маленькая пьеса для детей старшей группы"Акатуй"
материал (старшая группа) по теме

Ярчеева Нина Миньевна

"Акатуй" маленькая пьеса для детей старшей группы о чувашском народном  празднике земледельцев, проводимого весной, после завершения весенних земледельческих работ. О традициях, обычаях рассказ Старца, использование некоторых чувашских слов и имён по-чувашски, участие детей в народных играх, исполнение чувашских песен, танцев - этим насыщен материал пьесы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл отправка текстом28.07 КБ
Файл dokument_microsoft_office_word.docx28.07 КБ

Предварительный просмотр:

Акатуй (праздник сохи или праздник земледелия)

Маленькая пьеса для детей.

Действующие лица

Автан – мальчик

Ахван – мальчик

Девочка, мальчик

ςěр-пике –Девочка-земля – в ярко-зелёном платье, на платье разнообразные цветочки, на голове – тухья, на шее украшение из монет, на ногах туфли

Тÿпе-каччã – Мальчик-небо – мальчик в голубой одежде с наклеенными серебристыми рисунками планет, на голове – шляпа, на ногах – красные сапоги

Волшебник – взрослый (он же исполняет роль режиссёра), в чёрном плаще, в конусовидной шляпе с широкими полями (на шляпе и плаще волшебные узоры), в руке волшебная палка

Старец – взрослый, в белой мужской одежде с седой длиной бородой, с посохом в руках

 

Часть I.

Петух (Автан) (выходит из-за дома, вытягивает шею и, хлопая крыльями, трижды кукарекает): Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!

Ахван (выходит зевая и подтягиваясь из дома): Ты, дружище Петушок (Автан тус, Автан тус), что так громко поёшь, мне сладко спать не даёшь?

Петух (Автан):  А ты что, не знаешь, какой сегодня день, Ахван?

Ахван (чешет затылок): А-а-а, сегодня день рождения нашего деда Михея! Вот! Петух (Автан): Нет, сегодня не день рождения нашего деда Михея. Сегодня… 

Ахван: А-а-а, вспомнил! Сегодня день, когда мы едим вкусную кашу (полбу – пǎри пǎтти)

Петух (Автан): Да нет же! Сегодня мы не едим никакую кашу. Сегодня мы… 

Ахван: Я вспомнил! Сегодня праздник земледелия Акатуй. Я хотел с тобой, Петя-петушок (Автан тус), немного пошутить. Видишь, я и оделся красиво, для праздника.  (Покружившись перед Петухом (Автан), хвастается одеждой) .

Петух (Автан): Молодец! Молодец! Правильно, сегодня чувашский весенний праздник земледелия Акатуй. А поэтому, мой друг Ахван, что мы должны сделать?

  Ахван (восторженно): Мы должны созвать гостей на праздник! Пойдём поскорее, Петенька-дружок (Автан тус)! Пойдём!

Оба расходятся в разные стороны.

За сценой слышны крики: «Акатуй! Акатй!»

Появляется волшебник. Он разговаривает сам с собой.

Волшебник: Что же я хотел? Что-то хотел сказать? Вспомнил!

Вот и он, вот и он

Праздник Акатуй!

Праздник земледелия,

Свадьба неба и земли.

А кто самый главный на празднике? Конечно волшебник, главный волшебник – это я (показывает на себя).

Я здесь, а где же праздник? И артистов не видать? Ещё нужны зрители – они на месте. Вон, сколько их собралось (показывает в сторону зрителей, вытянув руку).

Дорогие зрители, я поздравляю вас с весенним праздником Акатуй! (Кланяется)

(В сторону занавеса) Эй, артисты, пора праздник начинать! Выходите!

С двух сторон появляются дети.

Девочка: Мы тут. Все собрались уже.

Волшебник: Очень хорошо, коли все собрались. Тогда, рассаживайтесь по удобнее. (Дети рассаживаются )

Мальчик: Мы расселись, все готовы!

Волшебник: Хорошо, хорошо, замечательно.  Ребята, вы знаете какой сегодня день?

Мальчик: Знаем. Сегодня весенний праздник Акатуй.

