Непрерывная образовательная деятельность Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие Тема «Звук [И] Буква И
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Валева Елена Сергеевна

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Непрерывная образовательная деятельность

Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие

Тема «Звук [И]  Буква И

 

 

 

 

Исполнитель: Валева. Е.С

 

Екатеринбург

Непрерывная образовательная деятельность

Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие

Тема «Звук [И]  Буква И

 

Цель: Познакомить детей со звуком  [И]  Буквой И

Задачи:

Закреплять понятие звук и буква «И».

Совершенствовать умение выделять гласный звук [и] в начале и в конце слова; в словах

Учить образовывать существительные ед. числа в множественное

Развивать чёткое произнесение звука «И».

Развивать зрительно – моторную координацию

Воспитывать уважение к ответам товарищей.

Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.

Оборудование: карточки - домики найди место звука, гномики красного цвета, демонстрационный материал для определения звука картинки, демонстрационные картинки  на звук И, звуковая дорожка, рабочая тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход непрерывной образовательной деятельности

Организационный момент

Дети стоят вокруг воспитателя.

Ребята давайте вспомним наше правило: Каждый день, всегда, везде. На занятиях, в игре Громко, четко говорим, Никогда мы не спешим.

Ребята, вспомните, какие звуки мы учили на прошлом занятии? (Звуки а, у). (демонстрация знакомых звуков)

Вы помните, какие это звуки? Гласные. Почему они называются гласные звуки? Потому что их можно пропеть голосом. Ребята, а какое сейчас время года?(Осень)

«Самомассаж «Осень»

осеннее солнышко нас ласкает – погладить лоб, щеки, подбородок, шею. начал капать дождь осенний – постукивание кончиками пальцев. долго дождик будет плакать – массируем уши разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа поглаживание всего лица

Развитие артикуляционной моторики

 Развитие артикуляционной моторики

Артикуляционная гимнастика «Осень» с использованием биоэнергопластики соединение. движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук

мы радуемся красками осени– улыбка– руки в стороны

дует осенний легкий ветерок –трубочка– руки вперед

веточки на деревьях качаются от ветра– часики– двумя руками вправо, влево  листочки кружатся –круговые движения языком по губам– руки по кругу кошка вышла в осенний сад погулять, выгибает спинку горкакисти рук вниз едет лошадка по осенней дорожке гладкой-лошадка– кисти рук вверх, вниз.

 

Актуализация знаний (повторение изученного материала) Ребята, что мы слышим? «А.О.И. »Звуки. Какие бывают звуки? Гласные и согласные. А какие я сейчас произнесла звуки Гласные или согласные? Гласные

Почему мы их называем «гласные звуки»? Когда мы их произносим, воздушная струя не встречает преграду. Назовите, согласные звуки. М П Б.…Почему мы их так называем? Они не тянутся и не поются, встречается преграда

Объявление темы занятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика звука И  Знакомство с буквой И

 

Объявление темы занятия

Ребята я расскажу вам рассказ про двух мальчиков.

Мальчики И-и-и-ван и Ди-и-и-ма седели на берегу реки-и-и. они играли в камешки. Вдруг рядом запела какая-то пти-и-и-ца. «И-и-и»- выводила она свои трели. Дима сказал: «Это иволга». Иван никогда не видел эту птицу. Они тихо подошли к иве. На нижней ветки куста сидела желтая птичка иволга и пела свою печальную песню.

Артикуляция звука. (Вопросы и ответы:)_

- Как звали мальчиков? (И-и-и-ван и Ди-и-и-ма)

- Как звали птицу? (иволга)

- Какую пела песню иволга? (И-и-и.)

- Какой звук в этих словах слышали? (И)

Правильно, звук И. Ребята, а как вы думаете, этот звук можно пропеть? Давайте встанем и произнесем звук [И]. Кто растянет самую длинную нитку. Спойте его долго, протяжно. Посмотрите в зеркало свое и снова протяните нить пропойте звук И Воздух проходит свободно. губы улыбаются, зубы сближены, воздушная струя идет спокойно, голосовые связки вибрирую). Вы догадались, какой это звук? (Гласный звук). Каким гномиком обозначим звук И? (Красным).Показываем красного гномика

Сегодня мы с вами будем произносить много слов со звуком И и узнаем букву И.

 

Давайте все вместе произнесём звук [И].

Когда мы произносим звук (И, то губки у нас – «в улыбки»

зубки сближены, но не сомкнуты; язык лежит во рту, его края касаются коренных зубов; горлышко «работает» (рука ребенка для контроля лежит на горлышке). Звук (И) – гласный, его можно петь (губы, язык и зубы не мешают свободному прохождению воздуха). Как вы думаете, можно ли увидеть звук (И? Дети: Нет Звук (И) обозначается буквой (И). Вот как она выглядит. Давайте в воздухе напишем букву (И) пальцем (показ буквы) Звук мы можем произносить и слышать, а Буквы. Видеть и прописывать

 

 

 

 

 

Знакомство с новым звуком

 

Ребята, а Иван умеет играть на дудочке. И он нам сыграет на дудочке. Иван взял дудочку и сыграл такую песенку: а и у (а-а-а-и-и-и-у-у-у). Дима захотел ее повторить. Он понял, что песенка состояла из трех звуков.(Воспитатель повторяет песенку, загибая пальцы.) первый - [а], второй - [и], третий - [у],  разобрав эту песенку, Иван правильно ее исполнил?

