Проект «Мой город – Наро-Фоминск»
проект (старшая группа) по теме

Кияметдинова Юлия Владимировна

Проект «Мой город – Наро-Фоминск» был разработан к 90-летию города Наро-Фоминска. Он расчитан на аудиторию детей старшего дошкольного возраста и их родителей. 

                                                                               

                                                                                       

Проект «Мой город – Наро-Фоминск»

Тип проекта: познавательный, творческий.

 

Продолжительность проекта:  с 16.05.2016 по 29.05.2016.

 

Вид: групповой

 

Участники: дети старшей группы,родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед.

 

Цель проекта: Формирование первичных представлений о городе Наро-Фоминске как о нашей малой Родине, его истории и достопримечательностях, его выдающихся людях.

 

Задачи:

1. Вызвать  интерес к истории города Наро-Фоминска, его современной жизни.

 

2. Создание условий для приобретения опыта общения по поводу социальных событий, отражающихся в средствах массовой информации (90-летие города Наро-Фоминска).

 

3.Создание условий для приобретения опыта самостоятельного нахождения и выразительной передачи средствами музыкальной, изобразительной и конструктивно-модельной деятельности образов окружающего мира, явлений природы, простых сюжетов из окружающей жизни, художественной литературы и ярких событий общественной жизни.

4.Обеспечение развития первичных представлений об эмоциях, состояниях, поступках, характере взаимоотношений человека с другими людьми, об окружающем мире.

 

5. Создание условий для приобретения опыта изготовления и оформления книжек-малышек из готовых и самостоятельно вырезанных или иным способом подготовленных форм (полосок, кругов, треугольников, трапеций, прямоугольников).

 

6.Обеспечение развития первичных представлений о некоторых видах опасных ситуаций (стандартных и нестандартных) для человека на улицах города, быту, социуме, природе.

7.Создание условий для приобретения опыта предупреждения и избегания опасных для здоровья ситуаций; обращения за помощью взрослого в случае их возникновения, привлечения внимания взрослых в случае необходимости; выполнения инструкций взрослого в опасных для здоровья обстоятельствах.

 

8.Создание условий для приобретения опыта выступления перед детьми, воспитателями и родителями.

 

Выполнение проекта.

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры:

 «Разрезные картинки» с видами города;

 «Для чего предназначено это здание?»

«Дорожные знаки», «Правила поведения в городе»,

«Правила этикета».

Сюжетно-ролевые игры:«Путешествие по городу на автобусе», «В городской больнице», «Праздник в городе».

«Назови свой адрес»

Словесные игры:

«Я начну, а ты продолжи» (Мой город…, в моем городе есть…, в городе я видел…, по городу мы…, в город мы приезжаем…).

Беседа «Правила безопасности во время прогулки и игр в группе».

Игра-ситуация  «Что будет, если…» (сталкиваться с другими людьми…, толкаться во время бега…, не слушать взрослых…,выбегать на дорогу…,играть с мячом на проезжей части…,бросаться камнями…,торопиться при ходьбе…).

Д/и «Дай совет, как взрослый» (Например:«Ваня, будь внимателен, когда спускаешься по лестнице» или « Даня, пожалуйста, будь внимательным, не толкайся во время игры»).

Познавательное развитие

Просмотр видеопрезентации  и беседа «Любимый город - Наро-Фоминск».

Рассматривание и чтение книги о памятных местах Наро-Фоминска, карты города Наро-Фоминска.

Беседы:  «Растения и животные нашего края», «Правила поведения взрослых и детей во время пеших прогулок по улицам город», «Кто делает наш город красивым?»,

«Символы города Наро-Фоминска».

«Наро-Фоминска – город воинской славы».

Д/и  «Один – много», «Сосчитай этажи в доме», «Большие и маленькие», «Назови улицу родного города».

 

Речевое развитие

Рассматривание фотографий с видами Наро-Фоминска.

Рассказывание из личного опыта «Мы по городу гуляли».

Чтение стихотворений: Н.Селезневой « Наро-Фоминск» (стихи о мирном городе), Н.Логинова «Наро-Фоминску!», М.Ковалева «Наро-Фоминск».