Волшебник: Молодцы, молодцы! Вы правильно назвали, какой сегодня день. А вот ответьте мне ещё на один вопрос: что это за праздник Акатуй?

Дети по очереди:

- не слыхали

-слышали

-не видал

-видели

- знаем

- не знаем

Волшебник: Знаете – хорошо, не знаете – не хорошо, но не беда. Знающий он и так знает, кто не знает – тому расскажем. А рассказать об этом празднике могут только люди, которые долго прожили на этом свете и всё знают. Кто же они такие? Вы знаете их? Они могут жить рядом с вами, и вы их зовёте…

Дети: Бабушка, дедушка, старики!

Волшебник: Да, мы их называем стариками, а в народе ещё их называют старцами. Они о прошлом могут многое рассказать. Они многое в жизни повидали.

Мальчик: Но где же нам найти такого старца?

Девочка: Мы нигде их не встречали.

Волшебник: Вот что, ребятки. У меня есть волшебная палка, и она нам поможет в этом (водит по воздуху палкой).  Арабах-карабах-тарабах! Волшебство у меня на устах. Явись к нам, мудрый, всезнающий, старец седобородый!

Появляется седобородый старец.

Старец: Алейккěм салам (кланяется).

Вы сидите или спите,

Вы идёте, аль стоите.

Гостя вы встречать хотите?

Я пришёл! Мир вашему дому (кланяется до земли).

Волшебник: (старцу) По старинным обычаям, по нынешним традициям вы, многоуважаемый старец, пройдите к нам и присядьте. Ребята, помогите старцу! (девочка и мальчик помогают старцу пройти и сесть на отведённое почётное место)

Дети: Проходите, пожалуйста, присядьте!

Старец: Благодарю за приглашение (кланяется). А зачем вы сюда собрались, скажите мне, ребятушки? А меня зачем вызвали?

Девочка: Мы желаем услышать от вас, уважаемый старец, рассказ о празднике Акатуй.

Старец: О-о-о! Об этом празднике я могу рассказывать долго и много.  С удовольствием расскажу. Вот сейчас сделаю к-хм! и начну свой рассказ. Садитесь по удобнее, закрывайте рот и открывайте уши. К-хм! К-хм! Давным-давно, когда уже не помню, на белом свете бушевали различные могучие силы. Среди них были и добрые силы, и нехорошие силы тоже были. Нехорошие силы называли злые силы,  добрые – светлые. Да, много дивного и удивительного было в то время на белом свете. Одной из удивительных чудес в то время была черная земля. Люди удивлялись: как же так получается, что из чёрной земли на пустом месте вырастают деревья, травы? И эту удивительную, волшебную чёрную землю люди называли девушка-земля  -  ςěр-пике. Ещё одним из чудес света было необъятное голубое небо. На просторах этого голубого неба гуляли яркие звёзды, светлоликая луна и ясное солнце. И люди называли это небо не иначе как небо-батыр  -  тÿпе-каччǎ. В те давние времена, как и нынче, природа менялась в зависимости от времён года. Люди замечали: с приходом весны природа оживала, летом она набирала силы и росла, осенью – давала плоды и запасалась семенами на следующую весну, а зимой природа умирала и покрывалась толстым слоем снега. Как раз в это время старый год подходит к концу и начинается новый год. Когда природа начинает просыпаться, рассуждали люди в те давние времена, земля и небо заново рождаются, влюбляются и рождают новый урожай. Вот это явление соединения земли (ςěр-пике) и неба (тÿпе-каччǎ) в старину люди и называли праздником Акатуй (свадьба плуга и земли). В это время сеяли зерно для будущего урожая. Девушка-земля (ςěр-пике) помогала расти урожаю,  а небо-батыр (тÿпе-каччǎ) придавал урожаю силу: ветром обдувал, дождём поливал, солнцем согревал. Потом из собранного урожая зерна люди пекли хлеб. Хлебу во все времена  посвящали пословицы. Вот некоторые из них: (можно дать ответить детям)

- Главнее хлеба на столе ничего нет

- Каков у хлеба, таков и у дела.

- Без отрубей хлеба не бывает.

- Хлеб и соль взаимны.

