Развлечение по речевому развитию «Квест по осеннему лесу»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Тонких Надежда Николаевна

Развлечение по речевому развитию

«Квест по осеннему лесу»

в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvest_po_osennemu_lesu_.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Развлечение по речевому развитию

«Квест по осеннему лесу»

в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Ф.И.О. должность педагога: Тонких Н.Н., воспитатель

Дата проведения: 29.10.2024г

Направление развития: речевое развитие

Тема: «Квест по осеннему лесу»

Возрастная группа: разновозрастная логопедическая группа (4-7лет).

Цели интегрированного занятия:
- Уточнить знания детей об осени, о диких животных, грибах; 
- Обобщение полученных знаний;
- Активизировать словарь по данной теме.

 Образовательные задачи:
• совершенствовать навыки согласования слов в предложении;
• совершенствовать грамматический строй речи;
• активизировать и расширить словарь по теме: «Осень», «Грибы», «Дикие животные»;
• стимулировать речевую активность детей;
• работать над расслаблением мышечного тонуса;
• совершенствовать речевые навыки и умения.

Развивающие задачи: 
• развивать фонематическое восприятие;
• развивать координацию в системе «глаза — рука», т.е. развитие синхронности движений глаза и ведущей руки, а так, же укрепление межфункциональной связи;
• развивать длительность и плавность речевого выдоха;
• развивать умение детей оценивать свою деятельность, обобщать, делать выводы, высказывать своё мнение.

Воспитательные:
• формировать навыки сотрудничества на занятии, умение слушать своих товарищей, бережное отношение к окружающему нас миру;
• воспитывать умение правильно вести себя.

Здоровьесберегающие технологии:

1. Дыхательная гимнастика со словами.
2. Пальчиковая игра «Осенний букет».
3. Упражнение для коррекции глаз «Мы листочек увидали».
Методы и приемы:

Словесные – беседа, объяснение, художественное слово в виде загадки;

Наглядные – картинки дикие животные, осенние листочки, грибы, следы животных, деревья, карта.

Практические – игровые упражнения, глазодвигательная гимнастика «Мы листочек увидали», песочная терапия, пальчиковая гимнастика «Осенний букет», пальчиковая гимнастика с шишками.

Игровые – сюрпризный момент-появление персонажа «Кикимора» на экране, ключ, сундучок с подарками.

Рефлексия- весёлые и грустные листочки.

Оборудование: Телевизор; запись-обращение Кикиморы; нарисованные три дерева (дуб, берёза, рябина), вырезанные следы животных, картинки диких животных, картинки съедобных и ядовитых грибов, корзина с шишками, песок красного, жёлтого, зелёного цвета, шаблоны листьев и планшеты для песка по количеству воспитанников, влажные салфетки, верёвочка.

Предварительная работа:

1. Наблюдения на прогулке за природными изменениями в природе осенью.

2. Рассматривание иллюстраций и беседы об осени. 

3. Рассматривание иллюстраций и беседы о грибах, диких животных, деревьях.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Воспитатель: Ну, а теперь… Все собрались? Все здоровы? Дети, вы играть готовы? Ну, тогда поскорей строим круг из друзей! Улыбнитесь, не ленитесь и конечно, прибодритесь. Ведь когда со мной друзья, веселей дорога, без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много…

Воспитатель:  Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льётся,

Как это время года зовётся? (ответы детей Осень)

Воспитатель: -Ребята, а вы любите путешествовать?

Хотите отправиться в путешествие?

Давайте с вами отправимся в ………………

Неожиданно на экране телевизора включается шум, треск и тд.

Появляется Кикимора…

Кикимора: -Что, в путешествие собрались? (небольшая пауза, чтобы дети смогли ответить)

А Осень к вам в гости случайно не приходила, подарки не приносила? (небольшая пауза, чтобы дети смогли ответить)

Ха-ха-ха и не придёт и ничего вам не принесёт.

Я – Кикимора лесная.

Я – колдунья деловая!

Делать пакости люблю,

Я сундук с подарками заколдовала,

На ключ его я заковала

Если вы его найдёте,

То, подарки заберёте.

Ну а то, куда идти,

В карте сможете найти!

(Экран гаснет)

Воспитатель: -Ой, куда же нам теперь отправиться?

Кто знает, где живёт Кикимора лесная? (ответы детей)

Про карту говорила, где нам её взять? Давайте посмотрим вокруг, может найдём подсказку?

Смотрим вокруг, ничего не находим.

Воспитатель: Чтобы наши глазки лучше видели, давайте сделаем зарядку.