Презентация стихотворения В.Степанова «Почернело солнце» в честь освобождения Наро-Фоминска от фашистов.

Беседа «Городская улица и правила, по которым она живет».

Загадывание загадок о городских зданиях, домах, транспорте.

Разучивание стихотворений о Родине.

Художественно-эстетическое

развитие.

Разучивание песни В.Кабалевского «Край родной»

Слушание гимна города Наро-Фоминска вCD-записи( авторы О.Агальцева, Е.Веселова).

Слушание песен: Ю. Чичков «Любимая страна», «С чего начинается родина», «У моей России».

Разучивание танца «Березовая кадриль» под мелодию Московской кадрили.                                                                           Повторение песни-хоровода «Шире круг»

Совместная творческая деятельность педагогов и детей-спектакль «Волк и козлята».

Изготовление и оформление книжек-малышек на тему «Мой город»

Коллективная лепка - барельеф «Улица города»» 

Коллективная аппликация: «Изготовление гирлянды из флагов».                                                                                       Аппликация с элементами рисования «Герб Наро-Фоминска».

Рисование «Наро-Фоминск – глазами детей»

Физическое развитие

Беседы: «Правила поведения во время подвижных игр», «Опасности во время подвижных игр».

 

П/и на прогулке: «Эстафета парами», «Чей круг лучше?»,

 «Эстафета с мячом», «Машины на улицах города».

 

Игры детей с мячом по желанию «Подбрось и поймай»,  «Кто больше отобьет мяч от земли».

 

Зарядка под песенку «Солнышко лучистое любит скакать».

 

Физкультминутки «Танец в кругу», «На прогулке».

Развивающая среда.

Фотопрезентация «Любимый город – Наро-Фоминск».

Ноутбук, проектор для просмотра презентации.

Цветная бумага, клей-карандаш, клеенки для намазывания, ножницы для аппликации, ножницы, белый и цветной картон.

Пластилин, стеки, дощечки для лепки

CD-проигрыватель для прослушивания аудиозаписи в группе.

Мячи для эстафеты и игр детей на прогулке.

Карта города Наро-Фоминска для рассматривания.

Макет герба г. Наро-Фоминска, флаг г. Наро-Фоминска для обследования и рассматривания.

Цветные карандаши, фломастеры, акварель, кисти для рисования №3, листы бумаги А4 для рисования.

Работа с родителями

Рекомендовать  совместно с детьми совершить  прогулку в городской парк и понаблюдать за его обитателями и растениями.

Совместно с родителями организовать выставку творческих работ «Любимый город мой».

Рекомендовать родителям вместе с детьми  посетить Наро-Фоминский историко-краеведческий музей.

Совместно с родителями подготовить костюмы для танца «Березовая кадриль».

Консультации для родителей «Воспитываем культурных пешеходов», «Внимательные родители - внимательный ребенок». Представление спектакля «Волк и козлята» для родителей.

 

Презентация проекта: Выставка детских творческих работ «Наро-Фоминск – глазами детей».Фотовыставка «Памятные места Наро-Фоминска».

ООД с участием вокалистов ДКиСТаширово «Любимый город – наш  Наро-Фоминск».

Выставка творческих работ детей и родителей к 90-летию Наро-Фоминска

                     

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moy_gorod-naro-fominsk.docx42.93 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Мой город – Наро-Фоминск»

Тип проекта: познавательный, творческий.

Продолжительность проекта:  с 16.05.2016 по 29.05.2016.

Вид: групповой

Участники: дети старшей группы,родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед.

Цель проекта: Формирование первичных представлений о городе Наро-Фоминске как о нашей малой Родине, его истории и достопримечательностях, его выдающихся людях.

 

Задачи:

1. Вызвать  интерес к истории города Наро-Фоминска, его современной жизни.

2. Создание условий для приобретения опыта общения по поводу социальных событий, отражающихся в средствах массовой информации (90-летие города Наро-Фоминска).

3.Создание условий для приобретения опыта самостоятельного нахождения и выразительной передачи средствами музыкальной, изобразительной и конструктивно-модельной деятельности образов окружающего мира, явлений природы, простых сюжетов из окружающей жизни, художественной литературы и ярких событий общественной жизни.