Чуваши  занимались земледелием, обрабатывали землю, растили урожай - праздновали Акатуй – праздник земледелия. А по завершении посевных работ проводили торжественную часть Акатуя: старые люди устраивали богатые застолья, молодые люди играли и соревновались, обязательно были  конные бега,  бег в мешках, боролись силачи, исполняли песни, танцы, читали стихи. А зачем нужны были на празднике соревнования? Скажите мне, молодёжь? (Ответы детей). А-а-а, так они выявляли самых ловких, сильных, метких  мужчин и называли их богатырями, батырами – паттǎр – улǎп.  Эти богатыри становились предводителями племени чувашей, чувашского рода. Вот такой праздник проводили чуваши с древних времён. Люди считали: если они хорошо отпразднуют Акатуй  - праздник земледелия, то девушка-земля (ςěр-пике) и небо-батыр (тÿпе-каччǎ) подарят им хороший урожай, а если плохо отпразднуют, то урожая будет мало, семьи будут голодать, есть будет нечего. Вот поэтому в старину говорили: как отпразднуем Акатуй, таким и будет урожай. Ну, вот, мои юные потомки, я рассказал вам о весеннем празднике чувашей Акатуй. Спасибо вам, что пожелал слушать мой рассказ (кланяется).

Волшебник: Уважаемый старец, за удивительный ваш рассказ дети хотят преподнести вам атрибут этого праздника – вышитое полотенце. Прими, пожалуйста.

Мальчик и девочка передают старцу полотенце с поклоном. Старец им в ответ тоже кланяется. Все остальные аплодируют.

Старец: Спасибо вам! Будьте счастливы, растите здоровыми! Ну, пойду я, отдохну. Устал что-то, старый стал. До следующих встреч! (Уходит)

Волшебник (детям): Стойте, стойте, подождите! (Хватается за голову).  Уважаемый наш старец рассказать-то рассказал, но ничего нам не показал!

(Успокоившись) Ну да ладно, не беда. То, что не показал старец, может показать волшебник, т.е. я (показывает на себя). Ребята, вы хотите увидеть девушку-землю (ςěр-пике) и небо-батыр (тÿпе-каччǎ)?

Дети: Хотим!

Волшебник: Вот сейчас произнесу волшебные слова, взмахну волшебной палкой и вызову их. Но сначала, ребята, мы приготовим для них почётные места.

Подзывает мальчика и девочку. Ставят в центре два стула со спинками. Стул для девушки-земля ( ςěр-пике) покрывают зелёным покрывалом, а для небо-батыр (тÿпе-каччǎ) – голубым.

Мальчик и девочка: У нас всё готово!

Волшебник: И я готов! Арабах-карабах-тарабах, по моему велению, по нашему хотению явитесь к нам девушка-земля ςěр-пике) и небо-батыр (тÿпе-каччǎ)! (Три раза ударяет палкой по полу)

Под лирическую чувашскую музыку входят с двух сторон девочка и мальчик в соответствующих одеяниях, встречаются в середине зала, берутся за руки, обходят зал, садятся на отведённые для них места.

Волшебник (показывая рукой в сторону вошедших гостей): Вот они – могучие и сильные, щедрые на богатый урожай. Сегодня они наши самые дорогие и уважаемые гости. По старинному обычаю, разрешите нам, девушка-земля (ςěр-пике) и небо-батыр (тÿпе-каччǎ), начать праздник весеннего земледелия Акатуй. И я прошу, и дети просят!

Дети: Просим! Просим!  Просим!

Девушка-земля (ςěр-пике) и небо-батыр (тÿпе-каччǎ) (встают на ноги и три раза поклонившись): Разрешаем! Разрешаем! Разрешаем! На праздник всех-всех приглашаем! 

Небо-батыр (тÿпе-каччǎ): Молодые, юные, зрелые и старые. Веселитесь, не ленитесь. Дню весеннему радуйтесь!

Девушка-земля (ςěр-пике): А я напомню всем: как отпразднуем праздник, таков будет и урожай.

Ещё раз оба кланяются. Садятся.

Волшебник: Вот, ребята, настал долгожданный час. Веселиться от души  мы получили наставление от девушка-земля (ςěр-пике) и небо-батыр (тÿпе-каччǎ). Только помните, не должно быть ни одного хмурого лица, иначе урожай в этом году не уродится, мало соберём зерна для хлеба.  Ведь, как говорилось: как отпразднуем Акатуй, такой и будет урожай!

