воздействуют на речевое развитие детей, и возможностями их использования на занятиях детьми дошкольного возраста.
Задачи:
•Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.
•Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на занятиях с использованием логоритмических упражнений.
•Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля при работе с детьми.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Тема моего мастер-класса «Логоритмика в работе с детьми: развитие речи через движение»
Одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Ни для кого не секрет, что в последнее время стремительно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Речевая патология в свою очередь влияет на качественную подготовку детей к обучению в школе, так как в дальнейшем они будут испытывать определенные трудности в овладении письмом и чтением. Задача современного дошкольного образования - своевременная помощь в исправлении дефектов звукопроизношения.
Сегодня, в работе детского сада и в дальнейшем в школе предлагается использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика.
Почему – логоритмика? В чем ее смысл? Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях – оптимальный вариант отработки нужных действий и оттачивания полезных навыков. Лучше всего систематически давать ребенку простейшие задания, плавно и постепенно усложняя их характер. Движения – одно из условий постоянного роста и развития ребенка. Всем известно, что дети развиваются в игре. Велика роль подвижных игр и игровых упражнений, в том числе со словесным сопровождением для развития мелкой моторики, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности и, конечно, же для ускорения развития речи.
Логоритмика связывает воедино речь, музыку и движения.
Она включают в себя следующие элементы, многие из которых вы уже используете в своей педагогической деятельности.
Утренняя гимнастика и гимнастика после сна с речевками и звукоподражаниями.
Пальчиковая и дыхательная гимнастика с применением разнообразных движений или музыки.
Музыкально-ритмические игры и игры с применением музыкальных инструментов.
Проговаривание потешек, поговорок, чистоговорок с применением разнообразных движений или музыки.
Подвижные игры, хороводы с пением.
Коммуникативные игры и танцы.
Упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами (сказки-шумелки, поэтическое музицирование)
Разучивание песен и стихов, сопровождаемые движением рук.
И сегодня я Вам предлагаю окунуться в мир логоритмики.
Главная цель логоритмики — развитие речи ребенка и устранение речевых нарушений. Ритмичные движения легко запомнить и воспроизвести их “на автомате”.
А их моторный ритм связан с темпом произнесения слов (речевым ритмом).
То есть, если научить ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе, он сможет так же размеренно и спокойно говорить в обычной жизни.
Виды упражнений
Логоритмические упражнения довольно разнообразны.
Занятие можно строить так, чтобы чаще использовать те игры, которые помогут в коррекции речевой проблемы.
Важное значение в логоритмике имеет правильное речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Чтобы выполнить этого упражнение необходимо руки положить на область диафрагмы, выдохнуть остатки воздуха. Плавно и неторопливо вдохнуть носом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая руки. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «ш-ш-ш...»
Следующее упражнение на развитие дыхания:
«Песенка ветра»
Необходимо так же, положить руки на диафрагму, носом вдохнуть полную грудь воздуха, при этом плечи не должны подниматься вверх, а живот надуваться. На выдохе произносим любой звук или звукосочетание. Давайте будем произносить звук А.
Для развития артикуляции подойдет такое упражнение:
«Поиграем»
Раз-два-три-четыре-пять
Улыбнемся мы опять! (улыбаемся)
Раз-два-три-четыре
Рот откроем мы пошире (широко раскрывают рот)
Вдруг попрыгали лошадки, (цокаем язычком)
Поиграли с нами в прятки(прячем язык за зубами)
И лягушку повстречали, (растягиваем губы в улыбке)
С ней мы в «часики» сыграли. (двигают языком вперед-назад).
Для развития силы голоса:
«Сосчитай свечки на торте»
Требуется сделать полный вдох, а на выдохе произнести с увеличением силы голоса: «Одна, две, три, четыре, пять — ура!»
Так же для развития силы голоса можно использовать такой прием: петь тихо, как мышки, или говорить громко, как слоники. Говорить тихо, как маленькая собачка, или громко, как большая собака (следите, чтобы ребенок говорил громко, но не кричал).
