Конспект занятия на тему «Хитрость и нечестность к добру не приведут»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Петкова Виктория Викторовна

Данное занятие по развитию речи и морального воспитания посвящено знакомству дошкольников с русской народной сказкой «Лисичка со скалочкой» и направлено на то, чтобы у детей было понимание того, что хитрость и нечестность не приводят к доброте и всегда развлекаются за это справедливое явление. В ходе образовательной деятельности дети не только воспринимают содержание текста, но и активно участвуют в его анализе, учатся формулировать выводы, выражают свои мысли полными предложениями, расширяют словарный запас и развивают связную речь. Особое внимание уделено работе с пиктограммой — дети постепенно создают визуальные плановые сказки из картинок и используют их в качестве опоры для пересказа, что способствует развитию логического мышления, памяти и речевого слуха. Занятие сочетает в себе познавательный, воспитательный и коммуникативный аспекты, формируя у детей уважение к фольклорному наследию, моральную чуткость и готовность к диалогу, что соответствует требованиям и задачам ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл piktogrammy.docx286.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему «Хитрость и нечестность к добру не приведут»

Программное содержание:

- познакомить дошкольников с русской народной сказкой «Лисичка со скалочкой»; закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи пиктограммы (продолжать формировать умение составлять пиктограмму и рассказывать по заложенному в ней алгоритму), закреплять умение формулировать ответы полными предложениями;

- пополнять словарный запас, развивать связную речь детей, разные виды мышления и памяти;

- воспитывать интерес к народным сказкам, уважение к творчеству разных народов.

Материалы к занятию: книга со сказкой, картина по содержанию сказки, альбомные листы и картинки для составления пиктограммы.

Ход НОД

Воспитатель. Ребята, сегодня я предлагаю вам познакомиться со следующей сказкой. Мы уже знаем, что сказки бывают авторскими и народными. Народные сказки сложены разными народами. Сказка, с которой мы познакомимся сегодня, сложена русским народом, - это русская народная сказка, которая называется «Лисичка со скалочкой». Давайте ее послушаем.

Воспитатель читает сказку.

Воспитатель. Ребята, вам понравилась сказка?

Дети. Да, понравилась!

Воспитатель. А о чем она?

Дети. Эта сказка о хитрой лисе.

Воспитатель. Почему вы считаете, что лиса - хитрая?

Дети. Она обманывала людей: просилась к ним на ночлег, а потом предъявляла претензии, - будто бы у нее что-то пропало.

Воспитатель. Как первый раз лиса обманула хозяев, к которым попросилась на ночлег?

Дети. Она специально сожгла найденную скалочку, потом сделала вид, что эта скалочка пропала и попросила взамен курочку. Хозяева вынуждены были отдать ей за скалочку курочку.

Воспитатель. Как лисичка обманула следующих хозяев?

Дети. Лисичка ночью съела курочку, с которой пришла ночевать к хозяевам, потом сделала вид, что курочка пропала и попросила взамен уточку. Хозяева вынуждены были отдать ей за курочку уточку.

Воспитатель. Правильно, ребята. А как же лиса обманула последних хозяев, у которых ночевала?

Дети. Лисичка ночью съела уточку, с которой пришла ночевать к хозяевам, потом сделала вид, что уточка пропала и попросила взамен девочку.

Воспитатель. Отдали ей девочку?

Дети. Нет, не отдали.

Воспитатель. А кого же отдали лисичке?

Дети. Хозяин вместо девочки запихнул в мешок собаку и отдал лисе.

Воспитатель. Что же случилось дальше?

Дети. Лисичка пошла с мешком, в котором была собака, домой, - в лес. По дороге ей стало скучно, и она попросила девочку спеть ей песню. Когда собака услышала голос лисы, то зарычала, выскочила из мешка и погналась за лисой.

Воспитатель. Что почувствовала лиса?

Дети. Лиса почувствовала страх, она испугалась и бросилась убегать.

Воспитатель. Догнала ли собака лису?

Дети. Нет, не догнала, - она укрылась в норе. Но все равно собака вытащила ее из норы за хвост и порвала лисе всю ее красивую шубу.

Воспитатель. Как вы думаете, пострадала лиса?

Дети. Да, пострадала: набралась страха и без шубы осталась.

Воспитатель. Правильно, ребята. Какой вывод мы можем делать из этой ситуации?

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, хитрость и нечестность по отношению к другим всегда имеют свои плохие последствия. Никогда не думайте, что хитрость или обман останутся не раскрытыми. Рано или поздно они все равно обнаруживаются, и тогда наступают последствия. А последствием всегда является наказание за содеянное. Теперь я предлагаю вам собрать сказку «Лисичка со скалочкой» из картинок. Вот вам большие листы бумаги, на которых нарисованы квадратики, и картинки по этой сказке. Сейчас я буду читать вам сказку по частям. В конце каждой части я буду останавливаться, а вы должны будете подобрать и наклеить в квадратик ту картинку, которая по содержанию подходит к тому, что я прочла. Заполнять квадратики начинаем слева направо. Мы уже делали это, когда знакомились с украинской народной сказкой «Колосок». Всем понятно?