Веселитесь! Улыбайтесь! Радуйтесь все!

II часть.

Волшебник (режиссёр): Начинаем Акатуй! Акатуй начинаем! По старинным  обычаям, по нынешнем  традициям Акатуй открываем парадом участников.

Дети делают почётный круг по залу.

После идут соревнования, весёлые игры, конкурсы, выступления.

-перетягивание каната

- Бег в мешках

- «Богатырь» (Патшалла). (Игра на силу и ловкость). В круг диаметром 2-3 метра встают два игрока и, сцепившись руками, стараются вытолкнуть друг-друга из круга. Игрок, наступивший на линию круга, считается проигравшим. Игроки выталкивают друг-друга в течении 1 минуты.

- «Надень шапку» (ςěлěк тǎхǎнмалла). (малоподвижная игра)

Участники игры считалкой выбирают двух игроков, один из игроков садится на стул. Другой отходит от него на 8-9 шагов и запоминает, где тот сидит. Потом игроку завязывают глаза, дают в руки шапку и несколько раз крутят вокруг себя. Игрок должен пройти к сидящему на стуле и надеть ему шапку. Участники хором считают шаги игрока.

- Разорви цепь (Алǎ татмалла)(подвижная игра)

Игроки делятся на две команды и, взявшись за руки, строятся лицом друг к другу ан расстоянии 10-15 м. Игроки первой команды  идут к игрокам второй команды, поют песню и возвращаются назад.

Чечи-чечи,чечерина,

Минерук-Синерук!

Ах, подруженька, Нинук!

(Ой, дружочек, Ванюк!)

Выходи к нам поиграть!

Игрок второй команды, чьё имя было названо в песне, разбегается и старается грудью или плечом разорвать цепь первой команды. Потом команды меняются местами.

Правила игры. Игроки делятся на две команды с равным количеством участников. До начала игры устанавливается количество вызовов команд .Если, бегущему удаётся разорвать цепь, то он уводит в свою команду одного из двух игроков, между которыми прорвался. Если бегущий не разорвал цепь другой команды, то он сам остаётся в этой команде. Побеждает команда, в которой окажется больше игроков.

- «Лошадки» (Лашасем).(подвижная игра)

Один из игроков вбирается покупателем, остальные делятся на лошадей и хозяев. Хозяева подходят к лошадкам, и спрашивают: «Кто хочет быть моей лошадькой?» Лошадки выбирают себе хозяина. Потом игроки встают парами в круг, хозяин стоит за лошадкой. Покупатель подходит к одному из хозяев и торгуется:

-Лошадь продаётся?

- Продаётся!

- Сколько стоит?

- Сто рублей.

- И рубля не дам.

Покупатель и хозяин бегут по кругу навстречу друг к другу. Игрок, добежавший до лошадки первым, становится её хозяином.

Правила игры. В игре могут быть и два и более покупателя, действующих одновременно. Если покупатель добежит до лошадки первым, то меняется ролями с хозяином.

- Раздаю землю (ςěр валеςмелле).

Игроки рассаживаются в ряд и выставляют руки вперёд, сложив ладони лодочкой. Ведущий говорит: «Раздаю землю! Раздаю землю!»- и оставляет в руках одного из игроков маленькую палочку. Игрок, у которого она оказалась, исполняет песню, танец, рассказывает стихотворение.

- Конкурс танцоров.

В конце праздника девушка-земля (ςěр-пике) раздаёт памятные подарки мальчикам, а небо-батыр (тÿпе-каччǎ) – девочкам.



Предварительный просмотр:

Акатуй (праздник сохи или праздник земледелия)

Маленькая пьеса для детей.

