Непрерывная образовательная деятельность Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие Тема «Звуки В ВЬ- Ф ФЬ Буква В - Ф»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Валева Елена Сергеевна

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 47

 

 

 

 

 

 

Непрерывная образовательная деятельность

Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие

Тема «Звуки В ВЬ- Ф ФЬ Буква В - Ф»

 

 

 

 

Исполнитель: Валева. Е.С

 

 

Екатеринбург

Непрерывная образовательная деятельность

Тема «Звуки М- МЬ Буква М»

 

Цель: познакомить детей с приемом определения глухости - звонкости согласных звуков  [В] и [Ф].

Задачи:

1. Учить детей определять глухость - звонкость согласных звуков;

2. Тренировать детей в дифференциации звуков [В] и [Ф];

3. Тренировать детей в звуковом анализе слова (выделении первого звука в слове, характеристике выделенного звука);

4. Развивать образное мышление, воображение, память.

Методы развития речи:

Наглядные: рассматривание карточек с изображением букв В и Ф, сюжетных картинок на тему “День рождения”.

Словесные: ситуационный разговор, беседа.

Приемы развития речи:

Словесные: объяснение, речевой образец.

Наглядные: показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции.

Материалы:

карточки с «подарками» (ваза, фонарь, валенки, варежки, фотоаппарат, факел, флаг, велосипед, ), подарочные коробки вишневого и фиолетового цвета, карточки «Схема слова», карточки с угощениями (ватрушка, суфле, варенье, халва, слива, тыква, фасоль, фрукты, вафли), карточки с нарисованными колокольчиками и соломенными шляпками,  картинки птиц ворон и филин. Гномики звуковые, домики для определения место звука в слове.

 

 

 

Ход непрерывной образовательной деятельности

Организационный момент

Колокольчик озорной, Ты ребят в кружок построй. Собрались ребята в круг Слева – друг и справа – друг.

Ну а сейчас, волшебное превращение –Вместе за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Оказались мы в стране, Звуки, буквы там везде! Итак, мы в этой чудесной стране…Стране Звуки и Буквы. Как вы думаете, чем звуки отличаются от букв? Дети: Звуки мы слышим (показывают на уши) и произносим (показывают на рот), а буквы мы пишем (показывают, письмо) и читаем (изображают открытую книгу).

Развитие артикуляционной моторики

 

 

 

 

Актуализация знаний

Развитие артикуляционной моторики Артикуляционная гимнастка Сейчас я проверю вашу силу. Давайте сделаем гимнастику для язычка. Артикуляционная гимнастика.

"Улыбочка" Губы растянуты в виде улыбки, не обнажая сомкнутые зубы. Удерживать губ ы в таком положении следует 10—15 с. "Заборчик" Зубы плотно сжаты. Губы находятся в положении улыбки. Упражнение выполнить 5—6 раз, продолжительность каждого упражнения 10—15 с. 3."Накажем непослушный язычок

«Собрались все дети в круг» ребята, послушайте внимательно и отгадайте мои загадки.

«Вместо ног — два колеса. Сядь верхом и мчись на нём.

Но умело правь рулём»  (Велосипед)

 

«Серовато,  зубовато По полю рыщет Телят, ягнят ищет». (Волк)

 

Когда пошли мы на парад, Его в руке нёс старший брат

Нам без него нельзя никак, Ведь это наш российский….( флаг).

 

 

Днем молчит, Ночью кричит, По лесу летает, Прохожих пугает.

 (Филин) Ребята какой первый звук вы слышите в словах велосипед волк – а в словах флаг и филин  Сегодня мы с вами познакомимся со звуками  В-ВЬ, Ф-ФЬ, с буквами В-Ф».

 

Объявление темы занятий

 

Ребята послушайте рассказ - Однажды, на закате дня встретились Учёный Ворон и Мудрый Филин. Встретились и поспорили, кто из них самый умный и самый рассудительный. И так расшумелись, что испугали всех лесных жителей. Собрались лесные обитатели на совет, и решили: кто выполнит все задания, тот и будет самым умным.

