Конспекты ОД по Кубановедению
методическая разработка на тему

Мамедова Наталья Павловна

Познакомить детей с историей Краснодарского края, кубанскими традициями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             

Конспект занятия

«Знакомство   с хатой                                 казака».

Программное содержание.

Развивать представление детей о жилище – хате, ее интерьере. Закрепить название и назначение предметов быта: лавка, люлька, печь, сундук, прялка, лампа, самовар, ухват. Воспитывать желание знакомиться с жизнью кубанских казаков.

Материал: интерьер казачьей хаты, куклы в кубанских костюмах (девочка и мальчик), яблоки по количеству детей.

Ход занятия.

 - Путешествие в казачью хату.

 - Куклы в кубанских костюмах «Маруся и Грицко» приглашают детей в свою хату.

 - Дети входят, рассаживаются по лавкам.

 - Рассматривание предметов быта, беседа об их назначении.

 - Рассказ «Грицко» о незнакомых вещах.

 - «Маруся» угощает детей яблоками.

     

                                     Конспект занятия

«Рассматривание кукол в кубанских костюмах»

 Программное содержание.

Познакомить детей с кубанской одеждой. Учить правильно называть одежду, ее цвет и назначение. Вызвать у детей интерес к куклам. Воспитывать умение слушать, развивать память.

Материал: куклы в кубанских костюмах  (девочка и мальчик), детские казачьи  костюмы, аудиокассета с записью кубанских песен.

Ход занят

  - Звучит кубанская  музыка.

-Воспитатель вносит кукол в кубанских костюмах, предлагает детям дать им имена.

-Рассматривают костюмы, называют их части (кофта, юбка, фартук, лента, бешмет, черкеска, шаровары, рубаха, кубанка, сапоги), любуются их красотой.

-Одевание детей по их желанию в кубанские костюмы с целью закрепления их названия.

-Свободные танцевальные движения под кубанскую музыку.

       

     

  Конспект занятия по теме

«Беседа о городе Краснодаре»

Программное содержание.

Продолжать знакомить детей с развитием современного города, его достопримечательностями. Воспитывать любовь к родному городу.

        Материал: набор открыток, иллюстрации из книги «Мой город».

Ход занятия

  • Чтение стихотворения о городе Краснодаре.
  • Вопросы к детям по его содержанию.
  • Рассказ воспитателя о городе с показом открыток и иллюстраций.
  • Вопросы к детям:

- Как называется центральная улица города Краснодара?

- Какие памятники архитектуры расположены на этой улице?

- Какие театры, гостиницы?

  • Рассказ воспитателя об улице Красной.
  • Вопросы к детям:

- Какие районы есть в городе Краснодаре?

- Чем украшены берега реки Кубань?

- Какие водоемы в городе вы знаете?

  • Рассказ воспитателя о водоемах, украшающих наш город.
  • Игра-аттракцион «Юные яхтсмены».

                                           

                                              

                                     Занятие по теме

«Кубань – земля такая».

Программное содержание.

Знакомить детей с творчеством кубанского поэта К.Обойщикова, воспевающего нашу малую родину. Воспитывать чувство гордости, патриотизма, желание приумножать богатства Кубани.

        Материал: книги «Краснодарский край», «Берегите землю, мальчики».

Ход занятия.

  • Познакомить детей с биографией К.Обойщикова.
  • Чтение стихотворения.
  • Рассматривание иллюстраций из книг «Краснодарский край», «Берегите землю, мальчики».
  • Вопросы к детям:
  • Как автор описывает природу Кубани утром?
  • Почему у Кубани боевая и трудовая слава?
  • Чем встречает она гостей?
  • За что все любят нашу Кубань?
  • Повторное чтение стихотворения.

    Конспект занятия

по теме

«Знакомство с обитателями

Черного моря».

Программное содержание.

Знакомить с флорой и фауной Черного моря. Воспитывать любовь к природе, желание защищать ее.

        Материал: карта Краснодарского края, картинки на которых изображено море и его обитатели, звукозапись шума прибоя, репродукция картин И.Айвазовского.

Ход занятия.

  • Включается звукозапись шума прибоя.
  • Вопросы к детям:

- Что это за шум ?

- А вам хочется побывать на дне морском ?

  • Предложить детям закрыть глаза, произнести волшебное заклинание: «Крибле, крабле, бум!!!» и оказаться на дне морском.
  • Появляется Нептун (ребенок в костюме), пугает детей, задает вопросы о Черном море:

- Почему море называется Черным?

- Что можно сказать о воде Черного моря?

- Что вы знаете о растительном мире моря?

- Как используются водоросли, в каких отраслях хозяйства?

- Назовите рыб, обитающих в море которых вы знаете?

- Кто это? (дельфин – с показом картинки)

- Кто может рассказать о дельфине?

  • Дети отвечают на вопросы, вспоминают легенды, события, факты.

Нептун еще задает вопросы:

- Почему рыбы имеют сверху темную окраску,  а снизу белую?

- Почему на морском берегу строят курорты?

- Какие города-курорты вы знаете?

- Почему Черное море никогда не замерзает?

  • Рассматривают картины И.Айвазовского, делятся впечатлениями.
  • Предложить сочинить сказки о Черном море.

Занятие по теме:

«Природа родного края».

Программное содержание.

Уточнить знания детей о животных и растениях наиболее распространенных в нашей местности. Закрепить знания детей о правилах поведения в природе. Развивать средствами изобразительной деятельности отношение к красоте природы.

        Материал: аудиокассета с записью песни Ю.Антонова «Не рвите цветы», картинки с изображением животных, птиц и растений, бумага, краски, карандаши.

