Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Корнейландию"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Пырьева Юлия Николаевна

конспект НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pyreva_yu.n._chukovskiy_nod.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Пырьева Юлия Николаевна,

Воспитатель,

МБДОУ д/с № 22 «Журавлик»,

г. Сафоново Смоленская область

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Путешествие в страну Корнейландию

Цель: систематизирование и обобщение знаний детей о творчестве К.И. Чуковского.

Задачи:

Обучающие:

- обогащать словарь детей, активизировать его;

- совершенствовать грамматический строй речи и звуковую культуру речи;

- продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопрос, строя предложения из 4-5 слов;

- совершенствовать монологическую и диалогическую формы речи;

- формировать интерес к театрализованной деятельности;

- формировать умение концентрировать внимание на выбранном персонаже, передавать его характерные черты при помощи мимики и жестов;

- закрепить знания детей о знакомых сказках, сказочных героях.

Развивающие:

- развивать двигательную активность детей;

- развивать способность понимать и отображать эмоциональное состояние.

Воспитательные:

- прививать любовь и интерес к художественной литературе на примере произведений К.И. Чуковского;

- воспитывать терпение, выдержку, внимание, бережное отношение друг к другу;

- воспитывать сочувствие к сказочному персонажу, вызвать желание помочь попавшему в беду.

Предварительная работа:

- чтение произведений К.И. Чуковского;

- рассматривание иллюстраций;

- просмотр презентаций по произведениям К.И. Чуковского.

- беседы;

- НОД.

Оборудование: сундучок; карточки с заданиями; маски – эмоции; маски героев сказки «Муха- Цокотуха»; портрет К.И. Чуковского; выставка книг К.И. Чуковского.

Ход занятия

У воспитателя в руках глобус.

- Ребята, посмотрите, что это у меня? (глобус). Да, верно. Глобус – это модель земного шара, модель Земли. Посмотрите, сколько на нашей Земле океанов, континентов, стран. (Воспитатель вращает глобус). Какие страны вы знаете? (Китай, Турция, Россия…)

- Ребята, вы любите путешествовать? (дааа)

- Тогда предлагаю вам не терять времени и отправиться в интересное путешествие. Путешествие в страну Корнейландия. Этой страны нет на глобусе, карте. Эта страна волшебная, необыкновенная, сказочная.

- Скажите, а на чем можно путешествовать? (на машине, поезде, самолете…..)

- Молодцы, правильно. Но сегодня мы с вами отправимся путешествовать на воздушном шаре. Но нам с вами надо этот воздушный шар надуть. Встаем со стульчиков и делаем круг. Возьмем в руки воображаемый насос и под звук «ш-ш-шшшш» будем накачивать, надувать наш шар. Вдыхаем воздух через нос, а на выдохе произносим звук «ш – ш –шш!». Вот так! (показ воспитателя). (дети имитируют надувание воздушного шара)

- Ну, что, шар надули? Полетели!!! Беремся за руки, закрываем глаза и идем по кругу. Мы поднимаемся выше и выше. С высоты все внизу кажется таким маленьким. (Воспитатель вместе с детьми идет по кругу с закрытыми глазами). Что вы видите? (ответы детей). А я вижу море, леса, пустыню. А вот и страна, которая нам нужна. Надо приземляться. Что для этого надо сделать? (сдуть шар). Правильно, мы немного сдуем наш воздушный шар. А теперь покажем, как воздушный шар сдувается. Делаем вдох через нос и выдыхаем воздух через рот со звуком «с- с –с…». Открываем глазки. Вот мы и приземлились в страну Корнейландию. Присаживаемся на стульчики.

- А пока мы с вами летели, мне птичка передала вот такой красивый волшебный сундучок. Хотите узнать, что в нем? (даааа)

- Давайте посмотрим. А тут игра! Игра называется «Зеркало». Давайте вместе в нее поиграем! Я надену маску, на которой изображена эмоция. Вы должны назвать эмоцию, а затем показать ее, изобразить мимикой, то есть вы станете моим зеркалом. (Воспитатель надевает несколько масок с эмоциями: радость, грусть, злость, страх, а ребята изображают мимикой).

- Какие вы молодцы! Давайте еще посмотрим, что в нашем волшебном сундучке. А тут еще карточки с загадками. Ребята, давайте попробуем отгадать.

(Воспитатель читает загадки.)

1) Мяу – говорил утенок,

Му-у – говорил котенок,

Заинька был паинька.

Перепутали всё звери,

Потому что так хотели

Или просто маленькие. (Путаница.)

2) Все вокруг грязнючее,

Все вокруг валяется,

Не чистится, не моется

И не убирается.

Не знаете, кто это?

Не женщина – умора

Ленивая-ленивая

Зовут ее…. («Федорино горе».)

3) Не умытых он ругает,

Полоскаться заставляет,

Трубочиста чисто-чисто,

Чисто-чисто умывает («Мойдодыр».)

