Непрерывная образовательная деятельность Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие Тема «Звуки Х- ХЬ Буква Х»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47
Непрерывная образовательная деятельность
Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие
Тема «Звуки Х- ХЬ Буква Х»
Исполнитель: Валева. Е.С
Екатеринбург
Непрерывная образовательная деятельность
Тема «Звуки Х- ХЬ Буква Х»
Цель: знакомство со звуками Х и Хь и буквой Х
Задачи:
Развивать фонематический слух;
учить детей правильно произносить звуки [х], [х′] в речи,
Выделять звуки [х], [х′]. начале, в середине и в конце слова;
Познакомить с буквой Х и её графическим написанием;
Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
Развивать память, внимание, мышление;
Учить работать в коллективе.
Оборудование: карточки - домики найди место звука, гномики синего и зеленого цвета, демонстрационный материал Хома и Хима, демонстрационный материал – (Улитки холодильник, муха, бахилы, орехи), картинки для обозначения места звука в Холодильник, Бахилы черепаха ) рабочие тетради автор Крепчук.О.И, зеркала на каждого ребенка, предметные картинки в названиях которых есть звук Х; демонстрационная картинки буква Х.
Ход непрерывной образовательной деятельности
Организационный момент | Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения. |
Развитие артикуляционной моторики | Развитие артикуляционной моторики Артикуляционная гимнастка Давайте с вами выполним артикуляционную гимнастику- возьмем наши зеркала Упражнения: «окно», «улыбка - трубочка», (показ демонстрационного материала гусеница) Актуализация знаний (повторение изученного материала) Сейчас мы с вами повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки, отгадайте сами. Отгадывание звуков а, у, о, и, п, пь, Какие звуки мы называем гласными, а какие согласными? (ответы детей) Верно, гласные звуки мы можем петь и тянуть, и преграда им никакая не мешает, а согласные мы не можем петь и тянуть, потому что им всегда мешает какая-то преграда (зубки, губки, язычок). Согласные звуки могут быть твердыми, как камень и мягкими, как перышко. Как мы обозначаем гласные, согласные звуки? (ответы детей ) Гласные звуки мы обозначаем гномиком красного цвета, твердые согласные – гномиком синего цвета, а мягкие согласные - гномиком зеленого цвета. А сейчас пришло время поиграть |
Объявление темы занятий
| Знакомство с новой темой. Отгадайте загадку Загадка: Я устраиваюсь ловко, У меня с собой кладовка, Где кладовка? за щекой! Вот я хитренький какой. Кто это? (хомяк) Сегодня у нас в гостях хомяк Хома и хорёк Хим. (Кто это?) Покажите, какие у Хомы щёки (толстые), какие у хорька Хима (худые). Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем знакомиться? (Х, ХЬ). Расскажите Хоме и Химу про эти звуки, дайте характеристику звуку Х. С каким гномиком будет дружить Хома а с каким Хим? Почему? Чтобы уметь различать твёрдый и мягкий согласные Х-ХЬ, наши гости предлагают вам поиграть в игру с улиткой на нашей волшебной доске. Объясняю правило. Улитки принесли слова: холодильник, муха, бахилы, орехи Вам необходимо разместить картинки соответствующему звуку твердому синей улитке и мягкому красной улитке. |
Знакомство с новым звуком
| Фонетическая зарядка Произнесём звук [Х], погреем наши ручки. (Дети, каждый перед зеркалом, произносят звук) Что вы чувствуете? Как у нас выходит из рта воздух? ( воздух тёплый, встречает преграды, препятствия (язычок). кончик языка внизу, немного отходит от нижних зубов, Корень языка отодвигается назад, к горлышку и мешает воздушной струе проходить легко) Значит, какой это звук? (согласный). Каким гномиком мы его будем обозначать? Он твёрдый или мягкий? (твёрдый) Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (не звенит) Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой) А теперь произнесём звук [Х`] Что вы чувствуете? Как у нас выходит из рта воздух? Значит, какой это звук? (согласный) Он твёрдый или мягкий? (мягкий). Каким кружочком его мы будем обозначать? Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (не звенит) Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой) Ребята, давайте произнесём наши звуки по очереди: х-хь-х-хь, они похожи или нет? (похожи) Чем эти звуки отличаются? ([Х`] – мягкий, а [Х] - твёрдый) Давайте повторим: звук [Х] какой? (согласный твёрдый, глухой) А звук [Х`]? (согласный, мягкий, глухой) Повторить правильную артикуляцию звука Х и ХЬ (работа с зеркалами) |
Развитие фонематических процессов
|
Ребята давайте представим что у нас выпал снег, очень очень холодно…Нам нужно погреть наши руки, проговаривая звук Х-Х-Х-Х
когда услышите в словах звук Х, поднимите вверх скрещенные руки в виде буквы Х, а если этого звука нет, то поднимаем руки вверх. Слова: кот, , хлеб, крот, холодильник, Костя, хомяк, гол, хобот. Игра «Добавь звук», который потерялся из слов. Пету…, лопу…, горо.., запа…, мо.., сме… (демонстрация картинок)
