Методическая разработка "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством ИКТ"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Данная методическая разработка может быть использована педагогами ОУ для организации образовательного процесса с использованием современных технологий
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 11.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19»
Методическая разработка:
"Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством ИКТ"
Выполнила:
Воспитатель Плюснина М.П.
г.Нижний Новгород, 2025
1. Актуальность:
В современном мире, характеризующемся стремительным развитием информационных технологий, важно использовать ИКТ как инструмент для развития детей дошкольного возраста. Данная методическая разработка направлена на развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством ИКТ, что соответствует требованиям ФГОС ДО и позволяет повысить мотивацию к обучению, визуализировать информацию, индивидуализировать процесс обучения и расширить возможности для творчества.
2. Цель: развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством использования информационно-коммуникационных технологий.
3. Задачи:
• Образовательные:
* Расширять словарный запас детей.
* Формировать навыки грамматически правильного построения предложений.
* Учить составлять связные рассказы по картинкам, сериям картинок, по заданному плану, из личного опыта.
* Совершенствовать умение пересказывать короткие тексты.
* Формировать умение отвечать на вопросы полными предложениями.
• Развивающие:
* Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение).
* Развивать творческие способности.
* Развивать интерес к речевой деятельности.
• Воспитательные:
* Воспитывать культуру общения.
* Формировать умение работать в группе.
* Воспитывать интерес к использованию ИКТ в познавательной деятельности.
4. Целевая аудитория:
Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
5. Формы работы:
• Фронтальные занятия.
• Групповые занятия.
• Индивидуальные занятия.
• Игры и упражнения с использованием ИКТ.
• Проектная деятельность.
6. Используемые ИКТ:
• Интерактивная доска.
• Компьютер.
• Планшет.
• Мультимедийный проектор.
• Программы для создания презентаций (Microsoft PowerPoint, Google Slides).
• Графические редакторы (Paint, Tux Paint).
• Программы для записи и редактирования звука (Audacity).
• Онлайн-сервисы и приложения для развития речи (LearningApps.org, Мерсибо, iSmart).
• Готовые презентации, видеоролики, мультфильмы.
7. Принципы реализации:
• Принцип наглядности: Использование ярких, красочных и понятных изображений, анимаций и видеороликов.
• Принцип доступности: Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при выборе содержания и методов обучения.
• Принцип активности: Вовлечение детей в активную познавательную и речевую деятельность.
• Принцип интеграции: Использование ИКТ в сочетании с традиционными методами обучения.
• Принцип игровой деятельности: Предоставление информации в игровой форме, создание проблемных ситуаций и поощрение самостоятельного поиска решений.
• Принцип индивидуализации: Адаптация учебного материала к индивидуальным потребностям и возможностям каждого ребенка.
8. Этапы реализации:
Этап 1: Подготовительный (1-2 недели)
• Диагностика уровня развития речи детей.
• Определение целей и задач для каждого ребенка.
• Подбор и разработка образовательных ресурсов с использованием ИКТ (презентации, игры, упражнения, видеоролики).
• Подготовка методического обеспечения (конспекты занятий, дидактический материал).
Этап 2: Основной (учебный год)
• Проведение занятий и игр с использованием ИКТ, направленных на развитие различных аспектов речи.
• Использование ИКТ в различных видах деятельности (игровой, познавательной, продуктивной).
• Организация проектной деятельности с использованием ИКТ (создание мультфильмов, презентаций, электронных книг).
• Индивидуальная работа с детьми, испытывающими затруднения в развитии речи.
• Взаимодействие с родителями (консультации, мастер-классы).
Этап 3: Заключительный (конец учебного года)
• Повторная диагностика уровня развития речи детей.
• Анализ результатов и оценка эффективности использования ИКТ.
• Обобщение и распространение опыта.
9. Примерные конспекты занятий с использованием ИКТ:
Пример 1: Составление рассказа по картинке - тема "Зима"
• Цель: Учить составлять связный рассказ по картинке с использованием опорных слов.
• Оборудование: Интерактивная доска, презентация с картинкой "Зима" и опорными словами (снег, деревья, солнце, дети, горка, санки).
• Ход занятия:
1. Организационный момент: Приветствие, создание положительного эмоционального настроя.
2. Вводная часть: Загадка о зиме. Беседа о признаках зимы.
3. Основная часть:
* Рассматривание картинки на интерактивной доске.
* Определение основных элементов картинки.
* Работа с опорными словами (чтение, объяснение значения).
* Составление предложений по каждому опорному слову.
* Составление связного рассказа по картинке с использованием опорных слов (индивидуально и коллективно).
4. Физкультминутка: "Зимняя зарядка".
5. Закрепление: Повторение рассказа.
6. Итог занятия:Подведение итогов, похвала.
Пример 2: Пересказ сказки - тема "Репка"
• Цель: Учить пересказывать сказку, используя мнемотаблицу.
• Оборудование: Интерактивная доска, презентация с мнемотаблицей к сказке "Репка", аудиозапись сказки "Репка".
• Ход занятия:
1. Организационный момент: Приветствие, создание положительного эмоционального настроя.
2. Вводная часть: Беседа о сказках.
3. Основная часть:
* Прослушивание аудиозаписи сказки "Репка".
* Обсуждение содержания сказки.
* Рассматривание мнемотаблицы на интерактивной доске.
* Объяснение каждого символа в мнемотаблице.
* Пересказ сказки по мнемотаблице (индивидуально и коллективно).
4. Физкультминутка: "Посадим репку".
5. Закрепление: Повторное прослушивание сказки и пересказ.
6. Итог занятия: Подведение итогов, похвала.
10. Оценка эффективности:
• Диагностика уровня развития речи детей (в начале и конце учебного года).
• Анализ результатов диагностики.
• Наблюдение за речевой деятельностью детей в различных видах деятельности.
• Анализ детских работ (рассказы, пересказы, мультфильмы, презентации).
• Отзывы родителей.
11. Ожидаемые результаты:
• Повышение уровня развития связной речи у детей.
• Расширение словарного запаса.
• Формирование навыков грамматически правильного построения предложений.
• Умение составлять связные рассказы по картинкам, сериям картинок, по заданному плану, из личного опыта.
• Совершенствование умения пересказывать короткие тексты.
• Формирование умения отвечать на вопросы полными предложениями.
• Повышение мотивации к речевой деятельности.
• Развитие творческих способностей.
12. Заключение:
Использование ИКТ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста является эффективным и перспективным направлением. Данная методическая разработка может быть использована педагогами дошкольных образовательных учреждений для организации образовательного процесса с использованием современных технологий, что позволит повысить качество образования и обеспечить успешную подготовку детей к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации.
Тема: «Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации».Введение. Развитие связной речи является центральной задаче...

Тема: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники»
Цель: Изучить приемы мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста.Задачи:Обучающие:1. Изучить различные приемы мнемотехники2. Разработать и изготовить мнемотаблицы на различные те...
Коммуникативная компетентность, как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации
Развите связной речи у детей посредством театрализации...

Презентация к мастер-классу для воспитателей на тему "Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования"
В настоящее время существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. В своей работе с детьми по речевому развитию я использую метод наглядного моделирова...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности в контексте ФГОС».
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в...
Мастер-класс «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»
МАСТЕР-КЛАСС «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»...

Методическая разработка «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством моделирования»
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования ус...