4) По полю пошла,

Денежку нашла.

Чаю наварила

Гостей пригласила,

В паутину угодила.

5) Лечит он мышей и крыс,

Крокодилов, зайцев, лис.

Перевязывает ранки

Африканской обезьянке

И любой нам подтвердит

Это доктор….. (Айболит.)

6) Что за насекомое

Всех лесных зверюшек перепугал

Кроме храброго воробушка («Тараканище».)

7) Зазвонил телефон

Позвонил в квартиру слон

А за ним заговорил

И зубастый…. (Крокодил.)

8) Это кто ж, набравшись сил,

Солнце в небе проглотил? (Крокодил.)

9) В Африке разбойник!

В Африке злодей!

В Африке ужасный….. (Бармалей.)

- Какие вы все молодцы!

- Ребята, а кто автор этих сказок? (Корней Иванович Чуковский.) (Воспитатель достает из волшебного сундучка портрет К.И.Чуковского)

- Правильно, а какие сказки вы знаете К.И.Чуковского? («Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Телефон», «Краденое солнце», «Айболит», «Мойдодыр», «Путаница», «Чудо – дерево», «Тараканище» и др.)

- Как много сказок вы знаете! А какая сказка вам больше нравиться?

(Ответы детей.)

- Дети, а что вы знаете о Корнее Ивановиче Чуковском? Как вы думаете, каким он был? (Ответы детей: добрым, любил детей….)

-  Мы с вами много читали сказок, стихов этого замечательного писателя. В любой библиотеке, в любой семье обязательно есть книги одного из самых любимых детских писателей — К.И. Чуковского.

Корней Иванович Чуковский, «дедушка Корней», «дядя Чукоша», как звали его все кругом, очень любил людей, для которых написал много замечательных сказок и стихов. Это был умный и добрый человек. Потому его сказки, стихи и песенки тоже такие умные и добрые, такие весёлые и смешные. «Дядюшка Чукоша» не только сам писал, он собирал самые хорошие стихи зарубежных писателей и переводил их на русский язык, чтобы вы могли посмеяться, а порой и задуматься над ними.

Трудно представить себе жизнь К.И. Чуковского без детей, без постоянного живого общения с малышами.

У станции Переделкино, на одной из улиц стоит маленький дом, снаружи расписанный картинками из сказок. Это – библиотека, которую построил К.И. Чуковский на участке возле своей дачи для своих маленьких друзей. В этой библиотеке можно не только читать интересные книги, здесь есть специальный зал для игр, где малыши любят проводить время за рисованием и лепкой. К.И. Чуковский часто заходил сюда к ребятам, рассказывал что-нибудь, или загадывал загадки.

Общение с детьми доставляло ему огромную радость и было его любимым отдыхом.

- Давайте немножко отдохнем. Встаньте около своих стульчиков.

Физкультминутка «Сказки Чуковского»

(Дети встают и выполняют упражнения).

«А посуда вперёд и вперёд – по полям, по болотам идёт (ходьба на месте).

Я бегу, бегу, бегу – удержаться не могу (бег на месте).

Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой, выбегает умывальник и качает головой (наклоны головы).

А жуки рогатые – мужики богатые – с бабочками пляшут, шапочками машут (дети танцуют)».

Дети усаживаются на стульчики.

- Ребята, а давайте посмотрим, что еще есть в нашем волшебном сундучке. Смотрите, а тут еще игра. Игра «Вопрос – ответ». Давайте и в нее поиграем. Я вам буду задавать вопрос, а вы отвечать на этот вопрос.

В каком произведении К.И. Чуковского дети (Танечка и Ванечка) не послушались своих родителей и без спроса убежали в Африку? («Бармалей»)

Кто спас Муху-Цокотуху от злобного паука? (Комарик)

В каком произведении говорится о печальной истории про Федору и её заброшенном хозяйстве? («Федорино горе»)

Кто сразился с тараканом в сказке «Тараканище»? (Воробей)

Какая сказка учит любить животных и заботиться о них? («Доктор Айболит»)

В сказке «Краденое солнце» спасителем выступает медведь. А кто украл солнце? (Крокодил)

Из какого произведения этот отрывок?

«Да здравствует мыло душистое

И полотенце пушистое

И зубной порошок,

И густой гребешок!» («Мойдодыр»)

Какая сказка высмеивает нерях, учит быть аккуратными, чистыми? («Мойдодыр»)

Из какой сказки этот отрывок?

«Рано – рано два барана

Застучали в ворота». («Краденое солнце»)

- Ребята, а вы помните отрывки из произведений К.И.Чуковского? (Дети читают наизусть 3-4 отрывка).

- Ребята, смотрите, что еще есть в волшебном сундучке (воспитатель достает маски насекомых и показывает детям)

- Как думаете, это герои какой сказки? («Муха – Цокотуха»)

- А давайте покажем инсценировку сказки «Муха-Цокатуха».

