План-конспект открытого занятия для детей старшей группы "Невидимка- молоток".
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Тема: «Невидимка – молоток» Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа) Интеграция образовательных областей: речевое развитие (познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетического Тема: «Невидимка – молоток»
Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа)
Интеграция образовательных областей: речевое развитие (познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие)
Цель: продолжать учить вычленять в слове словесное ударение, определять его место в слове.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 56 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого показа НОД для детей старшей группы.
Тема: «Невидимка – молоток»
Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа)
Интеграция образовательных областей: речевое развитие (познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие)
Цель: продолжать учить вычленять в слове словесное ударение, определять его место в слове.
Задачи:
образовательные:
- закреплять умение детей делить слова на слоги;
- продолжать учить вычленять в слове ударный слог, ударный гласный звук;
- закрепление умения детей называть слова на заданные звуки;
- закреплять умение проводить звуковой анализ слова.
развивающие:
- развитие фонематического слуха;
- развитие общих речевых навыков, координации речи с движением;
- развивать логику, смекалку, внимание;
- развитие мелкой моторики.
воспитательные:
- способствовать установлению эмоционального контакта между педагогом и детьми;
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, через динамические паузы.
Демонстрационный материал: полоска с четырьмя клеточками; красные, синие, зеленые фишки, фишки - ударение; мяч маленький тряпичный,
Раздаточный материал: полоска с четырьмя клеточками; красные, синие, зеленые фишки, фишки - ударение; рабочие тетради Н.В. Дурова «От слова к звуку», цветные карандаши синего, красного и зеленого цветов; поощрительные фишки – флажки в достаточном количестве; картон белый с размазанным пластилином (дети готовят на кануне), одноразовые тарелочки, фасоль.
Ход НОД
Звуковой анализ слова мама.
Воспитатель и дети приветствуют гостей и садятся за столики.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения:
Кто вас, дети, крепко любит?
Кто вас нежно так голубит?
Дети: - Мама дорогая!
Воспитатель: - Какое самое любимое слово у всех детей в мире? (мама)
Воспитатель предлагает разобрать слово мама. После анализа слова воспитатель задает вопросы:
- Сколько звуков в слове мама? Назовите их.
- Сколько гласных в этом слове? Назовите их.
- Сколько слогов в слове мама? Какие? Назовите первый слог. Какой второй слог?
- Слоги в слове мама одинаковые. Послушайте, одинаково ли они произносятся – маама. Какой слог произносится чуть протяжнее? (Первый слог ма.)
Воспитатель: - Слог, который произносится, чуть протяжнее, который «заметнее» в слове, называется ударным, мы как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком. Есть даже стихотворение об ударении:
Ударный слог,
Ударный слог –
Он назван так не даром…
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит.
И четко речь моя звучит!
(Последние две строчки произносятся с ударением в словах.)
- Вот, какой интересный невидимка – молоток помогает нам!
Звуковой анализ слова гуси
Воспитатель подзывает к доске одного хорошо подготовленного ребенка.
Воспитатель: - Назовите гласные звуки в слове гуси. («у», «и»)
- Сколько слогов в этом слове? (Два)
- Какие? (Гу, си)
- Найдите ударный слог. (Гууси, ударный слог гу)
- Какой ударный звук в слоге гу? (Гласный «у»)
- Давайте еще раз произнесем слово с ударением: гууси. В ударном слоге протяжнее произносится именно гласный звук. (Воспитатель читает слово с ударением, синхронно ведя указкой под схемой слова, т.е. задерживает указку под второй клеточкой.) Вызывает к доске 3-4 детей читать слово так же.
Далее воспитатель предлагает послушать, какой теперь звук он выделит голосом, и произносит слово гусии, одновременно ведя указкой под схемой и задерживая ее под четвертой клеточкой. Дети говорят, что был выделен звук «и».
- Как же правильно сказать: гууси или гусии? (В обоих случаях произносит слово с одновременным движением указки под схемой слова.)
- Гласный звук в ударном слове, который произносится более протяжно, так же называется ударным. Слог ударный – и гласный в этом слоге ударный . Ударный гласный мы обозначаем фишкой с черточкой –ударением, которую ставим над красной – ударным гласным (ставит фишку над красной фишкой – звуком «у»). В слове может быть только один ударный гласный звук, все остальные гласные называются безударными. Отметьте у себя в схемах ударный гласный звук фишкой.
Затем дети убирают фишки со схем под диктовку воспитателя: ударный гласный звук «у», безударный гласный звук «и», твердый согласный «г», мягкий согласный «с».
Работа в рабочих тетрадях. Н.В. Дурова «От слова к звуку», занятие номер 10.
Воспитатель: - Сейчас выполните задание в рабочих тетрадях, но сначала давайте проверим осанку:
Руки на месте,
Ноги на месте,
Локти у края,
Спина прямая.