Ответы детей.

Воспитатель. Тогда слушайте.

Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Взяла её и пошла дальше.

Воспитатель. Ребята, подберите картинку к тому, что я вам прочла, и наклейте ее в первый квадратик.

Дети заполняют первый квадрат пиктограммы.

Воспитатель. Теперь слушайте дальше.

Пришла в деревню и стучится в избу:

- Мужичок, мужичок, пусти переночевать!

- У нас и без тебя тесно, - говорит мужичок.

- Я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.

Он её пустил.

Воспитатель. Подберите картинку к этой части сказки и наклейте ее во второй

квадрат.

Дети заполняют второй квадрат пиктограммы.

Воспитатель. Слушайте дальше.

Рано поутру лисичка встала, сожгла скалочку, а после спрашивает:

- Где же моя скалочка? Я за неё и курочки не возьму!

Ничего не поделаешь, пришлось мужику отдать за скалочку курочку. Взяла лиса курочку, идёт и поёт:

Шла лисичка по дорожке,

Нашла скалочку,

За скалочку взяла курочку!

Воспитатель. Подберите картинку к этой части сказки и наклейте ее в третий

квадрат.

Дети заполняют третий квадрат пиктограммы.

Воспитатель. Слушайте дальше.

Тук-тук-тук - стучится она к другим:

- Кто там?

- Я, лисичка-сестричка, пустите переночевать!

- У нас и без тебя тесно.

- Я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку.

Её и пустили.

Воспитатель. Заполняйте, ребята, четвертый квадрат.

Дети заполняют четвертый квадрат пиктограммы.

Воспитатель. Хорошо. Слушайте, что же было дальше.

Рано утром лисичка вскочила, съела курочку и говорит:

- Где же моя курочка? Я за неё и уточки не возьму!

Ничего не поделаешь, пришлось хозяину отдать за курочку уточку.

Взяла лисичка уточку, идёт и поёт:

Шла лисичка по дорожке,

Нашла скалочку.

За скалочку взяла курочку!

За курочку взяла уточку!

Воспитатель. Теперь можно заполнить пятый квадрат.

Дети заполняют пятый квадрат пиктограммы.

Тук-тук-тук - стучится она в третью избу:

- Кто там?

- Я, лисичка-сестричка, пустите переночевать!

- У нас и без тебя тесно.

- Я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, уточку под печку.

Её и пустили.

Воспитатель. Теперь можно заполнить шестой квадрат.

Дети заполняют шестой квадрат пиктограммы.

Воспитатель. Молодцы. Слушаем дальше сказку.

Вот она легла сама на лавочку, хвостик под лавочку, уточку под печку.

Рано утром лисичка вскочила, съела уточку и говорит:

- Где же моя уточка? Я за неё и девочки не возьму!

А мужику девочку жалко отдавать. Запихнул он в мешок собаку и отдал лисе.

Воспитатель. Эту картинку наклеиваем в седьмой квадрат.

Дети заполняют седьмой квадрат пиктограммы.

Воспитатель. Слушайте, чем же закончилась сказка.

Лиса собралась в дорогу, взяла мешок.

Идёт и говорит:

- Девочка, пой песни!

А собака как зарычит! Лисичка испугалась, бросила мешок да бежать. Собака выскочила из мешка, да за ней.

Лиса от собаки бежала-бежала да под пенёк в нору ушла.

Сидит там и говорит:

- Ушки, ушки, что вы делали?

- Мы всё слушали.

- А вы глазки?

- Мы всё глядели.

- А вы ножки, что делали?

- Мы всё бежали.

- А ты, хвост?

- А я всё тебе бежать мешал.

- А, ты всё мешал!

Лиса рассердилась на хвост и высунула его из норы:

- Ешь его, собака!

Собака за хвост ухватилась и вытащила лису. Всю её нарядную шубу порвала!

Воспитатель. Заполняем, ребята, восьмой, последний квадрат.

Дети заполняют восьмой квадрат пиктограммы.

Воспитатель. Ребята, кто запомнил, как называется сказка, которую мы только что собрали из картинок?

Дети. Эта сказка называется «Лисичка со скалочкой».

Воспитатель. Правильно. А теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка.

Лисонька по лесу шла (дети шагают на месте),

Хвостиком снежок мела (дети изображают помахивание хвостом),

А когда проголодалась (дети поглаживают живот),

За добычею помчалась (дети бегут на месте).

Воспитатель. Ребята, мы с вами отдохнули, а теперь давайте попробуем пересказать сказку «Лисичка со скалочкой» по нашим картинкам. С какой картинки мы начнем?

