Непрерывная образовательная деятельность Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие Тема «Звук [Ы] Буква Ы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Валева Елена Сергеевна

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 47

 

 

 

 

 

 

 

Непрерывная образовательная деятельность

Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие

Тема «Звук [Ы]  Буква Ы

 

 

 

 

Исполнитель: Валева. Е.С

 

Екатеринбург

Непрерывная образовательная деятельность

Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие

Тема «Звук [Ы]  Буква Ы

 

Цель: Познакомить детей со звуком  [Ы]  Буквой Ы

Задачи:

Закреплять понятие звук и буква «Ы».

Совершенствовать умение выделять гласный звук [Ы] в начале и в конце слова; в словах

Развивать зрительно – моторную координацию

Воспитывать уважение к ответам товарищей.

Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.

Оборудование: карточки - домики найди место звука, гномики красного цвета, демонстрационный материал для определения звука картинки, демонстрационные картинки  на звук Ы, звуковая дорожка, рабочая тетрадь

 

 

Ход непрерывной образовательной деятельности

Организационный момент

Игра «Эхо». Я начну читать стихотворение, а вы хором повторяйте окончания.

Собирайся детвора! Ра, ра, ра.

Начинается игра. Ра, ра, ра.

Сколько времени сейчас? Час, час, час.

Как кричит в селе петух? Ух, ух, ух.

Сколько будет дважды два? Два, два, два.

Это ухо или нос? (показывает на ухо).Нос, нос, нос.

Это локоть или глаз? (показывает на локоть).

Глаз, глаз, глаз. Ну, а это что у нас? (показывает на нос).Нос, нос, нос. Неужели это так? Так, так, так. Вы хорошие всегда? Да, да, да.

Ребята, вспомните, какие звуки мы учили на прошлом занятии? (Звуки а, у, и). (демонстрация знакомых звуков)

Вы помните, какие это звуки? Гласные. Почему они называются гласные звуки? Потому что их можно пропеть голосом, они отмечаются красным цветом дружит с ним красный гномик

Развитие артикуляционной моторики

 Развитие артикуляционной моторики

Чтобы мы могли красиво отвечать на мои вопросы сделаем артикуляционную гимнастику.

«Улыбочка» – растянуть губы в улыбке.

«Трубочка» – вытянуть губы вперед.

«Улыбочка» – «Трубочка».

«Окошко» – широко открыть рот.

«Окошко открываем и закрываем».

«Орешки» – кончик языка оттягивает правую щёку, левую.

 

 

Актуализация знаний (повторение изученного материала)

Ребята, а вы знаете, что у звуков а, о, у, и,  есть родной брат – звук ы. он очень застенчивый. Что значит застенчивый?

Дети: скромный, тихий, послушный.

звук ы застенчивый. Он никогда не встает в слове первым. Прячется за другие звуки в середине или в конце слова. Послушайте слова: сыр, коты, мышка, волосы, крыса, дыра, птицы, рысь, стопы, стены. Произнесите эти слова так, чтобы мы четко услышали звук ы.

 

Объявление темы занятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика звука И  Знакомство с буквой И

 

Объявление темы занятия

Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и его образом – буквой. Поучимся находить этот звук в словах. А чем этот звук так интересен, хотите узнать? Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете, и попробуйте догадаться, с каким звуком мы будем знакомиться:

Звук – невидимка спрятался в часы,

А его братишка – дедушке в усы.

Дети называют звук [ы].

Молодцы, правильно назвали – это звук [ы]. Чтобы научиться произносить этот звук правильно, давайте поупражняемся в его произнесении:

А теперь возьмите свои зеркала и посмотрите в них при этом произнесите звук ы. губы и зубы приоткрыты, не напряжены, воздух проходит спокойно, не встречая на своем пути преград, голосовые связки вибрируют. Звук [ы] – гласный.

 

 

 

 

 

 

Знакомство с новым звуком

 

1. Игра «Поймаем звук» Ну-ка, ушки на макушки, будем мы играть в послушки! (дети встают возле парты) Хлопайте в ладоши, когда услышите звук [Ы] среди других звуков:

[У] [О] [И] [Ы] [А] [Ы] [И] [У] [А] [С] [О] [И] [Э] [Ы] [А] В слогах: МЫ, НИ, РЫ, ВИ, КИ, ДЫ, ПУ, СИ, ФИ, ТЫ В словах: сыр, мыло, куст, дым, лук, индюк, пыль, утка )

-А кто знает слова, начинающиеся со звука [ы]?

