Непрерывная образовательная деятельность Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие Тема «Звуки В- ВЬ Буква В»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47
Непрерывная образовательная деятельность
Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие
Тема «Звуки В- ВЬ Буква В»
Исполнитель: Валева. Е.С
Екатеринбург
Непрерывная образовательная деятельность
Тема «Звуки В- ВЬ Буква В»
Цель: Создать условия для знакомства детей с согласными звуками В и Вь, буквой В.
Задачи:
Образовательные: Учить определять место звука в слове. Закрепление навыков различения звуков В, Вь в слогах, в словах; закрепление четкой артикуляции и характеристики; ознакомление с буквой В, упражнения в нахождении ее среди других букв.
Продолжать активизировать лексику по теме «Весна».
Развивающие: Развивать речевой слух, фонематические представления, зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением, мелкую моторику, развивать умения сопоставлять и делать простые умозаключения, развивать речевые умения и навыки.
Воспитательные: Продолжать воспитывать навыки самостоятельности, активности, инициативности.
Оборудование: Наглядное пособие «Домики звуков» с гласными звуками, изображение буквы В, звуков В и Вь, схема слова (начало, середина, конец слова), набор букв на магнитах для составления слогов, карточки для индивидуальной работы, цветные карандаши: красный, синий, зелёный.
Ход непрерывной образовательной деятельности
Организационный момент | Нам радостно, нам весело, Смеёмся мы с утра. Но вот пришло мгновение – Серьёзней быть пора. Глазки открыли, ручки сложили, Головку подняли, ротики прикрыли И затихли на минутку Чтоб не слышать даже шутку, Чтоб не видеть никого А себя лишь одного! Воспитатель предлагает детям, у которых окажется в руках мячик, ответить на вопросы Что такое буква Что такое звук Какие бывают звуки Назови любой звук Назови гласный звук Назови согласный звук Назови любое слово Назови слог |
Развитие артикуляционной моторики
Актуализация знаний | Развитие артикуляционной моторики Артикуляционная гимнастка А чтобы отвечать внятно мы с вами разомнем наш язычок. Артикуляционная гимнастика «Слоненок» - «Щенок» - «Бегемот». «Голодный хомяк» - «Сытый хомяк» Что мы слышим? Звуки. Какие бывают звуки? Гласные и согласные. Почему мы их называем «гласные звуки»? Когда мы их произносим, воздушная струя не встречает преграду. Назовите, согласный звуки. М П Б… Почему мы их так называем? Они не тянутся и не поются! |
Объявление темы занятий
| Ребята, сегодня я вам хочу рассказать сказку про знакомые уже гласные звуки. Какие это звуки, давайте вспомним. А что они умели делать? Сказка про гласные звуки Жили-были звуки гласные Песни они пели разные: А, О, У, Ы, И, Э Вместе они жили и давно дружили. Утром просыпался первым А: А-а-а вставать уже пора? Вслед за ним стонал звук О: О-о-о, как рано-то ещё! Отвечал ему звук У: У-у-у, ну я же не хочу! Дальше ныл ленивый Ы: Разве мы вставать должны? Только вдруг, как из-под земли, Появились Э и И:эй,чтобы было веселей, Собирайтесь в путь скорей! Надо нам найти друзей И тогда не будет грустно, И не будем мы скучать, И с друзьями вместе будем И песни петь и играть. Ребята, как вы думаете, каких друзей нашли себе гласные звуки? А чем отличаются гласные звуки от согласных? Какие вы знаете согласные звуки? Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним согласным звуком. А каким, вы должны угадать. Поиграем в игру «Подскажи словечко». Это словечко начинается именно с этого звука. В овраг ручьями катится, Деревьям дарит платьица, В цветы оденет луг И станет летом вдруг. Ты знаешь кто она? Красавица (весна) С какого звука начинается слово ВЕСНА? Правильно. Мы познакомимся сегодня со звуком В и Вь |
