КОНСПЕКТ открытого занятия по речевому развитию для детей старшей группы «Путешествие по сказкам»
план-конспект занятия по развитию речи

Панчук Галина Ивановна

Цель: развитие всех компонентов  устной речи детей.
 

Программные задачи:

Воспитательные задачи:
воспитывать умение узнавать отдельные сказки по характерным
признакам;
воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к
другу.
Обучающие задачи:

закрепить знания о сказках;

закрепить умение подбирать родственные слова и слова антонимы;

упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значениями; упражнять в согласовании существительных с числительными; упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе;

 активизировать речь детей;
обогащать и пополнять словарный запас.
Развивающие задачи:
развивать словесное творчество; координацию речи с движением;

развивать речь, память, образное мышление, мелкую моторику рук,
фантазию;

развивать общее звучание речи, интонационную выразительность, темп, ритм;
 развивать чувство эмпатии к сказочным героям.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«ДЕТСКИЙ САД № 15 «ДЕЛЬФИН»

КОНСПЕКТ

открытого занятия

по речевому развитию

для детей старшей  группы

 «Путешествие по  сказкам»

 (с использованием ИКТ, сказкотерапии, здоровьесберегающих технологий)

Воспитатель:

Панчук Галина Ивановна

http://mkdcdyatkovo.ru/wp-content/uploads/2020/07/140720DGDK.jpeg

г. Керчь

      2022 г.


Цель: развитие всех компонентов  устной речи детей.

Программные задачи:

Воспитательные задачи:
воспитывать умение узнавать отдельные сказки по характерным
признакам;
воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к
другу.
Обучающие задачи:

закрепить знания о сказках;

закрепить умение подбирать родственные слова и слова антонимы;

упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значениями; упражнять в согласовании существительных с числительными; упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе;

 активизировать речь детей;
обогащать и пополнять словарный запас.
Развивающие задачи:
развивать словесное творчество; координацию речи с движением;

развивать речь, память, образное мышление, мелкую моторику рук,
фантазию;

развивать общее звучание речи, интонационную выразительность, темп, ритм;
развивать чувство эмпатии к сказочным героям.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие: развитие сенсорных умений – мелкой моторики рук, закреплять знание детей о цвете;

Речевое развитие: приобщение к художественной литературе на примере сказок, развитие эстетических и эмоциональных чувств, при восприятии художественного слова;

Социально-коммуниативное развитие: формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, справедливость;

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

Физическое развитие : развитие потребности в двигательной активности, упражнять в прыжках;

Художественно-эстетическое развитие: развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений музыкального творчества;
Методы и приемы

Беседа, вопросы, загадывание загадок, чистоговорки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, физкультминутка, сравнение, рассматривание, дидактические упражнения, рассказ, уточнение, напоминание, поощрение; манкотерапия, сказкотерапия.

Предшествующая работа:

чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседы по теме «Сказки»;

Материалы и оборудование:

мультимедийный проектор и экран, ноутбук, музыкальное сопровождение, презентация «В гостях у сказки»,
шаблоны снежинок с изображением героев сказок, клубок ниток, манка, индивидуальные зеркала, лукошко, маски к сказке «Теремок», сундучок,  медали.

Ход НОД:
дети входят в зал.
Воспитатель

Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся им.

(дети хором говорят):
- Доброе утро!
Утреннее приветствие:
Здравствуй, здравствуй, мой дружочек!

Как живешь ты? Как животик?

Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!

Звучит музыка «В гостях у сказки» на экране появляется сказочница:
Сказочница:

Здравствуйте, ребята!
Я сказочница Матрена, ходила, гуляла, сказки собирала

Набрала в лукошко, потеряла по дорожке.

 Хочу снова собрать, милым деткам рассказать!

Воспитатель:

 Ну что ребята, готовы помочь Матрене и отправиться в путешествие?(ответы детей– да)

 Ребята, а вы любите сказки?

- Какие вы знаете сказки? Назовите.

- А какие бывают сказки? (народные, авторские).

- Ребята, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ).

- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор).

Воспитатель:
Вижу что вы готовы для путешествия.