Дети. Мы начнем с первой картинки.

Воспитатель. Правильно. Пожалуйста, начинай, Саша.

Дети по очереди пересказывают сказку «Лисичка со скалочкой» по своим пиктограммам.

Воспитатель. Ребята, а теперь кто-то один перескажет всю сказку от начала до конца.

Один ребенок выходит к доске и по своей пиктограмме рассказывает сказку.

Воспитатель. Вот, ребята мы и пересказали всю сказку. Вы запомнили ее?

Ответы детей.

Воспитатель. Дети, вам понравилось работать с вашими картинками по сказке, которые вы наклеили?

Ответы детей.

Воспитатель. Как называется сказка, которую мы сегодня пересказывали?

Дети. Эта сказка называется «Лисичка со скалочкой».

Воспитатель. Какая это сказка?

Дети. Это русская народная сказка.

Воспитатель. Сказку, с которой мы будем знакомиться в следующий раз, мы

тоже будем пересказывать по картинкам, которые вы снова сделаете сами.


КАРТИНКИ ПИКТОГРАММЫ ПО СКАЗКЕ «ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ»

D:\Документы\ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ ГРУППЫ ДО-16\ДИПЛОМНАЯ РАБОТА. МАКАРОВА ИРИНА\КАРТИНКИ ПО СКАЗКАМ\КАРТИНКИ ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ\К D:\Документы\ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ ГРУППЫ ДО-16\ДИПЛОМНАЯ РАБОТА. МАКАРОВА ИРИНА\КАРТИНКИ ПО СКАЗКАМ\КАРТИНКИ ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ\К D:\Документы\ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ ГРУППЫ ДО-16\ДИПЛОМНАЯ РАБОТА. МАКАРОВА ИРИНА\КАРТИНКИ ПО СКАЗКАМ\КАРТИНКИ ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ\К D:\Документы\ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ ГРУППЫ ДО-16\ДИПЛОМНАЯ РАБОТА. МАКАРОВА ИРИНА\КАРТИНКИ ПО СКАЗКАМ\КАРТИНКИ ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ\К

КАРТИНКА 1 КАРТИНКА 2 КАРТИНКА 3 КАРТИНКА 4

D:\Документы\ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ ГРУППЫ ДО-16\ДИПЛОМНАЯ РАБОТА. МАКАРОВА ИРИНА\КАРТИНКИ ПО СКАЗКАМ\КАРТИНКИ ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ\К D:\Документы\ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ ГРУППЫ ДО-16\ДИПЛОМНАЯ РАБОТА. МАКАРОВА ИРИНА\КАРТИНКИ ПО СКАЗКАМ\КАРТИНКИ ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ\К D:\Документы\ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ ГРУППЫ ДО-16\ДИПЛОМНАЯ РАБОТА. МАКАРОВА ИРИНА\КАРТИНКИ ПО СКАЗКАМ\КАРТИНКИ ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ\К D:\Документы\ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ ГРУППЫ ДО-16\ДИПЛОМНАЯ РАБОТА. МАКАРОВА ИРИНА\КАРТИНКИ ПО СКАЗКАМ\КАРТИНКИ ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ\К

КАРТИНКА 5 КАРТИНКА 6 КАРТИНКА 7 КАРТИНКА 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: «Что такое быть добрым»

Дать детям понятие, что такое быть добрым, учить четко отвечать на вопросы, уметь анализировать художественные произведения. Воспитывать у детей желание помогать людям в трудную минуту, чуткое, доброе...

Конспект занятия на тему "Край родной моя югра -ты богата и добра"

Рассказать детям в доступной форме о богатстве нашего края.Материал: макет нефтяной вышки, нефть и главнейшие продукты ее переработки (в коробке)Воспитатель рассказывает детям, что наш округ богат при...

Конспект занятия на тему:"Свет.День.Ночь" для воспитанников старшей группы(по учебно-методическому комплекту "Добрый Мир" Л.Л.Шевченко)"

Конспект занятия на тему:"Свет.День.Ночь" для воспитанников старшей группы(по учебно-методическому комплекту "Добрый Мир" Л.Л.Шевченко)"...

Конспект занятия На тему «Добрый доктор Айболит.» Вторая младшая группа

Конспект занятия № 3Воспитателя МАДОУ «детский сад №28»Богоутдиновой Ульяны Владимировны На тему «Добрый доктор Айболит.» Задачи:·        Закреплять знания...

Конспект занятия на тему: «С добром жить хорошо».

Конспект занятия в старшей группе  на тему: «С добром жить хорошо». Цель:Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, представления о важности и нео...

Конспект занятия на тему: « Расскарась мир добрыми делами»

Цели: способствовать формированию понятия «доброта»; формировать эмоциональное отношение к действительности, как к основе развития нравственных чувств способствовать формированию...

Конспект занятия по теме \'\' Добро и зло ".

Конспект занятия по теме '' Добро и зло "....