Непрерывная образовательная деятельность Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие Тема «Звуки Г- ГЬ Буква Г»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47
Непрерывная образовательная деятельность
Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие
Тема «Звуки Г- ГЬ Буква Г»
Исполнитель: Валева. Е.С
Екатеринбург
Непрерывная образовательная деятельность
Тема «Звуки Г- ГЬ Буква Г»
Цели:
Развивающие:
- познакомиться со звуками Г, ГЬ.
- учить выделять звуки среди других звуков, в слогах, из состава слова, дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;
-познакомить с графическим обозначением звуков - буквой Г;
- совершенствовать навыки звуко-слогового анализа: умение определять место звука в слове;
- способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного восприятия;
Образовательные:
- учить детей спрягать глаголы;
- продолжать учить детей правильному употреблению в речи;
прилагательных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже;
числительных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже , упражнять в подборе антонимов;
Воспитательные:
-воспитывать организованность, дружелюбие, самостоятельность, осознанное отношение к речи;
воспитывать потребность детей к правильной речи.
Оборудование:
Разрезные картинки со звуком Г, зеркала, картинки со звуками Г Гь конверты с элементами буквы Г, гномики звуковые, домики для определения место звука в слове
Ход непрерывной образовательной деятельности
Организационный момент | Игра с мячом (картинками). Дети задают вопросы: Кто это? Что это? (на данные вопросы подбирают слова со звуками в начале, в середине и в конце слова). |
Развитие артикуляционной моторики
Актуализация знаний | Развитие артикуляционной моторики Артикуляционная гимнастка Ребята давайте немного поиграем Артикуляционная гимнастка Упражнения для губ и щек Язычок гулять собрался Он умылся, (пропустить язык сквозь губы) Причесался, (пропустить язык сквозь зубы) Выпил чашку молока, (делаем язычок «чашечкой») Съел варенья полведра, (делаем движение языком, как бы зачерпывая варенье из ведра) Потом выбежал во двор, Перелез через забор, (движение языка через зубы) На качелях покачался, (движение языка вверх – вниз) На лошадке в лес умчался( упражнение «Лошадка») Актуализация знаний (повторение изученного материала) Ребята, вспомните, какие звуки мы учили на прошлом занятии? (Звуки В Ф). Вы помните, какие это звуки? согласные. Почему они называются согласными звуками? Потому что их нельзя пропеть, встречается преграда. согласные звуки всегда обозначаются, каким цветом (синим и зеленым) Сегодня мы свами продолжим изучать согласный звук. |
Объявление темы занятий
| Ребята, сейчас мы с вами отправимся в волшебную страну звуков и букв. Кто живет в той стране? (звуки и буквы) Чем звуки отличаются от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, читаем и пишем). А что мы будем делать в этой стране? (Знакомиться с новыми звуками, буквами и играть с ними). А вот с какими звуками мы сегодня познакомимся, вам подскажут загадки. Слова-отгадки начинаются с новых звуков. Невидимка-великан В небе бьёт в барабан.(гром)
А это что за чудеса? В лесу мы слышим голоса, Ребята у костра сидят, Поют и на нее глядят. Чтобы она вдруг зазвучала, Щипни струну ты для начала. А струн бывает семь иль шесть, Ее достоинств нам не счесть. Всем под нее легко поется, Скажите, как она зовется?..(Гитара) С какими звуками мы познакомимся сегодня? ([г] , [г’]) Закройте глаза, а я произнесу волшебные слова. И мы окажемся в волшебной стране звуков и букв. (абра котабра бум очутимся мы в стране звуков) |
Знакомство с новым звуком
