КОНСПЕКТ открытого занятия по речевому развитию для детей старшей группы «Путешествие по сказкам»
план-конспект занятия по развитию речи
Цель: развитие всех компонентов устной речи детей.
Программные задачи:
Воспитательные задачи:
воспитывать умение узнавать отдельные сказки по характерным
признакам;
воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к
другу.
Обучающие задачи:
закрепить знания о сказках;
закрепить умение подбирать родственные слова и слова антонимы;
упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значениями; упражнять в согласовании существительных с числительными; упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе;
активизировать речь детей;
обогащать и пополнять словарный запас.
Развивающие задачи:
развивать словесное творчество; координацию речи с движением;
развивать речь, память, образное мышление, мелкую моторику рук,
фантазию;
развивать общее звучание речи, интонационную выразительность, темп, ритм;
развивать чувство эмпатии к сказочным героям.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 613.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ДЕТСКИЙ САД № 15 «ДЕЛЬФИН»
КОНСПЕКТ
открытого занятия
по речевому развитию
для детей старшей группы
«Путешествие по сказкам»
(с использованием ИКТ, сказкотерапии, здоровьесберегающих технологий)
Воспитатель:
Панчук Галина Ивановна
г. Керчь
2022 г.
Цель: развитие всех компонентов устной речи детей.
Программные задачи:
Воспитательные задачи:
воспитывать умение узнавать отдельные сказки по характерным
признакам;
воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к
другу.
Обучающие задачи:
закрепить знания о сказках;
закрепить умение подбирать родственные слова и слова антонимы;
упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значениями; упражнять в согласовании существительных с числительными; упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе;
активизировать речь детей;
обогащать и пополнять словарный запас.
Развивающие задачи:
развивать словесное творчество; координацию речи с движением;
развивать речь, память, образное мышление, мелкую моторику рук,
фантазию;
развивать общее звучание речи, интонационную выразительность, темп, ритм;
развивать чувство эмпатии к сказочным героям.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие: развитие сенсорных умений – мелкой моторики рук, закреплять знание детей о цвете;
Речевое развитие: приобщение к художественной литературе на примере сказок, развитие эстетических и эмоциональных чувств, при восприятии художественного слова;
Социально-коммуниативное развитие: формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, справедливость;
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
Физическое развитие : развитие потребности в двигательной активности, упражнять в прыжках;
Художественно-эстетическое развитие: развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений музыкального творчества;
Методы и приемы
Беседа, вопросы, загадывание загадок, чистоговорки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, физкультминутка, сравнение, рассматривание, дидактические упражнения, рассказ, уточнение, напоминание, поощрение; манкотерапия, сказкотерапия.
Предшествующая работа:
чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседы по теме «Сказки»;
Материалы и оборудование:
мультимедийный проектор и экран, ноутбук, музыкальное сопровождение, презентация «В гостях у сказки»,
шаблоны снежинок с изображением героев сказок, клубок ниток, манка, индивидуальные зеркала, лукошко, маски к сказке «Теремок», сундучок, медали.
Ход НОД:
дети входят в зал.
Воспитатель
Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся им.
(дети хором говорят):
- Доброе утро!
Утреннее приветствие:
Здравствуй, здравствуй, мой дружочек!
Как живешь ты? Как животик?
Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!
Звучит музыка «В гостях у сказки» на экране появляется сказочница:
Сказочница:
Здравствуйте, ребята!
Я сказочница Матрена, ходила, гуляла, сказки собирала
Набрала в лукошко, потеряла по дорожке.
Хочу снова собрать, милым деткам рассказать!
Воспитатель:
Ну что ребята, готовы помочь Матрене и отправиться в путешествие?(ответы детей– да)
Ребята, а вы любите сказки?
- Какие вы знаете сказки? Назовите.
- А какие бывают сказки? (народные, авторские).
- Ребята, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ).
- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор).
Воспитатель:
Вижу что вы готовы для путешествия.
Раз, два, три, четыре, пять –
По сказочной стране пойдём мы гулять
Посмотрите, что у меня есть. Этот клубок не обычный он волшебный. Он нам поможет путешествовать по сказкам.
