Статья "Профессиональные конкурсы как условие развития творческого потенциала педагогов".
статья на тему

Викторова (Собянина) Ирина Владимировна

Педагог -  одна из самых массовых и уникальных по своему характеру и материалу профессия. Воспитатель даёт первые ответы на вечные вопросы, открывает тайны человеческой души, раскрывает способы человеческого жизнеустройства, обогащает ум и душу, помогает обрести уверенность в будущем. И это не завышенная оценка миссии педагога, - ни одно начинание, ни одна реформа, ни одна идея не станут реальностью в образовании без поддержки педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональные конкурсы как условие развития

творческого потенциала педагогов 

И. В. Викторова,

 г.Юрга, Кемеровской области

Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного роста, самоотдачи, творческого отношения к работе. Если мы хотим, чтобы из детских домов выпускались воспитанники, готовые к самостоятельной жизни, способные решать свои проблемы и проблемы общества, то в образовательных учреждениях дети должны видеть педагогов – профессионалов, талантливых, с высоким уровнем знаний, активных, успешных людей. Именно поэтому одним из важнейших направлений президентской инициативы «Наша новая школа» стало направление «Совершенствование учительского корпуса» (Приказ от 04.02.2010г. № 271). «Новая школа – это новые педагоги, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития детей, хорошо знающих свой предмет. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам детей, открытые ко всему новому педагоги – ключевая особенность школы будущего»

Педагог -  одна из самых массовых и уникальных по своему характеру и материалу профессия. Воспитатель даёт первые ответы на вечные вопросы, открывает тайны человеческой души, раскрывает способы человеческого жизнеустройства, обогащает ум и душу, помогает обрести уверенность в будущем. И это не завышенная оценка миссии педагога, - ни одно начинание, ни одна реформа, ни одна идея не станут реальностью в образовании без поддержки педагога.

Воспитателем я работаю на протяжении двадцати двух лет, шесть лет педагог ДО, являюсь руководителем творческой мастерской «ПАЛИТРА».

Моя цель, как воспитателя и педагога дополнительного образования - выявить и развить творческий потенциал воспитанников в доступной и интересной деятельности. Творческая мастерская «ПАЛИТРА» официально существует с 2005 года. Первоначально в творческую мастерскую привлекались  дети с разной мотивацией и различным уровнем способностей.

Моя задача, как педагога, заинтересовать воспитанников художественной - эстетической, декоративно – прикладной деятельностью, помочь им развить творческие способности, выявить талантливых и одарённых детей. Причём некоторые воспитанники могут проявлять себя с первого же индивидуального занятия, другим, наоборот, для реализации своего творческого потенциала нужно довольно длительное время. Я считаю, что личность педагога может стать фактором формирования личности воспитанников только в том случае, если воспитатель является профессионально грамотным, свободным членом педагогического сообщества. Вот поэтому методическая работа, организованная в МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок», нацелена на профессиональное развитие, приобретение и закрепление статуса воспитателя, решение его профессиональных и личных проблем, на его успешную самореализацию. Воспитатель, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более, высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности. При этом надо не забывать, что важным условием является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию.

Образовательная программа творческой мастерской «ПАЛИТРА» построена по принципу «от простого к сложному» и нацелена на формирование образного мышления, развитие творческого потенциала воспитанника. Именно поэтому большинство тем и заданий программы являются творческими - начиная от несложных заданий-упражнений до создания больших художественно творческих работ. С самого первого занятия, давая простейшие задания, начинаю вести наблюдение за каждым воспитанником (индивидуально), стараюсь подмечать, что у данного конкретного воспитанника получается лучше, а на что ему и мне стоит обратить внимание в дальнейшей работе с ребёнком. В отношения с воспитанниками я стараюсь никого не выделять, не ставить в пример другим, на равных условиях привлекаю подростков к участию в выставках – конкурсах, творческих мастерских, мастер классе.

В своей работе я постоянно ориентирую воспитанников на то, чтобы каждая работа (даже если они выполнены по одной и той же теме) была по-своему неповторима, индивидуальна и достойна того, чтобы быть представленной на той или иной тематической выставке. Очень часто повторяю фразу «ребята я не ограничиваю вашу фантазию, полёт воображения, дерзайте». Мне кажется, что в системе дополнительного образования должны работать только творческие педагоги, которые сами не стоят на месте, постоянно совершенствуются. Думаю, что себя я могу причислить к этой категории, т.к. я не только постоянно занимаюсь самообразованием, но и  принимаю участие с творческими работами (композиция, рисунок, аппликация, панно), выполненными в разной технике, в различных выставках, конкурсах разного уровня. Общаюсь со многими творчески - талантливыми людьми, как в г.Юрге, так и в других городах посредством Интернет ресурса. Стараюсь  интересоваться различными видами изобразительного и декоративно- прикладного творчества, посещаю выставки и привлекаю воспитанников, осваиваю новые технологии, создаю новые образы и предлагаю их детям в качестве образцов для выполнения. Таким образом, я формирую у подростков стремление создавать свои неповторимые образы и каждый раз узнавать что-то новое и интересное. Основная тема, которую я выбрала, как педагоги дополнительного образования для изучения, это «Работа с одарёнными детьми».