| Дети дают характеристику звуков «Г», «ГЬ» опираясь на вопросы «Характеристика звуков Произнесите: « Г». Звук [г], он какой, согласный или гласный? (согласный) Почему? (не поется) Звонкий или глухой? (звонкий, он произносится громко, звонко и не шумит) Твердый или мягкий? (твердый) Как вы думаете, есть ли у звука [г] родной братик? (да, звук [г’]) Произнесите звук [г’]. Расскажите он какой? (согласный, звонкий, мягкий) Обратите внимание в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка. ( губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов) Ещё раз произнесите звук Г и скажите, при произнесении звука Г встречается ли преграда? Да. -Что мешает? ( воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и нёбом) А если встречается преграда, значит звук Г какой? Согласный. -А теперь проверьте звонкий или глухой? Закройте ушки руками, если они гудят, то звук – звонкий. Звонкий. |
Знакомство с новым звуком
|
Игра Выделение звука. А) Ловим звук: среди других звуков: И, В, З, О, К, Г, Б, М, Ш, Б) среди слогов:, АШ, АМ, ОГ, ОК, ОБ, ГА, ДА, ТО, ДО, ГО,ГУ, ЛЫ, В) -Назовите слова со звуком Г. -Назовите слова со звуком ГЬ. Игра «Услышь звук» Если услышите в слове звук Г – хлопайте в ладоши , а если ГЬ – топайте ногами. ГИТАРА, ГЕНА, НОГИ, ГАМАК, ГИРЯ, ГЕНА, ГНУС, ЛУГА, ГРОМ, ГОРА.(объясняют какой звук, место звука в слове) 2. Уточнение артикуляции звука Игра «Звукоежка». Звукоежка прилетел, и в словах он звуки съел. Я произнесу слово без первого звука, а вы произнесете его правильно. …руша (груша), ..ном, …рузовик, …роза ..иря, ….ильза, …ерой, ..азета, …рим, ..релка, …лоток - Какие звуки съел Звукоежка? ([г], [г’]). 3. Определение характеристики звука Игра – домики Определить место звука в слове, используя карточку - синий и зелёный квадратик, глаз, груша, бумага, вьюга, круг, сапог, друг Дети выполняют работу на индивидуальном раздаточном материале.) Глаз звук [Г] слышен в начале слова Бумага– звук [Г] слышен в середине слова. Друг– звук [Г] слышен в конце слова Из этого можно сделать вывод, что звук [Г] встречается в любой части слова – и в начале, и в середине, и в конце. Физкульт минутка А теперь давайте немного отдохнем (выходят на коврики). Ходят гуси у пруда И гогочут: «га-га-га», (Ходьба на месте: пальцы расставлены, руки вдоль тела) Тянут гуси шеи – У кого длиннее? (Наклоны вперед с разведением рук в стороны и вытягиванием шеи вперед) Машут крыльями большими. Не хотим встречаться с ними: Нас они пугают, в воду не пускают. (Ходьба на приседе.) Гуси рыбку увидали, Дружно в воду побежали –(Бег на месте.) Все гуськом, гуськом, гуськом Вслед за главным гусаком. (Подкрадывание с похлопыванием ладонями по бедрам.) |
Развитие фонематических процессов
Знакомство с новой буквой
| Взаимосвязь звука и буквы Игра «Скажи наоборот» Поиграем в игру «Скажи наоборот», но сегодня будет одно правило - во всех словах первый звук [г]: тихо, веселый, сладкое, жидкие, чистая, шершавый, нежное. Игра «Закончи предложение» Я начну предложение, а вы закончите словом, первый звук в котором [г] или [г’]. У Гали голубые … (глаза). На клумбе выросли … (гвоздики). Гончар вылепил из глины …. (горшок) Гром гремит во время … (грозы). На лугу гогочут … (гуси). Знакомство с буквой Г. У братьев Г и Гь одна мама – буква Г. Вот она. Это буква Г. На что похожа буква Г? Букву на плече носил, На лугу траву косил. Почему буква Г раскрашена синим и зеленым цветами? Игра «Собери букву» (четыре конверта, в каждом разрезанная на несколько частей буква Г) Посмотрите! Для нас звуки и буквы приготовили сюрприз. Заглянем в конверты. А здесь какие-то кусочки? Как вы думаете, что это? Дети делятся на четыре группы и собирают буквы. Рабата в рабочих тетрадях чтобы букву |
Итог занятия | А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза. Я произнесу волшебные слова. |
Рефлексия | С какими звуками мы познакомились во время нашего путешествия? Чем они похожи? Чем отличаются? А зачем, мы с вами учились различать звуки, знакомились с буквой Г? Где вам потом пригодится это знание? (правильно читать, грамотно писать) Что больше понравилось? Что было трудно?
|
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 75.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47
Непрерывная образовательная деятельность
Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие
Тема «Звуки Г- ГЬ Буква Г»
Исполнитель: Валева. Е.С
Екатеринбург
Непрерывная образовательная деятельность
Тема «Звуки Г- ГЬ Буква Г»
Цели:
Развивающие:
- познакомиться со звуками Г, ГЬ.
