Конспект литературно - музыкальной гостиной "Знакомство с бытом и культурой мордовского народа для старших дошкольников"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Шадрина Лариса Николаевна

Знакомство с бытом и культурой мордовского народа для старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_gostinoy.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

Департамента по социальной политике

Администрации городского округа Саранск

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 73»

Конспект

 литературно – музыкальной гостиной для старших дошкольников по знакомству с бытом и культурой мордовского народа

                         

                                 

                                 Подготовила:

                                                                      музыкальный руководитель

                                    Шадрина Л. Н.

                                                       Саранск

Цель: Приобщение старших дошкольников к культуре и быту мордовского народа в процессе социального, познавательного и художественно-эстетического развития.

Задачи:

  • Формировать  у детей чувства любви к Родине на основе ознакомления с природным окружением, культурой и традициями мордовского народа;
  • формировать познавательный интерес к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству народов, проживающих в Мордовии;

- приобщать детей  к красоте и добру, формированию желания видеть неповторимость окружающей природы, культуры;

Приобщение детей к народному творчеству на музыкальных занятиях

Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. И как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому не случайно, что важным моментом в воспитательной работе детских садов становится целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев своего народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.

Задачи: 

Образовательные:

Знакомить детей с природой Мордовии, с языками, музыкой, литературой, изобразительным искусством народов, проживающих издавна на территории Мордовии.

Развивающие:

Способствовать  становлению личности ребенка в контексте культуры родного края, с учетом  национальных ценностей и традиций мордовского народа.

Воспитательные:

Прививать интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт.

Воспитывать  детей на материале социального и природного окружения родного края;

Способствовать общему  развитию ребенка в условиях народного творчества, фольклора, языковых особенностей, праздников, обычаев, традиций, обрядов и пр.

Воспитывать чувство  патриотизма, уважения к культурному прошлому Мордовии;

Методические приемы: организационный момент, художественное слово, вопросно – ответная беседа, рефлексия «Цветик – многоцветик».

Предварительная работа:

Разучивание элементов  различных видов перестроений: из полукруга в круг, их 4 колонн в круг, из 2 колонн в круг;  танцевальных элементов.

Упражнение-разминка “Паровозик”.

Упражнение «Лиса»

Упражнение «Кот». 

Упражнения «Пятка - носок».

Динамическая игра «Новоселье»

Динамическая игра «За грибами».

Повторение танцев:

  1. Тимка
  2. Я узнала маленький секрет
  3. Добрый мишка плюшевый
  4. Девочки – конфетки
  5. Без бабушки, не испечь оладушки
  6. Ручеек
  7. С игрушками
  8. Заиграй, гармошка
  9. Танец маленьких утят

Словарная работа:

Паровоз, чук-чук, пых-чу, прокачу, расстели, порожку, липового жбан, заспешили

Оборудование:

Демонстрационное: Мультимедийное устройство

Место проведения:

Музыкальный зал МАДОУ.

Ход занятия: 

Ведущая:

Вольнолюбивые мокшане и эрзяне жили на берегах Мокши и Суры. По легенде, когда нависла беда над землею мордовскую, когда стали топтать ее полчища нагайцев, от неволи своих соплеменников спас богатырь Сияжар.

Он обратился к русским воинам со словами, которые прозвучали, как клятва на долгие века:

Мы пойдем всегда бок о бок с вами

Через реки бурные - мы с вами,

Сквозь огонь бушующий - мы с вами.

Ведущая:

И предсказание мордовского богатыря сбылось. Вот уже много веков

подряд идут рядом разные народы, подставляя друг другу плечо в трудные тяжелые годины, одолевая врагов и устремляясь к мирной и счастливой жизни. Поистине

У всех народов

Корни перевиты-

Глубока их память,

Дружба велика

Во многих ваших семьях   родители, или бабушки, дедушки - мордва, и вам близка мордовская речь. Это верно?

Ведущая 2:

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Крепко любит народ её. Много сложил о ней пословиц и поговорок:

Дети поочередно:

1.Родина любимая, что мать родная.

