Непрерывная образовательная деятельность Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие Тема «Звуки Х- ХЬ Буква Х»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Валева Елена Сергеевна

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Непрерывная образовательная деятельность

Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие

Тема «Звуки Х- ХЬ Буква Х»

 

 

 

 

Исполнитель: Валева. Е.С

 

 

Екатеринбург

 

Непрерывная образовательная деятельность

Тема «Звуки Х- ХЬ Буква Х»

 

Цель: знакомство со звуками Х и Хь и буквой Х

Задачи:

Развивать фонематический слух;

учить детей правильно произносить звуки  [х], [х′] в речи,

Выделять звуки  [х], [х′].  начале, в середине и в конце слова;

Познакомить с буквой Х и её графическим написанием;

Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.

Развивать память, внимание, мышление;

Учить работать в коллективе.

Оборудование: карточки - домики найди место звука, гномики синего и зеленого цвета, демонстрационный материал Хома и Хима, демонстрационный материал – (Улитки холодильник, муха, бахилы, орехи), картинки для обозначения места звука в Холодильник, Бахилы черепаха ) рабочие тетради автор Крепчук.О.И, зеркала на каждого ребенка, предметные картинки в названиях которых есть звук Х; демонстрационная картинки буква  Х.

 

Ход непрерывной образовательной деятельности

Организационный момент

Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

Развитие артикуляционной моторики

Развитие артикуляционной моторики Артикуляционная гимнастка  Давайте с вами выполним артикуляционную гимнастику- возьмем наши зеркала Упражнения: «окно», «улыбка - трубочка», (показ демонстрационного материала гусеница)

Актуализация знаний (повторение изученного материала) Сейчас мы с вами повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки, отгадайте сами. Отгадывание звуков а, у, о, и, п, пь,   Какие звуки мы называем гласными, а какие согласными? (ответы детей) Верно, гласные звуки мы можем петь и тянуть, и преграда им никакая не мешает, а согласные мы не можем петь и тянуть, потому что им всегда мешает какая-то преграда (зубки, губки, язычок). Согласные звуки могут быть твердыми, как камень и мягкими, как перышко. Как мы обозначаем гласные, согласные звуки? (ответы детей ) Гласные звуки мы обозначаем гномиком красного цвета, твердые согласные – гномиком синего цвета, а мягкие согласные - гномиком зеленого цвета. А сейчас пришло время поиграть

Объявление темы занятий

 

Знакомство с новой темой. Отгадайте загадку Загадка: Я устраиваюсь ловко, У меня с собой кладовка, Где кладовка? за щекой! Вот я хитренький какой. Кто это? (хомяк) Сегодня у нас в гостях хомяк Хома и хорёк Хим. (Кто это?) Покажите, какие у Хомы щёки (толстые), какие у хорька Хима (худые). Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем знакомиться? (Х, ХЬ). Расскажите Хоме и Химу про эти звуки, дайте характеристику звуку Х. С каким гномиком будет  дружить Хома а с каким Хим? Почему? Чтобы уметь различать твёрдый и мягкий согласные Х-ХЬ, наши гости предлагают вам поиграть в игру с улиткой на нашей волшебной доске. Объясняю правило. Улитки принесли слова: холодильник, муха, бахилы, орехи Вам необходимо разместить картинки соответствующему звуку твердому синей улитке  и мягкому красной улитке.

Знакомство с новым звуком

 

Фонетическая зарядка

Произнесём звук [Х], погреем наши ручки. (Дети, каждый перед зеркалом, произносят звук) Что вы чувствуете? Как у нас выходит из рта воздух? ( воздух тёплый, встречает преграды, препятствия (язычок). кончик языка внизу, немного отходит от нижних зубов, Корень языка отодвигается назад, к горлышку и мешает воздушной струе проходить легко) Значит, какой это звук? (согласный). Каким гномиком мы его будем обозначать? Он твёрдый или мягкий? (твёрдый) Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (не звенит) Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой) А теперь произнесём звук [Х`] Что вы чувствуете? Как у нас выходит из рта воздух? Значит, какой это звук? (согласный) Он твёрдый или мягкий? (мягкий). Каким кружочком его мы будем обозначать? Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (не звенит) Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой) Ребята, давайте произнесём наши звуки по очереди: х-хь-х-хь, они похожи или нет? (похожи) Чем эти звуки отличаются? ([Х`] – мягкий, а [Х] - твёрдый) Давайте повторим: звук [Х] какой? (согласный твёрдый, глухой) А звук [Х`]?  (согласный, мягкий, глухой) Повторить правильную артикуляцию звука Х и ХЬ (работа с зеркалами)

Развитие фонематических процессов

 

  1. Изолированное произношение

Ребята давайте представим что у нас выпал снег, очень очень холодно…Нам нужно погреть наши руки, проговаривая звук Х-Х-Х-Х

  1. Уточнение артикуляции звука

когда услышите в словах звук Х, поднимите вверх скрещенные руки в виде буквы Х, а если этого звука нет, то поднимаем руки вверх. Слова: кот, , хлеб, крот, холодильник, Костя, хомяк, гол, хобот.

