Тема: Путешествие по Академии Наук. Звуки «д, дь». Буква Д.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Бекирова Эльвиза   Фариховна

Цель: Закреплять знания детей о букве Д и звуке [Д] и [Д'].

Задачи:

Формировать и закреплять умение определять наличие звука в слове и его позицию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramota_konspekt.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к обучению грамоте.

Тема: Путешествие по Академии Наук. Звуки «д, дь». Буква Д.

Цель: Закреплять знания детей о букве Д и звуке [Д] и [Д'].

Задачи:

Формировать и закреплять умение определять наличие звука в слове и его позицию.

Оборудование: телевизор; ноутбук; карточки с буквами; презентация; магниты зелёного, синего и красного цветов; рабочие тетради; цветные карандаши.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Дети сидят на стульчиках на ковре.

Воспитатель: Здравствуйте дети. Сегодня мы с вами будем на нашем занятии играть, отгадывать загадки, придумывать новые слова, работать в тетрадях, искать заданный звук и делать звуковой анализ слов, составлять слова на доске. Посмотрите пожалуйста на экран. Скажите, какая буква изображена на картинке?

Дети: Буква Д.

Воспит. Правильно. Это буква Д. А кто мне сможет ответить, чем буква отличается от звука?

Дети: Букву мы видим, читаем и пишем, а звук мы слышим и произносим.

Воспит. : Совершенно верно. Скажите мне, а каким звуком может быть буква Д?

Дети: Может твёрдым звуком и может быть мягким звуком.

Воспитат. Правильно. А кто мне может рассказать о звуке Д, какой он? (если дети затрудняются, задаёт наводящие вопросы).

Дети: Он согласный, твердый, обозначается синим цветом.

Воспит. Молодцы. А какой звук обозначается зелёным цветом?

Дети: Звук Д '.

Воспит. : Хорошо. Всё правильно ответили. Пришло время отгадать загадки. Готовы?

Дети: Да.

I. Основная часть.

1. Отгадывание загадок.

Воспит. : тогда слушайте.

Вот огромный шумный мир.

В нём четыреста квартир, пять подъездов, домофоны,

Остеклённые балконы.

Дети: Это дом.

Воспит. : Правильно. Это дом. Скажите мне, а в этом слове какой звук, твёрдый или мягкий?

Дети: твёрдый.

Воспит. : правильно, твёрдый. А находится он где в этом слове?

Дети: он находится в начале слова.

Воспит. : Молодцы. С первой загадкой справились, самое время переходить ко второй. Готовы?

Дети: Да.

Воспитат. : Слушайте:

В морях и реках обитает, но часто в облаках витает.

А как наскучит ей летать, на землю падает опять!

Дети: это вода.

Воспит. : Правильно, это вода. А кто мне сможет охарактеризовать звук в этом слове, о котором мы говорим?

Дети: Это звук Д, он обозначается синим цветом и находится в середине слова. (дети дополняют ответы друг друга и исправляют неточности и неправильные ответы друг друга).

Воспит. : Молодцы, и с этим заданием справились. Слушайте следующую загадку.  Хорошо, когда он есть, на него и лечь и сесть…

Он для отдыха нам дан, мягкий, плюшевый …

Дети: Это диван!

Воспит. : Правильно, это диван. Скажите мне, а какой звук спрятался в этом слове и где он находится?

Дети: Звук Д '. он находится вначале слова и обозначается зелёным цветом.

Воспит. : Молодцы, справились с заданием. А сейчас давайте немного отдохнём.

2. Физминутка.

Проводится физминутка под музыкальное сопровождение (по выбору воспитателя).

3. «Придумывание слов с заданным звуком».

Ну что ж, молодцы, присаживайтесь на стульчики. Следующее для вас задание. За стол сядет тот, кто придумает и назовёт слово, которое начинается со звука Д или Д '. Задание всем понятно?

Дети: да. Придумав слово, ребёнок поднимает руку и назвав правильное слово садится за стол.

Воспитат. Помогает тем деткам, которые столкнулись с небольшими трудностями наводящими вопросами, но не называет за них слова.

4. «Определи, какой звук».

Воспит. : Я буду называть слова со звуком Д, а вы поднимаете карандаш того цвета, которому соответствует звук в слове. Например, я называю слово ДВОР, вы какого цвета поднимите карандаш?

