Непрерывная образовательная деятельность Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие Тема «Звуки П- ПЬ Буква П»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Валева Елена Сергеевна

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 47

 

 

 

 

 

 

 

 

Непрерывная образовательная деятельность

Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие

Тема «Звуки П- ПЬ Буква П»

 

 

 

 

Исполнитель: Валева. Е.С

 

 

Екатеринбург

 

Непрерывная образовательная деятельность

Тема «Звуки П- ПЬ Буква П»

 

Цель: познакомить детей с буквой П и звуками [п]и [п’]

Задачи:  

учить детей давать характеристику звуку.

Формировать навыки фонематического восприятия.

Формировать умение находить место звука в слове.

Учить различать твёрдый и мягкий согласные звуки.

Познакомить с буквой П.

Развивать мышление, произвольное внимание.

Развивать графические навыки.

Оборудование: карточки - домики найди место звука, гномики синего и зеленого цвета Пон и Пин, демонстрационный материал – для определения звука картинки (поезд, сапоги, лампа) рабочие тетради, зеркала на каждого ребенка, предметные картинки в названиях которых есть звук П; демонстрационные картинки буква  П.

 

Ход непрерывной образовательной деятельности

Организационный момент

Приветствие: Звенит колокольчик. Дети собираются в круг.

Здравствуй, правая рука. Здравствуй, левая рука. Здравствуй, друг, здравствуй, друг, Здравствуй, весь наш дружный Круг.

Игра «Назови слова» (с мячом)

- Я называю звук, а вы на этот звук придумываете слова. (А, О,  У, И ) (арбуз, огурец, улитка, иголка,)

Развитие артикуляционной моторики

Развитие артикуляционной моторики Артикуляционная гимнастка Ребята давайте выполним артикуляционную гимнастику, что нам для этого понадобится? Конечно зеркало, Зеркало нам позволяет видеть наши губы, зубы, язык Упражнения: улыбка-трубочка, качели, лошадка, вкусное варенье (показ демонстрационного материала)

Актуализация знаний (повторение изученного материала) Сейчас мы с вами повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки, отгадайте сами. Отгадывание звуков а, у, о, и  Какие это звуки? (Гласные) Почему они называются гласные Потому что их можно пропеть голосом. И гласные звуки всегда обозначаются, каким цветом (красным)

Объявление темы занятий

 

Знакомство с новой темой. Ребята у нас сегодня в гостях милые жители сказочной страны (гномы Пон и Пин).

С какого звука начинается имя Пон и Пин? Правильно ребята, это звук [П].. Ребята гномики принесли нам картинки, но они без цвета. Давайте поможем гномам узнать, что же изображено на их картинках. Попытайтесь узнать и назвать предмет. (петух, попугай, пингвин, павлин,печка) Из вас получились настоящие эксперты, потому что вы смогли разглядеть узнать картинки

Знакомство с новым звуком

 

Фонетическая зарядка

Повторить правильную артикуляцию звука П (работа с зеркалами) При произнесении звука [П] – губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха; кончик языка немного отходит от нижних зубов; язык плоский; голосовые связки отдыхают, горло не дрожит;

А кто мне скажет, звук П он какой? -согласный, твердый, обозначаем синим цветом (гномиком Пон) При произнесении звука [Пۥ] - губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха; кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута; А звук ПЬ? -согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом (гномиком Пин)

Звуки, в произнесении которых не участвует голос, называются глухими. Твердый звук [п] мы слышим в словах: полотенце, папа, пузырь. Мягкий звук [пь] – мы слышим в словах песня, пила, пятка. Вывод: звуки [п] и [пь] – глухие согласные.

Звук «П» согласный, твердый, обозначать мы его будем синим цветом. Звук «ПЬ» согласный, мягкий, обозначать мы его будем зеленым цветом.

Развитие фонематических процессов

 

  1. Изолированное произношение

К нам сегодня не случайно в гости пришли гномики Пон и Пин. Как вы думаете почему? (в именах гномиков есть звуки П и П’)

У гномиков сегодня с самого утра было замечательное настроение. Им вдруг захотелось петь. Они вдохнули свежего, прохладного, осеннего воздуха, открыли рот и приготовились петь. Но в это время их губы плотно сжались, воздух с трудом вырвался наружу, и они запыхтели.

Пон - как паровоз: “П – п – п!” Как не старался, он сжимал губы, потихоньку выпускал воздух и произносил твердый звук П – П – П

А Пин тоже пыхтел, но произносил мягкий звук П’ – П’ – П’

Мы не можем петь! Мы просто смешные «пыхтелки».

И у них совсем испортилось настроение. Но мы-то с вами знаем, что звук П очень нужный и замечательный звук.

Давайте поднимем им настроение и поиграем с ними.

  1. Уточнение артикуляции звука

Игра «Сигнальщики» На звук П – поднимаем синий сигнал, на звук П’ – зеленый сигнал (сигнальные карточки гномики)

Звуки – А, Т, П, К, У, П’, М, О, П, П’ и т.д.