Знакомство с новым звуком
| Сегодня мы познакомимся со звуками В, Вь и с буквой В. Зубками мы нижнюю губу прикусим, Между ними голос пустим. Звук В –согласный, твердый, звонкий. Звук Вь– согласный, мягкий, звонкий. - Чем отличаются звуки? Звук В – твердый, звук Вь – мягкий. Что общего? Звуки В и Вь согласные, звонкие. С какого же звука начинается слово ВЕСНА? А какой буквой мы обозначаем этот звук? Какая же эта буква, посмотрите: В – буква очень важная Воображала страшная: Грудь – колесом, живот надут, Как будто нет важнее тут. А какие ещё слова начинаются с этого звука? Где слышим звук в? А где слышим звук в в следующих словах: павлин, сова, соловушка? А в конце слова звук в слышится как Ф – ветвь, надо сказать слово так, чтобы В был в середине слова – ветви. Характеристика звука в вь Возьмем с вами наши зеркала и произнесем звук В ВЬ ЗВУК «В» - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, твердый, звонкий, обозначается синим квадратиком. ЗВУК «ВЬ» - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым квадратиком. |
Знакомство с новым звуком
|
Поиграем в игру «Топни-хлопни» Я буду называть слова со звуком В, если вы услышите мягкий звук Вь – вы хлопаете, если твёрдый В – топаете. Давайте попробуем: Вата, виснуть, волк, вол, выпь, Витя. Звуки В и Вь любят играть: Подними синюю карточку, когда услышишь звук В Подними правую карточку, когда услышишь звук Вь. (логопед называет сначала звуки: В В Вь В Вь Вь…, затем слоги: Ва, Вя, Вы, Ве, Ву….) Молодцы! 2. Уточнение артикуляции звука Игра «Потерялся звук» Я беззвучно произнесу звук «в» и громко остальную часть слова, а вы целиком слово. …аза …аленки …олны …ышка …ыстрел …ата …арежки …оин …ыдра …ыставка …анна …аренье …олос …ырез …афли …олк …ышивка …ыход
Игра «Договори слово» (вместо слога ВА– полоска желтого цвета) Ла (ва) Гри(ва) тра(ва) заба(ва) подош(ва) Сла (ва) клят(ва) со(ва) кана(ва) отра(ва) Па (ва) гла(ва) хал(ва) опра(ва) бот(ва) Сли (ва) дро(ва) тык(ва) крапи(ва) 3. Определение характеристики звука Дети выполняют работу на индивидуальном раздаточном материале.) Определить место звука в слове. Ребята давайте посмотрим что изображено на доске, и назовем их В – самовар, ваза, валенки, волк, вода, сливы, неваляшка Вь – весы, ведро, вертолет, цветы, телевизор, медведи) Где ты слышишь звук В (Вь) в слове САМОВАР, в начале, в середине или в конце слова? Я слышу звук В (Вь) в середине слова. (воспитатель проверяет все слова) Из этого можно сделать вывод, что звук [М мЬ] встречается в любой части слова – и в начале, и в середине, и в конце. Физкульт минутка А теперь давайте немного отдохнем (выходят на коврики). Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. |
Развитие фонематических процессов
Знакомство с новой буквой
