Региональный компонент. Перспективное планирование работы с детьми старшей группы
методическая разработка (старшая группа) на тему

Гнездилова Лариса Анатольевна

ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

(региональный компонент программы)

МДОУ детский сад №10 города Алушты РК

 

2016г.

 

СТАРШАЯ ГРУППА

 

Месяц года

неделя

Содержание работы

сентябрь

2 неделя

Познавательное развитие Крым это полуостров, соединенный с материком узким перешейком. Полуостров омывается двумя морями: Черным и Азовским. В северной и центральной части он равнинный, а ближе к югу появляются невысокие горы (предгорье), которые постепенно переходят в высокие горы. За горами вдоль моря тянется узкая полоска земли - Южный берег Крыма.

На географической карте эти природные зоны могут быть представлены в цвете: степная - желтая, предгорная - зеленая, горная - коричневая.  В тех местах, где горы пересекаются реками, образуются ущелья, наиболее известное - Большой Каньон Крыма. Некоторые крымские горы имеют плоские вершины, которые называются «яйла». Крым омывается Черным и Азовским морями. Они соединены Керченским проливом. Черное море очень глубокое, вода в нем соленая, богатая полезными веществами. Азовское море гораздо меньше и мельче Черного, вода в нем теплее и менее соленая. В Крыму много родников, в основном они расположены в горной природной зоне. В Крыму есть источники минеральной воды, особенно в районах Евпатории, Сак, Феодосии. Самые известные источники - Савлык-Су («Здоровая вода», г.Алушта), Аджи-Су  («Черные воды», в Бахчисарайском р-не). Самые полноводные реки: Салгир, Альма, Кача, Бельбек. Все они начинаются в горах. Салгир впадает в Сиваш, остальные реки - в Черное море. Несмотря на большое количество рек, Крым беден пресной водой – ведь летом многие водотоки пересыхают, особенно в равнинной части. В Крыму есть водопады, из которых самыми известными является Учан-Су (самый высокий, в г.Ялте) и Джур-Джур (самый полноводный, у с.Генеральское Алуштинского района).

 

4 неделя

Социально-коммуникативное развитие Традиционная и современная культура людей, живущих в Крыму

История происхождения имен и фамилий у людей разных национальностей. Значение имен. Одинаковые по значению имена детей разных национальностей.

Дом:

Как построен наш дом и дом наших соседей. Как называются комнаты в доме и почему. Что общего во внешнем и внутреннем убранстве наших квартир/домов и чем они отличаются.

Предметы народной одежды (в т.ч. головной убор, обувь, украшения) и их традиционные элементы у нас и у наших соседей. Прически.

Примерная тематика занятий

  • Для чего люди общаются?
  • Общение бывает разным.
  •  В стране вежливости!
  • Благодарность: каким тоном?
  • Можно ли общаться без слов?
  • Не забудь извиниться.
  • Правила общения.
  • День рождения.

 

октябрь

2 неделя

Речевое развитие Подраздел «Речевое общение на родном языке и «языке соседа»

Знакомить детей с «языком соседа» , исходя из национального состава конкретной группы дошкольников, при этом  поощрять детей, использующих формулы речевого этикета на родном языке, расширять разговорную практику на национальных языках.

Произведения крымских писателей и их роль в приобщении детей к богатому национальному наследию Крыма

- народнопоэтические произведения (потешки, считалки, заклички, присказки, загадки, скороговорки, пословицы, поговорки);

- прозаические произведения (сказки, сказания, легенды, притчи, былины, мифы);

- игровой фольклор (народные хороводные, подвижные игры, игры-драматизации с текстом и диалогами).

 

4 неделя

Познавательное развитие. Фауна Крыма

 Млекопитающие: еж, белка, барсук, дикий кабан, косуля, крымский благородный олень, лисица, заяц-русак, хомяк, летучая мышь, каменная куница, ласка и др.

Птицы: дрофа, куропатка, журавль, фазан, воробей, ворона, сорока, грач, синица, скворец, зяблик, сойка, кукушка, жаворонок, дятел, гриф, утка, лебедь, чайка, цапля и др.

Обитатели морей: дельфин-белобочка, дельфин афалина, тюлень-монах, краб, морская звезда, медуза, барабуля, ставрида, кефаль, катран, камбала, килька, хамса, бычок-головач, осетр и др.

Обитатели рек: ручьевая форель, пескарь, крымский усач (марена), трехиглая колюшка, бычок-песчаник, карп, тарань, судак и др.

