Конспект занятия по развитию речи для детей раннего возраста «Правила безопасности для маленьких друзей»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Шевнина Галина Андреевна

Конспект занятия по развитию речи для детей раннего возраста

«Правила безопасности для маленьких друзей»

 


Цель: Формирование первичных представлений о простых правилах безопасного поведения в быту.


Задачи:

Речевые: 

Активизировать словарь по теме (опасно, нельзя, больно, горячо, острый). Учить слушать воспитателя,  понимать и выполнять простые инструкции.

Развивать умение отвечать простыми предложениями на вопрос «Что это?» и «Что делает?».

 

Познавательные: 

Познакомить с элементарными ситуациями, которые могут быть опасны (дверь, острый угол, горячая кружка, мелкий предмет).

 

Воспитательные: 

Воспитывать осторожность, умение обращаться за помощью к взрослому.

 

Материалы:

Игрушка-мишка (с завязанной лапкой — «бинтом»).

Кукольная мебель или картинки: дверь, стол, стул.

Предметы-игрушки или картинки: горячая кружка (можно с красной меткой), ножницы (игрушечные или безопасные детские), пуговица/бусина.

Коробка или сумка «Айболита» с «безопасными» предметами: пластырь, вата, игрушечный градусник.

 

Простые сюжетные картинки (формат А5): ребенок осторожно открывает дверь, держась за ручку; ребенок не трогает горячую кастрюлю; ребенок играет с большими кубиками (а не с мелкими деталями).

 

Ход занятия:

1. Вводная часть. «Кто к нам пришел?»

Создание эмоционального контакта. Воспитатель садится с детьми на ковер. Звучит стук.

«Тук-тук-тук! Слышите? Кто-то к нам стучится. Давайте позовем: «Заходи!» (Входит мишка с перевязанной лапкой). Ой, смотрите, это мишка. Здравствуй, мишка! Ребята, посмотрите, что с мишкой? (Даем детям рассмотреть, высказаться: «Бинтик», «Лапка»). Правильно, у мишки лапка болит. Мишка, как же так случилось?»

2.Основная часть. «Поможем мишке понять, что опасно»

История первая: Двери и углы.

Мишка (говорит воспитатель от его имени): «Я бежал, играл, дверь хлопнула... и прищемил лапку! Бо-о-льно!»
Воспитатель: «Ребята, покажите, как хлопает дверь? (Дети имитируют). Да, сильно! Чтобы дверь не хлопнула, нужно ее открывать вот так — крепко держаться за ручку (показывает на игрушечной мебели или реальной двери). И смотреть, где твои пальчики. Давайте научим мишку. Все вместе скажем: «Держись за ручку!».
Дидактическая игра «Открой аккуратно»: Дети по очереди подходят к игрушечной дверце шкафчика и показывают мишке, как ее медленно и аккуратно открыть, держась за ручку.

 

История вторая: Острое и горячее.

Воспитатель достает из сумки мишки ножницы и горячую кружку (с красной меткой). «Мишка, что это у тебя?»
Мишка: «Я хотел резать и пить чай!»
Воспитатель: «Ребята, можно мишке самому брать ножницы? (Нет). Они острые! Можно уколоться. Скажем мишке: «Ост-ро-е! Нельзя!». А кружку? (Подносит игрушку к детским ладошкам, не касаясь, имитируя жар). Ой, горячая! Можно обжечься. Скажем: «Го-ря-че-е! Нельзя!». Что же делать? (Зовем маму, воспитателя). Правильно, нужно позвать взрослого!».

 

История третья: Маленькие предметы.

Воспитатель достает бусину/пуговицу. «А это что?»
Мишка: «Это я конфетку нашел!»
Воспитатель: «Ребята, это конфетка? (Нет). Это бусинка. Ее нельзя брать в рот! Она маленькая, можно подавиться. Куда ее нужно положить? (В коробочку, отдать взрослому). Молодцы! Говорим мишке: «В рот не брать!».

 

Физкультминутка «Зарядка для осторожных зайчат»

Чтобы сильным быть и смелым, (показываем «силу»)
Чтоб не плакать от ушибов, (трем кулачком глаз, как плачем)
Мы потопаем ногами, (топаем)
Мы похлопаем руками. (хлопаем)
Будем двери открывать — (движение рукой от себя)
За ручку все держаться! (крепко хватаемся за воображаемую ручку)

 

3. Заключительная часть. «Учимся быть осторожными» 

Игра с картинками «Хорошо — плохо».

Воспитатель раскладывает сюжетные картинки. «Давайте покажем мишке, как делать правильно!»