Дети выполняют работу на индивидуальном раздаточном материале.) Звук Холодильник [о] слышен в начале слова Звук Бахилы [о] слышен в середине слова. Звук черепаха [о] слышен в конце слова Из этого можно сделать вывод, что звук [Х] встречается в любой части слова – и в начале, и в середине, и в конце. |
Знакомство с новым звуком
|
Ребята, а вы знаете, что звуки [Х],[ХЬ'] обозначаются одной буквой? Они обозначаются буквой Х (показ на доске: Х). Как вы думаете, что это?) - Это буква «Х», которая обозначает какие звуки? ([Х] и [Х`])- Из каких элементов состоит буква? (Из 2-х палочек). Ребята, давайте счетными палочками выложим букву Х – Палочки кладем крест на крест Физминутка «Хомка». Хомка-хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встает Щечки моет, шейку трет. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять! Хомка хочет сильным стать. Дети имитируют все движения хомяка. Рабата в рабочих тетрадях чтобы букву Х ХЬ лучше запомнить, Мы с вами выполним задания в тетрадях |
Итог занятия | Молодцы! С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Приготовьте пальчики. Сгибаем их в кулачок и разгибаем пальчики, о чем на занятии мы узнали Звук [Х] - согласный или гласный? (согласный); Какая преграда у звука [Х]? ( язык); Звонкий или глухой? (глухой); Х Твёрдый или мягкий? (твёрдый); Х Каким цветом обозначаем? (синим). А звук Хь Звонкий или глухой? (глухой); Хь Твёрдый или мягкий? (твёрдый); |
Рефлексия | Мне очень понравилось, как вы сегодня работали! И Хоме и Химу тоже, давайте попрощаемся с нашими героями, они многому у вас научились и говорят вам спасибо |
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 138.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47
Непрерывная образовательная деятельность
Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие
Тема «Звуки Х- ХЬ Буква Х»
Исполнитель: Валева. Е.С
Екатеринбург
Непрерывная образовательная деятельность
Тема «Звуки Х- ХЬ Буква Х»
Цель: знакомство со звуками Х и Хь и буквой Х
Задачи:
Развивать фонематический слух;
учить детей правильно произносить звуки [х], [х′] в речи,
Выделять звуки [х], [х′]. начале, в середине и в конце слова;
Познакомить с буквой Х и её графическим написанием;
Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
Развивать память, внимание, мышление;
Учить работать в коллективе.
Оборудование: карточки - домики найди место звука, гномики синего и зеленого цвета, демонстрационный материал Хома и Хима, демонстрационный материал – (Улитки холодильник, муха, бахилы, орехи), картинки для обозначения места звука в Холодильник, Бахилы черепаха ) рабочие тетради автор Крепчук.О.И, зеркала на каждого ребенка, предметные картинки в названиях которых есть звук Х; демонстрационная картинки буква Х.
Ход непрерывной образовательной деятельности
Организационный момент | Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения. |
Развитие артикуляционной моторики | Развитие артикуляционной моторики Артикуляционная гимнастка Давайте с вами выполним артикуляционную гимнастику- возьмем наши зеркала Упражнения: «окно», «улыбка - трубочка», (показ демонстрационного материала гусеница) Актуализация знаний (повторение изученного материала) Сейчас мы с вами повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки, отгадайте сами. Отгадывание звуков а, у, о, и, п, пь, Какие звуки мы называем гласными, а какие согласными? (ответы детей) Верно, гласные звуки мы можем петь и тянуть, и преграда им никакая не мешает, а согласные мы не можем петь и тянуть, потому что им всегда мешает какая-то преграда (зубки, губки, язычок). Согласные звуки могут быть твердыми, как камень и мягкими, как перышко. Как мы обозначаем гласные, согласные звуки? (ответы детей ) Гласные звуки мы обозначаем гномиком красного цвета, твердые согласные – гномиком синего цвета, а мягкие согласные - гномиком зеленого цвета. А сейчас пришло время поиграть |
Объявление темы занятий | Знакомство с новой темой. Отгадайте загадку Загадка: Я устраиваюсь ловко, У меня с собой кладовка, Где кладовка? за щекой! Вот я хитренький какой. Кто это? (хомяк) Сегодня у нас в гостях хомяк Хома и хорёк Хим. (Кто это?) Покажите, какие у Хомы щёки (толстые), какие у хорька Хима (худые). Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем знакомиться? (Х, ХЬ). Расскажите Хоме и Химу про эти звуки, дайте характеристику звуку Х. С каким гномиком будет дружить Хома а с каким Хим? Почему? Чтобы уметь различать твёрдый и мягкий согласные Х-ХЬ, наши гости предлагают вам поиграть в игру с улиткой на нашей волшебной доске. Объясняю правило. Улитки принесли слова: холодильник, муха, бахилы, орехи Вам необходимо разместить картинки соответствующему звуку твердому синей улитке и мягкому красной улитке. |
