Конспект НОД в старшей, подготовительной группе "Знакомство с репродукцией картины Н.В.Овчинникова "И.Н.Ульянов и И.Я.Яковлев в чувашской школе"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему

Васильева Изольда Вениаминовна

 Знакомство дошкольников с репродукцией картины Н.В. Овчинникова: «И.Н. Ульянов и И.Я. Яковлев в чувашской школе» (старшая - выпускная группа)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_reproduktsiey_kartiny.doc65.28 КБ

Предварительный просмотр:

НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Знакомство с репродукцией картины

Н.В. Овчинникова:

«И.Н. Ульянов и И.Я. Яковлев

в чувашской школе»

(старшая - выпускная группа)

из опыта работы воспитателя I  

 квалификационной категории

Васильевой И.В.

по теме:

«Знакомство с творчеством художников

Чувашии»

Мариинский Посад   2016


Программное содержание: Познакомить детей с картиной Н.В. Овчинникова "И.Н. Ульянов и И.Я. Яковлев в чувашской школе". Вызвать у детей интерес к историческому прошлому своей Малой Родины, уважение к людям, приносившим пользу детям чувашского народа.

Учить вглядываться в лица взрослых и детей, видеть их настроение, характер, эмоции, умение выражать свое отношение к происходящему.

Воспитывать интерес к чувашскому народному устному и художественному творчеству.

Словарная работа: инспектор, губернское, училище, неграмотный народ, лампа

Материал к занятию: картина Н.В. Овчинникова "И.Н. Ульянов и И.Я. Яковлев в чувашской школе"лампа  (из музея д/сада)

Предварительная работа:

Беседа об историческом прошлом чувашского народа; Чтение рассказов М. Трубиной из цикла "Детство."

Ход НОД:

Воспитатель вносит в группу керосин ламп у и ставит перед детьми.

Ребята. Кто-нибудь из вас знает, что это за вещь? (Ответы детей) Это   -   керосиновая  лампа   -   небольшой   сосуд   с   фитилем,   наполняемый

керосином, закрытый стеклянной колбочкой.

Раньше, когда еще не было придумано электричество, электрические лампочки,

люди для освещения дома использовали вот такие лампы. Они ее легко переносили и

во двор, держа за специально приделанную из проволки ручку.

Не только дома, но и в школах использовали лампы для освещения классов. Воспитатель зажигает лампу и дети наблюдают за горящей лампой.

А сейчас мы перенесемся в школу, которую изобразил на полотне художник Н.В. Овчинников. (Дети подходят к полотну, внимательно рассматривают). Дети занимаются и мы будем тихо беседовать по картине о том, что там изображено.

Что изобразил художник на картине? (Школьный класс, за столами и у доски - дети, на стене висит карта, на потолке висит лампа и т.д.) Как вы думаете, кто сидит на стуле и беседует с девочкой? (И.Н. Ульянов - инспектор Симбирского губернского училища). Воспитатель по необходимости объясняет значение слов: инспектор, губернский. Почему его люди уважают, любят и ценят его труд? (Версии детей: он, хотя и русский, открывал для бедный чувашских детей школы; принял к себе в гимназию нескольких чувашских детей, научил их читать, писать, рассказывал им о великих людях, других странах. Он призывал своих учеников к тому, чтобы они после окончания учебы у себя в Чувашии открывали школы для детей бедняков, обучали читать и писать не только детей, но и неграмотное взрослое население).

О чем они беседуют? (Нравятся ли девочке учиться, пойдет ли она учиться дальше и т.д.)

Обратите внимание на лица девочки и И.Н. Ульянова. Что можно сказать о них? (Они довольны беседой, понимают друг друга, мило улыбаются). Возле стола стоит один из учеников И.Н. Ульянова - И.Я. Яковлев, который составил первую чувашскую азбуку для чувашских школ и издал много книг для чтения, открывал школы в деревнях для бедных детей. Он доволен знаниями детей? (Доволен). А как вы это заметили? (У него удовлетворенный, добрый, ласковый взгляд).


А что в классе делает старик с белой бородой? (Наверное, он работает здесь:

охраняет школу, топит печь к приходу детей, пришел посмотреть на И.Н.