С 2005г. я активно включилась в исследование проблемы детской одарённости. Первоначально выявление одарённых воспитанников  осуществлялось путём наблюдения, сравнения, участия воспитанников в различных конкурсах.

Задачи творческой мастерской  с каждым годом менялись и усложнялись, так как одни дети выпускались, а другие воспитанники вливались в творческую деятельность. Порой полностью менялся списочный состав творческой мастерской. Были года, когда мастерскую посещали только юноши или девочки. Постепенно, в процессе работы, я пришла к выводу, что на каждого одарённого ребёнка необходимо завести портфолио, куда фиксировать его результаты и достижения.

Первоначальное портфолио воспитанника включало в себе: фото, анкету воспитанника, мини-характеристику, фото выставочных работ и перечень выставок и конкурсов, в которых участвовал воспитанник. Каждый год портфолио пополнялось, заводились портфолио на вновь выявленных одарённых детей, работать становилось всё интересней, появилась положительная динамика. Подростки с большим интересом создавали свои творческие работы, появилось чувство соперничества. Мы вышли на Всероссийский уровень, а с 2010 г. и на Международный уровень.

Результат на лицо воспитанники творческой мастерской приняли активное участие в творческих выставках, конкурсах рисунка, декоративно-прикладного искусства разного уровня с самой различной тематикой и заслуженно становятся победителями, дипломантами, лауреатами:

- городской уровень «Юрга-город машиностроителей», «Океан», «Юрга – город детства», «Огонь – друг, огонь – враг» «Юрга молодая», «Птицы», «Животные планеты Земля», «Моя малая Родина», «Рождественские украшения и сувениры», «Рождественская звезда», «Патриотический марафон», «Я помню! Я горжусь!», «У войны не женское лицо», «Волшебный мир компьютера»,  «Экологический марафон», «Почта глазами детей»;

- областной уровень «Юные звёзды Кузбасса», «Выборы глазами детей», «Почтовая марка Деда Мороза», областной этап Всероссийского конкурса почтовая марка «Год учителя», «Стройка глазами детей», «Мир семьи – глазами детей», «Дети против наркотиков», «Искорка Божья»;

- региональный конкурс творческих работ в рамках  программы «Холокост, сопротивление и возрождение».

В последние два года я и мои воспитанники с большим интересом участвуем в Интернет конкурсах. Мы тесно сотрудничаю с Самарским «Центром развития мышления и интеллекта» и результатом сотрудничества можно считать победы и  успешно участие воспитанников во Всероссийских дистанционных конкурсах рисунка на следующие темы:

«Краски осени», «Осенний букет», «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты», «Мороз и солнце, день чудесный», «Игрушка на ёлку», «Лучшая валентинка», «Подарок маме», «Уж тает снег, бегут ручьи». Стали победителями и дипломантами I, II, III степеней.

- во Всероссийском конкурсе рисунка «Природа и МЫ» (г.Москва);

- во Всероссийском конкурсе молодёжных творческих работ «Радуга профессий» (г.Кемерово);

- во Всероссийской виртуальной выставке – конкурсе детского художественного творчества «Прикосновение к живому», в трёх номинациях «Лес, точно терем расписной», «Чудо-Юдо-Рыба-Кит», «Мордочка, хвост и 4 ноги» (г.Нижний Тагил);

- во Всероссийском конкурсе творческих работ «Драконы наступают», «Школа дизайна» ( г.Ангарск);

- в XIII Открытый Всероссийский фестиваль – конкурс юных дарований «Алмазные грани» ( г.Екатеринбург);

        - I-ый Международный детский творческий онлайн - конкурс «Пасха православная» (г.Москва);

- в Международном конкурсе детского творчества «Tetra Пикчерс-ШОУ» на тему «Аквариумистика» (г. Москва);

- в Международном конкурсе карикатур «Футбол объединяет нас» (г.Херсон, Украина);

- в Открытом международном историко-краеведческом конкурсе «Морской венок славы: моряки на службе Отечеству», посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года и участию в ней моряков Российского флота (г.Санкт Петербург). Фотографии, творческие работы свои и воспитанников творческой мастерской «ПАЛИТРА» и подробное описание я выложила в одном из творческих сообществ Интернета, получила большое количество положительных отзывов.

