Конспект занятия "Как вернуть лето?" (Заучивание стихотворения А. Барто "Я знаю, что надо придумать" с использованием малых форм фольклора).
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Шабалина Алёна Вячеславовна

Тема: "Как вернуть лето?" (Заучивание стихотворения А. Барто "Я знаю, что надо придумать" с использованием малых форм фольклора).

Возрастная группа: Средняя группа (4-5 лет)

Цель: развитие речи детей посредством заучивания стихотворения и активного использования малых форм фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_kak_vernut_leto.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе (4-5 лет)

Тема: "Как вернуть лето?" (Заучивание стихотворения А. Барто "Я знаю, что надо придумать" с использованием малых форм фольклора).

Возрастная группа: Средняя группа (4-5 лет)

Цель: развитие речи детей посредством заучивания стихотворения и активного использования малых форм фольклора.

Задачи: 

Образовательные: 

  • Познакомить со стихотворением А. Барто "Я знаю, что надо придумать".
  • Помочь запомнить стихотворение, используя наглядные опоры, двигательную активность и игровые приемы.
  • Обогащать словарный запас (придумать, качели, скучная, до неба, до солнца).
  • Учить отгадывать загадки о временах года и лете.
  • Познакомить с потешками и считалками на тему солнца и веселья.

Развивающие: 

  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление, воображение.
  • Развивать интонационную выразительность, артикуляционный аппарат, темп речи.
  • Формировать умение отвечать на вопросы полными предложениями.
  • Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные: 

  • Прививать интерес к поэзии, устному народному творчеству.
  • Воспитывать оптимистический взгляд на мир, желание фантазировать.
  • Создавать положительный эмоциональный настрой, радость от совместной деятельности.

Оборудование: 

  • Картинки-иллюстрации к стихотворению (зима, лето, качели, дети, качающиеся до неба/солнца). Можно использовать мнемотаблицу.
  • Игрушка солнышко (желтый круг с лучиками).
  • Музыка для физкультминутки (легкая, летняя).
  • Ленты или платочки желтого/синего цвета (для имитации солнца/неба).

Предварительная работа: 

  • Беседы о временах года, о том, что происходит зимой и летом.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением летних игр и забав.
  • Чтение других стихотворений А. Барто.

Ход занятия

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный

- Доброе утро, ребята! Посмотрите, что у меня в руках? (Показывает игрушку Солнышко).

- Какое оно?  

- А когда солнышко особенно сильно светит и греет?

- Молодцы! А какое время года у нас сейчас?

- Да, сейчас зима, холодно, снег лежит. А вы любите зиму? А лето? Что вам больше всего нравится делать летом?

- Как же хочется, чтобы лето поскорее пришло, правда?

Однажды одна девочка тоже очень-очень захотела, чтобы лето поскорее вернулось, и она придумала кое-что! Хотите узнать, что?

- Солнышко.

Ответы детей (желтое, яркое, теплое, веселое).

- Летом.

- Зима.

Ответы детей: купаться, играть на улице, есть ягоды, кататься на качелях.

- Да!

Мотивационный

- Послушайте внимательно стихотворение Агнии Барто, которое так и называется: «Я знаю, что надо придумать». Выразительное чтение стихотворения А. Барто "Я знаю, что надо придумать": 

Я знаю, что надо придумать,
Чтоб не было больше зимы,
Чтоб вместо высоких сугробов
Вокруг зеленели холмы.

Смотрю я в стекляшку
Зеленого цвета,
И сразу зима
Превращается в лето.

- Ребята, что хотела придумать девочка в стихотворении?

- Что она делала, чтобы зима превращалась в лето?

– А кто запомнил, какого цвета была стекляшка?

- Правильно, а почему именно зелёного цвета, а не красного, не синего?

Словарная работа: 

- Ребята, а что значит придумать?

- А как вы понимаете слово холмы – это что?  

-  Холм — это небольшое возвышение на равнине.

Дети внимательно слушают стихотворение.

- Чтобы зимы больше не было.

- Смотрела в стекляшку.

- Зелёного.

Ответы детей (стекляшка зелёного цвета, потому что летом всё зелёное, все деревья и трава).

Ответы детей (Значит, что-то новое изобрести, сочинить).

Ответы детей.

Основной

- Дети, предлагаю вам запомнить это стихотворение. Я буду читать, а вы посмотрите на картинки (или мнемотаблицу), которые помогут нам запомнить каждое словечко.

Повторное чтение воспитателем с показом иллюстраций/мнемотаблицы. 