(музыкальное сопровождение)
Давайте возьмем клубок и отправимся в путешествие на воздушном шаре, повторяйте за мной
Дыхательная гимнастика
на экране видео «воздушные шары»
Давайте надуем шарики. Сделайте большой вдох через нос, выдыхаем через рот (ш-ш-ш).(Руками изображают шар, идут в круг, из круга)
- А теперь надо приземлиться. Наши шарики начинают медленно сдуваться. Сделали вдох и выдох (с-с-с).
Дети садятся
Музыкальное сопровождение. На экране сказочная страна
Воспитатель:
Вот мы и оказались в стране сказок, здесь нас ждет много
интересного! А вот и первое волшебство! Посмотрите, здесь какой-то сундучок. Давайте посмотрим, что там лежит!
Выберите себе картинку и слушайте моё задание. Вы по очереди будете назвать предмет, который изображён на картинке, к какой сказке он относится. Если вы ответите правильно сказка появится на нашем волшебном экране.
(Дети по очереди вынимают картинки из сундучка и называют, из какой сказки этот предмет):
1. золотой ключ – «Буратино»
2. яйцо - «Курочка-Ряба»
3. корзина с пирожками - «Маша и медведь», «Красная шапочка»
4. домик - «Теремок»
5. самовар - «Муха Цокотуха», «Федорино Горе»
6. печь – «Гуси-Лебеди», «По щучьему велению»
Воспитатель:
Молодцы! Много сказок вы назвали. Чтоб дальше путешествовать, нужно сделать пальчиковую гимнастику
Пальчиковая гимнастика
Будем пальчики считать, (сжимают и разжимают кулачки)
Будем сказки называть.
Рукавичка, Теремок, (загибают пальчики по одному)
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад. (хлопают в ладоши на каждое слово)
Воспитатель:
Ребята, давайте бросим наш волшебный клубок. Посмотрим, куда теперь наш клубочек нас приведёт?
звучит музыка, воспитатель бросает клубок
Воспитатель:
Ой, посмотрите, перед нами овраг! А перепрыгнуть его сможет тот, кто скажет слово наоборот:
Дидактическое упражнение «Слова- антонимы»
Добрый - злой
Смелый – трусливый
Мудрый – глупый
Жадный – щедрый
Трудолюбивый – ленивый
Веселый – грустный
Друг – враг
Правда – ложь (перепрыгивание на двух ногах через два шнура лежащих на полу).
Воспитатель:
Ребята, молодцы, отлично справились! Что за звук слышен?
(на экране- вьюга зимняя снежная, рассыпаются снежинки)
Какие огромные сугробы намела вьюга. Давайте высоко поднимая ноги мы их будем перешагивать.
Дети, посмотрите в какую сказку мы попали (ответы детей). Ачто это тут такое? Снежинки (поднимает, рассматривает) необычные они, с секретом, давайте мы их рассмотрим.
Ребята нужно назвать по очереди героя сказки, из какой он сказки и
какое доброе дело он совершил.
• «Красная шапочка» - несла бабушке пирожки;
• «Доктор Айболит» - спас больных зверей в Африке;
• «Крокодил Гена» - помог Чебурашке найти друзей;
• «Дюймовочка» - спасла ласточку;
• «Щука» - помогала Емеле.
• «Петушок» - помог зайчику выгнать лису.
Дети дают полный ответ
Воспитатель:
Ребята, послушайте загадку. В ней спрятались сказочные герои, отгадайте их.
1. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
- Сказка «Три медведя». А что делают медведи зимой? Назовите всю медвежью семью: мама - медведица, папа медведь, сын медвежонок. Как их звали?
на экране три медведя
- А кто ещё герой этой сказки? (Машенька)
- А Машенька испугалась трех медведей?
Д/И: «Испугалась Машенька, если»:
- У медведицы - лапы, у медвежонка? Скажите ласково: (лапки).
- А у медведя огромные - (лапищи).
- У медведицы – глаза, у медвежонка? (глазки).
- А у медведя? (глазищи).
- У медведицы – нос, у медвежонка? (носик).
- А у медведя? (носище).
- У медведицы – рот, у медвежонка? (ротик).
- А у медведя? (ротище).
- Чем закончилась эта сказка? (Машенька убежала от медведей).
Воспитатель:
Молодцы ребята! Справились с заданием. Предлагаю немножко отдохнуть.
