Конспект урока "Зимушка-зима"
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа)

Машенцева Елена Геннадьевна

Подробный конспект урока в подготовительном классе по теме "Зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_zimushka-zima_zimnie_zabavy_konkurs.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

учителя-логопеда Машенцевой Елены Геннадьевны

Тема: «Зимушка-зима. Зимние забавы детей».

Подготовительный класс


Тип урока: урок с элементами викторины.

Цель: расширить и  уточнить представление детей о зиме и зимних забавах.


Задачи:
1) Обучающие:
- Прививать любовь к русской природе.

- Изучать народные приметы (пословицы, поговорки о зиме)
- Развивать видение во всём, что нас окружает.
- Развивать умение получать информацию из различных источников.

2) Воспитательные:
- Воспитывать экологическое мышление.
- Воспитывать чувства сотрудничества.
-Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

3)  Коррекционно -развивающие:
- Расширение представлений об окружающем мире через сопоставление и сравнение.
- Создание условий для постижения учащимися новых понятий и умения доказывать представленную гипотезу.
- Развивать речь учащихся.
- Развивать самостоятельность.

 

Межпредметные  связи:

- развитие речи

- чтение

- конструирование.

Оборудование:
1. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Зимушка-зима. Зимние забавы»
2. Картины о зиме, плакат «Зима. Зимние развлечения детей».
3. Раздаточный материал для учащихся: детали снеговиков, снежинки, сделанные из ватных дисков для дыхательной гимнастики.

Ход урока:
I. Организационный момент. Артикуляционная гимнастика (1мин.)

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

II. Введение в тему. 1 и 2 слайд загадка о зиме: 

                    Загадка:

                    Назовите-ка, ребятки,

                    Кто хозяюшка загадки?

                    Щиплет уши, щиплет нос,

                    Лезет в валенки мороз.

                    Брызнешь воду – упадёт,

                    Не вода уже, а лёд.

                    Даже птице не летится,

                    От мороза стынет птица.

                    Снег мешками валит с неба

                    И вокруг сугробы снега.

                    Снегопады и метели

                    На наш Славянск налетели.

                    Двор в снегу. Белы дома.

                    В гости к нам пришла…  (Зима)

- Тема нашего урока сегодня: «Зимушка-зима. Зимние забавы детей».
- Сегодня мы будем говорить о зимних месяцах и о зимних забавах. И вы покажите свои знания, а еще мы немного поиграем. Что же такое зима?

         Зима – это особое время года. Все становится вокруг белым, чистым, искрящимся, все изменяется, как в сказке.

Народная мудрость гласит: «Зима – владыка трех месяцев». Словно верные стражники стоят эти три брата на охране ее покоя.

А все ли мы знаем о зимних месяцах?

III. Работа по теме урока. (20мин.)
- Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль).

  1. Загадка о декабре:  3 слайд

Дни его всех дней короче,

 Всех ночей длиннее ночи.

 На  поля и на луга

 До весны легли  снега.

(Декабрь)    

Декабрь-год кончает, зиму начинает

  1. Беседа о декабре. 

 Первый месяц зимы – непростой месяц. Морозы часто сменяются глубокими оттепелями. У древних римлян декабрь был десятым месяцем в году и назывался децембер  (от латинского слова «децем» - десять). Древнерусское название: декабрь - студень (стынет всё от морозов). Самые холодные деньки на его долю выпали. Не успеет день разгуляться, как уже ползут сумерки, переходящие в длинную ночь.

Существует много примет декабря:

- в декабре мороз нарастает, зато день убывает.

- в конце декабря солнце на лето, зима на мороз

поворачивает.

- в декабре семь погод на дворе: сеет, веет, дует,

 кружит, мутит, рвёт, метёт.

  1. Загадка о январе: 4 слад

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду - упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится

От мороза стынет птица

Повернуло солнце к лету.

Что за месяц это? (Январь)

Месяц январь – зимы государь!

  1. Беседа о январе.

         Продолжает зиму и начинает новый год - январь. На хвойных деревьях начинают постройку гнёзд клесты. Сбрасывают рога лось и благородный олень. Впадает в спячку ёрш, нерестится налим.

Есть у этого месяца древнее имя – «Просинец». Так как небо в январе проясняется, показывает свою синеву.