- Как называются люди, которые играют в инсценировках, театральных постановках? (актеры, артисты)

- Вот сейчас мы с вами станем актерами и покажем сказку К.И.Чуковского «Муха – Цокотуха»

Воспитатель надевает маски детям: муха, 2 таракана, 2 букашки, 2 блошки, пчела, бабочка, паук, кузнечик, комарик.

Муха-Цокотуха

Воспитатель: Муха, Муха — Цокотуха,
                       Позолоченное брюхо!

                        Муха по полю пошла,
                       Муха денежку нашла.

                        Пошла Муха на базар
                       И купила самовар:

Девочка - Муха: «Приходите, тараканы,
               Я вас чаем угощу!»

Воспитатель: Тараканы прибегали,
                       Все стаканы выпивали,

                       А букашки —
                      По три чашки
                      С молоком
                      И крендельком:
                      Нынче Муха-Цокотуха
                      Именинница!

                       Приходили к Мухе блошки,
                      Приносили ей сапожки,
                      А сапожки не простые —
                      В них застежки золотые.

                       Приходила к Мухе
                      Бабушка-пчела,
                      Мухе-Цокотухе
                      Меду принесла…

Девочка – Муха: «Бабочка-красавица.
                             Кушайте варенье!
                             Или вам не нравится
                             Наше угощенье?»

Воспитатель: Вдруг какой-то старичок Паучок
                       Нашу Муху в уголок поволок —
                       Хочет бедную убить,
                       Цокотуху погубить!

Девочка – Муха: «Дорогие гости, помогите!
                            Паука-злодея зарубите!
                            И кормила я вас,
                            И поила я вас,
                            Не покиньте меня
                            В мой последний час!»

Но жуки-червяки
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися:
Тараканы
Под диваны,
А козявочки
Под лавочки,
А букашки под кровать —
Не желают воевать!
И никто даже с места
Не сдвинется:
Пропадай-погибай,
Именинница!

А кузнечик, а кузнечик,
Ну, совсем как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток,
Под мосток
И молчок!

А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе верёвками крутит,
Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у неё выпивает.

Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется.

Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.

Мальчик – Комарик: «Где убийца, где злодей?
                                    Не боюсь его когтей!»

Воспитатель: Подлетает к Пауку,
                       Саблю вынимает
                       И ему на всём скаку
                       Голову срубает!

                        Муху за руку берёт
                       И к окошечку ведёт:
Мальчик – Комарик: «Я злодея зарубил,
                                    Я тебя освободил
                                    И теперь, душа-девица,
                                    На тебе хочу жениться!»

Воспитатель: Тут букашки и козявки
                       Выползают из-под лавки:
2 девочки: «Слава, слава Комару — Победителю!»

Прибегали светляки,
Зажигали огоньки —
То-то стало весело,
То-то хорошо!

Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов,
Будем танцевать!

Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Бом! бом! бом! бом!
Пляшет Муха с Комаром.

А за нею Клоп, Клоп
Сапогами топ, топ!

Козявочки с червяками,
Букашечки с мотыльками.
А жуки рогатые,
Мужики богатые,
Шапочками машут,
С бабочками пляшут.

Тара-ра, тара-ра,
Заплясала мошкара.

Веселится народ —
Муха замуж идёт
За лихого, удалого,
Молодого Комара!

Муравей, Муравей!
Не жалеет лаптей, -
С Муравьихою попрыгивает
И букашечкам подмигивает:

«Вы букашечки,
Вы милашечки,
Тара-тара-тара-тара-таракашечки!»

Сапоги скрипят,
Каблуки стучат, -
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!

- Молодцы, вы, ребята, настоящие актеры. Аплодисменты. Но нам пора возвращаться. А для этого мы с вами снова надуем воздушный шар и полетим в детский сад. (Повторяется дыхательное упражнение «Воздушный шар»).

- Вот мы и вернулись из нашего путешествия. Кто запомнил, в какой сказочной стране мы с вами побывали? (ответы детей).

- Да, с вами были в необыкновенной сказочной стране Корнейландии.

- Что мы делали в той стране? (говорили о творчестве К.И Чуковского)

- Ребята, а вы не заметили ничего необычного в названии нашей сказочной страны?

- В названии страны имя автора Чуковского.

- Я думаю, это наше с вами не последнее путешествие, и мы еще обязательно отправимся в другую страну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по стране «Пиши-Читай»

Цель : Формировать  представления о звуках различного происхождения.Задачи:Обучающая задача: Учить различать звуки различного происхождения, ввести и закрепить в речь глаголы, закрепить форму род...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Конспект интегрированной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Прекрасная страна слов»

Используя данный конспект вы сможете в игровой форме погрузить детей  в волшебный мир слов. Различные виды гимначстик позволят детям сохранить и укрепить здоровье. Использование мультимидийного о...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевого дыхания» Тема: «Страна волшебных птиц»

Цель: Формирование интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Умение строить описательный рассказ по карточкам –схемам. Развивать речевую и познавательную акти...