Ульянова и И.Я. Яковлева,  а взглядом благодарит их за то, что они

стараются   за   будущее   детей,   ведь   ему   не   пришлось   учиться   -   он

неграмотный, не умеет ни писать, ни читать, а эти дети смогут выучиться и

на учителя, и на врача, на строителя и на инженера.)

Приглядитесь повнимательнее, на заднем плане, за приоткрытой дверью,

скромно   приложив  руку   к  губам,   стоит   женщина.   Она  внимательно

прислушивается к происходящему в классе.

Как вы думаете, кем она может быть? (Матерью одного из детей или

девочки,  стоящей возле И.Н.  Ульянова.  Ей тоже очень хочется

посмотреть на И.Я. Яковлева и И.Н. Ульянова).

А теперь поговорим о детях. Они из бедных или из богатых семей? (Из

бедных семей).

По чему заметно, что они из бедных семей? (Они в лаптях, а не в ботинках

или сапогах, в домотканых холщевых рубашках и т.д.)

В классе много детей и там, наверное, сейчас так шумно, все о чем-то

громко разговаривают. Вы согласны со мной? (В классе не шумно, дети

разговаривают шепотом). Значит, дети воспитанные, они не мешают беседе

девочки и И.Н. Ульянова, а сами продолжают заниматься).

Как вы думаете, о чем они шепчутся?

Нравится ли детям учиться в школе?

И как это вы узнали, как догадались? (Один пишет на доске, остальные

смотрят на доску следят за тем, что он пишет, - даже не смотрят на

женщину, которая стоит за дверью, - они увлечены учебой и т.д.)

Как бы вы назвали эту картину? (Дети называют свои версии).

Н.В.  Овчинников свою картину назвал  "И.Н.  Ульянов  и  И.Я.  Яковлев в

чувашской школе".

А вам хочется учиться в школе? Мы все надеемся, что вы в школе также будете старательно учиться. Ведь не зря говорят: "Ученье - свет, а не ученье - тьма". Как вы понимаете значение этой пословицы? (Ответы детей). После школьный занятий дети любили играть в разные игры. Давайте, мы тоже поиграем.

Проводится подвижная игра "Уголки" (чувашская народная игра, проводится на

чувашском языке).

Сик, сик, кётес, сик кётес Сикмессерен пёр кётес. Малти кётес, кайри кётес,

Сылтам кётес, сулахай кётес        (бегут по кругу)

Манан кётес        (занимают углы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ РАССМАТРИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И.С.ОСТРОУХОВА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ РАССМАТРИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И.С.ОСТРОУХОВА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»...

Конспект НОД на тему: "Рисование по мотивам репродукции картины Ильи Машкова "Советские хлебы"

Данная методическая разработка посвящена проблеме формирования социально-активной личности воспитанников с учетом выполнения регионального компонента в художественно-эстетическом направлении....

Конспект занятия для детей 5-6 "Рассматривание репродукции картины И.И. Левитана "Золотая осень"

Цель данной деятельноссти: расширение представлений детей о осени. Задачи: познакосмитть детейс творчеством И.И. Левитана. Воспитывать у детей чувство радости от встречи с прекрасным....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Рассматривание репродукции картины Исаака Ильича Левитана « Деревня. Зима» и «Лес зимой»

Вызвать эмоциональное отношениме к природе. Подвести детей к пониманию того, как художник передал свое настроение с помощью цвета. Учить самостоятельно придумывать сюжет использовать выразительные сре...

Конспект занятия в подготовительной группе. Рассматривание репродукции картины В.М. Васнецова "Алёнушка".

Данное занятие знакомит детей с произведением  художника В.М. Васнецова,  с его творчеством, умение увидеть в картине печальный образ девочки у пруда. художник удачно использует сказочный сю...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: Рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова (подготовительная к школе группа)

Направление образования и развития (образовательная область):речевое развитие и художественно – эстетическое развитие.Данный материал способствует формированию  представления о героиче...

Конспект занятия в старшей группе Тема «Рассматривание репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»

Обучающие задачи:Учить рассматривать  пейзажную картине, развивать диалогическую речь.Развивающие задачи:Развивать способность точного употребления слов в речи;Развивать внимание, память, мышлени...