К 25 января, который в народе называют Татьяной Крещенской, день прибывает на «воробьиный скок»,т.е. на чуть-чуть. Но люди всегда радовались прибавлению света.

Народные приметы:

В январе снег глубок – хлеб хорош.

Снег на Крещенье надует – хлеба прибудет.

Снег на Татьянин день – летом быть дождичку.

   

  1.  Загадка о феврале. 5 слайд

Снег  мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз селён,

Днём капели слышен звон

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

(февраль)

Вьюги да метели под февраль полетели.

  1. Беседа о феврале.

Февраль имея только 28 дней в обычном году, является единственным месяцем, который может пройти без единого полнолуния.

Раз в четыре года февраль имеет 29 дней.

Февраль - самый снежный месяц и потому называли его в старину «Снежень». Переменчив этот месяц. Он дружит с метелями, буранами. Обратимся к народным пословицам:

Февраль – месяц лютый: спрашивает, как обутый.

 У февраля два друга – метель, да вьюга.

Февраль – последний месяц зимы. Дни становятся длиннее и длиннее. Солнышко светит да не греет. В конце февраля чувствуются признаки наступающей весны. Заметно прибавляется день, как говорится в народе «на лошадиный шаг».

         7) Элементы викторины.

Отгадай по пословице какой это месяц.

         8). Игра: «Слова на зимнюю тему». 6 слайд
- Придумайте слова, в которых есть звук [с], используя «Зимнюю тему».
(Снег, снеговик, сугроб, Снегурочка, санки, снегирь, солнце, сосульки, снежинки).
       
9).Артикуляционная гимнастика. «Подуй на снежинку».  7 слайд

 (Упражнения для выработки правильного выдоха).

Загадки о ветре и вьюге:

Я с морозами дружу,
Землю заметаю.
Прилетаю и кружу,
Песню завываю.
Ветерок - мой младший брат -
Мне всегда бывает рад.

Метель, пурга, вьюга,

Без рук, без ног
По свету рыщет,
Поет да свищет.

Кто зимой в трубе гудит?

Ветер

- Ребята, зимой часто дует ветер и воет вьюга.
- А к нам на ладошку упала снежинка, давайте её отправим опять в путешествие. (На ладошке лежит снежинка из ватного диска. С силой выдыхается воздух через губы, вытянутые вперёд трубочкой. Затем выдыхаем на широкий язык).

          10) Рассказ «Снег – что это такое?» Снежинки. (З. Трофимова).

8 слайд
              Высоко над землёй, где очень холодно, водяные пары, не успев перейти в воду, сразу превращаются в крохотные льдинки. Они малы, как пылинки. Их и называют алмазной пылью.
             Если мороз не очень сильный, ледяные пылинки, попав в тучу, обрастают новыми иголочками, становятся всё больше и больше и принимают вид знакомых нам снежинок (рассмотреть рисунки снежинок). Они похожи на белые звёздочки. Если вы поймаете несколько снежинок на рукавичку, и разглядите их хорошенько, то увидите, они разные.  

             Они будто кружевные, с тонкими лучиками, их ровно шесть, и лепестками, как у самых нежных цветов.
Когда зимой погода мягкая, снежинки слипаются и образуют густые пушистые хлопья. Поэтому и снег часто называют пушистым. Он покрывает землю пышным белым одеялом.
Если вы пробежите по снежной дорожке в ясный морозный день, то услышите, как скрепит под ногами снег. Как вы думаете почему?
Это ломаются у вас под ногами маленькие лучики холодных звёздочек. А так как ломается их сразу очень много – вот мы и слышим треск.
В снегопаде снежинки могут быть различными, от 8 до 40 форм. А всего люди насчитали 246 разных форм снежинок.

          11) Физкультминутка.  9 слайд
- А сейчас давайте проведём физкультминутку.

«Не боимся мы пороши –
Ловим снег,
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам –
Снега хватит нам и вам!
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи себе дорогу».

Выполняем с движениями.

8). Игра «Помоги снеговику». 10 слайд
- Ребята, к нам на урок пришёл гость. (Открывается доска, на которой развалившейся снеговик, он плачет. Обыграть ситуацию).
- Ой, что случилось?
- Почему снеговик плачет? (Он подтаял и разваливается).
- Давайте поможем снеговику, слепим его заново, но для этого надо хорошо поработать.
- У вас в конвертах лежит развалившейся снеговик, вам его нужно собрать. (Самостоятельная работа, восстановление снеговика, выкладывание снеговиков на партах).