4.Обеспечение развития первичных представлений об эмоциях, состояниях, поступках, характере взаимоотношений человека с другими людьми, об окружающем мире.

5. Создание условий для приобретения опыта изготовления и оформления книжек-малышек из готовых и самостоятельно вырезанных или иным способом подготовленных форм (полосок, кругов, треугольников, трапеций, прямоугольников).

6.Обеспечение развития первичных представлений о некоторых видах опасных ситуаций (стандартных и нестандартных) для человека на улицах города, быту, социуме, природе.

7.Создание условий для приобретения опыта предупреждения и избегания опасных для здоровья ситуаций; обращения за помощью взрослого в случае их возникновения, привлечения внимания взрослых в случае необходимости; выполнения инструкций взрослого в опасных для здоровья обстоятельствах.

8.Создание условий для приобретения опыта выступления перед детьми, воспитателями и родителями.

Выполнение проекта.

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры:

 «Разрезные картинки» с видами города;

 «Для чего предназначено это здание?»

«Дорожные знаки», «Правила поведения в городе»,

«Правила этикета».

Сюжетно-ролевые игры:«Путешествие по городу на автобусе», «В городской больнице», «Праздник в городе».

«Назови свой адрес»

Словесные игры:

«Я начну, а ты продолжи» (Мой город…, в моем городе есть…, в городе я видел…, по городу мы…, в город мы приезжаем…).

Беседа «Правила безопасности во время прогулки и игр в группе».

Игра-ситуация  «Что будет, если…» (сталкиваться с другими людьми…, толкаться во время бега…, не слушать взрослых…,выбегать на дорогу…,играть с мячом на проезжей части…,бросаться камнями…,торопиться при ходьбе…).

Д/и «Дай совет, как взрослый» (Например:«Ваня, будь внимателен, когда спускаешься по лестнице» или « Даня, пожалуйста, будь внимательным, не толкайся во время игры»).

Познавательное развитие

Просмотр видеопрезентации  и беседа «Любимый город - Наро-Фоминск».

Рассматривание и чтение книги о памятных местах Наро-Фоминска, карты города Наро-Фоминска.

Беседы:  «Растения и животные нашего края», «Правила поведения взрослых и детей во время пеших прогулок по улицам город», «Кто делает наш город красивым?»,

«Символы города Наро-Фоминска».

«Наро-Фоминска – город воинской славы».

Д/и  «Один – много», «Сосчитай этажи в доме», «Большие и маленькие», «Назови улицу родного города».

Речевое развитие

Рассматривание фотографий с видами Наро-Фоминска.

Рассказывание из личного опыта «Мы по городу гуляли».

Чтение стихотворений: Н.Селезневой « Наро-Фоминск» (стихи о мирном городе), Н.Логинова «Наро-Фоминску!», М.Ковалева «Наро-Фоминск».

Презентация стихотворения В.Степанова «Почернело солнце» в честь освобождения Наро-Фоминска от фашистов.

Беседа «Городская улица и правила, по которым она живет».

Загадывание загадок о городских зданиях, домах, транспорте.

Разучивание стихотворений о Родине.

Художественно-эстетическое

развитие.

Разучивание песни В.Кабалевского «Край родной»

Слушание гимна города Наро-Фоминска вCD-записи( авторы О.Агальцева, Е.Веселова).

Слушание песен: Ю. Чичков «Любимая страна», «С чего начинается родина», «У моей России».

Разучивание танца «Березовая кадриль» под мелодию Московской кадрили.                                                                           Повторение песни-хоровода «Шире круг»

Совместная творческая деятельность педагогов и детей-спектакль «Волк и козлята».

Изготовление и оформление книжек-малышек на тему «Мой город»

Коллективная лепка - барельеф «Улица города»»  

Коллективная аппликация: «Изготовление гирлянды из флагов».                                                                                       Аппликация с элементами рисования «Герб Наро-Фоминска».

Рисование «Наро-Фоминск – глазами детей»

Физическое развитие

Беседы: «Правила поведения во время подвижных игр», «Опасности во время подвижных игр».

П/и на прогулке: «Эстафета парами», «Чей круг лучше?»,

 «Эстафета с мячом», «Машины на улицах города».

Игры детей с мячом по желанию «Подбрось и поймай»,  «Кто больше отобьет мяч от земли».

