Конспект коррекционно-развивающего занятия "Я и моя семья"
план-конспект занятия по развитию речи

Каримова Елена Абдрашитовна

 

Семья имеет огромное значение в жизни каждого человека. С самого рождения именно в семье формируется мировоззрение ребёнка, его социально-нравственная культура, нормы поведения в обществе

Именно в семье происходит усвоение ребёнком вечных ценностей: милосердия, сострадания, любви к родным и близким, стремление его к добру

 Цель занятия - Развитие компонента самосознания, через формирование чувства принадлежности к своей семье.

 Воспитание любви  и уважения к своей семье.

 Формирование интереса к истории, традициям родного народа.

Развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_moya_semya.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Я и моя семья"

Подготовила: учитель логопед: Каримова Е.А.

Цель занятия: 

- Развитие компонента самосознания, через формирование чувства принадлежности к своей семье.

- Воспитание любви  и уважения к своей семье.

- Формирование интереса к истории, традициям родного народа.

-Развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса.

Задачи занятия:

Обучающие:

Закрепление представления детей о семье, о своем месте в жизни;

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Семья»;

Обучение навыкам конструктивного управления собственным поведением, умению действовать по правилам;

Развитие воображения и творческих способностей детей;

Развитие вербального и невербального общения.

Коррекционно-развивающие:

Способствовать гармонизации осознания ребёнком «своего Я», развитие самосознания;

Развитие умения проявлять чувства, используя мимику, жесты, пантомимику; Развитие чувства эмпатии;

Развитие воображения и творческих способностей детей;

Развитие зрительного, слуховое внимания, мышления;

Развитие мелкой и обшей моторики.

Воспитательные:

Прививать любовь, уважение к близким и гордость за свою семью;

Воспитывать чувства толерантности и уважения к другим семьям и людям.

Материалы: мячик для разминки, тканевое сердечко, картинки по теме,  рисунок солнышка, мелкие фигурки членов семьи, набор Фребеля, круги Эйлера,  песочница, шарики «суджок», платочки для бабушек, тросточки, расслабляющая музыка.

Ход занятия:

1 этап.         Организационный.

Приветствие.  Игра «Цепочка». 

Цель: создание комфортной обстановки для каждого участника.

Дети стоят в кругу. Здороваясь, один берет другого за руку и не отпускает, пока все дети не поприветствуют друг друга. Круг замыкается. Дети крепко держатся за руки.

 «Слева друг и справа друг.

Очень дружный общий круг.

Крепче за руки держитесь,

И друг другу улыбнитесь».

Здравствуйте ребята. Я очень рада видеть на ваших лицах сияющую  улыбку. Улыбка напоминает маленькое солнышко, от которого на душе становится тепло и радостно. Давайте мы с вами будем чаще улыбаться друг другу. И от этого -  хорошее настроение будет с нами  целый день!

2.этап. Мотивационный

1.Сообщение темы занятия. Загадка.

Наше занятие сегодня о  самом важном в жизни каждого из нас.

Отгадайте загадку и вы поймете, о чем мы сегодня будем говорить.

Мы друг друга очень любим,
Вместе мы родные люди.
Друг без друга нам нельзя
Потому, что мы... (Семья)

Правильно! Сегодня мы будем говорить о семье.

2.Игра «Семья».

Мы поиграем с вами в игру.  Задание: назвать  членов семьи.  Будем передавать  сердечко друг другу и называть по очереди членов семьи.

( папа, мама, бабушка, дедушка,  брат, сестра, тетя, дядя  и т.д)

3.Разминка.

Ребята, внимательно слушайте и правильно выполняйте.

Кто похож на маму – поднимите правую руку вверх!

Кто похож на папу – поднимите левую руку вверх!

Кто похож сам на себя – поднимите обе руки вверх!

У кого есть сестренка – топните правой ногой!

У кого есть братишка – топните левой ногой!

У кого есть сестренки и братишки – подпрыгните!

У кого пока нет ни кого – хлопните в ладоши!

Кто любит свою семью и дорожит ей – поднимите руки вверх и помашите!

3. этап. Практический.

1.Беседа. учитль логопед: Мы с вами живем в одной большой семье, в одном большом доме. Называется он –   планета Земля. На этой большой Земле есть  большой общий дом – наша Родина, Россия. Но  есть у нас и малая  Родина, и ещё малый дом – семья, в которой мы с вами живем.

- А что такое семья? (дети отвечают).  Правильно. Молодцы.

Семья – это родные друг другу люди, которые  живут вместе. Семья, это те люди, которые нас любят, оберегают, помогают в трудные минуты. Могут нас выслушать, успокоить, Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь. Семья – это  дом.  Семья – это  мир,  где  царят  любовь,  преданность,  дружба. Семья – самое дорогое, что есть у человека.

- Ещё бывают тёти, дяди, двоюродные братья сёстры, если у человека много родственников – значит у него большая семья!

Развивающая игра с кольцами Эйлера.

Перед вами два круга. В красный круг поместите картинки с изображениями членов семьи, с кем вы проживаете в доме (мама, папа, сестра, брат. Бабушка и дедушка, если проживают вместе в вами).

В другой зеленый круг – для тех членов семьи, которые не живут с нами  в одном доме, но являются нашими родными людьми и являются тоже членами большой семьи ( дяди, тети, двоюродные сестры и братья, бабушки и дедушки ( если проживают отдельно).

 Молодцы ребята. Вы справились с заданием.

Каждый год 8 июля в нашей стране отмечается самый трогательный и светлый праздник – День Любви, Семьи и Верности.

Ребята, давайте подумаем и скажем:

-Каким должен быть мужчина? (мужественным, стойким, уметь держать слово, выдержанный. Преданный).