Птицы попросили у нас помощи. Поможем?

—Какая первая буква в слове «Ворон».

—Какая первая буква в слове «Филин».

Дети делятся на две команды «В», «Ф».

Ребята возьмите зеркала, cейчас мы с вами дадим характеристику нашим звукам

 

 

Знакомство с новым звуком

 

 «Характеристика звуков»

В – согласный, звонкий, твердый.

ВЬ – согласный, звонкий, мягкий.

Ф – согласный, глухой, твердый.

ФЬ – согласный, глухой, мягкий

 

Знакомство с новым звуком

 

 

 

  1. Изолированное произношение

Поиграем в игру «Хлоп и топ» и узнаем, кто очень внимателен. Я буду называть слова со звуками [ф] –[в]. На слова со звуками [в], [вь] топаете, со звуками [ф], [фь] – хлопаете.\

Звуки - ф, к, ф, м, в, ф, и т. д.

Слоги - во, по, фи, но, ву, фы и т.д.

 

Слова - Ведра, весна, ветер, время, цифра, туфли, нефть, шофер, корова, лифт, филин, сова, кровать, вата, шкаф, фуражка, кафтан, ворона.

Игра Запомните и повторите песню ветра:

фе — фе — ве — ве

фу — ву —фу — ву

во — фо — фо—во

ва — ва —ва —фа — фа — фа

вла — вло — влу — фла — фло – флу

2. Уточнение артикуляции звука

Игра Замените в слове звук [ф] на [в].

Фаня – Ваня

Вены – фены

Фаза – ваза

Ворс – форс

Феня – Веня

Вон – фон

Фраки – враки

Вата – фата

Софа-сова

Игра «Четвертый лишний»

Я называю вам слова, а вы назовите лишнее слово. Выставляется предметная картинка лишнего предмета. Какой изучаемый нами звук в этом слове.

- Кастрюля, диван, кружка, половник.

- Портфель, брюки, носки, юбка.

- Собака, кошка, медведь, лошадь.

- Апельсин, банан, груша, клюква.

- Корова, лиса, волк, белка.

- Кроссовки, валенки, свисток, тапочки.

Игра «Что изменилось?»

Запомните ряд картинок, закройте глаза. Воспитатель меняет их местами. Что изменилось?

3. Определение характеристики звука

Дети выполняют работу на индивидуальном раздаточном материале.)

Игра: «Определи место звука в слове»  (работа с раздаточном материалом)

(корова, ветка) Определите их место в словах и отметьте на схеме квадратиком

Ветка-зеленый квадрат в начале прямоугольника, корова –синий квадрат в середине прямоугольника. Назовите слова со звуками Ф-ФЬ. (конфета, шарф) Определите их место в словах и отметьте квадратиком Конфета- зеленый квадрат в середине прямоугольника, шарф – синий квадрат в конце прямоугольника.

Из этого можно сделать вывод, что звук [М мЬ] встречается в любой части слова – и в начале, и в середине, и в конце.

Физкульт минутка

А теперь давайте немного отдохнем (выходят на коврики).

Дует ветер нам в лицо, Произвольные взмахи руками. Закачалось деревцо. Наклоны туловища влево-вправо. Ветер тише, тише, тише. Руки медленно опустить вниз. Деревцо все выше, выше. Руки вверх, потянуться.

Развитие фонематических процессов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с новой буквой

 

Взаимосвязь звука и буквы

Игра «Измени слово».

а) Измени первый звук в слове:

пара — фара плот— флот

бантик — фантик вены — фены

вата — фата норма — форма

марш — фарш

Игра «Подбери словечко (дети подбирают по смыслу слова со звуками «В» и «Ф».

- Мальчики на улице играют в … (футбол).