Знакомство с новым звуком | Фонетическая зарядка Произнесём звук [Х], погреем наши ручки. (Дети, каждый перед зеркалом, произносят звук) Что вы чувствуете? Как у нас выходит из рта воздух? ( воздух тёплый, встречает преграды, препятствия (язычок). кончик языка внизу, немного отходит от нижних зубов, Корень языка отодвигается назад, к горлышку и мешает воздушной струе проходить легко) Значит, какой это звук? (согласный). Каким гномиком мы его будем обозначать? Он твёрдый или мягкий? (твёрдый) Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (не звенит) Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой) А теперь произнесём звук [Х`] Что вы чувствуете? Как у нас выходит из рта воздух? Значит, какой это звук? (согласный) Он твёрдый или мягкий? (мягкий). Каким кружочком его мы будем обозначать? Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (не звенит) Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой) Ребята, давайте произнесём наши звуки по очереди: х-хь-х-хь, они похожи или нет? (похожи) Чем эти звуки отличаются? ([Х`] – мягкий, а [Х] - твёрдый) Давайте повторим: звук [Х] какой? (согласный твёрдый, глухой) А звук [Х`]? (согласный, мягкий, глухой) Повторить правильную артикуляцию звука Х и ХЬ (работа с зеркалами) |
Развитие фонематических процессов |
Ребята давайте представим что у нас выпал снег, очень очень холодно…Нам нужно погреть наши руки, проговаривая звук Х-Х-Х-Х
когда услышите в словах звук Х, поднимите вверх скрещенные руки в виде буквы Х, а если этого звука нет, то поднимаем руки вверх. Слова: кот, , хлеб, крот, холодильник, Костя, хомяк, гол, хобот. Игра «Добавь звук», который потерялся из слов. Пету…, лопу…, горо.., запа…, мо.., сме… (демонстрация картинок)
Дети выполняют работу на индивидуальном раздаточном материале.) Звук Холодильник [о] слышен в начале слова Звук Бахилы [о] слышен в середине слова. Звук черепаха [о] слышен в конце слова Из этого можно сделать вывод, что звук [Х] встречается в любой части слова – и в начале, и в середине, и в конце. |
Знакомство с новым звуком |
Ребята, а вы знаете, что звуки [Х],[ХЬ'] обозначаются одной буквой? Они обозначаются буквой Х (показ на доске: Х). Как вы думаете, что это?) - Это буква «Х», которая обозначает какие звуки? ([Х] и [Х`])- Из каких элементов состоит буква? (Из 2-х палочек). Ребята, давайте счетными палочками выложим букву Х – Палочки кладем крест на крест Физминутка «Хомка». Хомка-хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встает Щечки моет, шейку трет. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять! Хомка хочет сильным стать. Дети имитируют все движения хомяка. Рабата в рабочих тетрадях чтобы букву Х ХЬ лучше запомнить, Мы с вами выполним задания в тетрадях |
Итог занятия | Молодцы! С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Приготовьте пальчики. Сгибаем их в кулачок и разгибаем пальчики, о чем на занятии мы узнали Звук [Х] - согласный или гласный? (согласный); Какая преграда у звука [Х]? ( язык); Звонкий или глухой? (глухой); Х Твёрдый или мягкий? (твёрдый); Х Каким цветом обозначаем? (синим). А звук Хь Звонкий или глухой? (глухой); Хь Твёрдый или мягкий? (твёрдый); |
Рефлексия | Мне очень понравилось, как вы сегодня работали! И Хоме и Химу тоже, давайте попрощаемся с нашими героями, они многому у вас научились и говорят вам спасибо |










По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте. "Согласный звук "С", "СЬ", буква "С".
Знакомство детей с буквой "С". Чтение слогов и слов с заданной буквой....
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.
Данный конспект отражает систему занятий по обучению грамоте детей с ОНР, которая построена так , чтобы подвести ребёнка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфо...
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.
Данный конспект отражает систему зантятий по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи, которая построено так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способов чтения, сформиро...

Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте "Согласный звук [г], [г\'], буква "Г". Звуковой анализ слова "голуби". Подготовительная группа
Задачи: - формировать умения детей различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательности и уменьшительности; - формировать умения детей различать смысловые оттенки глаголов, обр...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н. в подготовительной группе для детей с ФФНР
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н.в подготовительной группе для детей с ФФНР...

конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Тема "Звук и буква "Э"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Тема "Звук и буква "Э" в подготовительной группе...


