План – конспект занятия с детьми 5-6 лет по речевой деятельности (обучение грамоте) Тема: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
«Речевая деятельность» - закреплять знания детей о гласных звуках;
- закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове;
- познакомить детей с новым словом «артикуляция»;
- продолжать учить определять количество слогов в слове;
- развивать речь, внимание, мышление, фонематический слух
«Социально-коммуникативное развитие» - воспитывать желание говорить красиво, правильно.
Методы и приемы:
Практические: физкультминутка.
Словесные: звуковой анализ слова, деление слов на слоги, определение первого звука в слове.
Наглядные: демонстрационный и раздаточный материал.
Материалы и оборудования: Демонстрационный материал: знаки-символы звуков (звуковички, буквы, цветные карандаши, картинки, картинки с изображением игрушек, схема с фишками).
Раздаточный материал: карточки с картинкой и схемой.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.62 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект занятия с детьми 5-6 лет по речевой деятельности (обучение грамоте)
Тема: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
«Речевая деятельность» - закреплять знания детей о гласных звуках;
- закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове;
- познакомить детей с новым словом «артикуляция»;
- продолжать учить определять количество слогов в слове;
- развивать речь, внимание, мышление, фонематический слух
«Социально-коммуникативное развитие» - воспитывать желание говорить красиво, правильно.
Методы и приемы:
Практические: физкультминутка.
Словесные: звуковой анализ слова, деление слов на слоги, определение первого звука в слове.
Наглядные: демонстрационный и раздаточный материал.
Материалы и оборудования: Демонстрационный материал: знаки-символы звуков (звуковички, буквы, цветные карандаши, картинки, картинки с изображением игрушек, схема с фишками).
Раздаточный материал: карточки с картинкой и схемой.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | физкультминутка. |
Игровая | игровые ситуации |
Коммуникативная | звуковой анализ слова, деление слов на слоги, определение первого звука в слове. |
Логика образовательной деятельности
Этапы занятия | Задачи (с обозначением обр.области) | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Мотивационно- организационный | Организационный момент | Созданы условия для мотивации образовательной деятельности | ||
Когда я шла к вам, у дверей увидела письмо. Письмо, наверное, для вас. Тут написано от Буратино. Вы хотите узнать, что там написано? Письмо: «Кот Базилио и лиса Алиса украли у меня золотой ключик. Они подготовили мне задания. Если правильно выполнить эти задания, они вернут мне ключик. Я думаю, один не смогу справиться с заданиями. Мне сказали, что в вашем саду очень умные дети, они много знают и смогут мне помочь. Ребята, помогите, пожалуйста, выполнить все задания кота Базилио и лисы Алисы и вернуть ключ». Ребята поможем Буратино? | Стоят вокруг воспитателя, слушают текст письма. Соглашаются помочь Буратино. | |||
Деятельностный | Закреплять знания детей о гласных звуках; познакомить детей с новым словом «артикуляция». | 1задание | Закреплены знания о гласных звуках; познакомлены с новым словом «артикуляция». | |
Какой большой конверт, что же там такое? Здесь звуковички с разной артикуляцией. Звуковички так дружно сидят в конверте, помогите узнать их. (воспитатель вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук). Ребята, как мы узнали звуковичков? Правильно, по положению губ. Ребята, это называется артикуляция. Артикуляция - это работа органов речи при произнесении звуков. Какие это звуки? (гласные) Почему (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды) Каким цветом обозначаются гласные? (красным) Звуковички всегда в красных башмачках! Молодцы ребята, с этим заданием вы справились. | Детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук | |||
Закреплять знания детей о гласных звуках и буквах. | 2 задание | Закреплены знания детей о звуках и буквах. | ||
Какое же второе задание придумали кот и лиса? Ребята, давайте посмотрим, что в другом конверте. Дети: Буквы. Воспитатель: Нужно расставить буквы к соответствующим звуковичкам. (дети выполняют задание) Кто мне скажет, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и видим) Воспитатель: Молодцы, ребята. Буратино знал к кому обратиться за помощью. Я думаю, вы легко справитесь и со следующим заданием. | Рассматривают следующий конверт. Находят там буквы. Расставляет буквы к соответствующим звуковичкам. Отвечают на вопрос: звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и видим. | |||
Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове. | 3 задание | Определяют наличие данного звука в слове. | ||
Звуковички хотят с вами поиграть, проходите за столы. (дети парами садятся за столы) С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим - [э],. [и],. [ы]. В конверте картинки и схемы к ним. Вам нужно выделить голосом данный звук в слове, определить место этого звука в слове и закрасить соответствующий квадратик. Каким цветом? (дети выполняют задание) | Дети парами садятся за столы Рассматривают картинку и схему к ней. Выделяют данный звук в слове, определяют место этого звука в слове и закрашивают соответствующий квадратик. | |||
Снять утомляемость. | Физкультминутка | Созданы условия для удовлетворения базовой детской потребности в движении, снятия статического напряжения | ||
Интересные задания приготовили кот и лиса. Чтобы дальше правильно выполнять задания нам нужно укрепить свой организм. Физкультминутка Буратино потянулся, Раз — нагнулся, Два — нагнулся, Три — нагнулся. Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. Воспитатель: Отдохнули, сил набрались, а теперь пора и четвертое задание выполнять. | Выполняют движения по тексту. | |||
Продолжать учить определять количество слогов в слове. | 4 задание | Определяют количество слогов в слове. | ||
Что нарисовано на рисунке? Дети: Игрушки. Воспитатель: Давайте все вместе поработаем со словом «пирамида». Определим с вами, слово «пирамида» длинное или короткое слово? Докажите! Что нужно сделать? Правильно! Разделить слово на части, или слоги. Сколько слогов? (дети хлопками определяют количество слогов в слове) Ребята, как ещё узнать сколько слогов в слове? Раскрою вам секрет: сколько в слове гласных звуков - столько и слогов. Давайте еще, разделим на слоги слова: кубики, матрешка, кукла. Воспитатель: Молодцы, ребята, мы с вами выполнили 4 задания. | Рассматривают картинки, называют их обобщающим словом. Определяют количество слогов в слове. | |||
Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове. | 5 задание | Определяют наличие заданного звука в слове. | ||
Недалеко осталось нам до получения золотого ключика. Осталось еще одно задание. Давайте посмотрим какое. А тут, ребята, картинки. Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и подумайте, с какого звука начинается слово. Нужно соотнести картинки со звуком, с которого начинается название картинки. (дети выполняют задание) Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]? (звук [ы] встречается только в середине и в конце слова) | Рассматривают картинки, определяют с какого звука начинается их слово, располагают картинку с соответствующим звуковичком. | |||
Заключительный | Мы помогли Буратино выполнить задания и он очень рад. Теперь кот и лиса вернут ему ключ. Ребята, что мы с вами узнали нового и что повторили при выполнении заданий? Ребята, вы такие молодцы! | Дети делятся впечатлениями от занятия. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте. Тема. Гласные звуки А-У-И-О-Э-Ы
Данный материал предназначен учителям-логопедам ДОУ как итоговое занятие по гласным звукам. Это занятие формирует умение чётко артикулировать гласные звуки, способствует развитию умений определять гла...