- Мама на рынке купила … (фрукты).

- Зимой, выходя на улицу, надеваем… (варежки).

- У Даши длинные … (волосы).

- В цирке мы видели интересные… (фокусы).

Со звуком мы познакомились. А вот  буква « В Ф».

Ребята, у каждого звука есть своя буква.  Скажите, а чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим, а буквы видим, читаем, пишем). Правильно, звуки мы слышим, а увидеть их нам помогают буквы.  Звуки «В Ф» и «ВЬ ФЬ» мы будем обозначать буквой В Ф. (На доске демонстрационная буква ).

Рабата в рабочих тетрадях чтобы букву  В Ф лучше запомнить, Мы с вами выполним задания в тетрадях

Итог занятия

Какие звуки мы различали с умными птицами?

А теперь давайте подсчитаем, у какой птицы больше очков.. Оказывается, вы помогли птицам набрать одинаковое количество очков и выбрать из них самого умного и самого рассудительного мы не сможем. А птицы, чтобы им больше не ссориться, решили, что Мудрый Филин будет бодрствовать ночью, а Учёный Ворон днем.

Рефлексия

С какими звуками  и буквами мы сегодня познакомились? Со звуками «В-ВЬ», и «Ф-ФЬ», и буквами «В-Ф». Какими они бывают ? Твёрдыми  и мягкими, звонкими  и глухими согласными. Знакомство с другими звуками  и буквами мы продолжим на следующих занятиях. А сейчас наше занятие подходит к концу, спасибо всем за продуктивную работу, вы молодцы.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_v_v_f_f.docx793.69 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 47

https://alphabetonline.ru/images/letters2/v/v7.png

https://abvgdee.ru/images/kartinki/alfavit8/f.png

Непрерывная образовательная деятельность

Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие

Тема «Звуки В ВЬ- Ф ФЬ Буква В - Ф»

Исполнитель: Валева. Е.С

Екатеринбург

Непрерывная образовательная деятельность

Тема «Звуки М- МЬ Буква М»

Цель: познакомить детей с приемом определения глухости - звонкости согласных звуков  [В] и [Ф].

Задачи:

1. Учить детей определять глухость - звонкость согласных звуков;

2. Тренировать детей в дифференциации звуков [В] и [Ф];

3. Тренировать детей в звуковом анализе слова (выделении первого звука в слове, характеристике выделенного звука);

4. Развивать образное мышление, воображение, память.

Методы развития речи:

Наглядные: рассматривание карточек с изображением букв В и Ф, сюжетных картинок на тему “День рождения”.

Словесные: ситуационный разговор, беседа.

Приемы развития речи:

Словесные: объяснение, речевой образец.

Наглядные: показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции.

Материалы:

карточки с «подарками» (ваза, фонарь, валенки, варежки, фотоаппарат, факел, флаг, велосипед, ), подарочные коробки вишневого и фиолетового цвета, карточки «Схема слова», карточки с угощениями (ватрушка, суфле, варенье, халва, слива, тыква, фасоль, фрукты, вафли), карточки с нарисованными колокольчиками и соломенными шляпками,  картинки птиц ворон и филин. Гномики звуковые, домики для определения место звука в слове.

Ход непрерывной образовательной деятельности

Организационный момент

Колокольчик озорной, Ты ребят в кружок построй. Собрались ребята в круг Слева – друг и справа – друг.

Ну а сейчас, волшебное превращение –Вместе за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Оказались мы в стране, Звуки, буквы там везде! Итак, мы в этой чудесной стране…Стране Звуки и Буквы. Как вы думаете, чем звуки отличаются от букв? Дети: Звуки мы слышим (показывают на уши) и произносим (показывают на рот), а буквы мы пишем (показывают, письмо) и читаем (изображают открытую книгу).

