Значение дидактической игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая группа)
«Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей». (А.В. Запорожец)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение дидактической игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
«Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей» (А.В. Запорожец)
Значение речевого развития детей именно в старшем дошкольном возрасте обусловлено тем, что это период подготовки к школе, когда речь становится не только средством общения, но и необходимым условием успешного освоения знаний и навыков, которые потребуются в школе.
Эффективным средством речевого развития дошкольников являются дидактические игры. Такие игры содержат в себе игровую и обучающую задачу, правила, систему оценивания. Дидактические игры развивают все стороны речи ребёнка, а также воспитывают любовь к родному языку, художественному слову, формируют мотивацию и интерес к чтению.
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития , используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребёнок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.
В основу всех видов игр по развитию речи должно быть положено два требования: дети должны слышать обращённую к ним речь и должны говорить сами. Но есть дети, которые ещё не говорят. Игры и занятия с такими детьми содействует последовательному накоплению их пассивного запаса слов и ведутся соответствующим образом. Пополнение пассивного запаса слов опережает рост активного даже и тогда, когда дети овладели механизмом речи. Совершается это за счёт речи, которую ребёнок слышит.
Формы работы с родителями и детьми:
Родители:
- сотрудничество через консультации,
- родительские собрания,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
Дети:
- специальные занятия по развитию речи,
- дидактические игры на развитие фонематического строя речи,
- дидактические игры на развитие грамматического строя речи,
- дидактические игры на развитие связной речи,
- дидактические игры на развитие монологической речи,
-дидактические игры на развитие диалогической речи
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей ещё и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.
Виды дидактических игр:
Настольно –печатные игры используются как наглядные пособия , направленные на развитие зрительной памяти и внимания: «Что растёт в саду, лесу, огороде?»,«Что сначала, что потом?»,«Что кому нужно?», «Лото»,«Логический поезд», «Где это я видел?» и др.
Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения: «Что изменилось?» ,«Найди и назови», «Магазин»,«Чьи это детки»,«Кто скорее соберёт?» и др.
Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом». «Похож –не похож (Значение дидактической игры в речи детей ож», «Кто больше заметит небылиц», «А что потом?», «Так бывает или нет?» и др
Дидактические игры содержат в себе одновременно игровое и обучающее начало, поэтому интересны детям и при этом развивают все компоненты их речи.
Ожидаемый результат:
Дети должны самостоятельно объяснять правила игры; оценивать ответы;
высказывание сверстников; употреблять в речи сложные предложения;
при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью; самостоятельно составлять
рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок;
сочинять концовки к сказкам, пересказывать событиях из личного опыта, по
сюжетной картине, по набору картинок; пересказывать небольшие
литературные произведения, отгадывать загадки; определять место звука в слове;
подбирать к существительным несколько прилагательных; к данным словам –
антонимы. Данные игры способствуют пополнению словарного запаса детей,
расширяют кругозор, воспитывают внимание, память, развивают мышление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Дидактические игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Дидактические игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста...
«Дидактические игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Немалую роль в становлении личности ребенка играет речь. С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и так далее. Но из всех звуков, воспринимаемых...

Дидактические игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
Дидактические игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста...
Дидактические игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС.
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содер...

Влияние дидактической игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение эко...

Презентация «Дидактические игры, способствующие развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»
Презентация «Дидактические игры, способствующие развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» (СЛАЙД 2) Хочу представить вашему вниманию творческую презе...

Консультация для педагогов ДОУ «Значение дидактических игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».
В консультации описан опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием дидактических игр....