2. Если дружба велика, будет родина крепка.

3.На чужой стороне, что соловей без песни.

4. Жить – Родине служить.

5. Люблю тебя моя Россия

Степей задумчивую грусть.

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом «РУСЬ»

Ведущая :

Наши песни всюду славятся,

Наши танцы любят все.

Выйдет мордовская красавица

Да пройдет во всей красе.

Ведущая : Мордовский край богат народными умельцами, ремесленниками. Кто не знает матрешек из Гавриловки, деревянных игрушек из Подлесной Тавлы, керамику из Рузаевки.

- Где родился, там и пригодился.

Читают дети:

1. Крик гусиный у амбара, на колу висит горшок,

И лежит село большое на скрещении дорог.

А село то не простое, знаменитое село:

Что не дом, то мастерская. Не забыто ремесло!

Как тут валенки валяют! Каждый тут мастеровой.

В день базарный тут недаром, как в толкучке городской!

2. Во Франции, в Италии,

В Америке – везде

Ложки деревянные

В большой, большой цене.

Народные  умельцы те чудеса творят,

О деревянных ложках

Повсюду говорят.

Ведущая:

Вот уже тысячу лет идут рядом русские и мордва, подставляя друг другу плечо в трудные тяжелые времена, одолевая врагов и устремляясь к мирной и счастливой жизни.

Пусть же   крепнут дружеские звенья, составляющие единство народов России и Мордовии!

Ведущая:

В Мордовии живут такие люди!

С ними и на праздник, и на труд!

Так пусть же каждый час твой светел будет

Во все века, которые грядут!

Рефлексия:  «Цветик - многоцветик»

Педагог: 

Вам было интересно на занятии? (Да)

Вам было трудно  выполнять упражнения? (Нет)

У вас  получилось хорошо станцевать все движения? (Да)

Вы смогли выполнить все упражнения и танцы очень хорошо? (Да)

Вам понравилось на занятии? (Да)

Как вы думаете, нашим гостям понравилось занятие? (Да)

Затем педагог предлагает детям выбрать для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения, а  затем все лепестки собрать в общий цветик – многоцветик.

МР:  Прошу вас построиться на поклон. (Поклон) 

Дети выходят из зала под музыку.

Литература:

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 3- е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2012;
  2. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Пособие для муз. руководителей детских садов. М.: 2004 г.
  3. Коренева Т.Ф. В мире музыкальной драматургии: Методическое пособие по ритмике. М.: 1996 г.
  4. Барабаш Л.Н. Хореография для самых маленьких / Л.Н. Барабаш. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2002. – 108 с.
  5. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. – 220 с.
  6.  Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов. – М.: Гном-пресс, 2000. – 64 с.
  7. Музыкальная ритмика: Учебно-методическое пособие / Т.А. Затямина, Л.В. Стрепетова – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 112 с. – (Уроки мастерства).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой мордовского народа .

- систематизировать и закреплять имеющие знания у детей об истории и традициях мордовского народа;- расширить представления дошкольников о предметах быта мордвы; - закреплять правильное произношение г...

Представление собственного инновационного опыта "Ознакомление дошкольников с природой родного края через культуру мордовского народа"

Представление собственного инновационного опыта "Ознакомление дошкольников с природой родного края через культуру мордовского народа"...

«Ознакомление детей с культурой мордовского народа при изучении мокшанского языка»

«Ознакомление детей с культурой мордовского народа при изучении мокшанского языка»...

«Ознакомление дошкольников с историей и культурой мордовского народа»

Программное содержание НОД: закрепить и обобщить знания детей о Мордовии, дать представление о том, что такое малая Родина, учить поддерживать беседу на определённую тему, обобщить элементарные предст...

Конспект ООД по познавательному развитию «Культура мордовского народа»

вариативная часть (национально-культурное содержание)...

Пословицы и поговорки как средство приобщения дошкольников к национальной культуре мордовского народа

Пословицы и поговорки как средство приобщения дошкольников к национальной культуре мордовского народа...