Я хочу рассказать вам секрет. Буква Ы ходит всегда с палочкой, увы. Буква Ы старенькая бабушка, которая ходит, опираясь на палочку, поэтому, когда другие буквы быстро встают друг за другом в слове, буква Ы никогда не успевает стать первой, становится либо в середину, либо в конец слова. Так, звук [Ы] мы можем услышать только в середине, либо в конце слов. - Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука [ы]. - Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова.

  1. Изолированное произношение

Споем звук Ы. Пароходик уплывает и гудит ы-ы-ы (поем с ослаблением силы голоса). Пароходик приплывает гудит ы-ы-ы (поем с усилением голоса).

Уточнение артикуляции звука

Игра «Один-много».

Дети стоят полукругом. воспитатель сообщает, что сейчас будет веселая игра с мячом «Один-много». по очереди кидает мяч каждому ребенку.

Я называю вам один предмет, а вы – когда этих предметов много. Слон-слоны, стол-столы, столб-столбы, лев-львы, зонт-зонты, коза-козы, коса-косы, пила-пилы, лента-ленты,  крокодил-крокодилы, бегемот-бегемоты, жираф-жирафы, обезьяна-обезьяны, телефон-телефоны, акула-акулы.

Ребята, где мы с вами слышали звук ы? (В конце слов.).

  1. Определение характеристики звука

Игра «Слушай внимательно». Выставляются картинки. Дети называют их, выделяя голосом звук ы: часы, весы, цветы, ножницы. Где слышится звук ы в этих словах? (В конце слов). Обозначьте место звука ы в домике.

А сейчас предложите Мышонку угощение, в названии которого звук ы будет звучать в середине слова. (Сыр, дыня, тыква). Выставляются картинки. Обозначьте место звука ы в домике.

 

 

 

Развитие фонематических процессов

 

Игра «Сосчитай, сколько звуков я назвала»

ы–

ыи–

аоы–

ыа

Сосчитай сколько буквы Ы  в этом стихотворении

ЗайцЫ прЫгали вприпрЫжку, бЫстро грЫзли кочерЫжку. Сосчитай сколько букв Ы в этом стихотворении.

Знакомство с новым звуком

 

- С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [ы]). –

Я вам покажу знак, которым обозначается звук – это буква ы (показ буквы). - Эта буква всегда маленького роста. -А теперь угадайте загадки.

Эту букву знаешь ты? Есть она в словах: "кроты, "Бусы", "сыр" и в слове "мы". Ты запомни букву ... (Ы)

Что за гласная такая, Не простая, а двойная, И поклясться я готов - Нет ее в начале слов! (Буква Ы)

Мы спросили у синицы, Мы спросили у совы, Не смогли они придумать Нам слова на букву... (Ы).

.Буква первой быть не может, Торт один в торты размножит. (Буква Ы

Рабата в рабочих тетрадях – А теперь напечатайте букву в прописях. Приготовили простые карандаши. Напечатайте букву Ы слоговом домике сначала по точкам, а затем самостоятельно. Помните, букву начинаем печатать сверху вниз.

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный, и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, непоседливый самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Итог занятия

Для обозначения звуков люди придумали специальные знаки (буквы).

Звук [Ы] обозначается буквой [Ы]. Вот как она выглядит (показ буквы).( на сладе).

Рефлексия

С каким звуком вы сегодня познакомились?

Можно ли этот звук петь?

Как называются звуки, которые поются?

Какой буквой обозначается звук [Ы]?

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_y.docx1.43 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития. Образовательная область: речевое развитие (подготовка к обучению грамоте). Тема: "Звуки и буквы [К] — [Г]"

Закрепление в самостоятельной деятельности умения дифференцировать звуки [К] — [Г]», проводить  звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов, слова «гуси»...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте: "Согласный звук Д, буква Д, д"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23376250","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Тема "Звук и буква "Э"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Тема "Звук и буква "Э" в подготовительной группе...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по подготовке обучению грамоте Тема: "Звуки в и вь. Буква В"

Цель: Познакомить со звуками в, вь. Буква В, в.Программное содержание:·         Образовательная: Формировать понятия “согласный, твердый, звонкий&r...