Игра «Добавь звук», который потерялся из слов.

 Пету…, лопу…, горо.., запа…, мо.., сме… (демонстрация картинок)

  1. Определение характеристики звука

Дети выполняют работу на индивидуальном раздаточном материале.)

Звук Холодильник [о] слышен в начале слова  

Звук Бахилы [о] слышен в середине слова.

Звук черепаха [о] слышен в конце слова

Из этого можно сделать вывод, что звук [Х] встречается в любой части слова – и в начале, и в середине, и в конце.

Знакомство с новым звуком

 

  1. Взаимосвязь звука и буквы

Ребята, а вы знаете, что звуки [Х],[ХЬ'] обозначаются одной буквой? Они обозначаются буквой Х (показ на доске: Х).

Как вы думаете, что это?) - Это буква «Х», которая обозначает какие звуки? ([Х] и [Х`])- Из каких элементов состоит буква? (Из 2-х палочек). Ребята, давайте счетными палочками выложим букву Х – Палочки кладем крест на крест

Физминутка  «Хомка».

Хомка-хомка, хомячок, Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает Щечки моет, шейку трет.

Подметает хомка хатку И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять! Хомка хочет сильным стать.

Дети имитируют все движения хомяка.

Рабата в рабочих тетрадях чтобы букву Х ХЬ лучше запомнить, Мы с вами выполним задания в тетрадях

Итог занятия

Молодцы! С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Приготовьте пальчики. Сгибаем их в кулачок и разгибаем пальчики,  о чем на занятии мы узнали

Звук [Х] - согласный или гласный? (согласный);

Какая преграда у звука [Х]? ( язык);

Звонкий или глухой? (глухой);

Х Твёрдый или мягкий? (твёрдый);

Х Каким цветом обозначаем? (синим).

А звук

Хь Звонкий или глухой? (глухой);

Хь Твёрдый или мягкий? (твёрдый);

Рефлексия

 Мне очень понравилось, как вы сегодня работали! И Хоме и Химу тоже, давайте попрощаемся с нашими героями, они многому у вас научились и говорят вам спасибо

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_h_h.docx138.57 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 47

https://i.siteapi.org/wE2ZVzowZARo5ha2M7sfpmJdcLE=/0x0:960x720/d111103221b8417.s2.siteapi.org/img/cawmxwenp2oskkcs0wog0o8cgo0k0s

Непрерывная образовательная деятельность

Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие

Тема «Звуки Х- ХЬ Буква Х»

Исполнитель: Валева. Е.С

Екатеринбург

Непрерывная образовательная деятельность

Тема «Звуки Х- ХЬ Буква Х»

Цель: знакомство со звуками Х и Хь и буквой Х

Задачи:

Развивать фонематический слух;

учить детей правильно произносить звуки  [х], [х′] в речи,

Выделять звуки  [х], [х′].  начале, в середине и в конце слова;

Познакомить с буквой Х и её графическим написанием;

Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.

Развивать память, внимание, мышление;

Учить работать в коллективе.

Оборудование: карточки - домики найди место звука, гномики синего и зеленого цвета, демонстрационный материал Хома и Хима, демонстрационный материал – (Улитки холодильник, муха, бахилы, орехи), картинки для обозначения места звука в Холодильник, Бахилы черепаха ) рабочие тетради автор Крепчук.О.И, зеркала на каждого ребенка, предметные картинки в названиях которых есть звук Х; демонстрационная картинки буква  Х.

Ход непрерывной образовательной деятельности

Организационный момент

Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

Развитие артикуляционной моторики

Развитие артикуляционной моторики Артикуляционная гимнастка  Давайте с вами выполним артикуляционную гимнастику- возьмем наши зеркала Упражнения: «окно», «улыбка - трубочка», (показ демонстрационного материала гусеница)

Актуализация знаний (повторение изученного материала) Сейчас мы с вами повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки, отгадайте сами. Отгадывание звуков а, у, о, и, п, пь,   Какие звуки мы называем гласными, а какие согласными? (ответы детей) Верно, гласные звуки мы можем петь и тянуть, и преграда им никакая не мешает, а согласные мы не можем петь и тянуть, потому что им всегда мешает какая-то преграда (зубки, губки, язычок). Согласные звуки могут быть твердыми, как камень и мягкими, как перышко. Как мы обозначаем гласные, согласные звуки? (ответы детей ) Гласные звуки мы обозначаем гномиком красного цвета, твердые согласные – гномиком синего цвета, а мягкие согласные - гномиком зеленого цвета. А сейчас пришло время поиграть

Объявление темы занятий

Знакомство с новой темой. Отгадайте загадку Загадка: Я устраиваюсь ловко, У меня с собой кладовка, Где кладовка? за щекой! Вот я хитренький какой. Кто это? (хомяк) Сегодня у нас в гостях хомяк Хома и хорёк Хим. (Кто это?) Покажите, какие у Хомы щёки (толстые), какие у хорька Хима (худые). Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем знакомиться? (Х, ХЬ). Расскажите Хоме и Химу про эти звуки, дайте характеристику звуку Х. С каким гномиком будет  дружить Хома а с каким Хим? Почему? Чтобы уметь различать твёрдый и мягкий согласные Х-ХЬ, наши гости предлагают вам поиграть в игру с улиткой на нашей волшебной доске. Объясняю правило. Улитки принесли слова: холодильник, муха, бахилы, орехи Вам необходимо разместить картинки соответствующему звуку твердому синей улитке  и мягкому красной улитке.

