Конспект комплексного занятия «В горнице карельской светло»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Спевак Елена Юрьевна

Важнейшая задача педагогов дошкольного образования - знакомить детей с культурой быта карельского народа. Формировать чувство гордости, уважения к прикладному искусству Карелии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия

 «В горнице карельской светло»

Средний дошкольный возраст

Цель: продолжать знакомить детей с культурой быта карельского народа. Формировать чувство гордости, уважения к прикладному искусству Карелии. Показать, что ручной труд – основа промышленности.

Задачи: познакомить детей с процессом производства тканей, их назначением и свойствами; закреплять знания детей о назначении некоторых сельскохозяйственных культур и домашних животных; познакомить детей с карельской куклой из текстильных материалов, объяснить, почему у нее не прорисовано лицо. Развивать любознательность, творчество, мелкую моторику; воспитывать интерес к культурному наследию Карелии.

Материалы:

1. Карельский костюм.

2. Иллюстрации «Сказки».

3. Иллюстрации «Древние люди».

4. Корзина с мотками, катушками и веретеном.

5. Иллюстрации «Прядение»

6. Д/и «Что из чего».

7. Иллюстрации «Ткачество».

8. Коллекция тканей

9. Иллюстрации «Использование ткани».

10. Наборы «Кукла-пеленашка» на всех детей.

11. Угощение для детей.

Ход занития:

Карелочка Эйла:- Здравствуйте, ребятушки! Зачем ко мне пожаловали? Сказку послушать или пирожков покушать? А может и в игры поиграть?

Помощник воспитателя: - Здравствуй, Карелочка Эйла! Пришли мы к тебе в гости и сказочку послушать, и пирожков покушать! И в игры с тобой мы с удовольствием поиграем!

К.Э.: - Ну, тогда присаживайтесь, мои хорошие! Какой же сказкой вас побаловать, о чем же поведать? А давайте сначала загадки поотгадываем.

К.Э. Сдобный, пышный, круглолицый,

У него румяный бок.

Убегает по дорожке

И зовется…    

Дети: - Колобок!

К.Э.: Унесла его лиса

Аж за темные леса.

Слышен тонкий голосок

Кто же это?

Д: - Петушок

К.Э..: Хитрая плутовка,

Рыжая воровка.

В лесу первая краса

Догадались кто?

Дети: - Лиса!

К.Э..: Он герой нам всем известный

И с волшебным словом вместе

Может целую неделю

На печи лежать..

Дети: - Емеля.

К.Э.: Скрипит зубами, водит носом

И русский дух не переносит.

Старуха с костяной ногой

Зовется…

Дети: - Бабою Ягой.

К.Э.: Он гремит костями страшно.

Злобный, жадный и ужасный.

Ходит в черном он плаще

И зовется царь…

Дети:- Кощей.

К.Э.: Кощеем заколдована,

Иваном очарована,

Зеленая подружка –

Царевна - …

Дети: Лягушка.

Помощник воспитателя: - Все сказки мы твои знаем наизусть, карелочка Эйла. Нет ли у тебя новой сказки?

К.Э.: - Ну как не быть!

Физкультминутка:

Дети встают вокруг Карелочки Эйла.

Вот я старину скажу стародавнюю

Стародавнюю да небывалую.

По поднебесью медведь летит:                                  ( руки в стороны)

Медведь летит, головой вертит,                      (поворот рук и головы)

Уж он хвостиком коротким потравливает.               (поворот бедер)

Свинья на ели гнездо свила,                      (округлые движения руками)

Гнездо свила, деток вывела,                (движения укачивания ребенка)

Малых деточек, поросяточек.                          

Поросяточки по сучкам висят,                             (показать как висят)

По сучкам висят полететь хотят.                 (руки в стороны, полет)

То не сказка, то небывальщина,

А бывальщина следом пойдет.

Дети садятся на ковер вокруг Карелочки Эйла.

К.Э..: - Расскажу я вам сказку не простую…

Это случилось в давние-предавние времена, в далекие-предалекие годы. Тогда для людей многое было тайной. Даже то, что теперь известно и детям, которые еще не научились читать.

Но все же и в те давние-предавние времена, далекие-предалекие годы древние-предревние люди уже кое-что знали и кое-что могли делать своими руками. Например, каменные топоры, копья с каменными наконечниками. Они уже научились приручать диких животных, сушить и вялить плоды, ловить рыбу. Они подчинили себе огонь, который обогревал жилище и варил пищу. Они научились обжигать горшки и одеваться в шкуры животных.

В одном племени, где люди отличались пытливостью, стремлением к поиску, смелостью, умом, подрастала девушка, Эйла, удивлявшая своей пытливостью и настойчивостью всех, от мала до велика. Она была недовольна одеждой из грубых шкур животных и , после долгих поисков, прославила свое племя открытием. Даже двумя.

Первое из них состояло в том, что из шерсти некоторых животных девушка научилась скручивать нити. Тонкие крепкие нити. На это в племени вначале никто не обратил внимания. Потому, что нити скручивали и раньше из волокон растений и жил зверей. Правда это были не нити, а скорее жгуты, получившие впоследствии название веревок и канатов.

Карелочка Эйла достает корзинку с разными моточками и катушками.

- Посмотрите, ребятки, что это у меня в карзинке?

Дети называют то, что видят.