Действующие лица

Автан – мальчик

Ахван – мальчик

Девочка, мальчик

ςěр-пике –Девочка-земля – в ярко-зелёном платье, на платье разнообразные цветочки, на голове – тухья, на шее украшение из монет, на ногах туфли

Тÿпе-каччã – Мальчик-небо – мальчик в голубой одежде с наклеенными серебристыми рисунками планет, на голове – шляпа, на ногах – красные сапоги

Волшебник – взрослый (он же исполняет роль режиссёра), в чёрном плаще, в конусовидной шляпе с широкими полями (на шляпе и плаще волшебные узоры), в руке волшебная палка

Старец – взрослый, в белой мужской одежде с седой длиной бородой, с посохом в руках

 

Часть I.

Петух (Автан) (выходит из-за дома, вытягивает шею и, хлопая крыльями, трижды кукарекает): Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!

Ахван (выходит зевая и подтягиваясь из дома): Ты, дружище Петушок (Автан тус, Автан тус), что так громко поёшь, мне сладко спать не даёшь?

Петух (Автан):  А ты что, не знаешь, какой сегодня день, Ахван?

Ахван (чешет затылок): А-а-а, сегодня день рождения нашего деда Михея! Вот! Петух (Автан): Нет, сегодня не день рождения нашего деда Михея. Сегодня… 

Ахван: А-а-а, вспомнил! Сегодня день, когда мы едим вкусную кашу (полбу – пǎри пǎтти)

Петух (Автан): Да нет же! Сегодня мы не едим никакую кашу. Сегодня мы… 

Ахван: Я вспомнил! Сегодня праздник земледелия Акатуй. Я хотел с тобой, Петя-петушок (Автан тус), немного пошутить. Видишь, я и оделся красиво, для праздника.  (Покружившись перед Петухом (Автан), хвастается одеждой) .

Петух (Автан): Молодец! Молодец! Правильно, сегодня чувашский весенний праздник земледелия Акатуй. А поэтому, мой друг Ахван, что мы должны сделать?

  Ахван (восторженно): Мы должны созвать гостей на праздник! Пойдём поскорее, Петенька-дружок (Автан тус)! Пойдём!

Оба расходятся в разные стороны.

За сценой слышны крики: «Акатуй! Акатй!»

Появляется волшебник. Он разговаривает сам с собой.

Волшебник: Что же я хотел? Что-то хотел сказать? Вспомнил!

Вот и он, вот и он

Праздник Акатуй!

Праздник земледелия,

Свадьба неба и земли.

А кто самый главный на празднике? Конечно волшебник, главный волшебник – это я (показывает на себя).

Я здесь, а где же праздник? И артистов не видать? Ещё нужны зрители – они на месте. Вон, сколько их собралось (показывает в сторону зрителей, вытянув руку).

Дорогие зрители, я поздравляю вас с весенним праздником Акатуй! (Кланяется)

(В сторону занавеса) Эй, артисты, пора праздник начинать! Выходите!

С двух сторон появляются дети.

Девочка: Мы тут. Все собрались уже.

Волшебник: Очень хорошо, коли все собрались. Тогда, рассаживайтесь по удобнее. (Дети рассаживаются )

Мальчик: Мы расселись, все готовы!

Волшебник: Хорошо, хорошо, замечательно.  Ребята, вы знаете какой сегодня день?

Мальчик: Знаем. Сегодня весенний праздник Акатуй.

Волшебник: Молодцы, молодцы! Вы правильно назвали, какой сегодня день. А вот ответьте мне ещё на один вопрос: что это за праздник Акатуй?

Дети по очереди:

- не слыхали

-слышали

-не видал

-видели

- знаем

- не знаем

Волшебник: Знаете – хорошо, не знаете – не хорошо, но не беда. Знающий он и так знает, кто не знает – тому расскажем. А рассказать об этом празднике могут только люди, которые долго прожили на этом свете и всё знают. Кто же они такие? Вы знаете их? Они могут жить рядом с вами, и вы их зовёте…

Дети: Бабушка, дедушка, старики!

Волшебник: Да, мы их называем стариками, а в народе ещё их называют старцами. Они о прошлом могут многое рассказать. Они многое в жизни повидали.

Мальчик: Но где же нам найти такого старца?

Девочка: Мы нигде их не встречали.

Волшебник: Вот что, ребятки. У меня есть волшебная палка, и она нам поможет в этом (водит по воздуху палкой).  Арабах-карабах-тарабах! Волшебство у меня на устах. Явись к нам, мудрый, всезнающий, старец седобородый!

