Ментальная карта на тему "ВЕСНА" детей старшей группы комбинированной направленности.
консультация по развитию речи (старшая группа)

Рябова Юлия Васильевна

Ментальная карта детей старшей группы

 комбинированной направленности на тему «Весна».

 

Ментальная карта в переводе с английского языка трактуется как «карта ума, мысли», «карта памяти», «мыслительная карта», «интеллект-карта», «карта знаний», и представляет собой графический способ (метод) визуализации и структурирования информации.

Ментальная карта - это наглядно-графическая древовидная схема, в центре которой в виде названия, символа или рисунка размещается главная идея (тема) карты и отходящие от нее линии (ветви), соответствующие определенному фрагменту главной идеи (темы), отражающие содержание темы. Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mentalnaya_karta_detey_starshey_gruppy.docx756.38 КБ

Предварительный просмотр:

Ментальная карта детей старшей группы

комбинированной направленности на тему «Весна».

Ментальная карта в переводе с английского языка трактуется как «карта ума, мысли», «карта памяти», «мыслительная карта», «интеллект-карта», «карта знаний», и представляет собой графический способ (метод) визуализации и структурирования информации.

Ментальная карта - это наглядно-графическая древовидная схема, в центре которой в виде названия, символа или рисунка размещается главная идея (тема) карты и отходящие от нее линии (ветви), соответствующие определенному фрагменту главной идеи (темы), отражающие содержание темы. Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.

Использование ментальных карт в дошкольном образовании связано с именем В. М. Акименко, к.п.н., доцента кафедры специальной педагогики Ставропольского ГПУ, которая обосновала возможности применения данного метода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста и описала методику применения ментальных карт в работе по развитию речи детей.

Каковы полезные свойства интеллект-карт:

Это наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Своевременность. Интеллект –карта помогает выявить недостаток информации и понять, чего не хватает;

Творчество. Интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.

Возможность пересмотреть. Пересмотр интеллект- карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Отличительной особенностью ментальных карт, а также их достоинством, является возможность их расширения и детализации, основанная на принципе движения от общего к частному, что позволяет периодически содержательно обогащать карту, расширять ее прежние границы: добавлять новое, более детальное, содержание.

Как составлять интеллект - карты:

#1051;ист бумаги предпочтительно располагать горизонтально, так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.

#1042; центре пишется и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы).

#1048;з «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы.

#1050;аждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой, добавляются символы, иллюстрации.

Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями. Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.

Интеллект-карты можно использовать в следующих направлениях:

#1055;ри формировании фонематических умений (понятие «звук», характеристика звука, позиция в слове, автоматизация);

#1055;ри работе по развитию лексики (расширение объема и активизация словаря, уточнение значений слов, организация семантических полей);

#1055;ри формировании грамматических категорий (составление карт по изученному грамматическому материалу с целью его практического усвоения и запоминания);

#1055;ри работе по развитию связной речи (карта может выступать в качестве основы высказывания, быть планом рассказа);

#1050;ак представление результатов проектной деятельности;

#1057;оставление мини-карты вместе с родителями.

Примером может послужить использование интеллект-карты при усвоении детьми многозначности слов.

Особое внимание уделяется уточнению значения каждого предлога, дифференциации между близкими и противоположными по значению предлогами, выделению предлогов как самостоятельных слов. Отрабатывать эти направления можно также с использованием интеллект-карты.

Недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла некоторых слов делают рассказы детей информативно бедными, им трудно строить последовательный, логический рассказ из-за снижения количества конкретной информации.

В результате обозначился следующий алгоритм работы по пересказу рассказа с применением интеллектуальной карты.

Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.

Например, вот так можно запланировать тему «Весна».

В. М. Акименко предлагает такой порядок работы с применением интеллектуальных карт:

1. Выделение основных (ключевых) понятий по теме.

2. Называние картинок, изображённых на карте для уточнения и закрепления словарного запаса.

3. Составление и распространение предложений по каждой «ветке».

4. Воспроизведение рассказа по интеллект-карте. Наглядность при данном виде работы максимально представлена в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними, наблюдаемыми детьми на карте.

Используя интеллект-карты в воспитании детей, мы наглядно представили воспитанникам всю разнообразную информацию о весне, совместно строили причинно-следственные связи с возможность более глубокого осмысления и запоминания знаний о природе, людях и особенностях этого времени года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилинографию в условиях внедрения ФГОС».

План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилин...

Статья "Роль наглядного моделирования в развитии речи детей старшего возраста с ОНР" воспитателя старшей группы комбинированной направленности с ОНР Грачевой Нелли Николаевны

Главная задача каждого педагога - подготовить детей к школе. Наглядное моделирование помогает детям развивать память, внимание, творческое воображение, активизирует связную речь, обогащает словарь. За...

Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми  нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...

Конспект ООД «Развитие речи». Тема: «Рассказывание по опорным картинкам «Осень»» в старшей группе комбинированной направленности.

Цель: Дети умеют подбирать глаголы к существительному, в правильном согласовании прилагательных с существительными; умеют составлять рассказ по опорным картинкам по предлагаемому образцу; совершенству...

Технологическая карта НОД в старшей группе комбинированной направленности по технологии Н.А. Коротковой "Река времени"

Представлена непосредственно образовательная деятельность по окружающему миру с использованием технологии Н.А. Коротковой «Река времени» по теме «Путешествие в прошлое посуды» ...

Технологическая карта коррекционного занятия в группе комбинированной направленности для детей с ЗПР 5-6 лет.

Цель занятия: Формирование представления детей по лексической теме «Посуда»; создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, речи....