Зарядка под песенку «Солнышко лучистое любит скакать».

Физкультминутки «Танец в кругу», «На прогулке».

Развивающая среда.

Фотопрезентация «Любимый город – Наро-Фоминск».

Ноутбук, проектор для просмотра презентации.

Цветная бумага, клей-карандаш, клеенки для намазывания, ножницы для аппликации, ножницы, белый и цветной картон.

Пластилин, стеки, дощечки для лепки

CD-проигрыватель для прослушивания аудиозаписи в группе.

Мячи для эстафеты и игр детей на прогулке.

Карта города Наро-Фоминска для рассматривания.

Макет герба г. Наро-Фоминска, флаг г. Наро-Фоминска для обследования и рассматривания.

Цветные карандаши, фломастеры, акварель, кисти для рисования №3, листы бумаги А4 для рисования.

Работа с родителями

Рекомендовать  совместно с детьми совершить  прогулку в городской парк и понаблюдать за его обитателями и растениями.

Совместно с родителями организовать выставку творческих работ «Любимый город мой».

Рекомендовать родителям вместе с детьми  посетить Наро-Фоминский историко-краеведческий музей.

Совместно с родителями подготовить костюмы для танца «Березовая кадриль».

Консультации для родителей «Воспитываем культурных пешеходов», «Внимательные родители-внимательный ребенок». Представление спектакля «Волк и козлята» для родителей.

Презентация проекта: Выставка детских творческих работ «Наро-Фоминск – глазами детей».Фотовыставка «Памятные места Наро-Фоминска».

ООД с участием вокалистов ДКиСТаширово «Любимый город – наш  Наро-Фоминск».

Физкультминутка «Танец в кругу».

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Ты друзей не обижай,

Не дерись и не толкай.

Мы сейчас пойдём направо,

А потом пойдём налево.

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся.

Мы тихонечко присядем,

И немножечко приляжем.

Мы поднимемся тихонько

И попрыгаем легонько.

Пусть попляшут наши ноги

И похлопают ладони.

Повернёмся мы направо,

Не начать ли всё сначала?

«На прогулке»

Мы сегодня рано встали,

На прогулку побежали – бегут по кругу,

На качелях покачались – качают руками вперед-назад,

С горки весело катались – делают приседания,

Хороводы мы водили – идут по кругу, держась за руки,

Голубей потом кормили – «машут крылышками»,

На одной ноге скакали – прыгают на одной ножке,

И нисколько не устали.

Отгадывание загадок

1. Соревнованья там проводят, В футбол играют и хоккей.

 Там занимаются спортсмены, И ты спеши туда скорей. (Стадион.)

2. Кассы в нем и кинозал. Это вовсе не спортзал.

 Здесь экран и стулья есть, Можно всем удобно сесть. (Кинотеатр.)

3.Здесь покупают и продают, Здесь на витринах всё люди найдут.

Могут продукты любые купить И для детей что-нибудь не забыть.

 Могут одежду себе присмотреть, Обувь, посуду и ткань приглядеть. (Магазин.)

4. В этом доме только книги. Здесь их можно взять домой.

И в читальном зале тихом Почитать журнал любой. (Библиотека.)

5. Много деревьев и много цветов. И отдохнуть здесь каждый готов.

Мчится по кругу с детьми карусель, В центре фонтан, здесь встречают друзей.

 В тихих аллеях — прохлада и тень. Можно гулять и кататься весь день. (Парк отдыха.)

6. Электрички, поезда приезжают все сюда.

Пассажиров доставляют, Расписанье они знают.

 Здесь билеты продают, Приезжающих здесь ждут.

Пассажиры все в дорогу Чемодан большой берут. (Вокзал.)

7.Можно здесь купить таблетки И микстуру заказать.

Витамины выбрать можно, По рецепту мази взять. (Аптека.)

8. Чтобы детишки здоровыми были, Нужно, чтоб где-то врачи их лечили, Чтоб за здоровьем следили всегда. С мамами ходят детишки куда? (Поликлиника.)

Беседа «Что такое улица и по каким правилам она живет?»