Дети самостоятельно выполняют в тетрадях звуковой анализ слова гуси (цветными карандашами в схеме обозначают звуки). Тем детям, которые затрудняются, воспитатель помогает, проводит индивидуальную работу.
Игра «Назови ударный звук» (с мячом)
Воспитатель: Слушайте внимательно, я буду произносить слово и бросать мяч одному из вас, а вы будете определять и называть ударный гласный звук и бросать мяч мне обратно.
Воспитатель называет слова с интонационным выделением ударного гласного звука: мишка, рябина, фишка, книга, Лиза, малина, Лида, Ира и т.д. За каждое правильное слово дети получают поощрительную фишку – флажок.
Игра «Поищи слово» (с мячом)
Воспитатель: - Продолжим играть с мячом, только уже в другую игру «Поищи слово». В русском языке есть слова, которые любят играть в прятки. Это короткие слова, они прячутся в более длинных словах. Для того чтобы найти короткое слово, нужно длинное разделить на слоги. Например, надо найти слово, которое спряталось в слове песок. (Дети делят слово на слоги – пе-сок.) Какое же слово спряталось?» (Сок)
Воспитатель называет другие слова, в которых второй слог представляет собой в тоже время самостоятельное слово: рыбак, кулак, фасоль, Борис, пирог, король. Дети отыскивают «спрятавшиеся» в них слова. За каждое правильное слово дети получают поощрительную фишку – флажок.
Игра «Поймай конец и продолжай» (с мячом)
Воспитатель: - Я назову слово, а вы должны продолжить «цепочку» таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова. Например, я называю слово шар, слегка подчеркивая голосом звук «р», с какого звука должно начинаться следующее слово? Следующий должен назвать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. (Каждому ребенку, сумевшему продолжить цепочку, так же дается фишка.)
Воспитатель: - Молодцы! Потом мы посчитаем фишки, а теперь пора на разминку:
Физкультминутка «Как живешь?» (Дети выполняют движения по тексту)
Как живешь? - Вот так.
Как плывешь? - Вот так.
Как бежишь? - Вот так.
Вдаль глядишь? - Вот так.
Ждешь обед? - Вот так.
Машешь вслед? - Вот так.
Утром спишь? - Вот так.
Как шалишь? - Вот так.
Работа с раздаточным материалом «Лишняя буква».
Воспитатель: - Дети, давайте вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.)
Каждому ребенку предлагается две карточки с буквами (И А О К У; Т К Л А Б). Его задача – найти и зачеркнуть лишнюю букву, а затем объяснить свой выбор. (Я зачеркнул букву К, потому что она согласная, а все остальные – гласные буквы).
Работа с раздаточным материалом «Любимая буква».
Каждому раздать в маленьких одноразовых тарелочках фасоль и приготовленная основа заранее (картон белый с размазанным пластилином).
Воспитатель: - Ребята, у вас у всех есть любимое слово. Помните, с чего мы начинали наше занятие? Какое самое любимое слово у всех детей в мире? (мама)
Я вам предлагаю, попробовать выложить это слово из фасоли на ваших заготовках.
Дети самостоятельно выкладывают буквы на пластилиновой основе, тем, кто затрудняется, воспитатель помогает, проводит индивидуальную работу.
Итог.
Воспитатель: - Какие вы молодцы! Давайте вспомним, чем мы занимались сегодня? (Делили слова на слоги, определяли ударный слог, ударный гласный звук, играли со словами и звуками). Скажите, что мы со звуками делаем (произносим), а с буквами (пишем, читаем). И сегодня вы буквы написали необычным способом, а выложили их из фасоли. И теперь мы с удовольствием подарим наши поделки гостям и попрощаемся с ними. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "ПЛАН-КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на лесную поляну»"
Целью занятия "Путешествие на лесную поляну" является профилактика и коррекция плоскостопия. Упражнения для укрепления мышц способствуют профилактике плоскостопия. Предупреждением плоскостопия за...

План-конспект физкультурного занятия для детей старшего возраста
Возраст от 5 до 6 лет(А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард, 1972, А.Л. Венгер, 1985). В процессе работы по учебной программе дополнительного образования детей дошкольного возраста «...

"Эх, Масленица!" план-конспект фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста (по результатам проекта)
Систематизация представлений детей о русском народном празднике «Масленица»...

План-конспект литературной викторины для детей старшего дошкольного возраста по теме«Весь мир большой от А до Я откроет книжная страна»
«Если однажды мы научились черпать радость в книгах, нам без этого не обойтись. Для многих книги так же нужны,как хлеб и соль. И так будет, сколько бы ни изобрета...

Примерный план – конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Волшебница вода»Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие»....

План-конспект по развитию речи детей старшего дошкольного возраста по составлению рассказа из опыта на тему "За что я люблю свою маму"
План-конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Составление рассказа из опыта....

План-конспект интегрированной ОД для детей старшего дошкольного возраста "К школе готов"
Планируемые результаты, которые показывают дети на занятии «К школе готов» описывают интегративные качества ребенка, которые он приобретает в результате освоения в ДП образовательной программы (...