| Взаимосвязь звука и буквы Игра с мячом «Скажи наоборот». Я буду произносить слог с твердым В, а вы отвечаете с мягким ВЬ и наоборот. ВА-ВЯ ВЫ-ВИ ВЯ-ВА ВО-ВЁ ВУ-ВЮ ВИ-ВЫ ВЭ-ВЕ ВЁ-ВО Игра «Путаница». Посмотрите на эту путаницу, назовите все предметы, которые вы увидели. Верно ли, что все слова начинаются на звук Вь? Какое слово лишнее? Дети: ВАРЕЖКА Почему это слово лишнее? Дети: В слове ВАРЕЖКА первый звук В- согласный, твердый, звонкий В остальных словах первый звук Вь. делим слово ВАРЕЖКА на слоги. Произнесите слово по слогам. Сколько слогов в этом слове? Дети: В этом слове три слога. Составьте предложение с этим словом. Дети: Бабушка связала теплые варежки. Сколько слов в предложении? Дети: В предложении четыре слова. Назовите первое (второе…) слово. Дети: Бабушка. (связала; теплые; варежки) Знакомство с буквой Слышим звуки, а пишем, читаем? Дети: Буквы. «В» - буква очень важная Воображала страшная. Грудь колесом, живот надут, Как будто нет важнее тут. (воспитатель выкладывает на наборном полотне букву В) Пишем в воздухе: сверху вниз (спинка), слева направо полуовал…; Ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились? А с какой буквой? Сейчас мы научимся писать эту букву. Пальчиковая гимнастика: Чтобы справиться с жарою, Веер новенький откроем. Будем на себя махать, Не потеть, а отдыхать. Спрячем веер в рукаве И напишем букву В Ребята, а теперь откройте свои секретики и посмотрите, что там изображено. Это разные буквы перепутались, которые нужно раскрасить. А почему у вас на рабочем месте по три карандаша: красный, синий и зелёный? Давайте сначала найдём букву, с которой мы сегодня познакомились. Каким цветом можно её красить? Почему Рабата в рабочих тетрадях чтобы букву В ВЬ лучше запомнить, Мы с вами выполним задания в тетрадях |
Итог занятия | Все справились с заданием? Какую букву раскрасили? Каким цветом? Ребята, кто не узнал букву В, поищите внимательно ещё, а кто справился с заданием, может раскрасить буквы, которые обозначают гласные звуки. Каким цветом будите красить эти букву? |
Рефлексия | Ребята, с какими звуками мы сегодня познакомились? А с какой буквой? И что же мы о них узнали? Чему ещё научились? А для чего нам это нужно? Что вам понравилось на занятии? А что было особенно трудно? За вашу работу, за ваши старания буква В оставила вам подарки, раскраски со своим изображением, чтобы вы её лучше запомнили. Но она с вами не прощается, мы ещё встретимся на занятиях с этой буквой и звуками В и Вь. |
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 119.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47
Непрерывная образовательная деятельность
Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие
Тема «Звуки В- ВЬ Буква В»
Исполнитель: Валева. Е.С
Екатеринбург
Непрерывная образовательная деятельность
Тема «Звуки В- ВЬ Буква В»
Цель: Создать условия для знакомства детей с согласными звуками В и Вь, буквой В.
Задачи:
Образовательные: Учить определять место звука в слове. Закрепление навыков различения звуков В, Вь в слогах, в словах; закрепление четкой артикуляции и характеристики; ознакомление с буквой В, упражнения в нахождении ее среди других букв.
Продолжать активизировать лексику по теме «Весна».
Развивающие: Развивать речевой слух, фонематические представления, зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением, мелкую моторику, развивать умения сопоставлять и делать простые умозаключения, развивать речевые умения и навыки.
Воспитательные: Продолжать воспитывать навыки самостоятельности, активности, инициативности.
Оборудование: Наглядное пособие «Домики звуков» с гласными звуками, изображение буквы В, звуков В и Вь, схема слова (начало, середина, конец слова), набор букв на магнитах для составления слогов, карточки для индивидуальной работы, цветные карандаши: красный, синий, зелёный.