Цель: знать, что улицы города, как его составляющие, живут по определенным правилам, нуждаются в уходе, обновлении, ремонте; какие службы заботятся о порядке на улицах города, чем они занимаются; уметь отвечать на вопросы педагога небольшим рассказом, используя знания, словарь, полуденные при изучении темы, из личного опыта; сознавать необходимость соблюдения чистоты и порядка на улицах города.

Педагог задает детям вопросы по своему выбору:

Назовите улицу, на которой вы живете; на которой стоит детский сад?

Что есть на улице? (Здания, дорога, тротуар, дворы.)

Вы утром умываетесь, причесываетесь, одеваетесь. Кто убирает и моет утром улицу? Какие машины помогают человеку убирать мусор, мыть, поливать улицы?

Ваши мамы следят за тем, чтобы ваша одежда была не только чистой, но и. красивой. Кто следит за красотой зданий, состоянием дорог, тротуаров, дворов?

Какие постройки, сооружения есть в вашем дворе? Как он озеленен?

 Удобно ли в нем играть, гулять? Ремонтируют ли оборудование детской площадки? Ваша мама следит за тем, чтобы ваша прическа была аккуратной, красивой, а волосы чистыми. А кто ухаживает за зелеными насаждениями: деревьями, кустарниками, цветами, газоном на улице?

 Какие работы проводятся весной, летом, осенью, зимой?

 За вашим поведением, поступками следят ваши родители. А кто следит за порядком на улице?

 Кто обеспечивает порядок на дороге? Кто приходит на помощь, если случилась авария, беда?

В семье и в детском саду вас учат правилам поведения. А какие правила поведения на улице вы знаете?

Город воинской славы Наро-Фоминск

    Наро-Фоминск – древний, самобытный русский город. Еще в ХІІ столетии на этой земле проживали люди, а в XVII веке  при соединении двух сёл Фоминское и Малая Нара образовалось сначала большое селение Наро-Фоминское, которое постепенно выросло в город. 1929 год стал знаковым -  Наро-Фоминск  получил статус райцентра.
    Современный Наро-Фоминск часто называют  городом романтиков. Существует даже легенда, согласно которой в 1812 году при отступлении французской армии в селе  Фоминском  останавливался на ночлег Наполеон, и удрученный поражениями, в тоске по своей возлюбленной Жозефине писал здесь ей романтическое письмо. 
    Ещё одним подтверждением наличия у города романтической ауры является уникальный памятник, созданный скульптором Виктором Митрошиным. Скульптура «Сердца влюблённых» установлена на улице Жукова, на центральной площади. Открытие памятника состоялось 20 сентября 2008 года, и было приурочено к открытию в этот же день на этой же площади современного дворца бракосочетания. 
    Но не только романтические впечатления складываются о городе у впервые посетивших его. Суровый след на облике Наро-Фоминска оставила Великая Отечественная война. В память о героической истории 27 апреля 2009 указом Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Наро-Фоминску было присвоено высокое звание города воинской славы. Эту славу ему добыли гвардейцы - бойцы и командиры 1-й Московской гвардейской мотострелковой дивизии и других частей 33-й армии генерала М.Г.Ефремова и жители города.
    В Наро-Фоминске множество памятников и обелисков, многие его улицы, названы именами героев Великой Отечественной войны. Одна из них носит имя Братьев  Курзенковых, которые жили до войны в Наро-Фоминске. Об этом стоит рассказать поподробнее.
    Улица  проходит от привокзальной площади железнодорожной станции Нара  и ведёт до улицы Володарского или, как часто это место называют горожане, Володарского поворота. Своё нынешнее название она получила в 1987 году.
Войну братья встретили на различных фронтах. Сергей - на Северном флоте.  А Александр -  на юге, летчиком-бомбардировщиком Черноморского флота. Обоим пришлось участвовать в боях и пройти через многие испытания. Из послужного списка Сергея Григорьевича Курзенкова известно, что он как летчик-истребитель выполнил 225 боевых вылетов, лично сбил  12 фашистских самолетов, 4 раза был ранен. За обеспечение безопасности  морских конвоев Президент США Франклин Делано Рузвельт наградил Сергея Григорьевича Курзенкова высшим орденом США – «Морским крестом». А 24 июля 1943 года  ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
    В свою очередь  Александром Курзенковым к сентябрю 1943 года было совершено 203 боевых вылета на бомбардировку вражеских кораблей и других объектов военного значения. 22 января 1944 года ему  присвоили звание Героя Советского Союза.
    Когда жители Наро-Фоминска узнали о подвигах своих земляков братьев Сергея и Александра Курзенковых, они собрали полмиллиона рублей, на которые купили два истребителя ЯК-9, передав их братьям в качестве подарка. Однако накануне Победы 8 мая 1945 года Александр Георгиевич не вернулся с задания: под небом Балтики он был сбит. 
    Старший брат Сергей до 1950 года продолжал службу в Военно-воздушных Силах и вышел в отставку в звании полковника.  В 1956 году он окончил Московский литературный институт имени Горького и занялся литературной деятельностью. Жил и работал в Москве, но не забывал и Наро-Фоминск. В 1965 году именем его брата нарофоминцы назвали улицу города. Сам же Сергей Григорьевич умер в  1987 году. И  в этом же 1987 году улица Александра Курзенкова получила своё нынешнее название - Братьев Курзенковых. Вот такая героическая история города воинской славы и его достойных сыновей.