- учить выделять звуки среди других звуков, в слогах, из состава слова, дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;
-познакомить с графическим обозначением звуков - буквой Г;
- совершенствовать навыки звуко-слогового анализа: умение определять место звука в слове;
- способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного восприятия;
Образовательные:
- учить детей спрягать глаголы;
- продолжать учить детей правильному употреблению в речи;
прилагательных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже;
числительных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже , упражнять в подборе антонимов;
Воспитательные:
-воспитывать организованность, дружелюбие, самостоятельность, осознанное отношение к речи;
воспитывать потребность детей к правильной речи.
Оборудование:
Разрезные картинки со звуком Г, зеркала, картинки со звуками Г Гь конверты с элементами буквы Г, гномики звуковые, домики для определения место звука в слове
Ход непрерывной образовательной деятельности
Организационный момент | Игра с мячом (картинками). Дети задают вопросы: Кто это? Что это? (на данные вопросы подбирают слова со звуками в начале, в середине и в конце слова). |
Развитие артикуляционной моторики Актуализация знаний | Развитие артикуляционной моторики Артикуляционная гимнастка Ребята давайте немного поиграем Артикуляционная гимнастка Упражнения для губ и щек Язычок гулять собрался Он умылся, (пропустить язык сквозь губы) Причесался, (пропустить язык сквозь зубы) Выпил чашку молока, (делаем язычок «чашечкой») Съел варенья полведра, (делаем движение языком, как бы зачерпывая варенье из ведра) Потом выбежал во двор, Перелез через забор, (движение языка через зубы) На качелях покачался, (движение языка вверх – вниз) На лошадке в лес умчался( упражнение «Лошадка») Актуализация знаний (повторение изученного материала) Ребята, вспомните, какие звуки мы учили на прошлом занятии? (Звуки В Ф). Вы помните, какие это звуки? согласные. Почему они называются согласными звуками? Потому что их нельзя пропеть, встречается преграда. согласные звуки всегда обозначаются, каким цветом (синим и зеленым) Сегодня мы свами продолжим изучать согласный звук. |
Объявление темы занятий | Ребята, сейчас мы с вами отправимся в волшебную страну звуков и букв. Кто живет в той стране? (звуки и буквы) Чем звуки отличаются от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, читаем и пишем). А что мы будем делать в этой стране? (Знакомиться с новыми звуками, буквами и играть с ними). А вот с какими звуками мы сегодня познакомимся, вам подскажут загадки. Слова-отгадки начинаются с новых звуков. Невидимка-великан В небе бьёт в барабан.(гром) А это что за чудеса? В лесу мы слышим голоса, Ребята у костра сидят, Поют и на нее глядят. Чтобы она вдруг зазвучала, Щипни струну ты для начала. А струн бывает семь иль шесть, Ее достоинств нам не счесть. Всем под нее легко поется, Скажите, как она зовется?..(Гитара) С какими звуками мы познакомимся сегодня? ([г] , [г’]) Закройте глаза, а я произнесу волшебные слова. И мы окажемся в волшебной стране звуков и букв. (абра котабра бум очутимся мы в стране звуков) |
Знакомство с новым звуком | Дети дают характеристику звуков «Г», «ГЬ» опираясь на вопросы «Характеристика звуков Произнесите: « Г». Звук [г], он какой, согласный или гласный? (согласный) Почему? (не поется) Звонкий или глухой? (звонкий, он произносится громко, звонко и не шумит) Твердый или мягкий? (твердый) Как вы думаете, есть ли у звука [г] родной братик? (да, звук [г’]) Произнесите звук [г’]. Расскажите он какой? (согласный, звонкий, мягкий) Обратите внимание в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка. ( губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов) Ещё раз произнесите звук Г и скажите, при произнесении звука Г встречается ли преграда? Да. -Что мешает? ( воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и нёбом) А если встречается преграда, значит звук Г какой? Согласный. -А теперь проверьте звонкий или глухой? Закройте ушки руками, если они гудят, то звук – звонкий. Звонкий. |
Знакомство с новым звуком |