Физкультминутка «Три медведя»
Воспитатель:
Молодцы, ребята, хорошо размялись, а сейчас пусть поработает наш язычок
Артикуляционная гимнастика (использование индивидуальных зеркал)
«Язычок встречает гостей»
Воспитатель:
Ну что, бросаем наш волшебный клубок?
(бросает, музыкальное сопровождение,на экране полянка лесная)
Вот мы добрались до волшебной полянки. Я вам
предлагаю посмотреть, что здесь? (ответы детей)
Воспитатель:
Ребята я Вам предлагаю сочинить сказку. А чтобы было веселей
Ой, ой, ой – повторяйте все за мной
Физкультминутка с проговариванием чистоговорок
Ва, ва, ва – высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги)
Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни)
Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе)
Кой, кой, кой – любуемся рекой. (Повторяют радостно, развести руки в стороны).
Ась, ась, ась – вот плывёт карась. (Повторяют тихо, плавные движения руками)
Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыжки на двух ногах)
Шо, шо, шо – говорим мы хорошо? (Повторяют тихо, пальцы к губам)
Це, це, це – улыбка на лице. (Повторяют радостно)
Воспитатель:
Готовы сочинять? А наша зимняя сказка начинается так: легкая музыка
На лесной опушке кто – то потерял рукавичку…или…сапожок. Предлагаю нашу опушку превратить в лес с помощью елочек. (на экране появляются елочки). А сквозь ветки деревьев светит яркое солнышко, давайте мы его нарисуем. (на мольберте)По голубому небу плывут облака. Посмотрите, у меня в контейнере лежат маски сказочных героев. Выберите себе каждый того героя, которому он будет помогать. (какого героя кто выбрал и какие звуки он издает)
У меня мышка Пи-пи -пи, а у тебя………
Вот как- то раз бежала по лесной опушке мышка пи-пи-пи. Увидела сапожок
и говорит: - «Тук, тук кто в сапожке живет никто не ответил и стала она там жить), а теперь давайте по очереди продолжим как я.
Далее дети начинают сочинять действия своих героев и обыгрывать сюжет.
При затруднении, воспитатель помогает ребенку наводящими вопросами.
Воспитатель:
Вот мы и сочинили новую сказку нашим героям. Я думаю, им тут очень понравится. А еще мы помогли Матрене собрать все сказки! Пришла пора возвращаться в группу. Что больше всего запомнилось? Понравилось? (ответы детей)
Вы настоящие знатоки сказок, на память о нашем путешествии я хочу вам подарить медали «Знатоки сказок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по речевому развитию для детей средней группы на тему: "Полезные и вредные продукты"
ООД: "Развитие речи"Доминирующая область: речевое развитие.Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Игтегрированные задачи:...

Конспект открытого занятия по речевому развитию на тему «В гости к зайчику» для детей младшей группы
Цель: Развивать познавательный интерес; формировать основы ЗОЖ.Задачи:- Продолжать знакомить детей с профессией - врач;- Учить детей заботится о своем здоровье;- Дать детям представление о том, что ма...
Конспект открытого занятия по речевому развитию для детей второй группы раннего возраста
Тема: «Я ищу детей, которые полюбили бы меня…»Цель: активизация и развитие речи детей.Образовательные задачи: развивать речь детей: умение слушать воспитателя.Ра...

11. Конспект открытого занятия по речевому развитию детей II младшей группы «Моя мама лучше всех»
развитие эмоциональной сферы у детей...

Конспект открытого занятия по речевому развитию детей в подготовительной к школе группе на тему: «Здравствуй, Зимушка - зима!»
Конспект занятия по речевому развитию на тему: «Здравствуй, Зимушка - зима!»...

Конспект открытого занятия по речевому развитию для детей старшего возраста "Эколята спешат на помощь"
Цель: развивать лексико-грамматическую сторону речи по теме "Рыбы"...
Конспект открытого занятия по речевому развитию для детей 2–3 лет . МДОУ «Детский сад №98 «Сказка», г. Петрозаводск. Воспитатель Сухова А. В.
Конспект открытого занятия по речевому развитию для детей 2–3 лет Тема: "Кто как говорит?" (Звукоподражание домашним животным) Цель: Развитие активной речи, звукоподражания, ...