- Хорошо, молодцы, вы отлично потрудились, у всех получились хорошие работы. Мы слепили снеговика с вами заново, и он хочет остаться с нами.

IV. Беседа о зимних забавах и видах спорта.  (10 мин.)  11и 12 слайд
- Посмотрите, пожалуйста, на плакат и скажите, что такое забавы? (Игры, развлечения, времяпровождение).
- Какие игры – забавы, связанные со снегом вы знаете? (Играть в снежки, строить снежные крепости, горки, копать пещеры).

- Сейчас мы  проверим, кто знает, чем можно заняться зимой

Физкультминутка

«Что делал зимой,
Дай, дружок мне ответ
Слушай внимательно,
Отвечай «да» или «нет».
В снежки играли вы с друзьями?
Грибы по лесу собирали?
С горки на санках катались?
В деревне в речке купались?
По лесу на лыжах бродили?
А много цветов находили?
В саду своём грядки копали?
А с Дедом Морозом плясали?
Вы не устали ещё отвечать?
А через год зиму ждёте опять?»

V. Лес зимой. Животные. 13 слайд (5 мин.)

- Я вам загадаю загадки, а вы отгадками называйте зверей.

1.Зверька узнаем мы с тобой

  По двум таким приметам:

  Он в шубке серенькой зимой,

  А в рыжей шубке – летом. (Белка)

                            2.Хитрая плутовка,

                              Рыжая головка.

                              Хвост пушистый – краса!

                              А зовут ее…                (Лиса)

3.Горбоносый, длинноногий,

  Великан ветвисторогий.

  Ест траву, кустов побеги,

  С ним тягаться трудно в беге.

  Коль такого довелось

  Встретить, знайте, это -…(Лось)

                            4.Сбросил серенькую шубку,

                              Белую к зиме надел.

                              Прыг – и позади лужайка,

                              Спрятался от волка…(Зайка)

5.Кто в лесу разбойник серый?

  Кто зубами щелк да щелк?

  Вы, конечно, догадались:

  Это злющий, страшный…(Волк)

                            6.Хозяин лесной, просыпается весной,

                              А зимой под вьюжный вой

                              Спит в избушке снеговой. (Медведь)

- Молодцы! Отгадали все загадки правильно.


VI. Птицы зимой. 14 слайд (3 мин.)

- Каких птиц вы видите? Опишите их внешний вид, чем питаются, где живут. Пользу или вред приносит? (Приносит пользу. Поедает насекомых. Очищает от вредителей деревья).


Вывод: Ребята, не так страшен для птиц холод, как голод. И мы должны заботиться о птицах. Делать для них кормушки и кормить их. А зверей, как и птиц, зимой надо подкармливать. В лесу развешивают заготовленные с лета и связанные в пучки ветки лиственных деревьев, раскладывают сено, морковь, капусту.

VIII. Итог урока. За что мы любим зиму?(5мин.) 15 слайд

За что мы любим зиму?
Быть может, что она
Забавами различными
И радостью полна?

С улыбкой вспоминаются
Веселые деньки:
Катание на санках,
лыжи, и коньки!

Мы любим зиму снежную
За горки, за снежки,
За то, что не кончаются,
Растут снеговики!

Еще зима нам нравится
За праздник – новый год,
За множество подарков,
За время без забот


- Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? (Говорили о зиме, о зимних месяцах, читали стихи, говорили о животных и птицах, отгадывали загадки, играли).
- Какие зимние месяцы вы знаете?
- Какие признаки зимы вам известны? (Стало холодно, деревья потеряли наряд, часто идёт снег).
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
 
- Ребята, вы все хорошо работали, принимали активное участие на уроке, всем вам спасибо.

Список литературы:

1. Тихомирова Е. М. Сценарии школьных праздников: внеклассная работа 1-4 классы. М.:

2. Жиренко О. Е., Обухова Л. А. Праздник – ожидаемое чудо! Лучшие внеклассные мероприятия 1- 4 ВАКО, 2005

3. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 класс. М.: ВАКО, 2007 (Мастерская учителя)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....