Развитие артикуляционной моторики

Актуализация знаний

Развитие артикуляционной моторики Артикуляционная гимнастка Сейчас я проверю вашу силу. Давайте сделаем гимнастику для язычка. Артикуляционная гимнастика.

"Улыбочка" Губы растянуты в виде улыбки, не обнажая сомкнутые зубы. Удерживать губ ы в таком положении следует 10—15 с. "Заборчик" Зубы плотно сжаты. Губы находятся в положении улыбки. Упражнение выполнить 5—6 раз, продолжительность каждого упражнения 10—15 с. 3."Накажем непослушный язычок

«Собрались все дети в круг» ребята, послушайте внимательно и отгадайте мои загадки.

«Вместо ног — два колеса. Сядь верхом и мчись на нём.

Но умело правь рулём»  (Велосипед)

«Серовато,  зубовато По полю рыщет Телят, ягнят ищет». (Волк)

Когда пошли мы на парад, Его в руке нёс старший брат

Нам без него нельзя никак, Ведь это наш российский….( флаг).

Днем молчит, Ночью кричит, По лесу летает, Прохожих пугает.

 (Филин) Ребята какой первый звук вы слышите в словах велосипед волк – а в словах флаг и филин  Сегодня мы с вами познакомимся со звуками  В-ВЬ, Ф-ФЬ, с буквами В-Ф».

Объявление темы занятий

Ребята послушайте рассказ - Однажды, на закате дня встретились Учёный Ворон и Мудрый Филин. Встретились и поспорили, кто из них самый умный и самый рассудительный. И так расшумелись, что испугали всех лесных жителей. Собрались лесные обитатели на совет, и решили: кто выполнит все задания, тот и будет самым умным.

Птицы попросили у нас помощи. Поможем?

—Какая первая буква в слове «Ворон».

—Какая первая буква в слове «Филин».

Дети делятся на две команды «В», «Ф».

Ребята возьмите зеркала, cейчас мы с вами дадим характеристику нашим звукам

Знакомство с новым звуком

 «Характеристика звуков» 

В – согласный, звонкий, твердый.

ВЬ – согласный, звонкий, мягкий.

Ф – согласный, глухой, твердый.

ФЬ – согласный, глухой, мягкий

Знакомство с новым звуком

  1. Изолированное произношение

Поиграем в игру «Хлоп и топ» и узнаем, кто очень внимателен. Я буду называть слова со звуками [ф] –[в]. На слова со звуками [в], [вь] топаете, со звуками [ф], [фь] – хлопаете.\

Звуки - ф, к, ф, м, в, ф, и т. д.

Слоги - во, по, фи, но, ву, фы и т.д.

Слова - Ведра, весна, ветер, время, цифра, туфли, нефть, шофер, корова, лифт, филин, сова, кровать, вата, шкаф, фуражка, кафтан, ворона.

Игра Запомните и повторите песню ветра:

фе — фе — ве — ве

фу — ву —фу — ву

во — фо — фо—во

ва — ва —ва —фа — фа — фа

вла — вло — влу — фла — фло – флу

2. Уточнение артикуляции звука

Игра Замените в слове звук [ф] на [в].

Фаня – Ваня

Вены – фены

Фаза – ваза

Ворс – форс

Феня – Веня

Вон – фон

Фраки – враки

Вата – фата

Софа-сова

Игра «Четвертый лишний»

Я называю вам слова, а вы назовите лишнее слово. Выставляется предметная картинка лишнего предмета. Какой изучаемый нами звук в этом слове.

- Кастрюля, диван, кружка, половник.

- Портфель, брюки, носки, юбка.

- Собака, кошка, медведь, лошадь.

- Апельсин, банан, груша, клюква.

- Корова, лиса, волк, белка.

- Кроссовки, валенки, свисток, тапочки.

Игра «Что изменилось?»

Запомните ряд картинок, закройте глаза. Воспитатель меняет их местами. Что изменилось?

3. Определение характеристики звука

Дети выполняют работу на индивидуальном раздаточном материале.)

