Значение дидактической игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая группа)

Малышева Любовь Ивановна

«Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей».             (А.В. Запорожец)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение дидактической игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

«Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей» (А.В. Запорожец)

Значение речевого развития детей именно в старшем дошкольном возрасте обусловлено тем, что это период подготовки к школе, когда речь становится не только средством общения, но и необходимым условием успешного освоения знаний и навыков, которые потребуются в школе.

Эффективным средством речевого развития дошкольников являются дидактические игры. Такие игры содержат в себе игровую и обучающую задачу, правила, систему оценивания. Дидактические игры развивают все стороны речи ребёнка, а также воспитывают любовь к родному языку, художественному слову, формируют мотивацию и интерес к чтению.

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития , используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребёнок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.

В основу всех видов игр по развитию речи должно быть положено два требования: дети должны слышать обращённую к ним речь и должны говорить сами. Но есть дети, которые ещё не говорят. Игры и занятия с такими детьми содействует последовательному накоплению их пассивного запаса слов и ведутся соответствующим образом. Пополнение пассивного запаса слов опережает рост активного даже и тогда, когда дети овладели механизмом речи. Совершается это за счёт речи, которую ребёнок слышит.

Формы работы с родителями и детьми:

Родители:

- сотрудничество через консультации,

- родительские собрания,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

Дети:

- специальные занятия по развитию речи,

- дидактические игры на развитие фонематического строя речи,

- дидактические игры на развитие грамматического строя речи,

- дидактические игры на развитие связной речи,

- дидактические игры на развитие монологической речи,

-дидактические игры на развитие диалогической речи

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей  ещё и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

Виды дидактических игр:

Настольно –печатные игры используются как наглядные пособия , направленные на развитие зрительной памяти и внимания: «Что растёт в саду, лесу, огороде?»,«Что сначала, что потом?»,«Что кому нужно?», «Лото»,«Логический поезд», «Где это я видел?» и др.

Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения: «Что изменилось?» ,«Найди и назови», «Магазин»,«Чьи это детки»,«Кто скорее соберёт?» и др.

Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом». «Похож –не похож (Значение дидактической игры в речи детей ож», «Кто больше заметит небылиц», «А что потом?», «Так бывает или нет?» и др

Дидактические игры содержат в себе одновременно игровое и обучающее начало, поэтому интересны детям и при этом развивают все компоненты их речи.

Ожидаемый результат:

Дети должны самостоятельно объяснять правила игры; оценивать ответы;

высказывание сверстников; употреблять в речи сложные предложения;

при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью; самостоятельно составлять

рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок;

сочинять концовки к сказкам, пересказывать событиях из личного опыта, по

сюжетной картине, по набору картинок; пересказывать небольшие

литературные произведения, отгадывать загадки; определять место звука в слове;

подбирать к существительным несколько прилагательных; к данным словам –

антонимы. Данные игры способствуют пополнению словарного запаса детей,

расширяют кругозор, воспитывают внимание, память, развивают мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Дидактические игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Дидактические игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста...

«Дидактические игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Немалую роль в становлении личности ребенка играет речь. С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и так далее. Но из всех звуков, воспринимаемых...

Дидактические игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

Дидактические игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста...

Дидактические игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС.

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содер...

Влияние дидактической игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение эко...

Презентация «Дидактические игры, способствующие развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

Презентация «Дидактические игры, способствующие развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»  (СЛАЙД 2) Хочу представить вашему вниманию творческую презе...

Консультация для педагогов ДОУ «Значение дидактических игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

В консультации описан опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием дидактических игр....