Ход непрерывной образовательной деятельности
Организационный момент | Нам радостно, нам весело, Смеёмся мы с утра. Но вот пришло мгновение – Серьёзней быть пора. Глазки открыли, ручки сложили, Головку подняли, ротики прикрыли И затихли на минутку Чтоб не слышать даже шутку, Чтоб не видеть никого А себя лишь одного! Воспитатель предлагает детям, у которых окажется в руках мячик, ответить на вопросы Что такое буква Что такое звук Какие бывают звуки Назови любой звук Назови гласный звук Назови согласный звук Назови любое слово Назови слог |
Развитие артикуляционной моторики Актуализация знаний | Развитие артикуляционной моторики Артикуляционная гимнастка А чтобы отвечать внятно мы с вами разомнем наш язычок. Артикуляционная гимнастика «Слоненок» - «Щенок» - «Бегемот». «Голодный хомяк» - «Сытый хомяк» Что мы слышим? Звуки. Какие бывают звуки? Гласные и согласные. Почему мы их называем «гласные звуки»? Когда мы их произносим, воздушная струя не встречает преграду. Назовите, согласный звуки. М П Б… Почему мы их так называем? Они не тянутся и не поются! |
Объявление темы занятий | Ребята, сегодня я вам хочу рассказать сказку про знакомые уже гласные звуки. Какие это звуки, давайте вспомним. А что они умели делать? Сказка про гласные звуки Жили-были звуки гласные Песни они пели разные: А, О, У, Ы, И, Э Вместе они жили и давно дружили. Утром просыпался первым А: А-а-а вставать уже пора? Вслед за ним стонал звук О: О-о-о, как рано-то ещё! Отвечал ему звук У: У-у-у, ну я же не хочу! Дальше ныл ленивый Ы: Разве мы вставать должны? Только вдруг, как из-под земли, Появились Э и И:эй,чтобы было веселей, Собирайтесь в путь скорей! Надо нам найти друзей И тогда не будет грустно, И не будем мы скучать, И с друзьями вместе будем И песни петь и играть. Ребята, как вы думаете, каких друзей нашли себе гласные звуки? А чем отличаются гласные звуки от согласных? Какие вы знаете согласные звуки? Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним согласным звуком. А каким, вы должны угадать. Поиграем в игру «Подскажи словечко». Это словечко начинается именно с этого звука. В овраг ручьями катится, Деревьям дарит платьица, В цветы оденет луг И станет летом вдруг. Ты знаешь кто она? Красавица (весна) С какого звука начинается слово ВЕСНА? Правильно. Мы познакомимся сегодня со звуком В и Вь |
Знакомство с новым звуком | Сегодня мы познакомимся со звуками В, Вь и с буквой В. Зубками мы нижнюю губу прикусим, Между ними голос пустим. Звук В –согласный, твердый, звонкий. Звук Вь– согласный, мягкий, звонкий. - Чем отличаются звуки? Звук В – твердый, звук Вь – мягкий. Что общего? Звуки В и Вь согласные, звонкие. С какого же звука начинается слово ВЕСНА? А какой буквой мы обозначаем этот звук? Какая же эта буква, посмотрите: В – буква очень важная Воображала страшная: Грудь – колесом, живот надут, Как будто нет важнее тут. А какие ещё слова начинаются с этого звука? Где слышим звук в? А где слышим звук в в следующих словах: павлин, сова, соловушка? А в конце слова звук в слышится как Ф – ветвь, надо сказать слово так, чтобы В был в середине слова – ветви. Характеристика звука в вь Возьмем с вами наши зеркала и произнесем звук В ВЬ ЗВУК «В» - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, твердый, звонкий, обозначается синим квадратиком. ЗВУК «ВЬ» - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым квадратиком. |
Знакомство с новым звуком |
Поиграем в игру «Топни-хлопни» Я буду называть слова со звуком В, если вы услышите мягкий звук Вь – вы хлопаете, если твёрдый В – топаете. Давайте попробуем: Вата, виснуть, волк, вол, выпь, Витя. Звуки В и Вь любят играть: Подними синюю карточку, когда услышишь звук В Подними правую карточку, когда услышишь звук Вь. (логопед называет сначала звуки: В В Вь В Вь Вь…, затем слоги: Ва, Вя, Вы, Ве, Ву….) Молодцы! 2. Уточнение артикуляции звука Игра «Потерялся звук» Я беззвучно произнесу звук «в» и громко остальную часть слова, а вы целиком слово. …аза …аленки …олны …ышка …ыстрел …ата …арежки …оин …ыдра …ыставка …анна …аренье …олос …ырез …афли …олк …ышивка …ыход Игра «Договори слово» (вместо слога ВА– полоска желтого цвета) Ла (ва) Гри(ва) тра(ва) заба(ва) подош(ва) Сла (ва) клят(ва) со(ва) кана(ва) отра(ва) Па (ва) гла(ва) хал(ва) опра(ва) бот(ва) Сли (ва) дро(ва) тык(ва) крапи(ва) 3. Определение характеристики звука Дети выполняют работу на индивидуальном раздаточном материале.) Определить место звука в слове. Ребята давайте посмотрим что изображено на доске, и назовем их В – самовар, ваза, валенки, волк, вода, сливы, неваляшка Вь – весы, ведро, вертолет, цветы, телевизор, медведи) Где ты слышишь звук В (Вь) в слове САМОВАР, в начале, в середине или в конце слова? Я слышу звук В (Вь) в середине слова. (воспитатель проверяет все слова) Из этого можно сделать вывод, что звук [М мЬ] встречается в любой части слова – и в начале, и в середине, и в конце. Физкульт минутка А теперь давайте немного отдохнем (выходят на коврики). Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. |
