Мастер-класс "Карты Проппа, как инновационная техника обучения ребёнка творческому рассказыванию"
методическая разработка по развитию речи

Камалова Марина Риксовна

Для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klasspropp.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Детский сад №29 «Росинка» городского округа город Октябрьский

Республика Башкортостан

Согласовано                                                                        Согласовано

Методистом ИМК                                                                руководителем ГМО

Никонец С.Ю.                                                                      младших и средних групп

                                                                                               Паксеваткиной Н.Н.

Мастер-класса для воспитателей

«Карты Проппа, как инновационная техника обучения ребенка творческому рассказыванию»

Подготовила и провела:

Камалова Марина Риксовна

воспитатель

I квалификационной категории

Согласовано старший воспитатель

__________Цыцулина Н.В.

Дата проведения: 23.11.2022г.

2022-2023 учебный год

Цель: познакомить воспитателей с методикой, разработанной В. Я. Проппом.

Задачи:

- Расширить знания воспитателей о способах развития, у детей, умений аналитически и творчески работать со сказкой (использование детьми и воспитателями сказочных ситуаций в игровой деятельности, опираясь на карты Проппа; умение сочинять сказки).                              

- Обогатить познавательный опыт воспитателей, позволяющий совершенствовать себя в работе с детьми дома.                                        

- Познакомить с этапами, формой и методами работы с детьми по картам Владимира Яковлевича Проппа.

Оборудование: мультимедийное оборудование, ноутбук, столы и стулья для работы (с учетом общего количества участников), набор карт Проппа, текст сказки.                                                                                                                                 

Раздаточный материал: ручки и листы бумаги для записей, набор карт В.Я. Проппа, памятки.

Ход мастер-класса:

Слайд 1. Добрый день! Меня зовут Камалова Марина Риксовна, я воспитатель Детского сада №29. Хочу сегодня вам представить мастер-класс «Карты Проппа, как инновационная техника обучения ребенка творческому рассказыванию».

В современном мире, где наука и техника сделали большой шаг в развитии разнообразных гаджетов, мы, взрослые люди, совершенно стали забывать, как общаться без использования новой техники. Уже сейчас у многих детей на почве того, что они мало разговаривают, а больше уделяют времени мобильным телефонам и телевизорам, наблюдается спад в речевой активности, происходит деформация речевого аппарата. Дети в том возрасте, в котором они должны уметь составлять те или иные фразы, не могут связать определенную цепочку последовательности слов, происходит «проглатывание» некоторых букв. Поэтому нам необходимо как можно больше общаться с детьми, разговаривать с ними, развивая их речевой аппарат.

Слайд 2. Сегодня я познакомлю вас с необычной методикой, разработанной Владимиром Яковливечем Проппом, которая поможет вам совместно с детьми провести досуг, посмотреть на всем известные сказки совершенно с другой стороны, развить воображение, фантазию, словесное творчество.

Слайд 3. Владимир Яковлевич Пропп был известным филологом, фольклористом. Он занимался изучением русских народных сказок. В ходе своей работы Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 28 функций.

Слайд 4. Эти функции можно представить в виде схем (карт). При помощи карт ребенок легко усваивает содержание сказки, что облегчит ее пересказ, а в дальнейшем будет способствовать созданию собственной сказки. 

Слайд 5. 

1. Жили-были (каждая сказка начинается с вводных слов, создающих сказочное пространство: «давным-давно», «жили-были», «в тридесятом государстве»).                                                                                                        

2. Особое обстоятельство (нестандартное, неординарное событие: рожь кто-то топчет каждую ночь, курочка золотое яйцо снесла).

3. Запрет («не оставляй братца», «не пей из лужи», «не выглядывай в оконце…»).

4. Нарушение запрета (сказочные персонажи нарушают запрет: в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — вредитель).

5. Герой покидает дом (варианты: герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).

6. Появление друга-помощника (доброму делу всегда кто-то помогает: серый волк, кот в сапогах).                                                                                            

7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.п.).

8. Враг начинает действовать (а лиса только этого и ждала, змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).

9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение вредителя — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).

10. Преследование (героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие).

Слайд 6. 11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).

12. Даритель испытывает героя (и тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий).

13. Герой выдерживает испытание дарителя (нужно соткать ковёр, построить хрустальный мост «от своего крыльца до моего дворца» за одну ночь…).

14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем: это клубочек, заветные слова, волшебная палочка и другие).

15. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).

16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой на мечах - со Змеем Горынычем, иногда состязание в скорости, игра в карты или похищение).

17. Враг оказывается поверженным (в сказках вредитель не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).

18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет – это кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).

19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).

20. Герой исполняет задание (а как же иначе?).

Слайд 7. 21. Герою дается новый облик (частый прием - погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).

22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).

23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).

24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).