Игра: «Определи место звука в слове»  (работа с раздаточном материалом)

(корова, ветка) Определите их место в словах и отметьте на схеме квадратиком

Ветка-зеленый квадрат в начале прямоугольника, корова –синий квадрат в середине прямоугольника. Назовите слова со звуками Ф-ФЬ. (конфета, шарф) Определите их место в словах и отметьте квадратиком Конфета- зеленый квадрат в середине прямоугольника, шарф – синий квадрат в конце прямоугольника.

Из этого можно сделать вывод, что звук [М мЬ] встречается в любой части слова – и в начале, и в середине, и в конце.

Физкульт минутка

А теперь давайте немного отдохнем (выходят на коврики).

Дует ветер нам в лицо, Произвольные взмахи руками. Закачалось деревцо. Наклоны туловища влево-вправо. Ветер тише, тише, тише. Руки медленно опустить вниз. Деревцо все выше, выше. Руки вверх, потянуться.

Развитие фонематических процессов

Знакомство с новой буквой

Взаимосвязь звука и буквы

Игра «Измени слово».

а) Измени первый звук в слове:

пара — фара плот— флот

бантик — фантик вены — фены

вата — фата норма — форма

марш — фарш

Игра «Подбери словечко (дети подбирают по смыслу слова со звуками «В» и «Ф».

- Мальчики на улице играют в … (футбол).

- Мама на рынке купила … (фрукты).

- Зимой, выходя на улицу, надеваем… (варежки).

- У Даши длинные … (волосы).

- В цирке мы видели интересные… (фокусы).

Со звуком мы познакомились. А вот  буква « В Ф».

Ребята, у каждого звука есть своя буква.  Скажите, а чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим, а буквы видим, читаем, пишем). Правильно, звуки мы слышим, а увидеть их нам помогают буквы.  Звуки «В Ф» и «ВЬ ФЬ» мы будем обозначать буквой В Ф. (На доске демонстрационная буква ).

Рабата в рабочих тетрадях чтобы букву  В Ф лучше запомнить, Мы с вами выполним задания в тетрадях

Итог занятия

Какие звуки мы различали с умными птицами?

А теперь давайте подсчитаем, у какой птицы больше очков.. Оказывается, вы помогли птицам набрать одинаковое количество очков и выбрать из них самого умного и самого рассудительного мы не сможем. А птицы, чтобы им больше не ссориться, решили, что Мудрый Филин будет бодрствовать ночью, а Учёный Ворон днем.

Рефлексия

С какими звуками  и буквами мы сегодня познакомились? Со звуками «В-ВЬ», и «Ф-ФЬ», и буквами «В-Ф». Какими они бывают ? Твёрдыми  и мягкими, звонкими  и глухими согласными. Знакомство с другими звуками  и буквами мы продолжим на следующих занятиях. А сейчас наше занятие подходит к концу, спасибо всем за продуктивную работу, вы молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте "Похищение звука В"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной группы "Похищение звука В". Знакомство со звуками «в», «в’», закрепление их прави...

Занятие по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звуки [С], [С’]; [С] - [С’]. Буква С

Аннотация. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хо...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием социо-игровых технологий «Задания Матушки-Зимы»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группес использованием социо-игровых технологий         &l...

конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Тема "Звук и буква "Э"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Тема "Звук и буква "Э" в подготовительной группе...

Методическая разработка непрерывной основной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «Звук Д, буква Д» в подготовительной группе .

-Упражнять в правильном, чётком произношении согласного звука Д.-Развивать фонематический  и речевой слух.- Развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание.-Упражнять в чтении по сло...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по подготовке обучению грамоте Тема: "Звуки в и вь. Буква В"

Цель: Познакомить со звуками в, вь. Буква В, в.Программное содержание:·         Образовательная: Формировать понятия “согласный, твердый, звонкий&r...