« Родной свой край люби и знай»
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Филимонова Екатерина

Ознакомление с родным городом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл « Родной свой край люби и знай»22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление с родным городом

как средство патриотического воспитания

« Родной свой край люби и знай»

       В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.

       Центральной идеей  воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности. Так К. Д. Ушинский отмечал, что «воспитание», если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Именно он ввел термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.

         В. А .Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

         Большой вклад в научное обоснование нравственно – патриотического воспитания дошкольников внесли Р. И. Жуковская, Н.В. Виноградова, Е.И. Радина и др. Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города ( а через него Отечества) , связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода, восприятия детьми мира предметов, формирования знаний о трудовой деятельности взрослых.

        Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе ( селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Любовь к Отчизне начинаются с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.

         В этой связи, как мне представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим,  природно – экологическим своеобразием родного региона, в нашем случае Донского.

        Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

         Центральным звеном социализации  - « процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является гуманистическое  воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности. На любовь к родителям, семье. месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. Накапливаемый при этом опыт касается как познания и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личности – ориентированной дидактики – принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия. В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом  станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром, эмоционально- практическим путем, т.е. через игру , предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности.

     В нравственно – патриотическом воспитании дошкольников на краеведческом материале необходимо учитывать следующее:

  1. Ознакомление дошкольников с родным городом должно  естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстроенный на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала;
  2. Введение материала в работу с детьми  с учетом принципа постепенного перехода от более ребенку, личностно значимого, к менее близкому;
  3. Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того. Что происходит вокруг, закладывает предпосылки развития способности ребенка вставать в «предметное отношение к собственной жизнедеятельности» и является необходимым условием развития его субъективности;
  4. Осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, т.е. выбор ими самими той деятельности, в  которой они  хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов. Изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охране природы и т.п.) ;
  5. Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Пасха, День города и др.), познакомиться с жителями Сальска – носителями социокультурных традиций в области ремесел, песни, танца и т.п.;
  6. Осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность;
  7. Создание такой развивающей среды в группе и в ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры  (Мини – музеи русского быта, предметы прикладного искусства, фольклор, музыка и др.), позволила бы удовлетворить потребность  в познании окружающего мира, преобразовании его по законам добра и красоты;
  8. Организация работы с родителями под девизом: «Их знания и любовь к Сальску должны передаваться детям».

При ознакомлении детей с родным городом нужно учитывать следующие принципы:

Принцип историзма. Реализуется  путем сохранения  хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим событиям: прошлое (давным – давно) и настоящее ( в наши дни).

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье. родному краю, Отечеству.

Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем, и т.д.

         Ознакомление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности. Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педпроцесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно -  этические, естественно – научные, художественно – эстетические и др.

          Одновременно при изучении той или иной темы позволяет детям разного возраста объединить их общими чувствами, переживаниями при проведении совместных утренников, вечеров досуга, выставок. При этом старшие могут поделиться с младшими опытом, подготовить материалы, необходимые как для их собственной деятельности, так и для занятий с малышами, сделать подарки для них и т. п. Так создаются детские сообщества.

           Самым сложным в работе по знакомству с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников. При этом необходимо помнить следующее:

          а) сопровождать рассказ наглядным материалом, фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.

           б ) обращаться к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активировать их внимание , вызвать стремление что – то узнать самостоятельно, попробовать о чем – то догадаться самому ( можно спросить: «Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Что оно может обозначать?

           в) не называть дат: они затрудняют восприятие материала. Использовать такие выражения : «Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими , как вы» или «Это было давным – давно, очень – очень давно, когда ваших мам, бабушек, дедушек еще не было на свете».

          Предлагаемая модель « Знакомство дошкольников с родным городом» позволяет увидеть этапы познания города ребенком, а также определять тематические блоки работы с детьми.

  1. Труд взрослых. 2. Отдых сальчан. 3. Природа Сальска. 4. Культура поведения в городе. 5. Защитники города. 6. Великие люди Сальска. 7. История города. 8. Достопримечательности Сальска.

При работе с предлагаемой моделью необходимо учитывать , что «круг тем» подвижен. Это означает интеграцию содержания тематических блоков с любым этапом познания города ребенком за счет рассмотрения дома, улицы, района, города с новых позиций. Так, с малышами дом может рассматриваться как место жизни или труда взрослых, а со старшими  - как место, связанное с жизнью известного человека, как исторический объект, памятник архитектуры. Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку – труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города, его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.

      Таким образом, построение образовательного процесса позволяет решать следующие задачи нравственно – патриотического воспитания дошкольников:

  1. Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Ростовской области.
  2. Развивать эмоционально – целостное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
  3. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
  4. Развивать бережное отношение к городу ( достопримечательности, культура, природа).
  5. Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельонсти.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной деятельности с родителями на тему:"Родной свой край люби и знай".

Работая с ребятами старшей группы по теме "Моя малая Родина"  поняла , что ребята плохо знают свой посёлок,свой родной край.Из бесед с детьми и родителями поняла , что их знания достаточно скудны...

конспект "Родной свой край люби и знай"

В конспекте говорится о том, как дети знакомятся с историей города Саратова. Учатся узнавать и называть достопримечательности города на иллюстрациях....

Проектная деятельность "Родной свой край, люби и знай"

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, з...

Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группы. Тема занятия: "Родной свой край люби и знай"

Конспект занятия по нравственному   воспитанию для детей старшей группыТема занятия: "Родной свой край люби и знай".Составила: педагог дополнительного образования Булатова И.Н.МАДОУ МО...

Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»

Данный материал направлен на знакомство  детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....