Появляется седобородый старец.

Старец: Алейккěм салам (кланяется).

Вы сидите или спите,

Вы идёте, аль стоите.

Гостя вы встречать хотите?

Я пришёл! Мир вашему дому (кланяется до земли).

Волшебник: (старцу) По старинным обычаям, по нынешним традициям вы, многоуважаемый старец, пройдите к нам и присядьте. Ребята, помогите старцу! (девочка и мальчик помогают старцу пройти и сесть на отведённое почётное место)

Дети: Проходите, пожалуйста, присядьте!

Старец: Благодарю за приглашение (кланяется). А зачем вы сюда собрались, скажите мне, ребятушки? А меня зачем вызвали?

Девочка: Мы желаем услышать от вас, уважаемый старец, рассказ о празднике Акатуй.

Старец: О-о-о! Об этом празднике я могу рассказывать долго и много.  С удовольствием расскажу. Вот сейчас сделаю к-хм! и начну свой рассказ. Садитесь по удобнее, закрывайте рот и открывайте уши. К-хм! К-хм! Давным-давно, когда уже не помню, на белом свете бушевали различные могучие силы. Среди них были и добрые силы, и нехорошие силы тоже были. Нехорошие силы называли злые силы,  добрые – светлые. Да, много дивного и удивительного было в то время на белом свете. Одной из удивительных чудес в то время была черная земля. Люди удивлялись: как же так получается, что из чёрной земли на пустом месте вырастают деревья, травы? И эту удивительную, волшебную чёрную землю люди называли девушка-земля  -  ςěр-пике. Ещё одним из чудес света было необъятное голубое небо. На просторах этого голубого неба гуляли яркие звёзды, светлоликая луна и ясное солнце. И люди называли это небо не иначе как небо-батыр  -  тÿпе-каччǎ. В те давние времена, как и нынче, природа менялась в зависимости от времён года. Люди замечали: с приходом весны природа оживала, летом она набирала силы и росла, осенью – давала плоды и запасалась семенами на следующую весну, а зимой природа умирала и покрывалась толстым слоем снега. Как раз в это время старый год подходит к концу и начинается новый год. Когда природа начинает просыпаться, рассуждали люди в те давние времена, земля и небо заново рождаются, влюбляются и рождают новый урожай. Вот это явление соединения земли (ςěр-пике) и неба (тÿпе-каччǎ) в старину люди и называли праздником Акатуй (свадьба плуга и земли). В это время сеяли зерно для будущего урожая. Девушка-земля (ςěр-пике) помогала расти урожаю,  а небо-батыр (тÿпе-каччǎ) придавал урожаю силу: ветром обдувал, дождём поливал, солнцем согревал. Потом из собранного урожая зерна люди пекли хлеб. Хлебу во все времена  посвящали пословицы. Вот некоторые из них: (можно дать ответить детям)

- Главнее хлеба на столе ничего нет

- Каков у хлеба, таков и у дела.

- Без отрубей хлеба не бывает.

- Хлеб и соль взаимны.

Чуваши  занимались земледелием, обрабатывали землю, растили урожай - праздновали Акатуй – праздник земледелия. А по завершении посевных работ проводили торжественную часть Акатуя: старые люди устраивали богатые застолья, молодые люди играли и соревновались, обязательно были  конные бега,  бег в мешках, боролись силачи, исполняли песни, танцы, читали стихи. А зачем нужны были на празднике соревнования? Скажите мне, молодёжь? (Ответы детей). А-а-а, так они выявляли самых ловких, сильных, метких  мужчин и называли их богатырями, батырами – паттǎр – улǎп.  Эти богатыри становились предводителями племени чувашей, чувашского рода. Вот такой праздник проводили чуваши с древних времён. Люди считали: если они хорошо отпразднуют Акатуй  - праздник земледелия, то девушка-земля (ςěр-пике) и небо-батыр (тÿпе-каччǎ) подарят им хороший урожай, а если плохо отпразднуют, то урожая будет мало, семьи будут голодать, есть будет нечего. Вот поэтому в старину говорили: как отпразднуем Акатуй, таким и будет урожай. Ну, вот, мои юные потомки, я рассказал вам о весеннем празднике чувашей Акатуй. Спасибо вам, что пожелал слушать мой рассказ (кланяется).

