Методическая разработка "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством ИКТ"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Плюснина Мария Прокопьевна

Данная методическая разработка может быть использована педагогами ОУ для организации образовательного процесса с использованием современных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.odt11.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19»

Методическая разработка:

"Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством ИКТ"

Выполнила:

Воспитатель Плюснина М.П.

г.Нижний Новгород, 2025

1. Актуальность:

        В современном мире, характеризующемся стремительным развитием информационных технологий, важно использовать ИКТ как инструмент для развития детей дошкольного возраста. Данная методическая разработка направлена на развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством ИКТ, что соответствует требованиям ФГОС ДО и позволяет повысить мотивацию к обучению, визуализировать информацию, индивидуализировать процесс обучения и расширить возможности для творчества.

2. Цель: развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством использования информационно-коммуникационных технологий.

3. Задачи:

•   Образовательные:

   *   Расширять словарный запас детей.

  *  Формировать навыки грамматически правильного построения предложений.

 *   Учить составлять связные рассказы по картинкам, сериям картинок, по заданному плану, из личного опыта.

   *   Совершенствовать умение пересказывать короткие тексты.

   *   Формировать умение отвечать на вопросы полными предложениями.

•   Развивающие:

  *   Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение).

   *   Развивать творческие способности.

   *   Развивать интерес к речевой деятельности.

•   Воспитательные:

   *   Воспитывать культуру общения.

   *   Формировать умение работать в группе.

 *   Воспитывать интерес к использованию ИКТ в познавательной деятельности.

4. Целевая аудитория:

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

5. Формы работы:

•   Фронтальные занятия.

•   Групповые занятия.

•   Индивидуальные занятия.

•   Игры и упражнения с использованием ИКТ.

•   Проектная деятельность.

6. Используемые ИКТ:

•   Интерактивная доска.

•   Компьютер.

•   Планшет.

•   Мультимедийный проектор.

•   Программы для создания презентаций (Microsoft PowerPoint, Google Slides).

•   Графические редакторы (Paint, Tux Paint).

•   Программы для записи и редактирования звука (Audacity).

•   Онлайн-сервисы и приложения для развития речи (LearningApps.org, Мерсибо, iSmart).

•   Готовые презентации, видеоролики, мультфильмы.

7. Принципы реализации:

•   Принцип наглядности: Использование ярких, красочных и понятных изображений, анимаций и видеороликов.

•   Принцип доступности: Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при выборе содержания и методов обучения.

•   Принцип активности: Вовлечение детей в активную познавательную и речевую деятельность.

•   Принцип интеграции: Использование ИКТ в сочетании с традиционными методами обучения.

•   Принцип игровой деятельности: Предоставление информации в игровой форме, создание проблемных ситуаций и поощрение самостоятельного поиска решений.

• Принцип индивидуализации: Адаптация учебного материала к индивидуальным потребностям и возможностям каждого ребенка.

8. Этапы реализации:

Этап 1: Подготовительный (1-2 недели)

•   Диагностика уровня развития речи детей.

•   Определение целей и задач для каждого ребенка.

•   Подбор и разработка образовательных ресурсов с использованием ИКТ (презентации, игры, упражнения, видеоролики).

•   Подготовка методического обеспечения (конспекты занятий, дидактический материал).

Этап 2: Основной (учебный год)

•   Проведение занятий и игр с использованием ИКТ, направленных на развитие различных аспектов речи.

•   Использование ИКТ в различных видах деятельности (игровой, познавательной, продуктивной).

•   Организация проектной деятельности с использованием ИКТ (создание мультфильмов, презентаций, электронных книг).

•   Индивидуальная работа с детьми, испытывающими затруднения в развитии речи.

•   Взаимодействие с родителями (консультации, мастер-классы).

Этап 3: Заключительный (конец учебного года)

•   Повторная диагностика уровня развития речи детей.

•   Анализ результатов и оценка эффективности использования ИКТ.

•   Обобщение и распространение опыта.

9. Примерные конспекты занятий с использованием ИКТ:

Пример 1: Составление рассказа по картинке - тема "Зима"

•   Цель: Учить составлять связный рассказ по картинке с использованием опорных слов.

•   Оборудование: Интерактивная доска, презентация с картинкой "Зима" и опорными словами (снег, деревья, солнце, дети, горка, санки).

•   Ход занятия:

    1.  Организационный момент: Приветствие, создание положительного эмоционального настроя.

    2.  Вводная часть:  Загадка о зиме. Беседа о признаках зимы.

    3.  Основная часть:

        *   Рассматривание картинки на интерактивной доске.

        *   Определение основных элементов картинки.

        *   Работа с опорными словами (чтение, объяснение значения).

        *   Составление предложений по каждому опорному слову.

        *   Составление связного рассказа по картинке с использованием опорных слов (индивидуально и коллективно).

    4.  Физкультминутка: "Зимняя зарядка".

    5.  Закрепление: Повторение рассказа.

    6.  Итог занятия:Подведение итогов, похвала.

Пример 2: Пересказ сказки - тема "Репка"

•   Цель: Учить пересказывать сказку, используя мнемотаблицу.

•   Оборудование: Интерактивная доска, презентация с мнемотаблицей к сказке "Репка", аудиозапись сказки "Репка".

•   Ход занятия:

    1.  Организационный момент: Приветствие, создание положительного эмоционального настроя.

    2.  Вводная часть:  Беседа о сказках.

    3.  Основная часть:

        *   Прослушивание аудиозаписи сказки "Репка".

        *   Обсуждение содержания сказки.

        *   Рассматривание мнемотаблицы на интерактивной доске.

        *   Объяснение каждого символа в мнемотаблице.

        *   Пересказ сказки по мнемотаблице (индивидуально и коллективно).

    4.  Физкультминутка: "Посадим репку".

    5.  Закрепление: Повторное прослушивание сказки и пересказ.

6.  Итог занятия: Подведение итогов, похвала.

10. Оценка эффективности:

•   Диагностика уровня развития речи детей (в начале и конце учебного года).

•   Анализ результатов диагностики.

•   Наблюдение за речевой деятельностью детей в различных видах деятельности.

•   Анализ детских работ (рассказы, пересказы, мультфильмы, презентации).

•   Отзывы родителей.

11. Ожидаемые результаты:

•   Повышение уровня развития связной речи у детей.

•   Расширение словарного запаса.

•   Формирование навыков грамматически правильного построения предложений.

•   Умение составлять связные рассказы по картинкам, сериям картинок, по заданному плану, из личного опыта.

•   Совершенствование умения пересказывать короткие тексты.

•   Формирование умения отвечать на вопросы полными предложениями.

•   Повышение мотивации к речевой деятельности.

•   Развитие творческих способностей.

12. Заключение:

Использование ИКТ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста является эффективным и перспективным направлением. Данная методическая разработка может быть использована педагогами дошкольных образовательных учреждений для организации образовательного процесса с использованием современных технологий, что позволит повысить качество образования и обеспечить успешную подготовку детей к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации.

Тема: «Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации».Введение. Развитие связной речи является центральной задаче...

Тема: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники»

Цель: Изучить приемы мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста.Задачи:Обучающие:1. Изучить различные приемы мнемотехники2. Разработать и изготовить мнемотаблицы на различные те...

Презентация к мастер-классу для воспитателей на тему "Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования"

В настоящее время существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. В своей работе с детьми по речевому развитию я использую метод наглядного моделирова...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности в контексте ФГОС».

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в...

Мастер-класс «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»

МАСТЕР-КЛАСС «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»...

Методическая разработка «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством моделирования»

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования ус...