Примерный перечень произведений для чтения и рассказывания детям

Орлов В.Н. – «Наша речка», «Заячий сон», Латанский В.Г  «Желтые мышки», «Почему медведь зимой спит»

ноябрь

2 неделя

Познавательное развитие Растительный и животный мир Крыма разнообразен

Травянистые растения: ковыль, типчак, горицвет, пырей, луговой мятлик, клевер,  полынь, кермек, синеголовник, солеросы

Деревья лесной и парковой зоны: дуб пушистый, липа, клен, граб, осина, ясень, сосна крымская, сосна обыкновенная, бук

Кустарники: боярышник, шиповник, кизил, барбарис, терн, скумпия, лещина, сирень, спирея, форзиция, калина и др.  

Лианы: ломонос, вечнозеленый плющ, ежевика и др.

Грибы

Маслята, сыроежки, лисички, рыжики, грузди, белые грибы, шампиньоны и др.

Охрана природы Крыма

Для охраны растительного и животного мира Крыма создано шесть заповедников. Самый большой – Крымский государственный заповедник (район Чатыр-Дага) сохраняет в неприкосновенном виде природу горного Крыма

 

4 неделя

Социально-коммуникативное развитие Труд людей. Профессии:

Заводы, фабрики, предприятия, санатории, агрофирмы и т.д., где люди разных национальностей производят/выращивают… Профессии людей. Чем раньше занимались жители нашего населенного пункта.

Примерная тематика словарной работы

  • Родной город (село, поселок).
  • Труд. Профессии взрослых.
  • Вкусы у всех разные (наша еда): что общего в наших вкусах? Наша одежда и обувь.
  •  Наш Крым.

Примерная тематика сюжетно-ролевых игр

  • Больница. Поликлиника.
  • Парикмахерская. Салон красоты. Дом моделей.
  •  Водители.
  • Моряки.
  • Детский сад.
  • Театр.
  • Гараж.

 

декабрь

2 неделя

Художественно-эстетическое развитие Работа по ознакомлению детей с народными промыслами и декоративно-прикладным искусством

- может быть организована как кружковая работа, которая обогатит представления детей о разнообразии промыслов в Крыму, позволит привить детям некоторые навыки и умения. Работы, выполненные детьми, можно использовать для украшения группы, украшения игровых центров, как подари или атрибуты для игр.

Вышивка

Образцы народной вышивки. Особенности орнаментов, узоров, цветовой гаммы в работах крымских мастеров.  Практическое использование вышитых изделий для украшения одежды, жилища, предметов быта.

Гончарное производство

Знакомство с мастерами, живущими рядом в городе или поселке. Особенности росписи глиняных изделий у народных мастеров, живущих в Крыму.

Практическая деятельность детей: лепка, рисование, аппликация.

 

4 неделя

Социально-коммуникативное развитие. Праздники нашей семьи и наших соседей: родины, крестины/обрезание/сюннет, именины, день ангела, день рождения, свадьба.

Все люди Крыма чтят вечные всеобщие природные святыни - воду, землю, огонь, Солнце, хлеб, от них во многом зависела и зависит их жизнь. Это отношение человека к природе находит свое отражение в календарных праздниках.

Художественно-эстетическое развитие Подраздел «Музыка народов Крыма»

Знакомство детей с характерными особенностями традиций и обычаев людей, проживающих в Крыму, знакомить детей целесообразно на праздничных утренниках и развлечениях. Детям необходимо дать общие понятия о праздниках, например, как и когда к людям пришли праздники, с чем они были связаны, праздники бывают разные.

В детском саду рекомендуется проводить праздничные утренники по сезонам года: осенний, зимний, весенний и летний. В содержание сценариев можно вводить фольклорный материал на родном языке и «языке соседа».

 

январь

2 неделя

 Речевое развитие Произведения крымских писателей и поэтов.

Примерный перечень считалок, жеребьевок:

Греческие: “Пшеница, овес»

Немецкие: «Конь вороной остался под горой…», «Кто засмеется…»

Украинские: «Бродить кіт по траві...», «Тікав заєць через ліс»

 

4 неделя

Социально-коммуникативное развитие Подраздел «История людей и памятников»

Знакомя детей с историей Крыма, необходимо дать представление о том, что  наш полуостров всегда был многонационален, здесь издавна звучали разные языки,  памятники архитектуры и искусства создавались носителями различных культур и религий. Это многообразие нашло отражение в топонимике Крыма: в названиях улиц, кварталов, городов, рек, гор, др. географических объектов. Учитывая то, что топонимика Крыма претерпевала многочисленные изменения, рекомендуется знакомить детей со старыми и новыми географическими названиями.

Примерный перечень памятников, событий, предприятий,

которые сделали Крым известным во всем мире

·        Бахчисарайский дворец – резиденция крымских ханов.

·        Винодельческие заводы – «Массандра», «Новый свет» (Ялта, Судак).

·        Крымская астрофизическая обсерватория (с.Научное).