Волшебник: Уважаемый старец, за удивительный ваш рассказ дети хотят преподнести вам атрибут этого праздника – вышитое полотенце. Прими, пожалуйста.

Мальчик и девочка передают старцу полотенце с поклоном. Старец им в ответ тоже кланяется. Все остальные аплодируют.

Старец: Спасибо вам! Будьте счастливы, растите здоровыми! Ну, пойду я, отдохну. Устал что-то, старый стал. До следующих встреч! (Уходит)

Волшебник (детям): Стойте, стойте, подождите! (Хватается за голову).  Уважаемый наш старец рассказать-то рассказал, но ничего нам не показал!

(Успокоившись) Ну да ладно, не беда. То, что не показал старец, может показать волшебник, т.е. я (показывает на себя). Ребята, вы хотите увидеть девушку-землю (ςěр-пике) и небо-батыр (тÿпе-каччǎ)?

Дети: Хотим!

Волшебник: Вот сейчас произнесу волшебные слова, взмахну волшебной палкой и вызову их. Но сначала, ребята, мы приготовим для них почётные места.

Подзывает мальчика и девочку. Ставят в центре два стула со спинками. Стул для девушки-земля ( ςěр-пике) покрывают зелёным покрывалом, а для небо-батыр (тÿпе-каччǎ) – голубым.

Мальчик и девочка: У нас всё готово!

Волшебник: И я готов! Арабах-карабах-тарабах, по моему велению, по нашему хотению явитесь к нам девушка-земля ςěр-пике) и небо-батыр (тÿпе-каччǎ)! (Три раза ударяет палкой по полу)

Под лирическую чувашскую музыку входят с двух сторон девочка и мальчик в соответствующих одеяниях, встречаются в середине зала, берутся за руки, обходят зал, садятся на отведённые для них места.

Волшебник (показывая рукой в сторону вошедших гостей): Вот они – могучие и сильные, щедрые на богатый урожай. Сегодня они наши самые дорогие и уважаемые гости. По старинному обычаю, разрешите нам, девушка-земля (ςěр-пике) и небо-батыр (тÿпе-каччǎ), начать праздник весеннего земледелия Акатуй. И я прошу, и дети просят!

Дети: Просим! Просим!  Просим!

Девушка-земля (ςěр-пике) и небо-батыр (тÿпе-каччǎ) (встают на ноги и три раза поклонившись): Разрешаем! Разрешаем! Разрешаем! На праздник всех-всех приглашаем! 

Небо-батыр (тÿпе-каччǎ): Молодые, юные, зрелые и старые. Веселитесь, не ленитесь. Дню весеннему радуйтесь!

Девушка-земля (ςěр-пике): А я напомню всем: как отпразднуем праздник, таков будет и урожай.

Ещё раз оба кланяются. Садятся.

Волшебник: Вот, ребята, настал долгожданный час. Веселиться от души  мы получили наставление от девушка-земля (ςěр-пике) и небо-батыр (тÿпе-каччǎ). Только помните, не должно быть ни одного хмурого лица, иначе урожай в этом году не уродится, мало соберём зерна для хлеба.  Ведь, как говорилось: как отпразднуем Акатуй, такой и будет урожай!

Веселитесь! Улыбайтесь! Радуйтесь все!

II часть.

Волшебник (режиссёр): Начинаем Акатуй! Акатуй начинаем! По старинным  обычаям, по нынешнем  традициям Акатуй открываем парадом участников.

Дети делают почётный круг по залу.

После идут соревнования, весёлые игры, конкурсы, выступления.

-перетягивание каната

- Бег в мешках

- «Богатырь» (Патшалла). (Игра на силу и ловкость). В круг диаметром 2-3 метра встают два игрока и, сцепившись руками, стараются вытолкнуть друг-друга из круга. Игрок, наступивший на линию круга, считается проигравшим. Игроки выталкивают друг-друга в течении 1 минуты.

