Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи у детей в средней группе Тема: Рассказывание по картине «Собака со щенками»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Горохова Ольга Ильинична

Цель: формировать умение описывать изображение на картине.

 способствовать развитию у детей связной речи;

Образовательные задачи:
- Учить детей называть картину и выделять главных героев:

- Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя.

Коррекционные задачи:

- Разрабатывать речевое дыхание;

- Совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи (около, рядом, у, в, и т.п.);

- Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы (большая, лохматая, лежит, наблюдает и т.д.).

Развивающие задачи:

- Развивать память, внимание, мышление;

Воспитательные задачи:

- Воспитывать интерес и  бережное отношение к животным, доброжелательные отношения между сверстниками, слушать ответы других детей.

-- Приобщать детей к поэзии.


Материалы и оборудование: игрушка – собака, листочки на ниточках для дыхательной гимнастики, картина «Собака со щенятами» (серия «Домашние животные».

Предварительная работа: Воспитатель утром, до ОД, вносит в группу картину «Собака со щенятами», располагает ее на мольберте и оставляет детям для самостоятельного рассматривания. При рассматривании картины дети обмениваются впечатлениями, успевают заметить многие детали

  1. Ход ОД
    1. Организационный момент.
    Дети с воспитателем сидят на ковре.
    Воспитатель: Ребята, вы уже успели обратить внимание, что у нас в группе сегодня появилась вот такая картина. (Воспитатель обращает внимание детей на мольберт, где находится картина.) Отгадайте загадку и узнаете, кто же нам ее принес.
     
  2. Воспитатель загадывает загадку:
    С хозяином дружит,
    Дом сторожит,
    Живет под крылечком,
    Хвост колечком.
    (Ответы детей.)
    Воспитатель вносит в группу игрушку щенка. Дети здороваются с ним. Гладят его.

    Воспитатель: Вот этот щенок сегодня прибежал к нам в гости и принес с собой картину.
    Он был такой грустный. Я спросила, что случилось. Он мне ответил, что эта картина весит у него дома, в будке, она ему так нравится, но рассказать друзьям, что на ней изображено он не может, потому что не умеет рассказывать по картине. Поэтому он прибежал к нам за помощью. Ребята поможем щенку? (Ответы детей.) Для того чтоб наш рассказ получился
    правильным и понятным, сделаем дыхательную гимнастику.
    Дыхательная гимнастика «Подуем на листочки»
    Ветер (повторить 2-3 раза)
    Сильный ветер вдруг подул,
    Листики с деревьев сдул.
    И.П. (исходное положение):

 Дети стоят прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены.

1.Вдох: Глубоко вдыхают носом, при этом рот закрыт.

2.Выдох: Сложенными «трубочкой» губами делают долгий, плавный выдох, как бы дуя на листья, чтобы они «полетели».

 Повторить 4–5 раз, следя за тем, чтобы вдох был носом, а выдох – длительным и плавным. 
2. Основная часть.
Дети садятся перед мольбертом на стульчики.

Воспитатель: Дети, сначала мы должны придумать название для этой картины. Что изображено на картине? (Индивидуальные ответы.) Как можно назвать картину?
Воспитатель выслушивает детей, корректирует их ответы, объясняет, что название картины не должно быть очень длинным, но и из короткого названия должно быть понятно, о чем эта картина.
Педагог одобряет такие названия: «Собака и ее щеночки», «Собачий двор», «Про собачек» и т.п.