Людмила Грачева

Анатолий Пименов

Москва— столица русская, как девица красна,
Её Превосходительство везде она, она…
Престольная, нарядная, собой тревожит ночь,
А мы же партизаны берегли её как дочь.

И гордый мой Наро-Фоминск достойный кавалер,
Ухаживал, заботился как статный офицер,
Шелка цветные разные торжественно дарил,
Работал сам без праздников, и преданно служил.

В огне военном брёвнами крошился поутру,
Но каждый житель говорил: не сдамся! Не умру!
Гудели танки, криками окрасилась река,
Солдаты обожженные на кончике штыка

Держали немцев день и ночь, не думая про сон,
Всё так же, как когда на нас напал Наполеон.
Всё выдержал и выстоял, но плакал стариком,
Когда узнал про детское распятие окном.

Переживал за каждого— танкистов и солдат,
Он помнит кабель связи, что зубами был зажат,
Прыжки из танка мёртвого в пока ещё живой
С безумною, но гордою, отчаянной стрельбой.

Стряхнув военный пепел рывком с могучих плеч,
Всегда готов он обнажить борьбы народной меч,
Дыша угаром трёх дорог, он новый всё равно,
Она же не запомнила лица его, давно—

Вчерашний день Москве негож, превозмогая боль,
Уж коль Москва Царица, Мой Наро-Фоминск Король!
Кто скажет мне: оно не так! Я возражу— постой!
Я, как и Славный город мой, не покривил душой!

                     «Н А Р О  -  Ф О М И Н С К»

          (стихи о мирном городе)

Люблю наш город, он такой уютный,

В нем много света, солнца и тепла,

Своей улыбкой доброй и весёлой

Встречает утро трудового дня.

В нем все так живописно и красиво,

Нет краше места, кто родился здесь.

Наш город – уголок России,

Душа и сердце в нём, конечно, есть

                Весной особенно красив он и чудесен,

Когда сады и парки надевают

Праздничный наряд.

А в праздники на площадях его

Так много музыки и дивных песен!

У Вечного огня влюблённые

Чтут свадебный обряд.

А храм на берегу реки – простой и величавый.

Креста и купола на нём – златое волшебство,

Наш город – продолжатель подвигов и славы,

Всегда историей гордимся мы его.

Детей он учит быть красивыми,

Искусство танца, песни – радует всё их.

И люди все мечтают быть счастливыми,

Работать, веселиться – за троих.

Дворец «Звезда» - красавец белокаменный,

Где шумные концерты проходили сотни раз,

И можем мы гордиться каждым праздником,

Устроенным энтузиастами для нас.

Наш город хорошеет год от года.

И каждый вносит в это дело вклад.

Пусть будет в нём хорошая погода,

А меж людьми царит лишь мир и лад.

Автор НАДЕЖДА СЕЛЕЗНЁВА

(работала заведующей Ташировской сельской библиотекой)

  «Н А Р О – Ф О М И Н С К У !»                          А. ЛОГИНОВ.

 В сорок первом силой исполинской

Наш народ остановил врага.

