Конспект непосредственно образовательной деятельности «В гости в чум» (средняя группа)
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Филиппова Татьяна Иосифовна

Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Деятельность: игровая, конструктивная, исследовательская, коммуникативная, трудовая, художественная.

Задачи: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование представлений о социокультурных ценностях народа ханты, традиций и праздников; обогащение активного словаря; развитие воображения и творческой активности детей; овладение подвижными играми с правилами; расширить представления детей о национальной одежде и орнаментах, обогащение словаря. Обогащение словаря: коренные жители, ягушка, нарты, чум, олени, орнамент.

Предварительная работа: знакомство с праздником народов Севера "Вороний день". Рассматривание иллюстраций с национальной одеждой. Разучивание стихов о родном крае, песен. Знакомство с национальными играми, традициями, обычаями, бытом.

Материалы: аудиозапись хантыйских мелодий, национальный костюм ханты, костюм вороны, разноцветные ленточки для обряда, береза, листы бумаги А3 (ватман), цветная бумага, клей карандаш, салфетки. Спортивный инвентарь: санки (2 шт), шарик воздушный (2 шт)

Содержание непосредственно-образовательной деятельности детей

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в гости. А куда, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

В доме лишь одна стена,

Очень круглая она

До того она кругла –

Ни единого угла.

Дети: Чум!

Воспитатель: Правильно, это чум. Что такое чум?

Дети: чум – жилище оленеводов.

Воспитатель: Правильно, чум – это жилище оленеводов (северных народов). Какие северные народы вы знаете?

Дети: Ханты, ненцы, коми.

Воспитатель: Молодцы ребята, сегодня мы отправляемся в гости к северному народу – ханты.

2. Знакомство с народом ханты.

Звучит песня, дети подходят к чуму, навстречу выходит хозяйка чума.

Хозяйка чума: Вуща ола! Здравствуйте, ребята! Как я рада Вас видеть. Какой замечательный сегодня день, сегодня у нас праздник, Вороний день. На ханты языке «Ворна Хатл». У коренных жителей из весенних праздников он считается одним из самых ярких. И главной героиней является та птица, о которой говорится в стихотворении.

Стихотворение «Ворона» читает ребенок.

Особа всем известная

Она крикунья местная

Увидит тучу темную,

Взлетит на ель зеленую

И смотрит словно с трона,

Зовут ее ворона!

Хозяйка чума: Молодец! Весна – время прилета птиц, и ворона прилетают одной из первых. Своим прилетом она символизирует пробуждение природы и зарождение новой жизни. По народным приметам, если ворона сядет на высокое дерево, то тепла долго не будет. А если на низкое – солнце будет греть сильнее, и снег растает быстро. Не случайно у народов ханты и манси есть такая поговорка: «К нам ворона весну приносит».

3.Исполнение песни «Праздничный день»

Воспитатель: А наши ребята знают песню про вороний день.

Дети поют песню «Праздничный день»

Воспитатель: Ребята, а где же ворона? Оглянитесь вокруг нет ли где её?

Ворона: Здравствуйте ребята! Не меня ли ищите? Уж не рано ли я прилетела? Ребята, как вы думаете, весна наступила?

Дети: Да!

Ворона: Назовите тогда признаки весны.

Дети: Тает снег, солнце светит ярче, появились сосульки, дни стали длиннее.

Воспитатель: А еще ребята знают стихи о весне.

И набухнут почки –

Гнезда для листочков,

А в другие гнездышки

Прилетят воробышки.

Все очнется ото сна –

Значит, к нам пришла весна!

Ворона: Молодцы! Признаки весны вы знаете. А как называется край, в котором вы живете?

Дети: ЯМАЛ!

Ворона: А как называется ваш район?

Дети: Приуральский.

Ворона: А вы можете мне рассказать стихотворение о своем крае?

Дети: Да!

Ямал наш край,

Ямал наш дом!

Здесь люди добрые кругом

И здесь творятся чудеса

Взгляни зимой на чудеса!

 

Я хочу, чтоб край мой милый

Стал еще прекрасней!

Я хочу, чтоб люди жили

В радости и счастье!

 

Вы на карту посмотрите

И ЯМАЛ на ней найдите

Потому что здесь наш дом

Мы на севере живем!

 

Оленья упряжка по тундре летит

Морозец приятно лицо холодит

На нартах хозяин оленей сидит

Он едет с охоты он очень спешит!

Ворона: Молодцы, видно, что вы знаете и любите свой край. А загадки отгадывать умеете?

Дети: Да!

Ворона: Отгадайте загадки: 1. Трусоват лесной красавец. Догадались? Это… (Заяц) 2. Что за зверь зимой холодной ходит в чаще злой, голодный? (Волк) 3. Юркий маленький зверек с ветки прыг, на ветку скок. (Белка) 4. В наших северных лесах есть красавица в мехах, шубонька пушистая, пышный хвост её краса. (Лиса) 5. Чуток, строек и высок, гордо голову несет, от рогов густая тень. Вот красивый зверь… (Олень)

Воспитатель: Вот видишь ворона, наши ребята умеют отгадывать загадки, они прекрасно знают всех северных животных и могут прочитать тебе стихотворение об олененке.