Раз, два, три, четыре, пять –
По сказочной стране пойдём мы гулять
Посмотрите, что у меня есть. Этот клубок не обычный он волшебный. Он нам поможет путешествовать по сказкам.

(музыкальное сопровождение)

Давайте возьмем клубок и отправимся в путешествие на воздушном шаре, повторяйте за мной

 Дыхательная гимнастика

на экране видео «воздушные шары»

 Давайте надуем шарики. Сделайте большой вдох через нос, выдыхаем через рот (ш-ш-ш).(Руками изображают шар, идут в круг, из круга)

- А теперь надо приземлиться. Наши шарики начинают медленно сдуваться. Сделали вдох и выдох (с-с-с).
Дети садятся

Музыкальное сопровождение.  На экране сказочная страна

Воспитатель:

Вот мы и оказались в стране сказок, здесь нас ждет много
интересного! А вот и первое волшебство! Посмотрите, здесь какой-то сундучок. Давайте посмотрим, что там лежит!
Выберите себе картинку и слушайте моё задание. Вы по очереди будете назвать предмет, который изображён на картинке, к какой сказке он   относится. Если вы ответите правильно сказка появится на нашем волшебном экране.

 (Дети по очереди вынимают картинки из сундучка и называют, из какой сказки этот предмет):
1. золотой ключ – «Буратино»
2. яйцо - «Курочка-Ряба»
3. корзина с пирожками - «Маша и медведь», «Красная шапочка»
4. домик - «Теремок»
5. самовар - «Муха Цокотуха», «Федорино Горе»
6. печь – «Гуси-Лебеди», «По щучьему велению»
Воспитатель:

Молодцы! Много сказок вы назвали. Чтоб дальше путешествовать, нужно сделать пальчиковую гимнастику

Пальчиковая гимнастика

Будем пальчики считать, (сжимают и разжимают кулачки)

Будем сказки называть.

Рукавичка, Теремок, (загибают пальчики по одному)

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад. (хлопают в ладоши на каждое слово)

Воспитатель:

Ребята, давайте бросим наш волшебный клубок. Посмотрим,  куда теперь наш клубочек нас приведёт?

звучит музыка, воспитатель бросает клубок

 Воспитатель:

Ой, посмотрите, перед нами овраг! А перепрыгнуть его сможет тот, кто скажет слово наоборот:

Дидактическое упражнение «Слова- антонимы»

Добрый - злой

Смелый – трусливый

Мудрый – глупый

Жадный – щедрый

Трудолюбивый – ленивый

Веселый – грустный

Друг – враг

Правда – ложь (перепрыгивание на двух ногах через два шнура лежащих на полу).
Воспитатель:

Ребята, молодцы, отлично справились! Что за звук слышен?

(на экране- вьюга зимняя снежная, рассыпаются снежинки)
Какие огромные сугробы намела вьюга. Давайте высоко поднимая ноги мы их будем перешагивать.

Дети, посмотрите в какую сказку мы попали (ответы детей). Ачто это тут такое? Снежинки (поднимает, рассматривает) необычные они, с секретом, давайте мы их рассмотрим.

Ребята нужно назвать по очереди героя сказки, из какой он сказки и
какое доброе дело он совершил.
• «Красная шапочка» - несла бабушке пирожки;
• «Доктор Айболит» - спас больных зверей в Африке;
• «Крокодил Гена» - помог Чебурашке найти друзей;
• «Дюймовочка» - спасла ласточку;
• «Щука» - помогала Емеле.
• «Петушок» - помог зайчику выгнать лису.

Дети дают полный  ответ

Воспитатель:

Ребята, послушайте загадку. В ней спрятались сказочные герои, отгадайте их.

1. Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

- Сказка «Три медведя». А что делают медведи зимой? Назовите всю медвежью семью: мама - медведица, папа медведь, сын медвежонок. Как их звали?

на экране три медведя

- А кто ещё герой этой сказки? (Машенька)

- А Машенька испугалась трех медведей?

 Д/И: «Испугалась Машенька, если»:

- У медведицы - лапы, у медвежонка? Скажите ласково: (лапки).

- А у медведя огромные - (лапищи).