На родной земле Наро-Фоминска…

Эта память сердцу дорога.

Город мой на карте нашей точка,

Но с завидной боевой судьбой.

Он вписал немеркнущие строчки

В летопись победы под Москвой.

Знал он смерть, и горе, и пожары,

Люди помнят павших имена.

И на склонах тихой речки Нары

Обелиски славы, ордена.

От войны зарубцевались раны,

Город хорошеет и растет,

Высятся строительные краны,

Подпирая мирный небосвод.

Сердце моё нежностью объято,

Я гляжу на речку и сады,

Золотятся окна комбината,

Отражаясь в зеркале воды.

В дни торжеств на площади Победы,

Молчаливо головы склоня,

С юными стоят отцы и деды

На посту у Вечного огня.

 

…Возвращаясь памятью в былое,

    Устремляя в будущее взгляд,

    Вижу его счастье трудовое,

    О котором в песнях говорят.

Наро-Фоминск

Над тихою речкой, над речкою Нарой,
Где воздух берёзовым соком пропах,
Где травы пропитаны майским нектаром,
Раскинулся город на двух берегах.
Мой город священный, мой город любимый,
К тебе я душою и сердцем прирос;
Мы стали навеки с тобой побратимы,
Мой город – российской столицы форпост.
Ты помнишь монголо-татарские орды,
В дымящих пожарах распятья, кресты.
Народ твой, по-русски бесстрашный и гордый,
Великую мудрость впитал Калиты.
Не ты ль, когда солнце над Русью померкло,
Встал насмерть в бою пред фашистской чумой?!..
Безоблачно небо над куполом церкви,
Над танком, прикрывшим столицу бронёй.
Во имя Победы, во славу России
Бессмертный огонь возле храма горит,
Тебя сыновья из руин воскресили,
Ничто не забыто, никто не забыт.
Лесные просторы и рощи без края,
Озер родниковая светлая грусть,
Частица Отчизны до боли родная,
Мой город, моя подмосковная Русь!

Ковалёв Михаил

«Защитники Москвы»

Почернело солнце. Тучи мглисты.

Порохом пропахла синева.

Впереди, за Нарою, - фашисты,

За спиною – ратная Москва.

Здесь проходит наша оборона,

Насмерть здесь немало дней стоят

С храбрым комиссаром  батальона

Тридцать восемь стреляных солдат.

На счету гранаты  и патроны.

Фронтовой мороз колюч и яр.

Но бойцы бодры и непреклонны –

Рядом с ними славный комиссар.

Смотрит вдаль он пристально и строго,

Гладя серебро своих седин:

- Земляки, у нас одна дорога –

От Наро-Фоминска на Берлин.

В зареве огней и тучах дыма

Путь к победе пробивали вы.

И от Нары -

От ворот Москвы –

Вы дошли до самого Берлина.

В.Степанов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ для старшего дошкольного возраста. Тема: «Мой любимый город Наро – Фоминск».

В предверии юбилея родного города мы разработали информационно - исследовательский, нравственно - патриотический проект по ознакомлению дошкольников с родным городом. В течении трёх месяцев нами велас...

Развлечение для детей старшей и подготовительных групп к 90-летию Наро-Фоминска

«Наш славный город Наро-Фоминск»(Развлечение для детей 5-7 лет) [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10235296","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"288","wid...

Панорама "Наро - Фоминску - 90 лет" для детей старшего дошкольного возраста

Дети должны знать, любить его и гордиться им - это основа формирования патриотического сознания ребёнка в свете Требований ФГОС к ДОУ....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Мой родной город - Наро-Фоминск"

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.Тема: "Мой родной город - Наро-Фоминск".Цель: уточнить изакрепить знания детей о родном городе - Наро-Фоминске, об основных достопримеч...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы «История Наро-Фоминска»

Занятие и беседа с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с историей родного города Наро-Фоминск....

Конспект интегрированного занятия "Мой любимый город Наро-Фоминск"

Конспект занятия для детей среднего и старшего дошкольного возраста посвященный празднованию Дня Города....

Проект"город-Наро-Фоминск - в празднование Великой Победы"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  детский  сад общеразвивающего вида  №1      Проект «город Наро – Фоми...