Я олененка заарканил на бегу.

Тяну, тяну, а сдвинуть с места не могу -

Ну и упрямый! – олененку я кричу,

К моей упряжке приручить его хочу.

Я оленёнка стал подтягивать к себе,

А он меня давай подтягивать к себе.

Тяну, тяну, как струнка стал.

И не пойму я, кто кого из поймал.

Ворона: Молодцы ребята! 

4. Подвижная игра «Нарты» 

Ворона:Ребята,а вы любите играть.

Дети: Да!

Ворона: А давайте поиграем в национальную игру. А как она называется, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Олень от них убегает -

А они не отстают.

Дети: Нарты.

Ворона: Правильно! Тундровик все свои вещи, утварь перевозит на санях, на оленьей упряжке, при этом по дороге он ничего не должен терять. Дорога длинная, если что-то потеряется, то считай уже пропало. Вот сейчас мы, с вами впрягаясь вместо оленей в свои санки, повезем на них свою домашнюю утварь – т.е. шарик, стараясь не уронить, добежать до поворотной стойки, вернуться обратно и передать эстафету следующему. Какая команда быстрее.

Ворона: Молодцы, все были очень быстрые и ловкие.

5.Аппликация «Укрась ягушку» (Коллективная работа)

Хозяйка чума: Ребята вы все умеете и знаете. Может, вы и мне поможете. Посмотрите что это?

Дети: Ягушка. Хозяйка чума: Правильно, а кто ее носит?

Дети: Женщины.

Хозяйка чума: Какая она бывает? Из чего она сшита?

Дети: Зимняя сшита из оленьих шкур, а летняя из сукна.

Хозяйка чума: Что украшает ягушку?

Дети: Узоры (орнамент).

Хозяйка чума: А какие названия орнаментов вы знаете?

Дети: Заячьи уши, оленьи рога, уши медведя, березовая ветка и другие.

Хозяйка чума: А что еще можно украсить с помощью орнаментов?

Дети: Женская нарта, пояс, украшения, оленья упряжка, шкатулки, сумки. Хозяйка чума: Вот молодцы, сколько всего вы знаете. Посмотрите, у меня есть ягушка и для вороны. Я хотела ее подарить ей на праздник, но не успела ее украсить. Поможете мне ее украсить орнаментом?

Дети: Да.

Дети по показу воспитателя аккуратно и правильно наклеивают узоры (орнамент), вырезанные из цветной бумаги на форму ягушки, вырезанной из листа А3 (ватман).

Хозяйка чума: Спасибо ребята! Какие молодцы! Очень красивая ягушка! Вы знаете у хантов есть обычай, если в этот день загадать желание и привязать ленточку к веточке березы, то оно обязательно сбудется. Дети привязывают ленточки на березу.

Воспитатель: Ребята я думаю нам пора возвращаться.

Хозяйка чума: Ребята, у нас есть такая традиция, дарить подарки в этот праздник. Я хочу вас угостить. (Хозяйка чума угощает детей сушками)

Дети: Спасибо!

Хозяйка чума: Спасибо что приезжали к нам в гости, приезжайте еще. Пайм олаты.- До свидания, ребята!

Дети: До свидания!

5.Рефлексия.

Вопросы: 1. Понравилось Вам наше занятие?

2. Что вам больше всего понравилось?

3. Где вы побывали?

4. Что мы с вами делали?

5. На какой праздник мы с вами попали?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по математике для детей средней группы на тему: «В гостях у сказки»

Учить детей ориентироваться в пространстве: возле, под, за, на стуле. Закрепить умение сравнивать предметы по величине, длине, ширине, высоте. Закрепить представление деление целого на равные части, г...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математическому развитию в средней группе "В гостях у Зайки-огородника".

Конспект составлен в форме игры с куклой би-ба-бо Зайчик. Данный конспект поможет воспитателю  провести занятие по математике в интересной  форме....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре в средней группе «В гости к гномику»

Это тематическое занятие, на котором присутствует герой-гномик. С помощью этого персонажа идет закрепление основных видов движений: упражнения в равновесии, ползание и прыжки с продвижением вперед. А ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему "В гостях у сказки".

Данный конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе  "В гостях у сказки"  подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС ....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по математике для детей средней группы на тему: «В гостях у сказки»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по математике для детей средней группы на тему:«В гостях у сказки»Программное содержание:Цель:  Закрепить у детей элементарные математи...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по теме: «В гости к леснику»

Образовательная область Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Физическое развитие, Познавательное развитие...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по математике для детей средней группы на тему: «В гостях у сказки»

Цель:  Закрепить у детей элементарные математические представления через дидактические игры.Развивать и активизировать у детей умственную деятельность, применяя полученные знания при выполне...