Картинка, где ребенок тянет руку к плите. «Можно трогать? Нет! Опасно!». Картинка, где ребенок стоит рядом с мамой на кухне. «Молодец, стоит с мамой. Хорошо!».

Картинка, где ребенок играет с конструктором с крупными деталями. «Играет с большими кубиками. Хорошо!».
Проговариваем каждую ситуацию коротко и четко.

 

Помощь Айболита.

Воспитатель достает коробку «Айболита». «Давайте мы мишке поможем! У нас есть безопасный пластырь и вата. Скажем мишке добрые слова: «Не плачь, мишка, мы тебе поможем». (Дети могут подуть на больную лапку, приложить вату). Теперь мишка знает правила !»

 

Итог.

Мишка: «Спасибо вам, ребята! Теперь я знаю, что нужно держаться за ручку, не трогать горячее и острое, а маленькие вещи не брать в рот! Буду осторожным! До свидания!».
Воспитатель: «Мы сегодня научили мишку, а сами все запомнили? Молодцы! Теперь вы знаете, как надо себя вести, чтобы не случилась беда».

 

Важные педагогические заметки:

 

Никакого запугивания! Цель — не вызвать страх («придет дядя и заберет»), а научить алгоритму: «Это опасно → Нужно позвать взрослого → Он поможет».

Позитивный акцент. Чаще показываем картинки и говорим о том, как делать правильно.

Повторение — мать учения. Эти ситуации нужно обыгрывать и проговаривать много раз в разных видах деятельности.

 

Работа с родителями. После занятия хорошо раздать родителям памятку-флаер с основными правилами, которые проходили, чтобы закрепить их дома.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_bezopasnost.docx15.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи для детей раннего возраста

«Правила безопасности для маленьких друзей»


Цель: Формирование первичных представлений о простых правилах безопасного поведения в быту.


Задачи:

Речевые: 

Активизировать словарь по теме (опасно, нельзя, больно, горячо, острый). Учить слушать воспитателя,  понимать и выполнять простые инструкции.

Развивать умение отвечать простыми предложениями на вопрос «Что это?» и «Что делает?».

Познавательные: 

Познакомить с элементарными ситуациями, которые могут быть опасны (дверь, острый угол, горячая кружка, мелкий предмет).

Воспитательные: 

Воспитывать осторожность, умение обращаться за помощью к взрослому.

Материалы:

Игрушка-мишка (с завязанной лапкой — «бинтом»).

Кукольная мебель или картинки: дверь, стол, стул.

Предметы-игрушки или картинки: горячая кружка (можно с красной меткой), ножницы (игрушечные или безопасные детские), пуговица/бусина.

Коробка или сумка «Айболита» с «безопасными» предметами: пластырь, вата, игрушечный градусник.

Простые сюжетные картинки (формат А5): ребенок осторожно открывает дверь, держась за ручку; ребенок не трогает горячую кастрюлю; ребенок играет с большими кубиками (а не с мелкими деталями).

Ход занятия:

1. Вводная часть. «Кто к нам пришел?»

Создание эмоционального контакта. Воспитатель садится с детьми на ковер. Звучит стук.

«Тук-тук-тук! Слышите? Кто-то к нам стучится. Давайте позовем: «Заходи!» (Входит мишка с перевязанной лапкой). Ой, смотрите, это мишка. Здравствуй, мишка! Ребята, посмотрите, что с мишкой? (Даем детям рассмотреть, высказаться: «Бинтик», «Лапка»). Правильно, у мишки лапка болит. Мишка, как же так случилось?»

2. Основная часть. «Поможем мишке понять, что опасно»

История первая: Двери и углы.

Мишка (говорит воспитатель от его имени): «Я бежал, играл, дверь хлопнула... и прищемил лапку! Бо-о-льно!»
Воспитатель: «Ребята, покажите, как хлопает дверь? (Дети имитируют). Да, сильно! Чтобы дверь не хлопнула, нужно ее открывать вот так — крепко держаться за ручку (показывает на игрушечной мебели или реальной двери). И смотреть, где твои пальчики. Давайте научим мишку. Все вместе скажем: «Держись за ручку!».
Дидактическая игра «Открой аккуратно»: Дети по очереди подходят к игрушечной дверце шкафчика и показывают мишке, как ее медленно и аккуратно открыть, держась за ручку.

История вторая: Острое и горячее.

Воспитатель достает из сумки мишки ножницы и горячую кружку (с красной меткой). «Мишка, что это у тебя?»
Мишка: «Я хотел резать и пить чай!»
Воспитатель: «Ребята, можно мишке самому брать ножницы? (Нет). Они острые! Можно уколоться. Скажем мишке: «Ост-ро-е! Нельзя!». А кружку? (Подносит игрушку к детским ладошкам, не касаясь, имитируя жар). Ой, горячая! Можно обжечься. Скажем: «Го-ря-че-е! Нельзя!». Что же делать? (Зовем маму, воспитателя). Правильно, нужно позвать взрослого!».