Игры и упражнения для развития высоты голоса:
Игра «По ямкам, по кочкам»
На волнистой дорожке в ямке живет низкий звук «А», а на горке высокий звук А. Произносить на одном выдохе то высоким, то низким голосом звук А)
Следующая игра для развития высоты голоса:
Игровое упражнение «Капельки»
Большая капелька капает-КАП (низким голосом). А маленькая-кап (высоким голосом ) Спой песенку.
Следующее упражнение на активизацию внимания и памяти:
Такие упражнения учат переключать внимание. Также они развивают зрительную, двигательную и слуховую памяти. Давайте мы все вместе встанем. Когда вы слышите тихую спокойную музыку – хлопайте, а когда громкую – топайте.
«Топаем хлопаем»
Упражнения на развитие чувства темпа и ритма:
«Назови свое имя»
Сейчас давайте некоторые из вас попробуют прохлопать свое Имя, я начну О-ле-ся. По очереди хлопают- «тактируют» имена.
Музыкально ритмическая игра «Повтори ритм»
А теперь когда зазвучит музыка, попробуйте поймать ее ритм и воспроизвести. Можно хлопать в ладоши, топать, щелкать пальцами и тд.
Молодцы, вы справились с задачей!
В своей работе я так же активно использую серию занятий «Музыка с мамой» Екатерины Железновой. Игровые занятия легко вписываются в повседневную жизнь ребенка.
«Автобус», «Лягушата», «Мы ногами топ – топ – топ»
-Коллеги, сегодня вы наглядно увидели логоритмические игры и активно их использовали в процессе мастер класса. Нам это мероприятие показало, как легко и просто можно в игре развивать речь у дошкольников. Если регулярно использовать такие приемы и методы в работе, то у детей, которые занимаются логопедической ритмикой, можно заметить:
- четкое произношение;
- хорошую артикуляцию;
- правильное речевое дыхание;
- и многое другое.
Логоритмика — это хороший способ в игровой форме справиться с нарушениями речи у детей.
Логоритмические упражнения не только улучшают звукопроизношение, но и учат чувству ритма, правильному дыханию, артикуляции, развивают внимание, слух и память.
Детям необходимо заниматься несколько раз в неделю в течение полугода. В этом случае логоритмические упражнения дадут максимальный эффект.
-Ну, а теперь, уважаемые педагоги, встаньте и представьте себе, что все вы – весенние цветочки, очень красивые и нарядные. Подул легкий ветерок и вы, закрывая глаза, взлетаете вверх (играет нежная мелодия). Все ваше тело становится лёгким, невесомым. Весенние цветочки поднимаются всё выше и выше. Вам легко и спокойно. Вы летите туда, куда дует весенний ветерок. Но вот пришла пора возвращаться в сад. Выдохните плавно воздух и откройте глаза. Давайте поделимся впечатлениями от увиденного и услышанного.
На этом у меня все. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей с детьми " Развитие речи детей дома с помощью музыкальной деятельности".
Музыка сопровождает детей ежедневно, в том числе и дома. Музыкальную деятельность необходимо напрввить на развитие речи дошкольника....
Работа с детьми по развитию речи через использование театральной деятельности
Практический материал по организации психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи через использование театральной деятельности....

« Использование опорных схем в работе с детьми. Развитие речи.»
Связная речь развивается постепенно вместе с развитием мышления и усложнением детской деятельности и общения с окружающими людьми. Это одна из главных задач детского сада. Функции речи складываются па...

ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры». Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации.
Каждый взрослый знает, как важно умение правильно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Стремление к общению заложено в человеке с рождения, но не все умеют выстроить взаимоотношения с окружа...

Мастер-класс "Организация работы воспитателя по развитию речи с неговорящими детьми"
В мастер-классе раскрыта актуальность темы. Освещены этапы становление речи в онтогенезе, а также причины возникновения речевых нарушений. Представлены две методики по запуску речи. Даны рекомендации ...

Работа с детьми по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи через региональный компонент в средней группе
О региональном компоненте...

Конспект мастер класса для родителей второй младшей группы «Русские народные игры с детьми» в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»
Цель: Способствовать развитию интереса к русскому фольклору у детей и их родителей...
