"Звук и буква Ф"
консультация по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Выступление на родительском собрании на тему «Звук и буква Ф»
Подготовила и провела учитель-логопед Романова Д.Ю.
Вступительное слово
Здравствуйте, уважаемые родители!
Очень приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие.
Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения.
Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть взрослые, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей.
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом.
Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Вопросы для обсуждения:
-Чем отличается звук от буквы?
33 буквы, из них 10 – гласных, 21 – согласная и две буквы никаких звуков не обозначают, они нужны для вспомогательных целей. Это мягкий знак «ь» и твердый знак «ъ»
43 звука - 37 согласных звуков, 6 гласных
- Какие звуки называются гласными?
- Сколько гласных звуков? Назовите их. всего 6 [а], [о], [у], [э], [ы], [и]
- Какие звуки называются согласными? согласных 37 звуков.
- Какие согласные всегда твердые? ([ж], [ш], [ц]) Всегда мягкие? ([й'], [ч'], [щ']).
-Всегда глухие [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].
-Всегда звонкие, соответственно, непарные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [ж’:]
- Что такое слог? (часть слова)
- Что такое предложение? ( слова связанные между собой по смыслу)
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:
- определение количества звуков в слове,
- фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие),
- определение места звука в слове.
Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.
Вопрос для родителей:
-Скажите, что такое звуки? (Звуки — это то, что мы слышим и произносим).
-А что такое буквы? (Буквы мы пишем и читаем).
-Какие бывают звуки? (Гласные звуки и согласные).
-Сколько гласных звуков? Назовите их. всего 6 [а], [о], [у], [э], [ы], [и]
Мы детям объясняем, что гласные звуки можно петь, воздух выходит свободно.
Их обозначаем красным цветом.
-Обратите внимание, что гласных букв больше, чем гласных звуков
(10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных) . Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу], [jэ].
Вопрос:
-Какие звуки называются согласными? согласных 37 звуков
-Согласные звуки петь не могут . Воздух свободно выйти из рта не может, ему мешают то губы, то зубы, то язык.
-Согласные звуки бывают мягкими и твердыми.
-Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом. –
Запомните, что
- Согласные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы (е, ё, и, ю, я).
-Согласные звуки являются твёрдыми, если за ними следуют другие гласные (а, о, у, ы, э).
Вопрос:
- Какие согласные всегда твердые? ([ж], [ш], [ц])
- Всегда мягкие? ([й'], [ч'], [щ']).
1. Организационный момент. Развитие навыков звуко-буквенного анализа.
Педагог. Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.
Фиолетовый фломастер
Все неправильно раскрасил.
Флаг, жираф, фонтан — все это
Фиолетового цвета.
- Звук [ф] слышится чаще других.
Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, губы смыкаются, и нижние зубы прижимаются к нижней губе. Значит, во рту есть преграда из губ и языка. Как вы думаете, звук [ф] — гласный или согласный?
- Согласный.
- Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким кружком мы будем
обозначать этот звук?
- Синим.
- Приложите руку к горлу и определите, он звонкий или глухой.
- Он глухой.
- Твердый или мягкий?
- Твердый.
- Верно. Это согласный твердый глухой звук. А теперь хлопните в ладоши , как только услышите звук [ф].
Для упражнения предлагается следующий материал: ф, б, п, ф, м, ф, у, б,
ф, м; фа, бу, мо, фы, фу, па, фо, бо; флаг, батон, кофта, софа, фырчать, молчать, фарфоровый, столовый, могучий.
Упражнение «Кто скорее?» Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Учим детей произносить звуки слитно.
- Ф, а. Что получилось?
- Фа.
- Ф, о. Что получилось?
- Фо.
Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: фу, фи, фата.
- А теперь посмотрите на буквы слева от картинки.
Это большая и маленькая буквы Фф. Под ними вы видите два кружка: синий
и зеленый. Что это значит?
- Значит, буква Фф обозначает два звука: [ф] и [ф’].
- Верно. Давайте найдем на картинке в нижней части страницы
все предметы, названия которых начинаются со звука [ф].
- Футболист, футболка, футбольный (мяч), футбольное (поле), флаги,
фотограф, фотоаппарат.
- Давайте составим новую букву. Какие элементы вам для этого нужны?
- Палочка и два полукруга.
- Как расположены полукруги по отношению к палочке?
- В верхней части палочки, с двух сторон от нее.
Работа в тетради. Развитие тонкой моторики.
Подведение итогов.
Вопросы родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
