"Звук и буква Ф"
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Романова Дина Юрьевна

Выступление на родительском собрании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sobr_._zv_f.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании на тему «Звук и буква Ф»

                Подготовила и провела учитель-логопед Романова Д.Ю.

                                                         

Вступительное слово

Здравствуйте, уважаемые родители!

Очень приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие.

Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения.

Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть взрослые, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом.

Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

                          Вопросы для обсуждения:

 -Чем отличается звук от буквы?

 33 буквы, из них 10 – гласных, 21 – согласная и две буквы никаких звуков не обозначают, они нужны для вспомогательных целей. Это мягкий знак «ь» и твердый знак «ъ»

43 звука -  37 согласных звуков, 6 гласных

- Какие звуки называются гласными?

- Сколько гласных звуков? Назовите их.  всего 6  [а], [о], [у], [э], [ы], [и]

- Какие звуки называются согласными? согласных 37 звуков.

- Какие согласные всегда твердые?   ([ж], [ш], [ц]) Всегда мягкие? ([й'], [ч'], [щ']).

-Всегда глухие  [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

-Всегда звонкие, соответственно, непарные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [ж’:]

- Что такое слог? (часть слова)

- Что такое предложение? ( слова связанные между собой по смыслу)

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

  • определение количества звуков в слове,
  • фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие),
  • определение места звука в слове.

Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.

Вопрос для родителей:

-Скажите, что такое звуки? (Звуки — это то, что мы слышим и произносим).

-А что такое буквы? (Буквы мы пишем и читаем).

-Какие бывают звуки? (Гласные звуки и согласные).

-Сколько гласных звуков? Назовите их.  всего 6  [а], [о], [у], [э], [ы], [и]

    Мы детям объясняем, что гласные звуки можно петь, воздух выходит свободно.

Их обозначаем красным цветом.

-Обратите внимание, что гласных букв больше, чем гласных звуков

(10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных) . Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу], [jэ].

Вопрос:

-Какие звуки называются согласными? согласных 37 звуков

-Согласные звуки петь не могут . Воздух свободно выйти из рта не может, ему мешают то губы, то зубы, то язык.

-Согласные звуки бывают мягкими и твердыми.

-Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом. –

Запомните, что

- Согласные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы (е, ё, и, ю, я).

-Согласные звуки являются твёрдыми, если за ними следуют другие гласные (а, о, у, ы, э).

Вопрос:

- Какие согласные всегда твердые?   ([ж], [ш], [ц])

- Всегда мягкие? ([й'], [ч'], [щ']).

1. Организационный момент. Развитие навыков звуко-буквенного анализа.

Педагог. Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.

Фиолетовый фломастер

Все неправильно раскрасил.

Флаг, жираф, фонтан — все это

Фиолетового цвета.

-  Звук [ф] слышится чаще других.

 Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, губы смыкаются, и нижние зубы прижимаются к нижней губе. Значит, во рту есть преграда из губ и языка. Как вы думаете, звук [ф] — гласный или согласный?

-  Согласный.

-  Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким кружком мы будем

обозначать этот звук?

- Синим.

-  Приложите руку к горлу  и определите, он звонкий или глухой.

-  Он глухой.

-   Твердый или мягкий?

- Твердый.

-  Верно. Это согласный твердый глухой звук. А теперь хлопните в ладоши , как только услышите звук [ф].

Для упражнения предлагается следующий материал: ф, б, п, ф, м, ф, у, б,

ф, м; фа, бу, мо, фы, фу, па, фо, бо; флаг, батон, кофта, софа, фырчать, молчать, фарфоровый, столовый, могучий.

   Упражнение «Кто скорее?» Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

 Учим детей  произносить звуки  слитно.

-  Ф, а. Что получилось?

-  Фа.

-  Ф, о. Что получилось?

-  Фо.

Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: фу, фи, фата.

- А теперь посмотрите на буквы слева от картинки.

Это большая и маленькая буквы Фф. Под ними вы видите два кружка: синий

и зеленый. Что это значит?

- Значит, буква Фф обозначает два звука: [ф] и [ф’].

-  Верно. Давайте найдем на картинке в нижней части страницы

все предметы, названия которых начинаются со звука [ф].

-  Футболист, футболка, футбольный (мяч), футбольное (поле), флаги,

фотограф, фотоаппарат.

-  Давайте составим новую букву. Какие элементы вам для этого нужны?

- Палочка и два полукруга.

-  Как расположены полукруги по отношению к палочке?

-  В верхней части палочки, с двух сторон от нее.

Работа в тетради. Развитие тонкой моторики.

 

Подведение итогов.

Вопросы родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...