·        Ливадийский дворец – Ялтинская конференция.

 

февраль

2 неделя

Речевое развитие Примерный перечень прозаических произведений

(легенды, сказания, сказки, притчи, мифы, былины)

Еврейские: Как царю Соломону божья коровка помогла (сказка)

Крымскотатарские: Как пчелы Кырк-ор спасли (легенда). Фонтан Арзы (легенда). Жадная собака (сказкаЩуплый – хваста (сказка)

 

4 неделя

Физическое развитие Примерный перечень подвижных игр

Азербайджанские: «Белый мяч и черный мяч», «Отдай платочек», «Чья шеренга победит?»

Армянские: «Семь камней», «Три камня»

Белорусские:«Прела-горела», «Иванка»

Болгарские: «Ой, Ладо, Ладо» и др.

Греческие:«Слепая муха», «Орехи-каридья»

 

март

2 неделя

Речевое развитие Примерный перечень прозаических произведений

Крымские легенды: Медведь-гора. Как появилась Ялта. Источник под Ай-Петри.

Армянские:  ). Мальчик и вода (песенка)

Немецкие: Раковина изобилия (легенда). Черепашка и богатство (легенда)

 

4 неделя

Художественно-эстетическое развитие Примерный перечень произведений для музыкально-ритмических движений

(упражнения, народные танцы, хороводы)

Белорусские: «Лявониха»,

Греческие: «Сиртаки», муз. М. Теодаракиса

Немецкие:  «Снежный вальс», муз нар

Русские: «Кадриль»

Цыганские: «Цыганская венгерка»

 

апрель

2 неделя

Речевое развитие Примерный перечень художественно-познавательных произведений о Крыме

Орлов В.Н. – «Сказка о Крымской зиме», «Я рисую море»

 

4 неделя

Познавательное развитие Травянистые растения лесной и парковой зоны: первоцветы (подснежник, примула, цикламен), ландыши, крокусы, пион розовый и др.

Лекарственные травы

Горицвет, тысячелистник, зверобой продырявленный, чабрец, полынь, мать-и-мачеха, подорожник, ромашка аптечная, одуванчик, лопух, крапива, спорыш, душица, мята, пустырник, череда, мелисса и др.

Пресмыкающиеся и земноводные: змея, лягушка, ящерица, черепаха и др.

Насекомые: божья коровка, майский жук, жук-олень, жук-богомол, крымская жужелица, цикада, тля, муравей, пчела, оса, шмель, стрекоза, бабочка, комар и др.

Охрана природы в Крыму

май

2 неделя

Речевое развитие

Примерный перечень произведений для чтения и рассказывания детям

Орлов В.Н. –  «Лесной орех», «Небо и лужа»

Латанский В.Г «Осенние задания», «Листья», «Четыре коня», «Представления в кастрюле», «Корабли»

Примерный перечень произведений классической и современной литературы о Крыме

Алигер М.И. – «Утренняя песня»; Бунин И.А. – «… Светает… Над морем, под пологом туч…», «Учан-Су»;

 

4 неделя

Люди, которые прославили Крым  (примерный перечень имен

Художники: И.Айвазовский, А.Куинджи, М.Латри и др.

Мастера слова: М.Волошин, А.Грин, Л.Украинка и др.

Праздники народов Крыма

Художественно-эстетическое развитие

Выставка детских работ «Любимый Крым»

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Перспективное планирование в образовательной области физическая культура, поможет эффективно сделать календарно- тематическое планирование....

Перспективное планирование работы с детьми старшей группы по образовательной области «Музыка»

Перспективное планирование работы с детьми старшей группы по образовательной области "Музыка" по программе "Детство"...

Перспективное планирование работы с детьми старшей группы по пожарной безопасности.

Перспективное планирование работы с детьми старшей группы по пожарной безопасности....

Региональный компонент. Перспективное планирование работы с детьми младшей группы

ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ(региональный компонент программы)МДОУ детский сад №10 города Алушты РК 2016г. МЛАДШАЯ ГРУППАМесяц годанеделяСодержание работысентябрь2 неделяРечевое развитие...

Региональный компонент. Перспективное планирование работы с детьми средней группы

ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ(региональный компонент программы)МДОУ детский сад №10 города Алушты РК 2016г. СРЕДНЯЯ ГРУППА Месяц годанеделяСодержание работысентябрь2 неделяПознавател...

Региональный компонент. Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы

ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ(региональный компонент программы)МДОУ детский сад №10 города Алушты РК 2016г. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА  Месяц годанеделяСодержание работысентябрь2 н...

Перспективное планирование работы с детьми старшей группы по правовому воспитанию. Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие"

Перспективное планирование работы с детьми старшей группы по правовому воспитанию. Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие»,  «Познавательное развитие», «Речевое развитие"....