Непрерывная образовательная деятельность Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие Тема «Звуки В ВЬ- Ф ФЬ Буква В - Ф»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47
Непрерывная образовательная деятельность
Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие
Тема «Звуки В ВЬ- Ф ФЬ Буква В - Ф»
Исполнитель: Валева. Е.С
Екатеринбург
Непрерывная образовательная деятельность
Тема «Звуки М- МЬ Буква М»
Цель: познакомить детей с приемом определения глухости - звонкости согласных звуков [В] и [Ф].
Задачи:
1. Учить детей определять глухость - звонкость согласных звуков;
2. Тренировать детей в дифференциации звуков [В] и [Ф];
3. Тренировать детей в звуковом анализе слова (выделении первого звука в слове, характеристике выделенного звука);
4. Развивать образное мышление, воображение, память.
Методы развития речи:
Наглядные: рассматривание карточек с изображением букв В и Ф, сюжетных картинок на тему “День рождения”.
Словесные: ситуационный разговор, беседа.
Приемы развития речи:
Словесные: объяснение, речевой образец.
Наглядные: показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции.
Материалы:
карточки с «подарками» (ваза, фонарь, валенки, варежки, фотоаппарат, факел, флаг, велосипед, ), подарочные коробки вишневого и фиолетового цвета, карточки «Схема слова», карточки с угощениями (ватрушка, суфле, варенье, халва, слива, тыква, фасоль, фрукты, вафли), карточки с нарисованными колокольчиками и соломенными шляпками, картинки птиц ворон и филин. Гномики звуковые, домики для определения место звука в слове.
Ход непрерывной образовательной деятельности
Организационный момент | Колокольчик озорной, Ты ребят в кружок построй. Собрались ребята в круг Слева – друг и справа – друг. Ну а сейчас, волшебное превращение –Вместе за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Оказались мы в стране, Звуки, буквы там везде! Итак, мы в этой чудесной стране…Стране Звуки и Буквы. Как вы думаете, чем звуки отличаются от букв? Дети: Звуки мы слышим (показывают на уши) и произносим (показывают на рот), а буквы мы пишем (показывают, письмо) и читаем (изображают открытую книгу). |
Развитие артикуляционной моторики
Актуализация знаний | Развитие артикуляционной моторики Артикуляционная гимнастка Сейчас я проверю вашу силу. Давайте сделаем гимнастику для язычка. Артикуляционная гимнастика. "Улыбочка" Губы растянуты в виде улыбки, не обнажая сомкнутые зубы. Удерживать губ ы в таком положении следует 10—15 с. "Заборчик" Зубы плотно сжаты. Губы находятся в положении улыбки. Упражнение выполнить 5—6 раз, продолжительность каждого упражнения 10—15 с. 3."Накажем непослушный язычок «Собрались все дети в круг» ребята, послушайте внимательно и отгадайте мои загадки. «Вместо ног — два колеса. Сядь верхом и мчись на нём. Но умело правь рулём» (Велосипед)
«Серовато, зубовато По полю рыщет Телят, ягнят ищет». (Волк)
Когда пошли мы на парад, Его в руке нёс старший брат Нам без него нельзя никак, Ведь это наш российский….( флаг).
Днем молчит, Ночью кричит, По лесу летает, Прохожих пугает. (Филин) Ребята какой первый звук вы слышите в словах велосипед волк – а в словах флаг и филин Сегодня мы с вами познакомимся со звуками В-ВЬ, Ф-ФЬ, с буквами В-Ф».
|
Объявление темы занятий
| Ребята послушайте рассказ - Однажды, на закате дня встретились Учёный Ворон и Мудрый Филин. Встретились и поспорили, кто из них самый умный и самый рассудительный. И так расшумелись, что испугали всех лесных жителей. Собрались лесные обитатели на совет, и решили: кто выполнит все задания, тот и будет самым умным. Птицы попросили у нас помощи. Поможем? —Какая первая буква в слове «Ворон». —Какая первая буква в слове «Филин». Дети делятся на две команды «В», «Ф». Ребята возьмите зеркала, cейчас мы с вами дадим характеристику нашим звукам |
Знакомство с новым звуком
| «Характеристика звуков» В – согласный, звонкий, твердый. ВЬ – согласный, звонкий, мягкий. Ф – согласный, глухой, твердый. ФЬ – согласный, глухой, мягкий |
Знакомство с новым звуком
|
Поиграем в игру «Хлоп и топ» и узнаем, кто очень внимателен. Я буду называть слова со звуками [ф] –[в]. На слова со звуками [в], [вь] топаете, со звуками [ф], [фь] – хлопаете.\ Звуки - ф, к, ф, м, в, ф, и т. д. Слоги - во, по, фи, но, ву, фы и т.д.