А сейчас мы с вами разберем следующую песенку (сколько звуков, какие звуки, в какой последовательности звучат):

И-а-у (и-и-и-а-а-а-у-у-у);

А-у-и (а-а-а-у-у-у-и-и-и);

У-и-а (у-у-у-и-и-и-а-а-а).

 

 

  1. Изолированное произношение

Теперь ребята давайте пропоем наш звук [И-И-И-И-И-И]  по звуковой дорожке, которой я сейчас вам покажу- если стрелочка идет с низу вверх – то поем сначало тихо а когда стрелочка идет вверх поем громко, только не кричим

  1. Уточнение артикуляции звука

Игра «Сигнальщики». Хлопните в ладоши , если услышите звук И:

а) из ряда гласных звуков: а о у и у э а у и ы у

б) из ряда слогов: ух, ап, он, ум, оп, ус, от, ут;

в) из ряда слов:  иволга, картошка, иголка, икра, машина

молодцы!

Игра «Не ошибись»

Сейчас я вам буду называть слова, а вы должны будете поднять красного гномика, если услышите звук [И]. Молодцы, справились с заданием (иголка, листок, иволга, машина, индюк, икра, мячик)

  1. Определение характеристики звука Сейчас вам нужно определить место звука в словах [И] (начало, середина, конец) в этом вам поможет домик с окошечками, в домике есть три окошечка,(начало, середина, конец) Надо определить, где находится звук у в словах в начале. и положить окошечко красным цветом Дети выполняют работу на индивидуальном раздаточном материале.)

Игра «Определи место звука в слове»

Иголка звук [И] слышен в начале слова  

Мишка– звук [И] слышен в середине слова.

Сапоги– звук [И] слышен в конце слова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие фонематических процессов

 

Игра «Сосчитай, сколько звуков я назвала»

а–

ау–

ауи–

иа

Игра «Один – много»

Я говорю в единственном числе слово а вы в множественном числе слово например (носок- носки)

замок – замки, мелок – мелки, лепесток – лепестки, медведь– медведи.

В конце слов какой звук мы слышим? Правильно, И. Но этот звук может прятаться не только в конце слов. А вот как вы умеете определять, где спрятался звук, мы сейчас посмотрим

Игра «Отгадай слово»

Я буду произносить часть слова без звука И. Вы дополните его звуком И и скажите все слово._ збушка, _ндюк, _зюм, _грушки, _нструменты, _нжир.

Затем буква И передвигается в конец полоски и то же задание дается со словами без последнего звука. Коньк_, санк_, палк_, вилк_, тарелк_, сумк_.

Звук называется [И], а буква? Да, они называются одинаково. Звук «И» обозначается вот такой буквой «И».

Знакомство с новым звуком

 

Звук называется [И], а буква? Да, они называются одинаково. Звук «И» обозначается вот такой буквой «И».

Две палочки прямые, Меж ними ремешок. Он снизу вверх направо Идёт наискосок.

Молоток я раздобыл,

из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек? – Три!

А какая буква? –( И.)

(Давайте из счетных палочек выложим букву И)

На что похожа буква И?

Давайте нарисуем букву И в воздухе. А теперь возьмите палочки и напишите из них букву И.  У буквы И поясок наискосок. Нужно взять две палочки и положить их вертикально на расстоянии друг от друга , а потом соединить их палочкой, которая идет с лева на право по диагонали.

Построим из пальцев букву «И». Указательные пальцы Словно столбики застыли. Средний левой чуть нагнулся, Пальца правой дотянулся.

Рабата в рабочих тетрадях – А теперь напечатайте букву в прописях. Приготовили простые карандаши. Напечатайте букву И слоговом домике сначала по точкам, а затем самостоятельно. Помните, букву начинаем печатать сверху вниз.

Гимнастика для пальчиков и глаз.

Идут четыре братца навстречу старшему.

- Здравствуй, большак! - говорят.

Здорово, Васька-указка,

(Когда большой палец будет прикасаться к другим пальцам, закрывать и открывать глаза).

Мишка-серёдка,

Гриша сиротка

Да крошка Тимошка!

 

 

Итог занятия

Для обозначения звуков люди придумали специальные знаки (буквы).

Звук [И] обозначается буквой [И]. Вот как она выглядит (показ буквы).( на сладе).

У нас на столе есть буквы, кто хочет может их потрогать.

и обвести их пальцем (работа с раздаточным материалом).

 

Рефлексия

С каким звуком вы сегодня познакомились?

Можно ли этот звук петь?

Как называются звуки, которые поются?

Какой буквой обозначается звук [И]?

Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными на занятии.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i.docx1.12 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития. Образовательная область: речевое развитие (подготовка к обучению грамоте). Тема: "Звуки и буквы [К] — [Г]"

Закрепление в самостоятельной деятельности умения дифференцировать звуки [К] — [Г]», проводить  звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов, слова «гуси»...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте: "Согласный звук Д, буква Д, д"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23376250","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Тема "Звук и буква "Э"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Тема "Звук и буква "Э" в подготовительной группе...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по подготовке обучению грамоте Тема: "Звуки в и вь. Буква В"

Цель: Познакомить со звуками в, вь. Буква В, в.Программное содержание:·         Образовательная: Формировать понятия “согласный, твердый, звонкий&r...