План-конспект организации и проведения занятия по обучению грамоте Тема: «Гласный и согласный звук»
Цель: Познакомить детей с понятиями: гласный и согласный звук. Звуковой анализ слов мак и шар.Задачи:1.Образовательные: Формировать умение выделять отдельные звуки в слове, определять место звука в сл...

Конспект непосредственной образовательной деятельности Область «Речевое развитие» Обучение грамоте Тема «Путешествие в страну гласных звуков»
Конспект непосредственной образовательной деятельностиОбласть «Речевое развитие»Обучение грамотеТема «Путешествие в страну гласных звуков»...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема:" Гласный звук О, буква О"
Задачи: 1) Учить детей определять позицию звука в словах: начало, середина, конец. 2) Закрепить характеристику звука О, развивать умение детей выделять на слух звук О.3) Продолжать учить дет...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию В старшей группе «Обучение грамоте» Тема «Гласные звуки»
путешествие в страну гласных звуков....

Конспект занятия по «Речевому развитию» (Обучение грамоте) Тема. «Звук [М] буква М»
Цели: Познакомить детей со звукам [М], с буквой М.Задачи:Образовательные:- Формировать умение детей характеризовать звук М, называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах, де...

Речевое развитие (Обучение грамоте) Тема:"Согласный звук"
Конспект по развитие речи тема : "Согласный звук"...