Ход занятий

  • Чтение стихотворения К.Обойщикова «Мой край».
  • Беседа по содержанию стихотворения.
  • Загадывание загадок о деревьях, которые растут на участке.
  • Игра «Угадай растение» (классификация растений).
  • Прослушивание пластинки «Голоса птиц».
  • Короткая беседа о птицах.
  • Игра «Кто где живет?» (классификация птиц).
  • Загадывание загадок о животных.
  • Пословицы и поговорки о лесе.
  • Предложить детям стать художниками, отправиться на природу, чтобы нарисовать ее красоты.
  • По мере выполнения работ, беседа о красоте природы и ее охране в детских рисунках.
  • Слушание песни Ю.Антонова «Не рвите цветы».

                                           

Стихи кубанских поэтов

                                                                

                                                                К.Обойщиков

Хорошее слово – как влага в пустыне,

Как спичка, когда твоя кровь уже стынет,

Как мост над ущельем, спадающий круто,

Как это кольцо на чехле парашюта.

А слово плохое – как брошенный камень:

Его не догонишь, не схватишь руками.

Оно разбивает оконные рамы,

оно на гранату похожим бывает,

Оно убивает, людей убивает!

Упрячьте, забудьте жестокое слово,

Ищите хорошее снова и снова

И людям дарить не считайте за труд –

Они его вам непременно вернут!

                                                                

К.Обойщиков

Кубань – земля такая

Кубань – земля такая: лишь первый луч скользнет –

И поле оживет, и гром земной плывет,

И землю плуг срезает как масло круглый год

Здесь что-то засевают и что-то убирают

И что–нибудь цветет.

Кубань – земля такая: от края и до края две Дании войдет.

Омытая морями, укрытая лесами,

Пшеничными полями глядится в небеса.

А снежные вершины – как волна седин,

Как мудрость старины.

Кубань – земля такая: в ней слава боевая

и слава трудовая цементом скреплены

цветет в Новороссийске Священная земля.

И, словно обелиски застыли тополя.

Кубань – земля такая: от хлеба золотая, степная сторона

Гостей встречает и песни запевает,

И душу открывает, прозрачную до дна.

Казачка огневая, красива, молода.

Кубань – земля такая:

Однажды приласкает – полюбишь навсегда!

                                                                                 

В. Бакалдин

«На Кубани вырос я» (в сокращении)

На Кубани вырос я, мне родней, понятнее

Наши южные края: степи необъятные

Горы хлеба до небес, ветки вишен алые,

Если лес -  так южный лес черед перевалами.

И понятен мне прибой, дикий ли, задумчивый…

Разговор волны с волной я как стих заучивал.

                                        

                                                                

И. Варавва

На хуторе нашем вишневом

На хуторе  нашем вишневом у чистой Криничной воды

Девчата справляют обновы, к заре поднимают цветы.

И те степовые цветочки как щедрого молва,

Шитьем украшают сорочки подолы, рубах рукава.

                                                                

                                                        

Пословицы и поговорки Кубани

Много языком робыть – без гроша в кармане быть.

Ранняя птичка носык прочищае, а позня – очи продирае.

Где лодырь ходит, там земля не родит.

Спящему коту мышь в рот не прибежит.

И лес шумит дружней, когда деревьев много.

Не в усах казачья слава.

Голос, как у поросенка в мороз.

На что нам гроши, коль мы сами хороши.

Люби дома, что захочешь, в людях – что дают.

Дурне, як сало биз хлиба.

Где растяпа да тетеря, там не прибыль, а потеря.

Ничего не найдэшь: ни осей, ни колесей.

Що прыдержишь – потеряешь, що отдашь – прибавишь.

У страха глаза, что плошки, а ни видят, ни крошки.

На словах города бэрэ, а на деле жабы боится.

Не тот правей, кто сильней, а тот, кто честней.

Заплакала баба, что позапрошлый год на ярмарке кошель украли.

Вэлика хмарь, та малый дошь.

Нет в мире краше Родины нашей.

Хлиб, силь та вода – то казацька йида!

Терпи, казак – атаманом будешь.

Казацькаму роду нема переводу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по кубановедению «Родная Кубань и ее столица»

Знакомлю детей с историей возникновения столицы Кубаниее достопримечательностями историческим прошлым. Продолжаюзнакомить детей с развитием города в наши дни, егодостижениями и богатством. Воспитывают...

конспект занятия по кубановедению "Кубанские посиделки"

Програм. задачи: познакомить детей с обычаями кубанского народа;пробудить интерес к народному творчеству;развивать речь, память;воспитывать доброту, уважение к обычаям.Атрибуты: 3 клубка с нитками, на...

Конспект занятия по кубановедению в старшей группе по теме: "Традиции чаепития у разных народов мира."

Воспитывать уважение и интерес к людям разных национальностей,их культуре.Дать представления о традициях чаепития разных национальностей.Закреплять знания о родной странеАктивизировать в речи прилагат...

Конспект занятия по Кубановедению

Коспект занятия по Кубановедению...

Конспект занятия по кубановедению. Тема: «Родная станица – Медведовская (история возникновения)».

Конспект занятия по кубановедению. Тема:  «Родная станица – Медведовская (история возникновения)»....

Конспект занятия по кубановедению. Тема: «Быт кубанской семьи».

Конспект занятия по кубановедению. Тема:  «Быт кубанской семьи»....

Конспект занятия по кубановедению в подготовительной группе. «Красная книга родной станицы»

Задачи:Продолжать воспитывать любовь к природе и тем местам, где проживаешь;Воспитывать бережное отношение к природе (не оставлять мусор, не срывать без необходимости растения), бережное отношение к ж...