25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц.)

26. Узнавание героя (и тут обнаруживается подмена. Ложный герой убегает или с позором изгоняется, народ приветствует героя).

27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).

28. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).

Слайд 8. Карты Проппа подразумевают несколько этапов работы с ними.

На первом этапе знакомим детей с жанром литературного произведения – сказкой.

Слайд 9. На втором этапе играем с детьми в игры, которые помогут освоить карты:

- В игре «Волшебные имена» – перечисляем с детьми всех волшебных героев и стараемся понять, почему их так зовут (почему Золушку назвали Золушкой, а Кощея Бессмертного именно Кощеем Бессмертным).

- Игра «Кто на свете всех злее (милее, умнее)?» – выявление злых и коварных сказочных героев, описание их облика, характера, образа жизни.

Также можно анализировать и положительных героев.

«Хороший-плохой» – в этой игре мы проводим сравнительный анализ положительных и отрицательных качеств любого героя (например, Емеля, его отрицательные качества – он ленивый, положительные – добрый и отзывчивый).

Слайд 10. - В игре «Что в дороге пригодится?» – вспоминаем различные волшебные вещи из разных сказок, как русских народных, так и зарубежных (скатерть-самобранка, волшебное кольцо, клубочек, волшебная палочка).

Слайд 11.  - «Волшебные или чудесные вещи» – в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого-либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт.

Слайд 12. На третьем этапе читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием  карт.

Слайд 13. Сейчас мы потренируемся на примере сказки «Кот, петух и лиса». Приглашаю трёх педагогов. Я буду вам читать эту сказку по частям.  Ваша задача к каждой части  подобрать соответствующую карту Проппа.

В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. (Карта №1 «Жили-были»).

Собирается кот на охоту и говорит петушку: - Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесет, съест и косточек не оставит. (Карта №3 «Запрет»).

Ушел кот, а Петя-петушок в избушке все прибрал, пол чисто подмел, вскочил на жердочку — сидит, песни поет, кота ждет. А лиса уж тут как тут. (Карта №8 «Враг начинает действовать»).

Опять уселась под окошко и запела: Петушок, петушок, Золотой гребешок, Выгляни в окошко – Дам тебе горошку. Петя выглянул, а лиса его – цап-царап – схватила и понесла. (Карта №4 «Нарушение запрета»). 

Петушок испугался, закричал: - Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня. Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой что было духу, догнал ее, отнял петушка и принес его домой. (Карта №10 «Погоня (преследование)»).

 С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается. (Карта №27 «Счастливый конец»).

  Для начала мы используем 5-8 карт, также стоит подбирать небольшие сказки, состоящие из 5-8 функций, и постепенно изготавливать и добавлять остальные карты.

Слайд 14. На четвертом этапе мы предлагаем пересказать детям сказку, опираясь на карты Проппа.  

Сайд 15. На пятом этапе происходит самая интересная работа – дети сочиняют сказку сами, используя карты Проппа. Можно сочинить сказку, опираясь, на схематические изображения. На этом этапе вы выбираете героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами, можете изменить место действия придумать свое. Придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами. 

Уважаемые коллеги, я вам предлагаю попробовать сочинить свою собственную сказку, с помощью «карт Проппа». Предлагаем на данном этапе использовать 6 карт! Приглашаю к сотрудничеству 6 педагогов. А у нас появится возможность порадоваться результатам коллективного творчества коллег.

В заключение хочу вам предложить памятки «Функции Карт В. Я. Проппа»,  «Подготовительные игры в работе с картами Проппа» и сказать, что карты Проппа развивают не только монологическую речь, но и стимулируют развитие диалога.

Удачи! У вас обязательно все получится!

Слайд 16. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию"

На мастер - классе представлен матер по применению  в работе с детьми техники "Карты Проппа"...

Мастер класс на тему: Карты Проппа, как инновациооная техника обучения детей дошкольного возраста рассказыванию"

Данный мастер класс предназначен для работы с детьми дошкольного возраста. Очень полезен и интересен....

Карты Проппа как инновационная технология обучения детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию.

В соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования, обозначенными в ФГОС ДО, современный дошкольник должен быть инициативным, использовать разные формы общения; владеть речевыми умениями, д...

Интеллект - карты как инновационная техника обучения детей старшего дошкольного возраста с ТНР творческому рассказыванию

Каждый педагог пытается найти новые формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны детям и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитател...

Мастер-класс для педагогов Тема: «Карты Проппа- как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:    Способствовать формированию целостного представления о творческой речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста; Развивать практические умения педагого...

«Карты Проппа как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию».

Конспект ОД по речевому развитию с применением педагогических технологий...

Мастер-класс на тему: "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию и развития высших психических функций"

Мастер-класс на тему: "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию и развития высших психических функций"...