Использование хакасского фольклора в работе с детьми дошкольного возраста
статья на тему

Петрашова Марина Геннадьевна

Использование хакасского фольклора в работе с детьми дошкольного возраста

Аннотация: Культуру Хакасии  невозможно себе представить без хакасского искусства, хакасского языка, традиций, которые раскрывают исконные истоки духовной жизни хакасского народа, наглядно демонстрируют его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и являются частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство должно найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт и мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить о представлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.

Ключевые слова: Хакасия, традиции, культура, фольклор, народ.

Хакасский фольклор является образцом высокой поэзии нации. Он впитал в себя многовековую мудрость народа, представляет большую художественную ценность. Приобщение детей к хакасскому фольклору это одно из условий воспитания в них любви к своей республике, к своему народу, его культуре. На основе фольклора формируется кругозор ребёнка, развивается его умственное, эстетическое, нравственное воспитание.

Пословицы, поговорки, скороговорки, сказки, сказания - особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавший в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношению народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.

Используя в своей речи, пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, что обогащает внутренний мир человека.

Художественная культура, включает в себя обычаи, обряды, праздники, песни, труд - все это прямо или косвенно связано с педагогическим воздействием на эстетическое воспитание ребенка, на формирование базиса его художественной культуры. Педагог рекомендует завести альбом и записать туда уже известные детям выражения народной мудрости. Затем сделать альбом - передвижку, в которой записывать только новые пословицы и поговорки. Дети узнают их от родителей, из книг. В результате почти каждый ребенок получает право взять альбом - передвижку домой, с помощью родителей записать новую пословицу, нарисовать к ней картинку. В своей работе, следуя этой системе, в первый альбом записали не только пословицы и поговорки, но и все малые формы фольклора, которые дети знали. Дети с удовольствием рисуют рисунки к этим формам фольклора и поясняют, что они означают и в каких случаях их употребляют.

Рекомендуется использовать пословицы и поговорки на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, предлагая такие методы и приемы как:

разбор пословицы или поговорки предваряет чтение художественных произведений, подводя детей к осознанию его идеи;

правильное понимание идеи произведения, значения пословицы дети могут проявить при обсуждении его названия;

когда у дошкольников уже накопится некоторый запас пословиц и поговорок, им можно предложить подобрать соответствующую содержанию и идее определенной сказки.

Малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми можно использовать как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).

Художественные занятия с детьми не менее важны. Всегда любая творческая деятельность уже развивает ребенка духовно. Так, арттерапия снимает у любого ребенка, самые разные проявления нестабильности настроения, тревоги. Арттерапия в детском саду включает в себя: изотерапию (воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.); сказкотерапию (воздействие чтением, театрализацией).

Сказкотерапия - это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Именно сказка содержит многогранный материал, в основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций.

Общение при помощи сказки проходит с помощью театральных игрушек на ладошке, картинок, с использованием аудиозаписи. Кроме того, придумываются новые персонажи уже к знакомым сказкам, делаются попытки сочинять самостоятельно сказки. По ходу сказки дети расширяют представления об эмоциях, чувствах и состояниях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение.

Воспитание добрых чувств, патриотизма. Нет необходимости убеждать в важности поставленной проблемы: понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. Поэтому и применяются хакасские сказки параллельно с русскими. Приобщение детей к народной культуре является средством развития у них патриотических чувств и духовности. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства.

Важно, чтобы воспитатели и родители стремились в общении с детьми как можно чаще использовать материалы этнопедагогики, поясняя их смысл и значение с точки зрения современных задач. Будучи творением коллективной народной мысли, народная педагогика и сегодня питает умы и сердца людей.

Именно в этом факте ярко проявляется преемственность, соединяющая прогрессивные народные педагогические идеи прошлого с бесценным опытом педагогики семейного воспитания. Этнопедагогика должна исполнить свой долг, воспитывая молодое поколение на традициях прошлого, героизме настоящего и идеалах будущего.

Список литературы:

Книги и учебные пособия:

1. Бодалев А.А. Введение в этнопсихологию.- Москва, 1993.-14 с.

2. Сунчугашев Л.И. Вопросы этнографии Хакасии. – Абакан, 1981.-205 с.

3.  Кызласова  А.Г., Ирбижекова У.Н.  Хакасские пословицы, поговорки и              загадки.- Абакан, 1960. - 147 с.

 Статья в журнале:

1.Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм //    Дошкольное воспитание.-1991.- №9.-С.16-22.