Развитие фонематических процессов Знакомство с новой буквой | Взаимосвязь звука и буквы Игра с мячом «Скажи наоборот». Я буду произносить слог с твердым В, а вы отвечаете с мягким ВЬ и наоборот. ВА-ВЯ ВЫ-ВИ ВЯ-ВА ВО-ВЁ ВУ-ВЮ ВИ-ВЫ ВЭ-ВЕ ВЁ-ВО Игра «Путаница». Посмотрите на эту путаницу, назовите все предметы, которые вы увидели. Верно ли, что все слова начинаются на звук Вь? Какое слово лишнее? Дети: ВАРЕЖКА Почему это слово лишнее? Дети: В слове ВАРЕЖКА первый звук В- согласный, твердый, звонкий В остальных словах первый звук Вь. делим слово ВАРЕЖКА на слоги. Произнесите слово по слогам. Сколько слогов в этом слове? Дети: В этом слове три слога. Составьте предложение с этим словом. Дети: Бабушка связала теплые варежки. Сколько слов в предложении? Дети: В предложении четыре слова. Назовите первое (второе…) слово. Дети: Бабушка. (связала; теплые; варежки) Знакомство с буквой Слышим звуки, а пишем, читаем? Дети: Буквы. «В» - буква очень важная Воображала страшная. Грудь колесом, живот надут, Как будто нет важнее тут. (воспитатель выкладывает на наборном полотне букву В) Пишем в воздухе: сверху вниз (спинка), слева направо полуовал…; Ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились? А с какой буквой? Сейчас мы научимся писать эту букву. Пальчиковая гимнастика: Чтобы справиться с жарою, Веер новенький откроем. Будем на себя махать, Не потеть, а отдыхать. Спрячем веер в рукаве И напишем букву В Ребята, а теперь откройте свои секретики и посмотрите, что там изображено. Это разные буквы перепутались, которые нужно раскрасить. А почему у вас на рабочем месте по три карандаша: красный, синий и зелёный? Давайте сначала найдём букву, с которой мы сегодня познакомились. Каким цветом можно её красить? Почему Рабата в рабочих тетрадях чтобы букву В ВЬ лучше запомнить, Мы с вами выполним задания в тетрадях |
Итог занятия | Все справились с заданием? Какую букву раскрасили? Каким цветом? Ребята, кто не узнал букву В, поищите внимательно ещё, а кто справился с заданием, может раскрасить буквы, которые обозначают гласные звуки. Каким цветом будите красить эти букву? |
Рефлексия | Ребята, с какими звуками мы сегодня познакомились? А с какой буквой? И что же мы о них узнали? Чему ещё научились? А для чего нам это нужно? Что вам понравилось на занятии? А что было особенно трудно? За вашу работу, за ваши старания буква В оставила вам подарки, раскраски со своим изображением, чтобы вы её лучше запомнили. Но она с вами не прощается, мы ещё встретимся на занятиях с этой буквой и звуками В и Вь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте. "Согласный звук "С", "СЬ", буква "С".
Знакомство детей с буквой "С". Чтение слогов и слов с заданной буквой....
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.
Данный конспект отражает систему занятий по обучению грамоте детей с ОНР, которая построена так , чтобы подвести ребёнка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфо...
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.
Данный конспект отражает систему зантятий по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи, которая построено так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способов чтения, сформиро...

Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте "Согласный звук [г], [г\'], буква "Г". Звуковой анализ слова "голуби". Подготовительная группа
Задачи: - формировать умения детей различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательности и уменьшительности; - формировать умения детей различать смысловые оттенки глаголов, обр...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н. в подготовительной группе для детей с ФФНР
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н.в подготовительной группе для детей с ФФНР...

конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Тема "Звук и буква "Э"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Тема "Звук и буква "Э" в подготовительной группе...