Слова - Ведра, весна, ветер, время, цифра, туфли, нефть, шофер, корова, лифт, филин, сова, кровать, вата, шкаф, фуражка, кафтан, ворона. Игра Запомните и повторите песню ветра: фе — фе — ве — ве фу — ву —фу — ву во — фо — фо—во ва — ва —ва —фа — фа — фа вла — вло — влу — фла — фло – флу 2. Уточнение артикуляции звука Игра Замените в слове звук [ф] на [в]. Фаня – Ваня Вены – фены Фаза – ваза Ворс – форс Феня – Веня Вон – фон Фраки – враки Вата – фата Софа-сова Игра «Четвертый лишний» Я называю вам слова, а вы назовите лишнее слово. Выставляется предметная картинка лишнего предмета. Какой изучаемый нами звук в этом слове. - Кастрюля, диван, кружка, половник. - Портфель, брюки, носки, юбка. - Собака, кошка, медведь, лошадь. - Апельсин, банан, груша, клюква. - Корова, лиса, волк, белка. - Кроссовки, валенки, свисток, тапочки. Игра «Что изменилось?» Запомните ряд картинок, закройте глаза. Воспитатель меняет их местами. Что изменилось? 3. Определение характеристики звука Дети выполняют работу на индивидуальном раздаточном материале.) Игра: «Определи место звука в слове» (работа с раздаточном материалом) (корова, ветка) Определите их место в словах и отметьте на схеме квадратиком Ветка-зеленый квадрат в начале прямоугольника, корова –синий квадрат в середине прямоугольника. Назовите слова со звуками Ф-ФЬ. (конфета, шарф) Определите их место в словах и отметьте квадратиком Конфета- зеленый квадрат в середине прямоугольника, шарф – синий квадрат в конце прямоугольника. Из этого можно сделать вывод, что звук [М мЬ] встречается в любой части слова – и в начале, и в середине, и в конце. Физкульт минутка А теперь давайте немного отдохнем (выходят на коврики). Дует ветер нам в лицо, Произвольные взмахи руками. Закачалось деревцо. Наклоны туловища влево-вправо. Ветер тише, тише, тише. Руки медленно опустить вниз. Деревцо все выше, выше. Руки вверх, потянуться. |
Развитие фонематических процессов
Знакомство с новой буквой
| Взаимосвязь звука и буквы Игра «Измени слово». а) Измени первый звук в слове: пара — фара плот— флот бантик — фантик вены — фены вата — фата норма — форма марш — фарш Игра «Подбери словечко (дети подбирают по смыслу слова со звуками «В» и «Ф». - Мальчики на улице играют в … (футбол). - Мама на рынке купила … (фрукты). - Зимой, выходя на улицу, надеваем… (варежки). - У Даши длинные … (волосы). - В цирке мы видели интересные… (фокусы). Со звуком мы познакомились. А вот буква « В Ф». Ребята, у каждого звука есть своя буква. Скажите, а чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим, а буквы видим, читаем, пишем). Правильно, звуки мы слышим, а увидеть их нам помогают буквы. Звуки «В Ф» и «ВЬ ФЬ» мы будем обозначать буквой В Ф. (На доске демонстрационная буква ). Рабата в рабочих тетрадях чтобы букву В Ф лучше запомнить, Мы с вами выполним задания в тетрадях |
Итог занятия | Какие звуки мы различали с умными птицами? А теперь давайте подсчитаем, у какой птицы больше очков.. Оказывается, вы помогли птицам набрать одинаковое количество очков и выбрать из них самого умного и самого рассудительного мы не сможем. А птицы, чтобы им больше не ссориться, решили, что Мудрый Филин будет бодрствовать ночью, а Учёный Ворон днем. |
Рефлексия | С какими звуками и буквами мы сегодня познакомились? Со звуками «В-ВЬ», и «Ф-ФЬ», и буквами «В-Ф». Какими они бывают ? Твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими согласными. Знакомство с другими звуками и буквами мы продолжим на следующих занятиях. А сейчас наше занятие подходит к концу, спасибо всем за продуктивную работу, вы молодцы. |
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 793.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47
Непрерывная образовательная деятельность
Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие
Тема «Звуки В ВЬ- Ф ФЬ Буква В - Ф»
Исполнитель: Валева. Е.С
Екатеринбург
Непрерывная образовательная деятельность
Тема «Звуки М- МЬ Буква М»
Цель: познакомить детей с приемом определения глухости - звонкости согласных звуков [В] и [Ф].
