План – конспект занятия с детьми 5-6 лет по речевой деятельности (обучение грамоте) Тема: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Деревянкина Анна Викторовна

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие» 

 

Задачи:

«Речевая деятельность» - закреплять знания детей о гласных звуках;

- закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове;

- познакомить детей с новым словом «артикуляция»;

- продолжать учить определять количество слогов в слове;

- развивать речь, внимание, мышление, фонематический слух

«Социально-коммуникативное развитие» - воспитывать желание говорить красиво, правильно.

Методы и приемы:

Практические: физкультминутка.

Словесные: звуковой анализ слова, деление слов на слоги, определение первого звука в слове.

Наглядные: демонстрационный и раздаточный материал.

 

Материалы и оборудования: Демонстрационный материал: знаки-символы звуков (звуковички, буквы, цветные карандаши, картинки, картинки с изображением игрушек, схема с фишками).

Раздаточный материал: карточки с картинкой и схемой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл star.gr_._obuchenie_gramote.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект занятия с детьми 5-6 лет по речевой деятельности (обучение грамоте)

Тема: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие»  

Задачи:

«Речевая деятельность» - закреплять знания детей о гласных звуках;

- закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове;

- познакомить детей с новым словом «артикуляция»;

- продолжать учить определять количество слогов в слове;

- развивать речь, внимание, мышление, фонематический слух

«Социально-коммуникативное развитие» - воспитывать желание говорить красиво, правильно.

Методы и приемы:

Практические: физкультминутка.

Словесные: звуковой анализ слова, деление слов на слоги, определение первого звука в слове.

Наглядные: демонстрационный и раздаточный материал.

Материалы и оборудования: Демонстрационный материал: знаки-символы звуков (звуковички, буквы, цветные карандаши, картинки, картинки с изображением игрушек, схема с фишками).

Раздаточный материал: карточки с картинкой и схемой.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

физкультминутка.

Игровая

игровые ситуации

Коммуникативная

звуковой анализ слова, деление слов на слоги, определение первого звука в слове.

Логика образовательной деятельности

Этапы занятия

Задачи (с обозначением

обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность

воспитанников

Ожидаемые

 результаты

Мотивационно-

организационный

Организационный момент

Созданы условия для мотивации образовательной деятельности

Когда я шла к вам, у дверей увидела письмо. Письмо, наверное, для вас. Тут написано от Буратино. Вы хотите узнать, что там написано?

Письмо: «Кот Базилио и лиса Алиса украли у меня золотой ключик. Они подготовили мне задания. Если правильно выполнить эти задания, они вернут мне ключик. Я думаю, один не смогу справиться с заданиями.

Мне сказали, что в вашем саду очень умные дети, они много знают и смогут мне помочь.

Ребята, помогите, пожалуйста, выполнить все задания кота Базилио и лисы Алисы и вернуть ключ».

Ребята поможем Буратино?

Стоят вокруг воспитателя, слушают текст письма. Соглашаются помочь Буратино.

Деятельностный

Закреплять знания детей о гласных звуках; познакомить детей с новым словом «артикуляция».

1задание

Закреплены знания о гласных звуках; познакомлены с новым словом «артикуляция».

Какой большой конверт, что же там такое? Здесь звуковички с разной артикуляцией. Звуковички так дружно сидят в конверте, помогите узнать их. (воспитатель вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук).

Ребята, как мы узнали звуковичков?

Правильно, по положению губ. Ребята, это называется артикуляция. Артикуляция - это работа органов речи при произнесении звуков.

Какие это звуки? (гласные) Почему (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)

Каким цветом обозначаются гласные? (красным) Звуковички всегда в красных башмачках!

Молодцы ребята, с этим заданием вы справились.

Детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук

Закреплять знания детей о гласных звуках и буквах.

2 задание

Закреплены знания детей о звуках и буквах.

Какое же второе задание придумали кот и лиса?

Ребята, давайте посмотрим, что в другом конверте.

Дети: Буквы.

Воспитатель: Нужно расставить буквы к соответствующим звуковичкам. (дети выполняют задание)

Кто мне скажет, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и видим)

Воспитатель:

Молодцы, ребята. Буратино знал к кому обратиться за помощью. Я думаю, вы легко справитесь и со следующим заданием.

Рассматривают следующий конверт. Находят там буквы.