- У медведицы – глаза, у медвежонка? (глазки).

- А у медведя? (глазищи).

- У медведицы – нос, у медвежонка? (носик).

- А у медведя? (носище).

- У медведицы – рот, у медвежонка? (ротик).

- А у медведя? (ротище).

- Чем закончилась эта сказка? (Машенька убежала от медведей).
Воспитатель:

 Молодцы ребята! Справились с заданием. Предлагаю немножко отдохнуть.
Физкультминутка «Три медведя»
Воспитатель:

 Молодцы, ребята, хорошо размялись,  а сейчас пусть поработает наш язычок

Артикуляционная гимнастика (использование индивидуальных зеркал)

«Язычок встречает гостей»
Воспитатель: 

Ну что, бросаем наш волшебный клубок?

(бросает, музыкальное сопровождение,на экране полянка лесная)

Вот мы  добрались до волшебной полянки. Я вам
предлагаю посмотреть, что здесь? (
ответы  детей)

Воспитатель:

Ребята я Вам предлагаю сочинить сказку. А чтобы было веселей

Ой, ой, ой – повторяйте все за мной

Физкультминутка с проговариванием чистоговорок

Ва, ва, ва – высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги)

Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни)

Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе)

Кой, кой, кой – любуемся рекой. (Повторяют радостно, развести руки в стороны).

Ась, ась, ась – вот плывёт карась. (Повторяют тихо, плавные движения руками)

Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыжки на двух ногах)

Шо, шо, шо – говорим мы хорошо? (Повторяют тихо, пальцы к губам)

Це, це, це – улыбка на лице. (Повторяют радостно)

Воспитатель:

Готовы сочинять? А наша зимняя сказка начинается так: легкая музыка
На лесной опушке кто – то потерял рукавичку…или…сапожок. Предлагаю нашу опушку превратить в лес с помощью елочек. (на экране появляются елочки). А сквозь ветки деревьев светит яркое солнышко, давайте мы его нарисуем.
(на мольберте)По голубому небу плывут облака. Посмотрите, у меня в контейнере лежат маски сказочных героев. Выберите себе каждый того героя, которому он будет помогать. (какого героя кто выбрал и какие звуки он издает)
У меня мышка Пи-пи -пи, а у тебя………
Вот как- то раз бежала по лесной опушке мышка пи-пи-пи. Увидела сапожок
и говорит: - «Тук, тук кто в сапожке  живет никто не ответил и стала она там жить), а теперь давайте по очереди продолжим как я.
Далее дети начинают сочинять действия своих героев и обыгрывать сюжет.
При затруднении, воспитатель помогает ребенку наводящими вопросами.
Воспитатель:

 Вот мы и сочинили новую сказку нашим героям. Я думаю, им тут очень понравится. А еще мы  помогли Матрене собрать все сказки! Пришла пора возвращаться в группу. Что больше всего запомнилось? Понравилось? (ответы детей)

Вы настоящие знатоки сказок, на память о нашем путешествии я хочу вам подарить медали «Знатоки сказок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по речевому развитию для детей средней группы на тему: "Полезные и вредные продукты"

ООД: "Развитие речи"Доминирующая область: речевое развитие.Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Игтегрированные задачи:...

Конспект открытого занятия по речевому развитию на тему «В гости к зайчику» для детей младшей группы

Цель: Развивать познавательный интерес; формировать основы ЗОЖ.Задачи:- Продолжать знакомить детей с профессией - врач;- Учить детей заботится о своем здоровье;- Дать детям представление о том, что ма...

Конспект открытого занятия по речевому развитию для детей второй группы раннего возраста

Тема: «Я ищу детей, которые полюбили бы меня…»Цель: активизация и развитие речи детей.Образовательные задачи: развивать речь детей: умение слушать воспитателя.Ра...

Конспект открытого занятия по речевому развитию для детей 2–3 лет . МДОУ «Детский сад №98 «Сказка», г. Петрозаводск. Воспитатель Сухова А. В.

Конспект открытого занятия по речевому развитию для детей 2–3 лет Тема: "Кто как говорит?" (Звукоподражание домашним животным) Цель: Развитие активной речи, звукоподражания, ...