Задачи:
1. Учить детей определять глухость - звонкость согласных звуков;
2. Тренировать детей в дифференциации звуков [В] и [Ф];
3. Тренировать детей в звуковом анализе слова (выделении первого звука в слове, характеристике выделенного звука);
4. Развивать образное мышление, воображение, память.
Методы развития речи:
Наглядные: рассматривание карточек с изображением букв В и Ф, сюжетных картинок на тему “День рождения”.
Словесные: ситуационный разговор, беседа.
Приемы развития речи:
Словесные: объяснение, речевой образец.
Наглядные: показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции.
Материалы:
карточки с «подарками» (ваза, фонарь, валенки, варежки, фотоаппарат, факел, флаг, велосипед, ), подарочные коробки вишневого и фиолетового цвета, карточки «Схема слова», карточки с угощениями (ватрушка, суфле, варенье, халва, слива, тыква, фасоль, фрукты, вафли), карточки с нарисованными колокольчиками и соломенными шляпками, картинки птиц ворон и филин. Гномики звуковые, домики для определения место звука в слове.
Ход непрерывной образовательной деятельности
Организационный момент | Колокольчик озорной, Ты ребят в кружок построй. Собрались ребята в круг Слева – друг и справа – друг. Ну а сейчас, волшебное превращение –Вместе за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Оказались мы в стране, Звуки, буквы там везде! Итак, мы в этой чудесной стране…Стране Звуки и Буквы. Как вы думаете, чем звуки отличаются от букв? Дети: Звуки мы слышим (показывают на уши) и произносим (показывают на рот), а буквы мы пишем (показывают, письмо) и читаем (изображают открытую книгу). |
Развитие артикуляционной моторики Актуализация знаний | Развитие артикуляционной моторики Артикуляционная гимнастка Сейчас я проверю вашу силу. Давайте сделаем гимнастику для язычка. Артикуляционная гимнастика. "Улыбочка" Губы растянуты в виде улыбки, не обнажая сомкнутые зубы. Удерживать губ ы в таком положении следует 10—15 с. "Заборчик" Зубы плотно сжаты. Губы находятся в положении улыбки. Упражнение выполнить 5—6 раз, продолжительность каждого упражнения 10—15 с. 3."Накажем непослушный язычок «Собрались все дети в круг» ребята, послушайте внимательно и отгадайте мои загадки. «Вместо ног — два колеса. Сядь верхом и мчись на нём. Но умело правь рулём» (Велосипед) «Серовато, зубовато По полю рыщет Телят, ягнят ищет». (Волк) Когда пошли мы на парад, Его в руке нёс старший брат Нам без него нельзя никак, Ведь это наш российский….( флаг). Днем молчит, Ночью кричит, По лесу летает, Прохожих пугает. (Филин) Ребята какой первый звук вы слышите в словах велосипед волк – а в словах флаг и филин Сегодня мы с вами познакомимся со звуками В-ВЬ, Ф-ФЬ, с буквами В-Ф». |
Объявление темы занятий | Ребята послушайте рассказ - Однажды, на закате дня встретились Учёный Ворон и Мудрый Филин. Встретились и поспорили, кто из них самый умный и самый рассудительный. И так расшумелись, что испугали всех лесных жителей. Собрались лесные обитатели на совет, и решили: кто выполнит все задания, тот и будет самым умным. Птицы попросили у нас помощи. Поможем? —Какая первая буква в слове «Ворон». —Какая первая буква в слове «Филин». Дети делятся на две команды «В», «Ф». Ребята возьмите зеркала, cейчас мы с вами дадим характеристику нашим звукам |
Знакомство с новым звуком | «Характеристика звуков» В – согласный, звонкий, твердый. ВЬ – согласный, звонкий, мягкий. Ф – согласный, глухой, твердый. ФЬ – согласный, глухой, мягкий |
Знакомство с новым звуком |
Поиграем в игру «Хлоп и топ» и узнаем, кто очень внимателен. Я буду называть слова со звуками [ф] –[в]. На слова со звуками [в], [вь] топаете, со звуками [ф], [фь] – хлопаете.\ Звуки - ф, к, ф, м, в, ф, и т. д. Слоги - во, по, фи, но, ву, фы и т.д. Слова - Ведра, весна, ветер, время, цифра, туфли, нефть, шофер, корова, лифт, филин, сова, кровать, вата, шкаф, фуражка, кафтан, ворона. Игра Запомните и повторите песню ветра: фе — фе — ве — ве фу — ву —фу — ву во — фо — фо—во ва — ва —ва —фа — фа — фа вла — вло — влу — фла — фло – флу 2. Уточнение артикуляции звука Игра Замените в слове звук [ф] на [в]. Фаня – Ваня Вены – фены Фаза – ваза Ворс – форс Феня – Веня Вон – фон Фраки – враки Вата – фата Софа-сова Игра «Четвертый лишний» Я называю вам слова, а вы назовите лишнее слово. Выставляется предметная картинка лишнего предмета. Какой изучаемый нами звук в этом слове. - Кастрюля, диван, кружка, половник. - Портфель, брюки, носки, юбка. - Собака, кошка, медведь, лошадь. - Апельсин, банан, груша, клюква. - Корова, лиса, волк, белка. - Кроссовки, валенки, свисток, тапочки. Игра «Что изменилось?» Запомните ряд картинок, закройте глаза. Воспитатель меняет их местами. Что изменилось? 