-Какой должна быть женщина? (скромная, любимая, нежная, добрая).

-Ребята, когда вы вырастете у вас тоже будут свои семьи. Подумайте, какими вы хотите быть.

-Как вы будете относиться к своим детям? Как вы их будете воспитывать? (будем ходить в музеи, на экскурсии, учить рисовать. Гулять, ездить на отдых)

-Я думаю, что у вас будут дружные, крепкие семьи.

Игра «Подходит, не подходит»

Ребята, сейчас я буду называть разные слова, а вы внимательно слушайте, и если считаете, что это слово подходит для семейной жизни, то громко хлопайте в ладоши, а если не подходит, то машите руками и говорит «нет, нет, нет».

(Дружба, уважение, ссоры, обиды, любовь, ласка, грубость, обман, веселье, радость, вредность, уют, взаимопонимание)

 2. Рассказ детей о семье.

-Давайте с помощью волшебного мяча расскажем о своей семье. Психолог бросает мяч детям по очереди и задает вопросы о семье.

1. Сколько человек в вашей семье?

2. Как можно ласково назвать бабушку?

3. Как зовут маму, папу?

4.. Какие семейные праздники и традиции есть в вашей семье?

5. Как зовут мамину маму?

6. Как можно ласково назвать маму?

6. Как вы проводите свободное время?

7. Кто в семье самый главный?

8.Что любят делать члены твоей семьи?

3. Психогимнастика.

Задание на эмоции.

Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы:

- когда они радуются;

- когда они сердятся;

- когда вас ругают;

- когда жалеют;

-изобразите «дедушек» и «бабушек» с помощью выразительных движений (ходьба со сгорбленной спиной, голова наклонена вперед, шаги маленькие, лицо задумчивое, уставшее). Можно завязать платок «бабушке», дать палочку-тросточку «дедушке».

4. Игра «Подбери признаки»

 учитель логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Подбери признаки»

А какие же они, родные и дорогие нам люди?

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

Папа - строгий, умный, сильный.

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная.

Дедушка - старый, мудрый, седой.

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая.

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.

Педагог-психолог: Какие вы молодцы! Сколько признаков вспомнили и назвали, давайте продолжать играть.

5.Пальчиковая гимнастика: «Кто это?»  с применением шариков и пружинок «Суджок»

- Ребята, давайте разучим считалочку и разомнем наши пальчики.

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Ежик нам ладошки колет –

Ручки к школе нам готовит.

А теперь берем колечки  - пружинки и массируем каждый пальчик, проговаривая стишок.

Этот пальчик – бабушка (проводим по мизинчику)

Этот пальчик дедушка (проводим по безымянному пальчику)

Этот пальчик -  папа (проводим по среднему пальчику)

Этот пальчик – мама (проводим по указательному пальчику)

 А этот пальчик – Я!  (проводим по большому пальчику)

Это –Я, это - Я  ( Показываем большой палец, направляя палец на себя)

Это – вся моя семья! (пошевелить всеми пальцами).

6. Задание «Дом для моей семьи» Занятие с песком, с набором Фебеля.

Мы разделимся с вами на две подгруппы. Одна подгруппа будет работать с песком и  игрушками. Вторая подгруппа – с набором фигурок «Фебеля». Время на задание 5 минут. Мы поставим песочные часы. Следите за временем и постарайтесь уложится. Я буду информировать, сколько остается времени до конца задания.

Мы построим дом для своей семьи. Подумайте: какой он у вас будет? Он будет большой… высокий…Или маленький, тихий, аккуратный…? Какого цвета будет твой дом ? Кто в нем будет жить ?А что вокруг твоего дома ? Лес… или высокие горы, синее море...? Трава... Цветы...? Посмотри на свой дом со стороны: нравится ли он тебе…?

Под релаксационную музыку дети выполняют задание.

4этап. Рефлексивный.

1.Упражнение «Да»

Соединить полученные на занятии знания со своими понятиями о семье.

Педагог-психолог: Вытяните правую руку вперед ладонью вверх.

Мысленно положите на эту ладошку все знания, которые вы принесли на занятие.

Вытяните левую руку вперед ладонью вверх.

В левую ладошку мы положим все то, что узнали на занятии. И когда я скажу: «Готово, получилось!», соединим руки громким хлопком, сказав при этом «Да».

2. Итог занятия .

учитель логопед: Как хорошо, ребята, что у вас всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе, заботятся друг о друге и дарят подарки.

Спасибо  вам, что сегодня так много нового, интересного рассказали о своей семье. 

Ребята!

Любите и цените счастье, оно рождается в семье!

Какие пожелания вы скажете своей семье?  (пожелания детей своей семье)

Материал подготовила: учитель логопед:

 Каримова Елена Абдрашитовна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия в средней группе "Поход за продуктами"

Занятие направлено на развитие познавательных психических процессов и речи...

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и  об осенних изменениях в природе....

Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной к школе группы МБДОУ ДСКВ №12.

Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной  к школе группы МБДОУ ДСКВ №12....

Конспект коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия по сказке "Зимовье зверей" для детей с ЗПР старше-подготовительной группы

В конспекте представлен полный конспект открытого занятия, проведенного совместно  с педагогами группы (воспитателем и учителем-дефектологом)....

Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия в средней группе. Лексическая тема: "Транспорт"

Данный конспект предназначен для детей средней группы детского сада. Развитие зрительного и слухового внимания, речевое развитие - словоизменение и словообразование....

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую  сказку»Цель: Способствовать гармоничному развитию и пси...

Конспект коррекционно-развивающего игрового занятия по сказке «Репка»

Занятие направлено на создание условий для формирования познавательной и речевой активности детей средствами театрализованной и музыкальных игр....