Воспитатель: Мне нравится название «Собака со щенятами».
Поясняет, что можно сказать со щенками, а можно со щенятами.
Воспитатель: Для того чтобы рассказ по картине получился интересный, без повторов, надо вначале рассказать все о собаке, потом – все о щенятах и, наконец, описать сам двор.
Итак, внимание на собаку.
Педагог задает наводящие вопросы:
- Мама-собака какая? (Индивидуальные ответы: большая, добрая, лохматая.);
- Что она делает? (Хоровые ответы :держит косточку. лежит, отдыхает, смотрит за щенками и т.п.)
Выслушав детей, воспитатель обобщает сказанное и дает образец рассказа: «На этой картине изображена собака с двумя щенками. Собака большая, лохматая и добрая. Она лежит и наблюдает за своими щенятами». Затем он предлагает рассказать о щенках, задает уточняющие вопросы, исправляет ответы детей и т.п.:
- Кто стоит около собаки? (Хоровые ответы.)
- Мама - собака большая, а щенята? (Хоровые ответы.)
- Какие щенята? (индивидуальные ответы: маленькие, веселые, смешные, пятнистые)
- Что делают щенята? (Индивидуальные ответы.)
- Какой щенок, (имя ребенка), тебе больше нравится? Расскажи про него. (С помощью наводящих вопросов ребенок рассказывает какой щенок, где он находится относительно мамы-собаки и что он делает.)
- Кто расскажет про другого щенка? (Желающий ребенок также описывает другого щенка)
Выслушав детей, воспитатель обобщает сказанное и дает образец рассказа: «Щенки маленькие, смешные и пушистые. Один лежит возле мамы, другой стоит подальше.  Щенки смотрят на воробьев».

Воспитатель: А давайте немножко поиграем в собачек?

Физкультминутка «Собачки»
Дети становятся в круг.

         "Как собачки, мы шагаем".(Встаньте и начните шагать, высоко поднимая колени (имитируйте собачьи шаги).

         "И команды выполняем: Сесть – встать! Сесть – встать!"     (Остановитесь и по команде "сидеть" сядьте, а по команде «встать" встаньте. Повторите это несколько раз.)

         "И по кругу побежать!". (бежать по кругу, как бы выполняя команду "бежать").
Воспитатель: Мы немного отвлекись, но мы обещали щенку, что научим его составлять рассказ по картине. Продолжим, теперь надо описать двор, в котором живут собака и щенки.

- Где живут собаки? (хоровые ответы.)
- Кто построил для них конуру? (индивидуальные ответы.)
- Кто принес собакам еду? (хоровые ответы.)
- Кто прилетел к ним? (хоровые ответы.)
- Что делают воробьи? (индивидуальные ответы.)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь послушайте, как я расскажу об этой картине.
Образец воспитателя: На этой картине изображена собака со щенятами. Собака большая, лохматая и добрая. У нее два щенка. Щенки маленькие, смешные и пушистые. Один лежит возле мамы, другой стоит подальше.  Собака и щенки смотрят на воробьев, которые прилетели к миске с едой. Еду собакам принес хозяин. Воробьи не улетают, потому что не боятся собаки и щенков. Мне картина понравилась.

  Дети выслушивают рассказ педагога. Затем педагог предлагает рассказать о картине 2-3 детей (по желанию).

3. Итог.
Воспитатель: Ребята, щенок говорит вам большое спасибо за помощь. Теперь он знает, как рассказать своим друзьям, что изображено на этой картине. Я предлагаю послушать на прощание стихотворение от нашего гостя:

Сторож

А. Барто

 

Сидеть надоело мне
Лапы сложа,
Я очень хотел бы
Пойти в сторожа.
Висит объявленье
У наших ворот:
Собака нужна
Сторожить огород.
Ты меня знаешь,
Я храбрый щенок:
Появится кошка —
Собью ее с ног.
Я тявкать умею,
Умею рычать,
Умею своих
От чужих отличать.
Котята боятся меня
Как огня.
Скажите по совести:
Примут меня?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы «Заюшкина избушка»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы «Заюшкина избушка»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи         с детьми старшего дошкольного возраста.«Рассказывание по картине. Составлен...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста на тему: Составление описательного рассказа «Золотая рыбка».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речидля детей среднего дошкольного возраста на тему:Составление описательного рассказа «Золотая рыбка».Цель: создание условий ...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей среднего дош«Заюшкина избушка».

Конспект непрерывной  образовательной деятельности по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста.Русская народная сказка «Заюшкина  избушка»....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы компенсирующей направленности на тему «Поможем сказочным героям найти обувь»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи  для детей средней группы компенсирующей направленности  на тему «Поможем сказочным героям найти обувь»...