- А из чего еще мы может получить нитки?

Д: - Из растений: хлопка и льна.

Карелочка Эйла рассказывает детям, как делались нитки вручную, раздает детям чесаную пряжу и предлагает попробовать самим сделать ниточку. Из корзинки появляется веретено. Показывает картинку -  изображение прядильщицы за работой. Следующее изображение: современное прядильное оборудование.

Д/и «Что из чего»: сложить последовательность «животные – шерсть – шерстяные нитки»,

«хлопок – вата – хлопчатобумажные нитки», «лен – льняное сырье – льняные нитки».

Подвижная игра «Ниточка».

Карелочка Эйла продолжает сказку:

- Тонкие нити обратили на себя внимание тотчас же, как искусные пальцы девушек научились их переплетать между собой так, что получалась ткань.

И когда на свете появился первый кусок ткани, то старейшие из старейшин племени увидели в этом куске будущую одежду. И ловкие из самых ловких рук, настойчивые из самых настойчивых умов, пытливые из самых пытливых людей племени стали искать помощников умелым пальцам Эйла, чтобы скорее и лучше превращать тонкие нитки в плотную ткань.

Карелочка Эйла показывает изображение древнего ткацкого станка, объясняет принцип действия. Показ современных ткацких станков.

Подвижная игра «Ткачи»

Продолжение сказки:

Карелочка Эйла - И вот многое было сделано, и появилось ткани столько, что из нее уже было можно сшить первое платье. И конечно, это первое в мире платье должна была надеть девушка, открывшая людям величайшее искусство превращения ниток в ткань. И она, как решило племя, наденет новый, невиданный до этого наряд в день своей свадьбы.

- Давайте с вами вспомним, из каких ниток мы можем делать ткань? Как мы такую ткань назовем?

Карелочка Эйла предлагает детям посмотреть лоскутки, которые она для них приготовила. Проводим анализ ткани : легкая – тяжелая, мягкая – грубая. Дети пробуют определить, из каких ниток она сделана.

К.Э.:- Как сегодня мы используем ткани?

Дети: Шьем одежду, украшаем свой дом.

К.Э.: - А я знаю еще один способ применения ткани. Вы играть любите? Кто из вас помнит, какими игрушками играли дети в далекие времена?

Дети: - Деревянные и глиняные игрушки.

К. Э.: - Сегодня я познакомлю вас еще с одним видом игрушек, в которые играли наши предки. Это тряпичные куклы.

Рассказ о традиционных карельских тряпичных куклах, без личика.

К.Э. подводит детей к столикам и предлагает посмотреть, что она сегодня для них приготовила. В корзиночках лежит материал для изготовления «куклы – пеленашки».

Материал: 3 квадрата 15х15, 1 квадрат 8х8, толстые нитки и тесьма.

К.Э. объясняет технологию изготовления куклы:

1. Квадрат 15х15 складывает пополам, и сворачиваем валик.

2. Перевязываем нитками, выделяя голову.

3. Надеваем яркий платок из квадрата 8х8.

4. Кукла заворачивается в пеленку и одеяльце, перевязывается ленточкой.

Дети под руководством Карелочки Эйла и помощника воспитателя делают пеленашку.

Подведение итогов:

К.Э.: - Ну, милые мои, хорошие! Понравилась моя сказка? О чем она нам рассказала?

Дети: - О том, как появились нитки, как их делают, как они называются.

К.Э.: - Что еще вы узнали нового , интересного?

Дети: - Познакомились с тряпичными куклами, научились делать куклу пеленашку.

Помощник воспитателя: - Спасибо тебе, Карелочка Эйно, за сказку и за ласку. Хорошо нам у тебя в гостях, да домой пора.

К.Э.: - Приходите , милые, мои сказки слушать . А вот вам и угощение на дорожку. Угощает печеньем.

Дети: - До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия «Здоровый образ жизни на занятиях по развитию элементарных математических представлений, изодеятельности». Подготовительная группа. На тему "Лучики здоровья".

Конспект занятия  написан по программе ФГТ . Включает в себе интеграцию образовательных областей "Здоровье", "Познание", "Художественное творчество".Материал познавательный и доступный, а главное...

Конспекты комплексных занятий по развитию связной речи у детей с ОНР по средством знакомства с нетрадиционными технологиями на занятиях по изобразительной деятельности.

Данный материал предназначен для использования в работе с детьми 5-7 лет, имеющим речевые нарушения, а также будет полезен в работе с детьми массовых ДОУ.          ...

Открытое занятие по экологии. Конспект комплексного занятия в первой младшей группе «Волшебница – вода.»

Программное содержание. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бере...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект итегрированного занятия в средней группы: «Светлый праздник – Пасха»

Конспект итегрированного занятия в средней группыТема: «Светлый праздник – Пасха»...

Конспект комплексного занятия «Светлая Пасха» по познавательному развитию и аппликации в старшей группе «Смешарики» для детей от 5-6 лет.

Пасха – самый радостный и самый почитаемый праздник в православном мире. Празднование Пасхи - многовековая традиция, мы не должны об этом забывать и традиции празднования её надо передавать из п...

Конспект интегрированного занятия по теме: «Карельские узоры» в подготовительной к школе группе детского сада».

Конспект интегрированного занятия по теме: «Карельские узоры» в подготовительной  к школе группе детского сада».            ...