Ментальная карта на тему "ВЕСНА" детей старшей группы комбинированной направленности.
консультация по развитию речи (старшая группа)
Ментальная карта детей старшей группы
комбинированной направленности на тему «Весна».
Ментальная карта в переводе с английского языка трактуется как «карта ума, мысли», «карта памяти», «мыслительная карта», «интеллект-карта», «карта знаний», и представляет собой графический способ (метод) визуализации и структурирования информации.
Ментальная карта - это наглядно-графическая древовидная схема, в центре которой в виде названия, символа или рисунка размещается главная идея (тема) карты и отходящие от нее линии (ветви), соответствующие определенному фрагменту главной идеи (темы), отражающие содержание темы. Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 756.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Ментальная карта детей старшей группы
комбинированной направленности на тему «Весна».
Ментальная карта в переводе с английского языка трактуется как «карта ума, мысли», «карта памяти», «мыслительная карта», «интеллект-карта», «карта знаний», и представляет собой графический способ (метод) визуализации и структурирования информации.
Ментальная карта - это наглядно-графическая древовидная схема, в центре которой в виде названия, символа или рисунка размещается главная идея (тема) карты и отходящие от нее линии (ветви), соответствующие определенному фрагменту главной идеи (темы), отражающие содержание темы. Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.
Использование ментальных карт в дошкольном образовании связано с именем В. М. Акименко, к.п.н., доцента кафедры специальной педагогики Ставропольского ГПУ, которая обосновала возможности применения данного метода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста и описала методику применения ментальных карт в работе по развитию речи детей.
Каковы полезные свойства интеллект-карт:
Это наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Своевременность. Интеллект –карта помогает выявить недостаток информации и понять, чего не хватает;
Творчество. Интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.
Возможность пересмотреть. Пересмотр интеллект- карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Отличительной особенностью ментальных карт, а также их достоинством, является возможность их расширения и детализации, основанная на принципе движения от общего к частному, что позволяет периодически содержательно обогащать карту, расширять ее прежние границы: добавлять новое, более детальное, содержание.
Как составлять интеллект - карты:
#1051;ист бумаги предпочтительно располагать горизонтально, так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.
#1042; центре пишется и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы).
#1048;з «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы.
#1050;аждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой, добавляются символы, иллюстрации.
Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями. Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.
Интеллект-карты можно использовать в следующих направлениях:
#1055;ри формировании фонематических умений (понятие «звук», характеристика звука, позиция в слове, автоматизация);
#1055;ри работе по развитию лексики (расширение объема и активизация словаря, уточнение значений слов, организация семантических полей);
#1055;ри формировании грамматических категорий (составление карт по изученному грамматическому материалу с целью его практического усвоения и запоминания);
#1055;ри работе по развитию связной речи (карта может выступать в качестве основы высказывания, быть планом рассказа);
#1050;ак представление результатов проектной деятельности;
#1057;оставление мини-карты вместе с родителями.
Примером может послужить использование интеллект-карты при усвоении детьми многозначности слов.
Особое внимание уделяется уточнению значения каждого предлога, дифференциации между близкими и противоположными по значению предлогами, выделению предлогов как самостоятельных слов. Отрабатывать эти направления можно также с использованием интеллект-карты.
Недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла некоторых слов делают рассказы детей информативно бедными, им трудно строить последовательный, логический рассказ из-за снижения количества конкретной информации.
В результате обозначился следующий алгоритм работы по пересказу рассказа с применением интеллектуальной карты.
Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.
Например, вот так можно запланировать тему «Весна».
В. М. Акименко предлагает такой порядок работы с применением интеллектуальных карт:
1. Выделение основных (ключевых) понятий по теме.
2. Называние картинок, изображённых на карте для уточнения и закрепления словарного запаса.
3. Составление и распространение предложений по каждой «ветке».
4. Воспроизведение рассказа по интеллект-карте. Наглядность при данном виде работы максимально представлена в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними, наблюдаемыми детьми на карте.
Используя интеллект-карты в воспитании детей, мы наглядно представили воспитанникам всю разнообразную информацию о весне, совместно строили причинно-следственные связи с возможность более глубокого осмысления и запоминания знаний о природе, людях и особенностях этого времени года.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилинографию в условиях внедрения ФГОС».
План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилин...

Статья "Роль наглядного моделирования в развитии речи детей старшего возраста с ОНР" воспитателя старшей группы комбинированной направленности с ОНР Грачевой Нелли Николаевны
Главная задача каждого педагога - подготовить детей к школе. Наглядное моделирование помогает детям развивать память, внимание, творческое воображение, активизирует связную речь, обогащает словарь. За...

Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».
на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...

Конспект ООД «Развитие речи». Тема: «Рассказывание по опорным картинкам «Осень»» в старшей группе комбинированной направленности.
Цель: Дети умеют подбирать глаголы к существительному, в правильном согласовании прилагательных с существительными; умеют составлять рассказ по опорным картинкам по предлагаемому образцу; совершенству...
Технологическая карта НОД в старшей группе комбинированной направленности по технологии Н.А. Коротковой "Река времени"
Представлена непосредственно образовательная деятельность по окружающему миру с использованием технологии Н.А. Коротковой «Река времени» по теме «Путешествие в прошлое посуды» ...

Технологическая карта проведения занятия аппликации в старшей группе комбинированной направленности «Украсим костюм клоуну Петрушке»
Занятие предназначено для детей группы комбинированной направленности...

Технологическая карта коррекционного занятия в группе комбинированной направленности для детей с ЗПР 5-6 лет.
Цель занятия: Формирование представления детей по лексической теме «Посуда»; создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, речи....