Игра Выделение звука. А) Ловим звук: среди других звуков: И, В, З, О, К, Г, Б, М, Ш, Б) среди слогов:, АШ, АМ, ОГ, ОК, ОБ, ГА, ДА, ТО, ДО, ГО,ГУ, ЛЫ, В) -Назовите слова со звуком Г. -Назовите слова со звуком ГЬ. Игра «Услышь звук» Если услышите в слове звук Г – хлопайте в ладоши , а если ГЬ – топайте ногами. ГИТАРА, ГЕНА, НОГИ, ГАМАК, ГИРЯ, ГЕНА, ГНУС, ЛУГА, ГРОМ, ГОРА.(объясняют какой звук, место звука в слове) 2. Уточнение артикуляции звука Игра «Звукоежка». Звукоежка прилетел, и в словах он звуки съел. Я произнесу слово без первого звука, а вы произнесете его правильно. …руша (груша), ..ном, …рузовик, …роза ..иря, ….ильза, …ерой, ..азета, …рим, ..релка, …лоток - Какие звуки съел Звукоежка? ([г], [г’]). 3. Определение характеристики звука Игра – домики Определить место звука в слове, используя карточку - синий и зелёный квадратик, глаз, груша, бумага, вьюга, круг, сапог, друг Дети выполняют работу на индивидуальном раздаточном материале.) Глаз звук [Г] слышен в начале слова Бумага– звук [Г] слышен в середине слова. Друг– звук [Г] слышен в конце слова Из этого можно сделать вывод, что звук [Г] встречается в любой части слова – и в начале, и в середине, и в конце. Физкульт минутка А теперь давайте немного отдохнем (выходят на коврики). Ходят гуси у пруда И гогочут: «га-га-га», (Ходьба на месте: пальцы расставлены, руки вдоль тела) Тянут гуси шеи – У кого длиннее? (Наклоны вперед с разведением рук в стороны и вытягиванием шеи вперед) Машут крыльями большими. Не хотим встречаться с ними: Нас они пугают, в воду не пускают. (Ходьба на приседе.) Гуси рыбку увидали, Дружно в воду побежали –(Бег на месте.) Все гуськом, гуськом, гуськом Вслед за главным гусаком. (Подкрадывание с похлопыванием ладонями по бедрам.) |
Развитие фонематических процессов Знакомство с новой буквой | Взаимосвязь звука и буквы Игра «Скажи наоборот» Поиграем в игру «Скажи наоборот», но сегодня будет одно правило - во всех словах первый звук [г]: тихо, веселый, сладкое, жидкие, чистая, шершавый, нежное. Игра «Закончи предложение» Я начну предложение, а вы закончите словом, первый звук в котором [г] или [г’]. У Гали голубые … (глаза). На клумбе выросли … (гвоздики). Гончар вылепил из глины …. (горшок) Гром гремит во время … (грозы). На лугу гогочут … (гуси). Знакомство с буквой Г. У братьев Г и Гь одна мама – буква Г. Вот она. Это буква Г. На что похожа буква Г? Букву на плече носил, На лугу траву косил. Почему буква Г раскрашена синим и зеленым цветами? Игра «Собери букву» (четыре конверта, в каждом разрезанная на несколько частей буква Г) Посмотрите! Для нас звуки и буквы приготовили сюрприз. Заглянем в конверты. А здесь какие-то кусочки? Как вы думаете, что это? Дети делятся на четыре группы и собирают буквы. Рабата в рабочих тетрадях чтобы букву |
Итог занятия | А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза. Я произнесу волшебные слова. |
Рефлексия | С какими звуками мы познакомились во время нашего путешествия? Чем они похожи? Чем отличаются? А зачем, мы с вами учились различать звуки, знакомились с буквой Г? Где вам потом пригодится это знание? (правильно читать, грамотно писать) Что больше понравилось? Что было трудно? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте. "Согласный звук "С", "СЬ", буква "С".
Знакомство детей с буквой "С". Чтение слогов и слов с заданной буквой....
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.
Данный конспект отражает систему занятий по обучению грамоте детей с ОНР, которая построена так , чтобы подвести ребёнка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфо...
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.
Данный конспект отражает систему зантятий по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи, которая построено так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способов чтения, сформиро...

Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте "Согласный звук [г], [г\'], буква "Г". Звуковой анализ слова "голуби". Подготовительная группа
Задачи: - формировать умения детей различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательности и уменьшительности; - формировать умения детей различать смысловые оттенки глаголов, обр...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н. в подготовительной группе для детей с ФФНР
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н.в подготовительной группе для детей с ФФНР...

конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Тема "Звук и буква "Э"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Тема "Звук и буква "Э" в подготовительной группе...