Знакомство с новым звуком

Фонетическая зарядка

Произнесём звук [Х], погреем наши ручки. (Дети, каждый перед зеркалом, произносят звук) Что вы чувствуете? Как у нас выходит из рта воздух? ( воздух тёплый, встречает преграды, препятствия (язычок). кончик языка внизу, немного отходит от нижних зубов, Корень языка отодвигается назад, к горлышку и мешает воздушной струе проходить легко) Значит, какой это звук? (согласный). Каким гномиком мы его будем обозначать? Он твёрдый или мягкий? (твёрдый) Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (не звенит) Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой) А теперь произнесём звук [Х`] Что вы чувствуете? Как у нас выходит из рта воздух? Значит, какой это звук? (согласный) Он твёрдый или мягкий? (мягкий). Каким кружочком его мы будем обозначать? Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (не звенит) Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой) Ребята, давайте произнесём наши звуки по очереди: х-хь-х-хь, они похожи или нет? (похожи) Чем эти звуки отличаются? ([Х`] – мягкий, а [Х] - твёрдый) Давайте повторим: звук [Х] какой? (согласный твёрдый, глухой) А звук [Х`]?  (согласный, мягкий, глухой) Повторить правильную артикуляцию звука Х и ХЬ (работа с зеркалами)

Развитие фонематических процессов

  1. Изолированное произношение

Ребята давайте представим что у нас выпал снег, очень очень холодно…Нам нужно погреть наши руки, проговаривая звук Х-Х-Х-Х

  1. Уточнение артикуляции звука 

когда услышите в словах звук Х, поднимите вверх скрещенные руки в виде буквы Х, а если этого звука нет, то поднимаем руки вверх. Слова: кот, , хлеб, крот, холодильник, Костя, хомяк, гол, хобот.

Игра «Добавь звук», который потерялся из слов.

 Пету…, лопу…, горо.., запа…, мо.., сме… (демонстрация картинок)

  1. Определение характеристики звука

Дети выполняют работу на индивидуальном раздаточном материале.)

Звук Холодильник [о] слышен в начале слова  

Звук Бахилы [о] слышен в середине слова.

Звук черепаха [о] слышен в конце слова

Из этого можно сделать вывод, что звук [Х] встречается в любой части слова – и в начале, и в середине, и в конце.

Знакомство с новым звуком

  1. Взаимосвязь звука и буквы

Ребята, а вы знаете, что звуки [Х],[ХЬ'] обозначаются одной буквой? Они обозначаются буквой Х (показ на доске: Х).

Как вы думаете, что это?) - Это буква «Х», которая обозначает какие звуки? ([Х] и [Х`])- Из каких элементов состоит буква? (Из 2-х палочек). Ребята, давайте счетными палочками выложим букву Х – Палочки кладем крест на крест

Физминутка  «Хомка».

Хомка-хомка, хомячок, Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает Щечки моет, шейку трет.

Подметает хомка хатку И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять! Хомка хочет сильным стать.

Дети имитируют все движения хомяка.

Рабата в рабочих тетрадях чтобы букву Х ХЬ лучше запомнить, Мы с вами выполним задания в тетрадях

Итог занятия

Молодцы! С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Приготовьте пальчики. Сгибаем их в кулачок и разгибаем пальчики,  о чем на занятии мы узнали

Звук [Х] - согласный или гласный? (согласный);

Какая преграда у звука [Х]? ( язык);

Звонкий или глухой? (глухой);

Х Твёрдый или мягкий? (твёрдый);

Х Каким цветом обозначаем? (синим).

А звук

Хь Звонкий или глухой? (глухой);

Хь Твёрдый или мягкий? (твёрдый);

Рефлексия

 Мне очень понравилось, как вы сегодня работали! И Хоме и Химу тоже, давайте попрощаемся с нашими героями, они многому у вас научились и говорят вам спасибо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте. "Согласный звук "С", "СЬ", буква "С".

Знакомство детей с буквой "С". Чтение слогов и слов с заданной буквой....

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Данный конспект отражает систему занятий по обучению грамоте детей с ОНР, которая построена так , чтобы подвести ребёнка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфо...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

   Данный конспект отражает систему зантятий по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи, которая построено так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способов чтения, сформиро...

Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте "Согласный звук [г], [г\'], буква "Г". Звуковой анализ слова "голуби". Подготовительная группа

Задачи: - формировать умения детей различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательности и уменьшительности; - формировать умения детей различать смысловые оттенки глаголов, обр...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н. в подготовительной группе для детей с ФФНР

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н.в подготовительной группе для детей с ФФНР...

конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Тема "Звук и буква "Э"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Тема "Звук и буква "Э" в подготовительной группе...