Как уже было сказано выше, со временем я пришла к тому, что на каждого одарённого воспитанника заводила портфолио достижений. Самое первое портфолио я составила в 2005г.  Со временем я усовершенствовала портфолио «Мои достижения», которое включало в себя фоторепортаж с выставок творческих работ воспитанников, слайд презентацию, перечень конкурсов, фото галерею детских работ, копии грамот, дипломов, сертификатов.

Таким образом, можно было проследить, как развиваются творческие способности воспитанника, осуществлялся ли его творческий рост или же в творческой деятельности образовывался застой или даже прослеживалось полное «затухание одарённости» - ведь не секрет, что возрастной подростковый кризис одарённых детей часто сопровождается кризисом одарённости. Сейчас я, как и прежде, продолжаю работу по выявлению одарённых детей, стараюсь не только привлекать их к участию в конкурсах и выставках, но и поощрять их по мере возможности.

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры возгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей.

Постоянная и кропотливая работа не только с воспитанниками, но и над собой приносит свои плоды.

За последние пять лет я стала победителем в городского конкурса социальных проектов-2009г.; являюсь лауреатом городского этапа областного конкурса на лучший социально–значимый проект–2010г.; награждена грамотой за участие в областном конкурсе «Молодое поколение выбирает здоровое будущее» в рамках проекта «Кузбассу - здоровый образ жизни» 2009г.; имею сертификат на целевую программу социально–педагогического направления «Счастье жить» за участие в областном конкурсе «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ-2010»; имею диплом финалиста социально-культурных инновационных проектов «Шаг навстречу» (Всероссийский научный и общественно-просветительский журнал «Инициативы XXI века» 2010г.; победитель городской выставки цветочных композиций «Осенние фантазии» 2011г;  имею множество сертификатов за успешно проведённые Всероссийские дистанционные конкурсы, историческую, математическую олимпиаду, олимпиаду по окружающему миру в 2011-2012г.г.; стала участницей II областного конкурса «Художественного творчества педагогов».

Воспитанники творческой мастерской «ПАЛИТРА» также являются победителями Международных, Всероссийских, областных, городских конкурсов, пяти лет приглашались на губернаторские приёмы Губернатором Кемеровской области А.Г. Тулеевым, где награждались ценными подарками. В 2010г. на областном конкурсе портфолио самоопределения Корякин С. занял  III м. Портфолио  каждого воспитанника постоянно  пополняются дипломами, грамотами и благодарственными письмами. Вы спросите, как я достигаю таких результатов? Система моей работы с одарёнными детьми включает в себя следующие компоненты: выявление одаренных детей; развитие творческих способностей на индивидуальных занятиях; развитие творческих способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Я считаю, что, прежде всего, талантливых и одарённых детей надо уметь выявить. Из практики могу отметить, что такие дети имеют ряд особенностей: они любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Определив таких воспитанников, я устанавливаю с ними контакт, предпринимаю всё возможное для вовлечения и развития их творческих способностей. Первым помощником в этом деле является интерес воспитанников к изобразительной деятельности. В системе провожу индивидуальные и групповые занятия опережающего обучения, при подготовке к которым используется большая самостоятельная работа воспитанника. Основная задача этих занятий: нацелить воспитанника на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выходу в большую жизнь. Большое внимание в развитии одарённости я придаю вовлечению талантливых подростков во внеурочную деятельность.

Будучи воспитателем группы, привлекаю подростков в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Младшие воспитанники осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Подростки учатся общаться, самовыражаться, совершать поступки и осознавать их. И, естественно, умелое привлечение учащихся к результативной творческой деятельности. 

Я думаю, что: «Одарённые дети – будущее России», поэтому считаю, что каждый ребенок талантлив, нужно лишь этот талант раскрыть!

Я понимаю, что несу ответственность перед воспитанниками детского дома за его будущее и перед государством за воспитание полноценного гражданина РФ, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция социальных институтов - необходимое условие развития творческого потенциала дошкольников.

В статье говориться о необходимости взаимосвязи социальных институтов для развития творческого потенциала дошкольников....

Интеграция социальных институтов – необходимое условие развития творческого потенциала дошкольников.

Расширение образовательного пространства для полноценного личностного развития детей, включая дошкольников, невозможно без взаимосвязи, интеграции социальных институтов....

Психологический тренинг с педагогами ДОУ «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ ДОУ»

Психологический тренинг с педагогами ДОУ"Развитие творческих способностей".Цель: создать условия для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативности.Зада...

Семинар-практикум по профессиональному развитию для педагогических работников: «Креативность и развитие творческого потенциала педагога»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеЦентр Образования «Юлдаш»Табасаранский район, с.Хучни      семинар-практикум по профессиональному развити...

Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС ДО

Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС ДО...

Развивающая среда как условие развития творческого потенциала детей дошкольного возраста

Возраст 3-5 лет является наиболее сензитивным для развития творческих способностей. Ребенок к этому возрасту, с одной стороны, готов к социализации (сформированность речи), а с другой – еще не с...