Я предлагаю детям подойти к логопедическому дереву, снять по одному листочку, проводится упражнение для коррекции зрения  «Мы листочек увидали».
Мы листочек увидали и с листочком поиграли 
(дети берут листок в руку, надо вытянуть руку вперед перед собой, 
сфокусировать на ней взгляд) 
Листочки вправо полетели, глазки вправо посмотрели 
(отвести листик вправо, проследить движение взглядом) 
 Листочки влево полетели, глазки влево посмотрели
(Отвести листик влево, проследить движение взглядом) 
Ветер вверх их поднимал и на землю опускал… 
(поднимать листики вверх и опускать вниз, дети смотрят вверх и вниз)
Все! На землю улеглись. Глазки закрываем, глазки отдыхают (закрыть глаза) 

Вешаем листики на дерево, пока дети вешают, карту помещаем в книжный уголок.

Воспитатель: Наши глазки зарядились, давайте посмотрим, где же может быть карта.

Находим карту в книжном уголке, вешаем на доску, рассматриваем, рассуждаем, где начало пути. Начинаем с цифры 1, под ней-подсказка.

Вы опавшую листву найдите,

По ней к дереву идите

Пункт №1. Осеннее дерево.  

(на полу дорожка из листьев, по ним идём к деревьям, которые закреплены на мольберте)

Воспитатель: ой, ребята, посмотрите, сколько листьев здесь! Осенний ветер здесь летал, листики считал, взял их все и перепутал. Ребята, вы листочек положите под то дерево, где он рос когда-то.

Дети поднимают со стола, листочки, называют, с какого он дерева упал и как называется и кладут под макет дерева или приклеивают.

«С какого дерева лист?»        

С осины – осиновый, с клёна – кленовый, с берёзы – берёзовый, с рябины – рябиновый.

Воспитатель: Молодцы, продолжаем путь.

 Идём к карте, цифра 2, под ней подсказка.

По следам зверей идите,

И про них всё расскажите.

Пункт №2.  Лесные жители

Идут по следам волка, медведя, лисы. Пока идём говорим чей след.

 Игра «Чей след?»

  Образец: След лисы – лисий след.

  След волка (чей?) –волчий след.

   След медведя (чей?) –медвежий след.

   След зайца (чей?) –заячий след.

   След белки (чей?) –беличий след.

    След лисы (чей?) –лисий след.

Дети подходят к мольберту, на нём фото зверей, (волк, лиса, медведь, заяц, белка), (ежа нет).

Воспитатель: Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Узнай меня», я вам задаю вопрос, а вы угадываете животное.

 Игра

1. Какой лесной житель сушит себе грибы на зиму?  (Белка)

2. «Не разбудите меня сейчас. Приходите весной ко мне в гости лучше с мёдом» (Медведь)

3. Ночь наступает, охота начинается. Что-то очень скучно стало одному выть на луну (Волк)

4. Это небольшой пушистый зверь. У него длинные уши, длинные задние ноги и короткий хвост.  (Заяц)

5. Я - хитрая плутовка! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу (Лиса)

Воспитатель: Молодцы. А кто расскажет, как животные готовятся к зиме.

(Дети коротко рассказывают о животных)

Волк — хищное животное, живёт в логове, которое устраивает в труднодоступном для человека месте. Внешне похож на собаку, шерсть у него серая; он быстро бегает. Волки охотятся на оленя, крупных животных только стаями, а поодиночке — на мелких зверей. Детёныш волчицы — волчонок, малыши-волчата похожи на щенят.

Лиса — хищное животное, живёт в норе; на лапках когти, длинный пушистый хвост — краса гордость лисы. Тело её покрыто пушистым чёрным, серым, коричневым или рыжим мехом. У неё очень хорошее чутьё: по следам она находит мелких зверей — мышку, ежа, зайца. Лиса любит полакомиться курочкой, поэтому часто забирается в курятник; часть добычи она отдаёт лисятам.

Бурые медведи — большие (часто огромные) хищные животные, покрыты густой коричневой шерстью, на лапах длинные когти. Они хорошо лазят по деревьям и плавают, питаются мелкими животными, растениями, очень любят ягоды и мёд.

До зимы косолапый накапливает подкожный жир; находит укромное местечко — яму от вывороченного с корнем дерева, дно её прикрывает листьями, ветками и ложится спать в эту берлогу. Там он спит всю зиму. К весне просыпается худой, голодный, злой — лучше в это время ему не попадаться.

Белка живёт в дупле дерева. У неё длинный пушистый хвост, передние лайки короче задних. Коготками она держит шишки, орехи и грызёт их. Тело её покрыто серым или рыжим мехом. Когда белка прыгает с дерева на дерево, хвост выполняет роль руля: она прыгает вправо — хвост поворачивает налево, и наоборот. К зиме белка запасает орехи, шишки, грибы и другие плоды. Белка не кричит, а цокает «ц-ц-ц». 

Воспитатель: Молодцы ребята.

Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, а здесь в корзине, что то колючее, может это ёж? 