- А теперь давайте вместе со мной будем не только говорить, но и показывать, как мы хотим лето!

(Использование метода "живой картинки" и мнемотехники).

Я знаю, что надо придумать, (думаем)
Чтоб не было больше зимы,
(«замёрзли»)
Чтоб вместо высоких сугробов
(тянем руки наверх)
Вокруг зеленели холмы.
(показываем небольшие горочки)

Смотрю я в стекляшку («Очки»)
Зеленого цвета,
И сразу зима
Превращается в лето.
(кружимся)

Чтение по частям: Воспитатель читает одну строчку, дети – следующую. Повторение хором всего стихотворения с движениями.

Индивидуальное рассказывание: Несколько детей пробуют рассказать стихотворение самостоятельно, с помощью педагога и движений.

Дети повторяют стихотворение и выполняют движения.

Дети читают стихотворение через строчку с воспитателем.

Физкультминутка с элементами малых форм фольклора

- Молодцы! Мы так здорово превратили зиму в лето! Давайте теперь покажем, как нас солнышко греет, когда лето приходит.

Подвижная игра "Солнышко-ведрышко" (потешка): 

"Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Будем лето ждать,

Будем танцевать!"

- Вот как хорошо мы погрелись на солнышке! И немного отдохнули.

Дети стоят в кругу, руки вверх, как лучи солнца

Делают "окошечко" из ладоней

Кружатся на месте

Разводят руки в стороны

Хлопают в ладоши

Двигаются в ритме музыки

Продолжение основного этапа

- Ребята, а вы знаете, что лето любит, когда много-много смеха и песен? А ещё оно любит, когда мы быстро-быстро говорим!

Скороговорка (малая форма фольклора): 

"Лето, лето, летело, (Медленно проговаривают)

Солнце ярко-ярко светило!" (Затем быстрее)

- Молодцы! А теперь, давайте выберем того, кто первым расскажет стихотворение Солнышку. Поможет нам в этом считалка!

Считалка (малая форма фольклора): 

"Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальцы по очереди)

Будем лето призывать!

Шесть, семь, восемь, девять, десять –

Кто расскажет – будет весел!" (На ком остановилась считалка, тот и рассказывает стихотворение).

Воспитатель поощряет выразительность и эмоциональность.

Дети повторяют скороговорку хором и индивидуально.

Повторное рассказывание стихотворения детьми: индивидуально, парами, по цепочке.

Рефлексия

- Ребята, Солнышко очень довольно! Вы сегодня были настоящими волшебниками – придумали, как вернуть лето, выучили чудесное стихотворение и играли с потешками!

- Что мы сегодня узнали нового?

- Что вам больше всего понравилось на занятии?

- Вы очень старались, были внимательными и дружными. Думаю, что благодаря вам, лето обязательно поскорее вернется!

Ответы детей.

Дети прощаются с игрушкой Солнышком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с использованием малых форм фольклора: Закрепление сказки "Колобок" и стихов А.Барто

Дети с помощью фланелеграфа пересказывают сказку "Колобок".Бабушка-Забавушка помогает детям рассказать стихи А.Барто со своими зверушками....

Конспект занятия с использованием малых форм фольклора: "Закрепление сказки "Колобок" и стихов А.Барто

С помощью фланелеграфа дети пересказывают сказку "Колобок". Бабушка Забавушка со своими зверушками помогает детям рассказать стихи А.Барто....

конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с использованием малых форм фольклора "Как мы Снегурушку искали"

Программное содержание: 1.Побуждать детей проявлять свои речевые знания, эмоциональные качества.2.Дать первоначальное представление о лесе: лес – это дом деревьев, птиц, зверей; каждое живо...

Конспект занятия для первой младшей группы по развитию речи с использованием малых форм фольклора

Конспект занятия для первой младшей группы по развитию речи с использованием малых форм фольклора...

Конспект ООД с детьми средней группы в интеграции образовательных областей с использованием малых форм фольклора.

Конспект ООД с детьми средней группы  в интеграции образовательных областей с использованием  малых форм фольклора....

Конспект ООД с использованием малых форм фольклора в развитии речи детей группы раннего возраста "Солнышко-вёдрышко"

  Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребёнком в разные режимные моменты.Результаты свидетельствуют о том,что использование малых форм фольклора расширяет...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе с использованием малых форм фольклора. Лепка "Колобок"

Цель: закреплять знания о жанрах и видах русского народного творчества. Познакомить с характерными чертами русского фольклора. Развивать любознательность. Воспитывать интерес к культурному наследию на...