Слоги – ПА, ПИ, ПО, ПЕ, ПУ, ПЫ, ПЯ и т.д.

Слова – пальма, ива, персик, пихта, осина, пень и т.д.

Игровое упражнение «Дополни предложение».

Дополнить предложение, чтобы последнее слово начиналось на звук [п] или[п'].

- На огороде выросли красные … (помидоры)

- Мама испекла вкусный … (пирог)

- Мальчик на почте отправил … (письмо)

- Полина сняла … (пальто).

  1. Определение характеристики звука

Дети выполняют работу на индивидуальном раздаточном материале.)

Поезд звук [о] слышен в начале слова  

Сапоги звук [о] слышен в середине слова.

Лампа– звук [о] слышен в конце слова

Из этого можно сделать вывод, что звук [у] встречается в любой части слова – и в начале, и в середине, и в конце.

 

 

Знакомство с новым звуком

 

  1. Взаимосвязь звука и буквы

Ребята, а вы знаете, что звуки [п],[п'] обозначаются одной буквой? Они обозначаются буквой П (показ на доске: П).

Букву П в спортивном зале Перекладиной назвали.

Ну-ка, милый, не ленись, Подойди и подтянись!

Из скольких элементов состоит буква П?

Возьмите палочки и выложите букву П. (Дети выкладывают букву).

Физминутка

Давайте попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Рабата в рабочих тетрадях чтобы букву П лучше запомнить, Мы с вами выполним задания в тетрадях

Итог занятия

С какими новыми звуками и буквой нас познакомили гномики Пон и Пин?

Они не просто играли с нами, они радовались за ваши успехи. Но гномикам  пора возвращаться обратно. Какие игры и задания вам больше всего понравились, а чтобы вернуться домой нужно каждому придумать слова со звуками «П», «Пь»

Рефлексия

С какими звуками продолжили знакомство?

Звук П какой?

Звук Пь какой?

С какой буквой познакомились?

А какое задание было самым трудным?

Какое задание понравилось больше всего?

Дети: Мы познакомились со звуками [п],[п]  и буквой П..

Дети:  Пин — Звук [п’], согласный, мягкий, глухой.

Пон — Звук [п] – согласный, твёрдый, глухой.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_p_p.docx475.75 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 47

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0cff/0016b5c6-9af22aa0/1/img14.jpg

Непрерывная образовательная деятельность

Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие

Тема «Звуки П- ПЬ Буква П»

Исполнитель: Валева. Е.С

Екатеринбург

Непрерывная образовательная деятельность

Тема «Звуки П- ПЬ Буква П»

Цель: познакомить детей с буквой П и звуками [п]и [п’]

Задачи:  

учить детей давать характеристику звуку.

Формировать навыки фонематического восприятия.

Формировать умение находить место звука в слове.

Учить различать твёрдый и мягкий согласные звуки.

Познакомить с буквой П.

Развивать мышление, произвольное внимание.

Развивать графические навыки.

Оборудование: карточки - домики найди место звука, гномики синего и зеленого цвета Пон и Пин, демонстрационный материал – для определения звука картинки (поезд, сапоги, лампа) рабочие тетради, зеркала на каждого ребенка, предметные картинки в названиях которых есть звук П; демонстрационные картинки буква  П.

Ход непрерывной образовательной деятельности

Организационный момент

Приветствие: Звенит колокольчик. Дети собираются в круг.

Здравствуй, правая рука. Здравствуй, левая рука. Здравствуй, друг, здравствуй, друг, Здравствуй, весь наш дружный Круг.

Игра «Назови слова» (с мячом)

- Я называю звук, а вы на этот звук придумываете слова. (А, О,  У, И ) (арбуз, огурец, улитка, иголка,)

Развитие артикуляционной моторики

Развитие артикуляционной моторики Артикуляционная гимнастка Ребята давайте выполним артикуляционную гимнастику, что нам для этого понадобится? Конечно зеркало, Зеркало нам позволяет видеть наши губы, зубы, язык Упражнения: улыбка-трубочка, качели, лошадка, вкусное варенье (показ демонстрационного материала)

Актуализация знаний (повторение изученного материала) Сейчас мы с вами повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки, отгадайте сами. Отгадывание звуков а, у, о, и  Какие это звуки? (Гласные) Почему они называются гласные Потому что их можно пропеть голосом. И гласные звуки всегда обозначаются, каким цветом (красным) 

Объявление темы занятий

Знакомство с новой темой. Ребята у нас сегодня в гостях милые жители сказочной страны (гномы Пон и Пин).