3. Определение характеристики звука Дети выполняют работу на индивидуальном раздаточном материале.) Игра: «Определи место звука в слове» (работа с раздаточном материалом) (корова, ветка) Определите их место в словах и отметьте на схеме квадратиком Ветка-зеленый квадрат в начале прямоугольника, корова –синий квадрат в середине прямоугольника. Назовите слова со звуками Ф-ФЬ. (конфета, шарф) Определите их место в словах и отметьте квадратиком Конфета- зеленый квадрат в середине прямоугольника, шарф – синий квадрат в конце прямоугольника. Из этого можно сделать вывод, что звук [М мЬ] встречается в любой части слова – и в начале, и в середине, и в конце. Физкульт минутка А теперь давайте немного отдохнем (выходят на коврики). Дует ветер нам в лицо, Произвольные взмахи руками. Закачалось деревцо. Наклоны туловища влево-вправо. Ветер тише, тише, тише. Руки медленно опустить вниз. Деревцо все выше, выше. Руки вверх, потянуться. |
Развитие фонематических процессов Знакомство с новой буквой | Взаимосвязь звука и буквы Игра «Измени слово». а) Измени первый звук в слове: пара — фара плот— флот бантик — фантик вены — фены вата — фата норма — форма марш — фарш Игра «Подбери словечко (дети подбирают по смыслу слова со звуками «В» и «Ф». - Мальчики на улице играют в … (футбол). - Мама на рынке купила … (фрукты). - Зимой, выходя на улицу, надеваем… (варежки). - У Даши длинные … (волосы). - В цирке мы видели интересные… (фокусы). Со звуком мы познакомились. А вот буква « В Ф». Ребята, у каждого звука есть своя буква. Скажите, а чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим, а буквы видим, читаем, пишем). Правильно, звуки мы слышим, а увидеть их нам помогают буквы. Звуки «В Ф» и «ВЬ ФЬ» мы будем обозначать буквой В Ф. (На доске демонстрационная буква ). Рабата в рабочих тетрадях чтобы букву В Ф лучше запомнить, Мы с вами выполним задания в тетрадях |
Итог занятия | Какие звуки мы различали с умными птицами? А теперь давайте подсчитаем, у какой птицы больше очков.. Оказывается, вы помогли птицам набрать одинаковое количество очков и выбрать из них самого умного и самого рассудительного мы не сможем. А птицы, чтобы им больше не ссориться, решили, что Мудрый Филин будет бодрствовать ночью, а Учёный Ворон днем. |
Рефлексия | С какими звуками и буквами мы сегодня познакомились? Со звуками «В-ВЬ», и «Ф-ФЬ», и буквами «В-Ф». Какими они бывают ? Твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими согласными. Знакомство с другими звуками и буквами мы продолжим на следующих занятиях. А сейчас наше занятие подходит к концу, спасибо всем за продуктивную работу, вы молодцы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию (Обучение грамоте) для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в Страну Знаний»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по обучению грамоте...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте "Похищение звука В"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной группы "Похищение звука В". Знакомство со звуками «в», «в’», закрепление их прави...
Занятие по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звуки [С], [С’]; [С] - [С’]. Буква С
Аннотация. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хо...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием социо-игровых технологий «Задания Матушки-Зимы»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группес использованием социо-игровых технологий &l...

конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Тема "Звук и буква "Э"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Тема "Звук и буква "Э" в подготовительной группе...

Методическая разработка непрерывной основной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «Звук Д, буква Д» в подготовительной группе .
-Упражнять в правильном, чётком произношении согласного звука Д.-Развивать фонематический и речевой слух.- Развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание.-Упражнять в чтении по сло...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по подготовке обучению грамоте Тема: "Звуки в и вь. Буква В"
Цель: Познакомить со звуками в, вь. Буква В, в.Программное содержание:· Образовательная: Формировать понятия “согласный, твердый, звонкий&r...