История третья: Маленькие предметы.

Воспитатель достает бусину/пуговицу. «А это что?»
Мишка: «Это я конфетку нашел!»
Воспитатель: «Ребята, это конфетка? (Нет). Это бусинка. Ее нельзя брать в рот! Она маленькая, можно подавиться. Куда ее нужно положить? (В коробочку, отдать взрослому). Молодцы! Говорим мишке: «В рот не брать!».

Физкультминутка «Зарядка для осторожных зайчат»

Чтобы сильным быть и смелым, (показываем «силу»)
Чтоб не плакать от ушибов, (трем кулачком глаз, как плачем)
Мы потопаем ногами, (топаем)
Мы похлопаем руками. (хлопаем)
Будем двери открывать — (движение рукой от себя)
За ручку все держаться! (крепко хватаемся за воображаемую ручку)

3. Заключительная часть. «Учимся быть осторожными» (5-7 минут)

Игра с картинками «Хорошо — плохо».

Воспитатель раскладывает сюжетные картинки. «Давайте покажем мишке, как делать правильно!»

Картинка, где ребенок тянет руку к плите. «Можно трогать? Нет! Опасно!». Картинка, где ребенок стоит рядом с мамой на кухне. «Молодец, стоит с мамой. Хорошо!».

Картинка, где ребенок играет с конструктором с крупными деталями. «Играет с большими кубиками. Хорошо!».
Проговариваем каждую ситуацию коротко и четко.

Помощь Айболита.

Воспитатель достает коробку «Айболита». «Давайте мы мишке поможем! У нас есть безопасный пластырь и вата. Скажем мишке добрые слова: «Не плачь, мишка, мы тебе поможем». (Дети могут подуть на больную лапку, приложить вату). Теперь мишка знает правила !»

Итог.

Мишка: «Спасибо вам, ребята! Теперь я знаю, что нужно держаться за ручку, не трогать горячее и острое, а маленькие вещи не брать в рот! Буду осторожным! До свидания!».
Воспитатель: «Мы сегодня научили мишку, а сами все запомнили? Молодцы! Теперь вы знаете, как надо себя вести, чтобы не случилась беда».

Важные педагогические заметки:

Никакого запугивания! Цель — не вызвать страх («придет дядя и заберет»), а научить алгоритму: «Это опасно → Нужно позвать взрослого → Он поможет».

Позитивный акцент. Чаще показываем картинки и говорим о том, как делать правильно.

Повторение — мать учения. Эти ситуации нужно обыгрывать и проговаривать много раз в разных видах деятельности.

Работа с родителями. После занятия хорошо раздать родителям памятку-флаер с основными правилами, которые проходили, чтобы закрепить их дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей раннего возраста.

Конспект занятия по развитию речи для детей раннего возраста «Дружные пальчики».Цель: учить называть домашних животных, способы питания (клюет, лакает, грызет), голосовые реакции (мяукает, лает)...

Конспект занятия по развитию речи для детей раннего возраста на тему: " Кукла"

Игровое занятие по развитию речи для детей раннего возраста на тему: «Кукла»Цели:Учить детей употреблять уменьшительные слова для обозначения маленького предмета (куколка, кроватка), побуждать прогова...

Конспект занятия по развитию речи для детей раннего возраста

Конспект занятия по развитию речи  для детей раннего возрастаВоспитатель: Мелешина Людмила Викторовна  г. Москва ЮАО  ГБОУ СОШ № 657 дошкольное отделение №3...

Конспект занятия по развитию речи для детей раннего возраста «Пальчики, ладошки».

Учить называть детей раннего возраста домашних животных, способы их питания, развивать голосовые реакции, побуждать произносить новые слова, предложения из 2-3 слов, развивать воображение, мышление, п...

Конспект занятия по развитию речи для детей раннего возраста. На тему: Мохнатенькая-усатенькая.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 51 комбинированного вида Красносельского районаСанкт-Петербурга  Конспект непрерывной образовательной деятельност...

Конспект занятия по развитию речи для детей раннего возраста «Маленькое путешествие»

Учить детей чётко, ясно, громко произносить знакомые слова, обозначающие предмет, его назначение (для чего это нужно).Расширять знания об окружающем мире....

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста «Азбука безопасности для малышей»

Непосредственно образовательная деятельность состоит из трёх взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняют различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как к...