2.Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошкольное воспитание.-1983.- №5. - С. 34-35.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование хакасского фольклора в работе с детьми дошкольного возраста

                                                   Ивакина Наталья Николаевна,

 Петрашова Марина Геннадьевна

Аннотация: Культуру Хакасии  невозможно себе представить без хакасского искусства, хакасского языка, традиций, которые раскрывают исконные истоки духовной жизни хакасского народа, наглядно демонстрируют его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и являются частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство должно найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт и мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить о представлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.

Ключевые слова: Хакасия, традиции, культура, фольклор, народ.

Хакасский фольклор является образцом высокой поэзии нации. Он впитал в себя многовековую мудрость народа, представляет большую художественную ценность. Приобщение детей к хакасскому фольклору это одно из условий воспитания в них любви к своей республике, к своему народу, его культуре. На основе фольклора формируется кругозор ребёнка, развивается его умственное, эстетическое, нравственное воспитание.

Пословицы, поговорки, скороговорки, сказки, сказания - особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавший в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношению народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.

Используя в своей речи, пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, что обогащает внутренний мир человека.

Художественная культура, включает в себя обычаи, обряды, праздники, песни, труд - все это прямо или косвенно связано с педагогическим воздействием на эстетическое воспитание ребенка, на формирование базиса его художественной культуры. Педагог рекомендует завести альбом и записать туда уже известные детям выражения народной мудрости. Затем сделать альбом - передвижку, в которой записывать только новые пословицы и поговорки. Дети узнают их от родителей, из книг. В результате почти каждый ребенок получает право взять альбом - передвижку домой, с помощью родителей записать новую пословицу, нарисовать к ней картинку. В своей работе, следуя этой системе, в первый альбом записали не только пословицы и поговорки, но и все малые формы фольклора, которые дети знали. Дети с удовольствием рисуют рисунки к этим формам фольклора и поясняют, что они означают и в каких случаях их употребляют.

Рекомендуется использовать пословицы и поговорки на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, предлагая такие методы и приемы как:

разбор пословицы или поговорки предваряет чтение художественных произведений, подводя детей к осознанию его идеи;

правильное понимание идеи произведения, значения пословицы дети могут проявить при обсуждении его названия;

когда у дошкольников уже накопится некоторый запас пословиц и поговорок, им можно предложить подобрать соответствующую содержанию и идее определенной сказки.

Малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми можно использовать как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).

Художественные занятия с детьми не менее важны. Всегда любая творческая деятельность уже развивает ребенка духовно. Так, арттерапия снимает у любого ребенка, самые разные проявления нестабильности настроения, тревоги. Арттерапия в детском саду включает в себя: изотерапию (воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.); сказкотерапию (воздействие чтением, театрализацией).

Сказкотерапия - это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Именно сказка содержит многогранный материал, в основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций.

Общение при помощи сказки проходит с помощью театральных игрушек на ладошке, картинок, с использованием аудиозаписи. Кроме того, придумываются новые персонажи уже к знакомым сказкам, делаются попытки сочинять самостоятельно сказки. По ходу сказки дети расширяют представления об эмоциях, чувствах и состояниях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение.

Воспитание добрых чувств, патриотизма. Нет необходимости убеждать в важности поставленной проблемы: понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. Поэтому и применяются хакасские сказки параллельно с русскими. Приобщение детей к народной культуре является средством развития у них патриотических чувств и духовности. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства.

Важно, чтобы воспитатели и родители стремились в общении с детьми как можно чаще использовать материалы этнопедагогики, поясняя их смысл и значение с точки зрения современных задач. Будучи творением коллективной народной мысли, народная педагогика и сегодня питает умы и сердца людей.

Именно в этом факте ярко проявляется преемственность, соединяющая прогрессивные народные педагогические идеи прошлого с бесценным опытом педагогики семейного воспитания. Этнопедагогика должна исполнить свой долг, воспитывая молодое поколение на традициях прошлого, героизме настоящего и идеалах будущего.

Список литературы:

Книги и учебные пособия:

1. Бодалев А.А. Введение в этнопсихологию.- Москва, 1993.-14 с.

2. Сунчугашев Л.И. Вопросы этнографии Хакасии. – Абакан, 1981.-205 с.

3.  Кызласова  А.Г., Ирбижекова У.Н.  Хакасские пословицы, поговорки и              загадки.- Абакан, 1960. - 147 с.

 Статья в журнале:

1.Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм //    Дошкольное воспитание.-1991.- №9.-С.16-22.

2.Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошкольное воспитание.-1983.- №5. - С. 34-35.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию: «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста» 2018-2023г.г.

Цель:  Развитие познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста средствами фольклора. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентност...

«Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»

в консультации речь идет об использовании народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста...

План самообразования по теме: «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста» на 2019-2020 г.

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы р...

Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"

Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"...

Методическая работа. Консультация для воспитателей. Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста.

Фольклор в детском садуИногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И пра...