Расставляет буквы к соответствующим звуковичкам.

Отвечают на вопрос: звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и видим.

Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.

3 задание

Определяют наличие данного звука в слове.

Звуковички хотят с вами поиграть, проходите за столы.

(дети парами садятся за столы)

С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим - [э],. [и],. [ы].

В конверте картинки и схемы к ним. Вам нужно выделить голосом данный звук в слове, определить место этого звука в слове и закрасить соответствующий квадратик. Каким цветом? (дети выполняют задание)

Дети парами садятся за столы

Рассматривают картинку и схему к ней. Выделяют данный звук в слове, определяют место этого звука в слове и закрашивают соответствующий квадратик.

Снять утомляемость.

Физкультминутка

Созданы условия для удовлетворения базовой детской потребности в движении, снятия статического напряжения

Интересные задания приготовили кот и лиса. Чтобы дальше правильно выполнять задания нам нужно укрепить свой организм.

Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз — нагнулся,

Два — нагнулся,

Три — нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Воспитатель:

Отдохнули, сил набрались, а теперь пора и четвертое задание выполнять.

Выполняют движения по тексту.

Продолжать учить определять количество слогов в слове.

4 задание

Определяют количество слогов в слове.

 Что нарисовано на рисунке?

Дети: Игрушки.

Воспитатель:

Давайте все вместе поработаем со словом «пирамида». Определим с вами, слово «пирамида» длинное или короткое слово?

Докажите! Что нужно сделать?

Правильно! Разделить слово на части, или слоги. Сколько слогов?

(дети хлопками определяют количество слогов в слове)

Ребята, как ещё узнать сколько слогов в слове?

Раскрою вам секрет: сколько в слове гласных звуков - столько и слогов.

Давайте еще, разделим на слоги слова: кубики, матрешка, кукла.

Воспитатель:

Молодцы, ребята, мы с вами выполнили 4 задания.

Рассматривают картинки, называют их обобщающим словом.

Определяют количество слогов в слове.

Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.

5 задание

Определяют наличие заданного звука в слове.

Недалеко осталось нам до получения золотого ключика. Осталось еще одно задание. Давайте посмотрим какое.

А тут, ребята, картинки.

Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и подумайте, с какого звука начинается слово. Нужно соотнести картинки со звуком, с которого начинается название картинки. (дети выполняют задание)

Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]? (звук [ы] встречается только в середине и в конце слова)

Рассматривают картинки, определяют с какого звука начинается их слово, располагают картинку с соответствующим звуковичком.

Заключительный

Мы помогли Буратино выполнить задания и он очень рад. Теперь кот и лиса вернут ему ключ. Ребята, что мы с вами узнали нового и что повторили при выполнении заданий?

Ребята, вы такие молодцы!

Дети делятся впечатлениями от занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте. Тема. Гласные звуки А-У-И-О-Э-Ы

Данный материал предназначен учителям-логопедам ДОУ как итоговое занятие по гласным звукам. Это занятие формирует умение чётко артикулировать гласные звуки, способствует развитию умений определять гла...

План-конспект организации и проведения занятия по обучению грамоте Тема: «Гласный и согласный звук»

Цель: Познакомить детей с понятиями: гласный и согласный звук. Звуковой анализ слов мак и шар.Задачи:1.Образовательные: Формировать умение выделять отдельные звуки в слове, определять место звука в сл...

Конспект непосредственной образовательной деятельности Область «Речевое развитие» Обучение грамоте Тема «Путешествие в страну гласных звуков»

Конспект непосредственной образовательной деятельностиОбласть «Речевое развитие»Обучение грамотеТема «Путешествие в страну гласных звуков»...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема:" Гласный звук О, буква О"

Задачи: 1) Учить детей определять позицию звука в словах: начало, середина, конец. 2) Закрепить характеристику звука О, развивать умение детей выделять на слух звук О.3) Продолжать учить дет...

Конспект занятия по «Речевому развитию» (Обучение грамоте) Тема. «Звук [М] буква М»

Цели: Познакомить детей со звукам  [М], с буквой М.Задачи:Образовательные:- Формировать умение детей характеризовать звук М, называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах, де...

Речевое развитие (Обучение грамоте) Тема:"Согласный звук"

Конспект  по развитие речи тема : "Согласный  звук"...