С какого звука начинается имя Пон и Пин? Правильно ребята, это звук [П].. Ребята гномики принесли нам картинки, но они без цвета. Давайте поможем гномам узнать, что же изображено на их картинках. Попытайтесь узнать и назвать предмет. (петух, попугай, пингвин, павлин,печка) Из вас получились настоящие эксперты, потому что вы смогли разглядеть узнать картинки

Знакомство с новым звуком

Фонетическая зарядка

Повторить правильную артикуляцию звука П (работа с зеркалами) При произнесении звука [П] – губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха; кончик языка немного отходит от нижних зубов; язык плоский; голосовые связки отдыхают, горло не дрожит;

А кто мне скажет, звук П он какой? -согласный, твердый, обозначаем синим цветом (гномиком Пон) При произнесении звука [Пۥ] - губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха; кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута; А звук ПЬ? -согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом (гномиком Пин)

Звуки, в произнесении которых не участвует голос, называются глухими. Твердый звук [п] мы слышим в словах: полотенце, папа, пузырь. Мягкий звук [пь] – мы слышим в словах песня, пила, пятка. Вывод: звуки [п] и [пь] – глухие согласные.

Звук «П» согласный, твердый, обозначать мы его будем синим цветом. Звук «ПЬ» согласный, мягкий, обозначать мы его будем зеленым цветом.

Развитие фонематических процессов

  1. Изолированное произношение

К нам сегодня не случайно в гости пришли гномики Пон и Пин. Как вы думаете почему? (в именах гномиков есть звуки П и П’)

У гномиков сегодня с самого утра было замечательное настроение. Им вдруг захотелось петь. Они вдохнули свежего, прохладного, осеннего воздуха, открыли рот и приготовились петь. Но в это время их губы плотно сжались, воздух с трудом вырвался наружу, и они запыхтели.

Пон - как паровоз: “П – п – п!” Как не старался, он сжимал губы, потихоньку выпускал воздух и произносил твердый звук П – П – П

А Пин тоже пыхтел, но произносил мягкий звук П’ – П’ – П’

Мы не можем петь! Мы просто смешные «пыхтелки».

И у них совсем испортилось настроение. Но мы-то с вами знаем, что звук П очень нужный и замечательный звук.

Давайте поднимем им настроение и поиграем с ними.

  1. Уточнение артикуляции звука 

Игра «Сигнальщики» На звук П – поднимаем синий сигнал, на звук П’ – зеленый сигнал (сигнальные карточки гномики)

Звуки – А, Т, П, К, У, П’, М, О, П, П’ и т.д.

Слоги – ПА, ПИ, ПО, ПЕ, ПУ, ПЫ, ПЯ и т.д.

Слова – пальма, ива, персик, пихта, осина, пень и т.д.

Игровое упражнение «Дополни предложение».

Дополнить предложение, чтобы последнее слово начиналось на звук [п] или[п'].

- На огороде выросли красные … (помидоры)

- Мама испекла вкусный … (пирог)

- Мальчик на почте отправил … (письмо)

- Полина сняла … (пальто).

  1. Определение характеристики звука

Дети выполняют работу на индивидуальном раздаточном материале.)

Поезд звук [о] слышен в начале слова  

Сапоги звук [о] слышен в середине слова.

Лампа– звук [о] слышен в конце слова

Из этого можно сделать вывод, что звук [у] встречается в любой части слова – и в начале, и в середине, и в конце.

Знакомство с новым звуком

  1. Взаимосвязь звука и буквы

Ребята, а вы знаете, что звуки [п],[п'] обозначаются одной буквой? Они обозначаются буквой П (показ на доске: П).

Букву П в спортивном зале Перекладиной назвали.

Ну-ка, милый, не ленись, Подойди и подтянись!

Из скольких элементов состоит буква П?

Возьмите палочки и выложите букву П. (Дети выкладывают букву).

Физминутка

Давайте попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Рабата в рабочих тетрадях чтобы букву П лучше запомнить, Мы с вами выполним задания в тетрадях

Итог занятия

С какими новыми звуками и буквой нас познакомили гномики Пон и Пин?

Они не просто играли с нами, они радовались за ваши успехи. Но гномикам  пора возвращаться обратно. Какие игры и задания вам больше всего понравились, а чтобы вернуться домой нужно каждому придумать слова со звуками «П», «Пь»

Рефлексия

С какими звуками продолжили знакомство?

Звук П какой?

Звук Пь какой?

С какой буквой познакомились?

А какое задание было самым трудным?

Какое задание понравилось больше всего?

Дети: Мы познакомились со звуками [п],[п]  и буквой П..

Дети:  Пин — Звук [п’], согласный, мягкий, глухой.

Пон — Звук [п] – согласный, твёрдый, глухой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте. "Согласный звук "С", "СЬ", буква "С".

Знакомство детей с буквой "С". Чтение слогов и слов с заданной буквой....

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Данный конспект отражает систему занятий по обучению грамоте детей с ОНР, которая построена так , чтобы подвести ребёнка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфо...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

   Данный конспект отражает систему зантятий по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи, которая построено так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способов чтения, сформиро...

Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте "Согласный звук [г], [г\'], буква "Г". Звуковой анализ слова "голуби". Подготовительная группа

Задачи: - формировать умения детей различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательности и уменьшительности; - формировать умения детей различать смысловые оттенки глаголов, обр...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н. в подготовительной группе для детей с ФФНР

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н.в подготовительной группе для детей с ФФНР...

конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Тема "Звук и буква "Э"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Тема "Звук и буква "Э" в подготовительной группе...