Дети: Синего.

Воспит. : Правильно. Приготовьте карандаши и ушки. (Читает слова) :Дятел, Доктор, День, Садик, Домино, Владик, Дерево, Друг, Дожди, Вода, Природа, Дорога, Стадо.

5. «Придумай слово» -добавление слогов ДА или ДЯ.

Воспит. : Ребята, мы сейчас с вами будем играть в игру «Придумай слово». Я буду вам называть слово, а вам нужно добавить к нему слог ДА или ДЯ. Вам понятно задание?

Дети: Да.

Воспит. : Тогда слушайте:

На…. Лю… Ли…. Воло… Фе… Вла…. Со…

Мо… Да….

7. Составление слова по картинке. На доску прикрепляется картинка, а ребёнок подходит к доске, угадывает слово и составляет его под картинкой.

Ребята, посмотрите, что нарисовано на картинке, которую я повесила на доску.

Дети: Это душ.

Воспит. : Правильно, это ДУШ. Кто хочет выйти и составить слово душ на доске?

Желающий выходит, а остальные дети проверяют правильность составления слова.

Воспит. : А кто может сделать звуковой анализ слова ДУШ?

По желанию ребёнок выходит и делает звуковой анализ, обозначая звук цветным магнитом соответствующего цвета (синим, красным, синим).

Аналогично отгадываются, составляются и разбираются слова ДВЕРЬ, ДЕРЕВО.

8. Пальчиковая гимнастика по желанию детей.

III. Заключительный этап.

9. Работа в тетради.

Воспит. : Ребята, откройте пожалуйста свои тетради. Прочитайте первое слово, которое у вас написано в тетрадях.

Дети: ДУШ

Воспит. : Правильно, это слово ДУШ. Кто хочет выйти и составить это слово на доске? (Желающий выходит, а остальные дети проверяют правильность составления слова и делаю звуковой разбор в своих тетрадях). А кто может сделать звуковой анализ слова? По желанию ребёнок выходит и делает звуковой анализ, обозначая звук цветным магнитом соответствующего цвета (синим, красным, синим, а остальные дети проверяют правильность составления слова и делаю звуковой разбор в своих тетрадях.

Аналогично разбирается слово ДЕРЕВО.

А третье слово разбирают дети самостоятельно, каждый в своей тетради.

10. Рефлексия.

Воспит. : Ребята, подумайте немного, что вам сегодня на занятии понравилось, а что вам не очень понравилось. Может быть вам было сложно, или не интересно, или другая причина. Я буду называть вам задания, которые мы сегодня выполняли на заданиях, а вы если вам понравилось это задание поднимите вверх карандаш красного цвета, а если не –то зелёного. Все поняли задание?

Дети: Да.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по обучению грамоте на тему: «Путешествие в королевство гласных звуков и букв».

Цель: Закрепление знаний о звуке - букве.Задачи:Коррекционно-образовательные:·        активизация речевой и интеллектуальной деятельности дошкольников;·...

Речевое развитие. Путешествие в сказочную страну звука [С] и буквы С.

Проблема развития фонематического восприятия и слуха является важнейшей при подготовке дошкольников к обучению грамоте. Дети, имеющие недостатки звукопроизношения часто смешивают близкие по звучанию и...

Разработка занятия по речевому развитию на тему: «Путешествие в сказочную страну звуков и букв»

Цель: Создать воображаемую игровую ситуацию для решения образовательных задач по подготовке детей к обучению грамоте....

Конспект НОД по обучению грамоты Тема: Путешествие в город Звукоречье «Звук[а] и буква Аа»

Конспект НОД по обучению грамоты Тема: Путешествие в  город Звукоречье «Звук[а]  и буква Аа»Цель: познакомить дошкольников со звуком [а]  и буквой АаЗадачи:Учить ...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе  на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»...

Открытое занятие по развитию речи в средней группе Тема: «Путешествие в страну гласных звуков и букв»

                               Образовательная деятельностьЭтапы деятельностиСодержаниеI.Организационный этап....

ТЕМА "ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ.ЗВУК И БУКВА Ш"

Знакомство  со звуком [Ш] и буквой " Ш"...