Воспитатель: Предлагаю вам взять мячи и поиграть, проводится игра с массажным мячом СУ-ДЖОК 

"Колючий еж"

Гладь мои ладошки, еж! 
Ты колючий, ну и что ж? 
Я хочу тебя погладить! 
Я хочу с тобой поладить!

Воспитатель: А, что происходит с ежом осенью? (ответы детей)

 (Ёж начинает интенсивно питаться, поедая насекомых и различные ягоды, грибы. Ищет укромное сухое место под пнём или корнем вывороченного дерева, устилает углубление сухой травой или листвой, чтобы ближе к зиме впасть в спячку. А питаться он будет накопленным за лето и осень жиром).

Пункт № 3.    Грибная поляна

Смотрим на карту дальше. Цифра 3, под ней подсказка.

По пенькам теперь идите,

В царство грибов вы войдите

По пенечкам идут к грибам.

(на столе «грибная поляна»)

Воспитатель: сколько здесь грибов, назовите, какие грибы вы знаете.

Предлагаю детям поиграть в игру «Один – много».

Проводится игра «Один – много». (с мячом)

Я назову гриб, а вы мне скажите много: например: гриб – грибы.

Белый гриб – белые грибы;

Опенок – опята;

Лисичка – лисички;

Сыроежка – сыроежки;

Шампиньон – шампиньоны;

Подосиновик – подосиновики;

Подберезовик – подберезовики;

Рыжик – рыжики;

Маслёнок – маслята;

Волнушка – волнушки;

Воспитатель: молодцы! А теперь давайте разложим съедобные грибы в одну корзину, не съедобные в другую.

Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием.

Воспитатель: Продолжаем наш путь дальше. Смотрим на карту. Цифра 4.

Пункт № 4 Осенний букет

По веревочке пройдите, букет осенний изобразите.

Воспитатель: Скажите, какое сейчас время года? (ответ детей, осень)

-Ребята, давайте нарисуем осенний букет... А рисовать мы будем песком.

Дети проходят и присаживаются за столы. На столе цветной песок, трафареты листьев, планшеты для песка.  

Воспитатель: прежде, чем приступить к работе, сделаем пальчиковую гимнастику.

Проводится пальчиковая игра «Осенний букет»

Раз, два, три, четыре, пять – будем листья собирать

(сжимать и разжимать кулачки)
Листья берёзы, листья рябины, листики тополя, листья осины, листики дуба мы соберём (загибать поочерёдно пальцы) 

В вазу осенний букет отнесём (сжимать и разжимать кулачки)
«Рисование песком» 
Воспитатель: - Нужно аккуратно песком выложить предмет по контуру.

Пока дети рисуют, спрашиваю: - Что бывает, когда с деревьев падают осенние листья? Назовите это явление природы, когда с деревьев падают листья ...(листопад)
Воспитатель: - Ну вот, ребята это был последний пункт из маршрута нашей карты. И вот наш ключ! Теперь мы можем открыть сундук.

(ключ на столе в песке)

Воспитатель проводит рефлексию.

Если вам понравилось занятие, прошу взять лист с улыбочкой, если не понравилось грустный лист, прикрепите его по нашу карту.

Где мы были?

Что интересного было на занятии?

О чём мы с вами говорили? Какое задание вам понравилось больше всего?» (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по речевому развитию "Приключения в осеннем лесу".

Презентация к занятию по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Приключения в осеннем лесу" пересказ сказки В Г. Сутеева "Под грибом" с использованием мнемотехники....

Сценарий осеннего развлечения для детей младшей группы "По осеннему лесу с "Колобком".

Сценарий осеннего развлечения для детей младшей группы "По осеннему лесу с "Колобком". Цель - создать радостную атмосферу праздника с помощью познавательной, двигательной и музыкальной ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы (познавательно-речевое развитие) Тема: «Природа осеннего леса»

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы на тему: «Природа осеннего леса»...

Конспект НОД педагога с детьми старшей речевой группы по познавательно-речевому развитию «Прогулка по осеннему лесу»

В конспекте представлен материал интегрированного занятия по речевой деятельности дошкольников и ознакомлению их с окружающим миром....

ООД по речевому развитию «Прогулка по осеннему лесу» подготовительная к школе группа

                     ООД по речевому развитию    «Прогулка по осеннему лесу»          ...

Конспект квест-игры по речевому развитию «Приключения в зимнем лесу» для детей подготовительной к школе группы

Конспект квест-игры по речевому развитию «Приключения в зимнем лесу» для детей подготовительной к школе группы...

Музыкально-театрализованная инсценировка Инсценировка на осеннее развлечение сказки неизвестного автора «Звери в осеннем лесу»-2025

Музыкально-театрализованная инсценировка Инсценировка на осеннее развлечение сказки неизвестного автора «Звери в осеннем лесу»-2025 Роль ведущего исполняет воспитатель или родитель, дети – лисица-по...