«Речка, реченька, река Синер».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Гладкова Ирина Валерьевна

Цели:

- Расширять понятия об окружающем мире, учить, составлять по памяти описательный рассказ о знакомых реках.

- Помогать формировать любовь к малой Родине через экскурсии, через заучивания стихов и песен земляков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_rechka_rechenka_reka.docx14.39 КБ

Предварительный просмотр:

НОД «Речка, реченька, река».

Цели:

- Расширять понятия об окружающем мире, учить, составлять по памяти описательный рассказ о знакомых реках.

- Помогать формировать любовь к малой Родине.

- Формировать понятия о возникновении реки, ее истоках.

- Учить сравнивать и находить различия между двумя источниками воды.

- Расширять и активизировать словарь детей.

- Учить сравнивать природные источники воды с предметами ближайшего окружения.

Предварительная работа:

Экскурсии на речку «Синер», сельский пруд,  к роднику. Фотографии из экскурсий

 Материал:

Электронная презентация «Речка, реченька, река» по фотографиям из экскурсиий, иллюстрация  порожистых, горных, равнинных рек, озер, лесного родника, болота.
Аудиозапись: звуки, которые издает бегущий ручеек, горная река, равнинная река, водопад (2 мин.)

Ход занятия

1.Дети рассаживаются на ковре.

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним лето. Все вы отдыхали: кто на даче, кто в деревне, и конечно же купались в речке, в озере. (Слайд 1)

А вы знаете, откуда начинается река, где ее начало?

                        В глуши лесной, в глуши зеленой,

                        Всегда тенистой и сырой,

                        В крутом овраге под горой

                        Бьет из камней родник студеный:

                        Кипит, играет и  спешит,

                        Крутясь хрустальными клубами,

                        И под ветвистыми дубами

                        Стеклом расплавленным бежит.

                                                (И.А.Бунин)

Родник еще называют ключом, вспомним экскурсию к роднику (педагог показывает иллюстрацию) (Слайд 2).

Река может начинаться и из болота, и из озера. Водичка, вытекающая из них , собирается

в ручьи. А они, в свою очередь, соединяются, стекаются и… получается река.(Слайд 3)

Воспитатель. Сравните родник, реку, болото, озеро, ручей с ключом , зеркалом, чашкой, змеей, шарфиком и кастрюлькой с тестом. Соедините линией, что на что похоже.

(Дети выполняют задание.)

Воспитатель. Ребята, молодцы! А скажите, как можно еще сказать про реку, назвать ее ласково?

Дети. Речка. Реченька. Речушка.

Воспитатель.  Ребята , а как река будет на нашем родном, чувашском языке?

Дети. Юханшыв.

Воспитатель. Ребята, речки и реки бывают равнинными. Мы ходили на экскурсию на речку Синер. Она равнинная река. Равнинные реки  текут медленно, плавно, у них низкие берега. А есть реки горные, у  которых течение быстрое, бурлящее и берега скалистые (показывает иллюстрацию рек ). (Слайд 4).

 Посмотрите на эти две картинки и скажите, чем отличается горная река от равнинной.(Слайд 5)

Дети. В горной реке  вода бурлит.— Вода быстро течет.— Камни видны из –под воды.—

Берега из  камня, обрывистые.

Воспитатель. На горных реках образуются водопады. Что это? Как вы думаете?

Воспитатель. Ребята, давайте послушаем звуки рек. И угадаем, какая эта река – горная или равнинная. А где водопад?

Звучит Аудиозапись: звуки, которые издает бегущий ручеек, горная река, равнинная река, водопад ( 2 мин.)

Воспитатель. А попробуйте рассказать о такой реке, в которой вы плескались, купались летом.

Какая в ней вода: чистая, грязная, мутная прозрачная; какое у нее течение---быстрое, бурное, спокойное ,плавное .Расскажите о ее размере, глубине, широкая она  или узкая,

Какие у нее берега: крутые, высокие ,низкие, и как можно о ней сказать –это река, речка, реченька или речушка,

Дети рассказывают о своих впечатлениях о  речках (с незначительной поддержкой воспитателя)  

Воспитатель.        Ребята, ровно 104 года назад в нашем селе  недалеко от речки Синер в доме Бараевых родился мальчик Владимир. В детстве он очень любил бегать на речку, которая текла  рядом с огородом. Мальчик вырос. Все любовно называли его Тимер. Любил  Тимер писать стихи. Но 1941 году началась война. Весь народ поднялся на борьбу против захватчиков. Ушел  и Владимир на войну. Защищая город Сталинград пал смертью храбрых. Но остались его стихи. А сегодня мы с вами сейчас пойдем в школьный музей Ильбека Мигулая, где один уголок посвящен Владимиру Бараеву. Вспомним песню на его стихи. В день рождения Владимира Васильевича Бараева, 5 декабря, поздравим его и споем песню «Митюк тухре урама».

 Посещение в  школьный музей Ильбека Мигулая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по эколокии (старше-подготовительная группа) на тему ООД по формированию предпосылок экологического сознания "Речка, реченька,река..."

Интеграция образавательных областей: Познание (формиравание целостной картины мира, расширение кругозора), Безопастность (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, правила безопас...

Речка, реченька, река.

Презентация по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

Речка, реченька бежит

Совместный эколого- социальный проект о главной реке города Бийска, Алтайского края. Выполнен с воспитанниками и их родителями....

" К речке , реченьке пойдём . . . "

Тема : " К речке , реченьке пойдём . . .  "Цель: Развитие двигательной активности детей .Задачи : 1 .  Закреплять умение ходить по узкой дорожке .2 .  Закреплять умение ползат...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему "Безопасность на воде (Речка, реченька, река родного края Мокша, Сура)"

Программное содержание: Расширять представление об окружающем мир. Реки и их характерные признаки, возникновение рек. Познакомить с крупными реками Мордовии: Сура, Мокша, Инсар. Учить составлять по па...

Открытый показ образовательной деятельности "Речка-реченька"

В дошкольном возрасте мы прививаем детям любовь и уважения к окружающей природе. Природа дарит нам красоту, чистый воздух, чистые моря и океаны. человек обязан сохранять, оберегать и конечно приумножа...