- «Надень шапку» (ςěлěк тǎхǎнмалла). (малоподвижная игра)

Участники игры считалкой выбирают двух игроков, один из игроков садится на стул. Другой отходит от него на 8-9 шагов и запоминает, где тот сидит. Потом игроку завязывают глаза, дают в руки шапку и несколько раз крутят вокруг себя. Игрок должен пройти к сидящему на стуле и надеть ему шапку. Участники хором считают шаги игрока.

- Разорви цепь (Алǎ татмалла)(подвижная игра)

Игроки делятся на две команды и, взявшись за руки, строятся лицом друг к другу ан расстоянии 10-15 м. Игроки первой команды  идут к игрокам второй команды, поют песню и возвращаются назад.

Чечи-чечи,чечерина,

Минерук-Синерук!

Ах, подруженька, Нинук!

(Ой, дружочек, Ванюк!)

Выходи к нам поиграть!

Игрок второй команды, чьё имя было названо в песне, разбегается и старается грудью или плечом разорвать цепь первой команды. Потом команды меняются местами.

Правила игры. Игроки делятся на две команды с равным количеством участников. До начала игры устанавливается количество вызовов команд .Если, бегущему удаётся разорвать цепь, то он уводит в свою команду одного из двух игроков, между которыми прорвался. Если бегущий не разорвал цепь другой команды, то он сам остаётся в этой команде. Побеждает команда, в которой окажется больше игроков.

- «Лошадки» (Лашасем).(подвижная игра)

Один из игроков вбирается покупателем, остальные делятся на лошадей и хозяев. Хозяева подходят к лошадкам, и спрашивают: «Кто хочет быть моей лошадькой?» Лошадки выбирают себе хозяина. Потом игроки встают парами в круг, хозяин стоит за лошадкой. Покупатель подходит к одному из хозяев и торгуется:

-Лошадь продаётся?

- Продаётся!

- Сколько стоит?

- Сто рублей.

- И рубля не дам.

Покупатель и хозяин бегут по кругу навстречу друг к другу. Игрок, добежавший до лошадки первым, становится её хозяином.

Правила игры. В игре могут быть и два и более покупателя, действующих одновременно. Если покупатель добежит до лошадки первым, то меняется ролями с хозяином.

- Раздаю землю (ςěр валеςмелле).

Игроки рассаживаются в ряд и выставляют руки вперёд, сложив ладони лодочкой. Ведущий говорит: «Раздаю землю! Раздаю землю!»- и оставляет в руках одного из игроков маленькую палочку. Игрок, у которого она оказалась, исполняет песню, танец, рассказывает стихотворение.

- Конкурс танцоров.

В конце праздника девушка-земля (ςěр-пике) раздаёт памятные подарки мальчикам, а небо-батыр (тÿпе-каччǎ) – девочкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий кратковременный проект: «Маленькие богатыри» для детей старшей группы .

Познавательно-творческий  кратковременный проект:      «Маленькие богатыри»...

Паспорт проекта по правовому воспитанию детей старшей группы «Маленьким детям – большие права»

Паспорт проекта по правовому воспитанию детей старшей группы «Маленьким детям – большие права» содержит мероприятия с детьми и родителями по ознакомлению с правами детей...

Развлечение детей с родителями «мы маленькие дети» Старшая группа

Дети и родители отправляются в морское путешествие. Проводится игра для более близкого знакомства. После этого делается совестная зарядка. И все вместе отправляемся в  путешествие, где пров...

Проект по правовому воспитанию дошкольников на тему: «Маленьким детям - большие права» для детей старшей группы

Цель проекта: формирование у детей основ социально - правового сознания, воспитание нравственно – патриотических чувств. Задачи Создать условия для: • Ознакомления детей в соответствующей возрасту...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (нетрадиционное рисование) Тема: «Маленький кондитер» для детей старшей группы

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №46 комбинированного вида «Зоренька» Конспект непосредственной образовательной деят...

Проект по правовому воспитанию дошкольников на тему: «Маленьким детям - большие права» для детей старшей группы

Ознакомления детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка, с правами и обязанностями человека....

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по рисованию на тему: «Маленький гномик» (для детей старшей группы)

Цель: обучение детей передавать в рисунке образ маленького человечка.Задачи:Обучающие: учить детей передавать в рисунке образ маленького человечка – лесного гномика, составляя изображение и...