НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ «Семикаракорская Роспись». Подготовительная группа.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Гапонова Надежда Николаевна

Познакомить детей с изделиями декоративно-прикладного искусства родного края, ввести детей в гармоничный мир народной Донской культуры, дать представление о жизни людей в прошлом, погрузить в истоки современного декоративного искусства и бытового дизайна. Познакомить с  Семикаракорской росписью, обычаями и традициями Дона.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semikarakor.docx179.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 22

НОД  по познавательному развитию с использованием ИКТ «Семикаракорская Роспись».

Подготовительная группа.

 

                                   Разработала и провела:

                                              Воспитателя: Гапоновой Н.Н.

НОВОЧЕРКАССК 2018 год

Цель:

Познакомить детей с изделиями декоративно-прикладного искусства родного края, ввести детей в гармоничный мир народной Донской культуры, дать представление о жизни людей в прошлом, погрузить в истоки современного декоративного искусства и бытового дизайна.

  • Познакомить с  Семикаракорской росписью, обычаями и традициями Дона.

   Задачи:

  • Образовательные.

Познакомить с Донским народным промыслом, с предметами, которые     постоянно используются в доме – посудой : ее формой, декором, силуэтом; формировать умения создавать узоры, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении традиционных элементов и орнаментов Семикаракорский росписи; придумать свои узоры и изделия;

Учить рисовать на тарелке узоры из  растительных элементов: подсолнух, листочки, завитки по мотивам Семикаракорский росписи. Развивать технические умения - рисовать кончиком кисти, всей кистью, работать кистью в разных направлениях, наносить краску губкой.

  • Развивающие.
  • Развивать творческие способности и эстетический вкус  у детей.
  • Развивать познавательные способности у детей, развивать любознательность стремление узнать больше нового, интересного о своей мамой родине.
  •  Расширить кругозор детей о гончарном производстве.
  • Воспитательные.

Воспитывать любовь и уважение к традициям, культуре и искусству донских мастеров. Воспитывать патриотические чувства у детей, чувство гордости за свою малую родину. Воспитывать эстетическое отношение к предметам народного прикладного искусства.

Оборудование: Мультимедийная презентация «Семикаракорская керамика». Посуда с образцами Семикаракорский росписи, калька – трафарет.

Добрый день, дети дорогие! Хожу я  по земле русской, сказки да былины старинные собираю. А потом людям добрым рассказываю. Вижу я, и вы собрались сказки послушать, да?

Жила когда-то в маленьком русском селе красавица Аксинья. И была она рукодельницей необыкновенной - шелками вышивала разноцветными, золотыми, да серебряными нитями. И так нравилось ее рукоделие всем, что слава о ней разошлась по всей земле русской. И стали купцы заезжие переманивать Аксинью: «Поедем, краса-девица, в город! Будешь самой лучшей мастерицей! Будешь жить в богатстве, не зная нужды».

Засмеялась девушка: «А я и так мастерица, проживу, без вашего города! Любо мне мое село родное: речка наша, лесочек, березки, цветы полевые. А в городе, что видеть буду?» И так ее уговаривали, и эдак, но  осталась Аксинья в своем селе, верна своей малой Родине и своему жениху.

И был у нее друг любезный - Степан, казак удалой, чуб завитой. Был он великим мастером, лепил посуду глиняную. И так у него все ловко получалось, дело спорилось. Добрая Слава о нем по Руси шла!

 Должны были они на Покров пожениться. Да година пришла недобрая, война началась, ушел воевать милый друг! Проводила Аксинья Степана, посмотрела вслед отъезжающим казакам, а в руке держала   букет  цветов  полевых, что Степан подарил на прощанье. Вернулась в курень, поставила цветы в кувшин с водой, который вылепил сам Степан, и стала ждать своего суженого. Но месяц проходит за месяцем, а весточки все нет и нет. Вот и полевые цветы уже завяли - бессмертники, несмотря на название, поблекли и опали. И решила Аксинья  кувшин расписать красками яркими. Но что за диво! Расцвели вдруг на кувшине цветочки полевые, словно живые, будто глазки чьи-то глядят на нее, и утешить пытаются: "Не печалься, Аксиньюшка, все будет хорошо!"

А вскоре и суженый ее вернулся. Вышла Аксинья его встречать, подала ему кувшин с молоком. Выпил Степан молоко, усы вытер. Смотрит, а на кувшине цветы цветут! Что за чудо? «Вроде мой кувшин - и не мой. Вроде, мои цветы?» «Твои», отвечает Аксинья.  «Они мне ждать тебя помогали!" Так и расцвел промысел Аксиньи и Степана. Как символ бесконечной любви и верности, в казачьих  семьях стала появляться Семикаракорском посуда под названием  «Аксинья». Вот так у нас на Дону и появился свой народный промысел – Семикаракорский фаянс расписной. Собрал он все краски родного края, весь цвет донской земли.

Слайд №1

-Ребята, посмотрите на карту Ростовской области. Как назвывается город, в котором вы живете? Правильно. Новочеркасск. Он является столицей Донского казачества. Найдите свой  город на карте. А какие города Ростовской области вы знаете? Предполагаемые ответы детей.

Слайд №2

А вот здесь, (показывает на карте), в станице Семикаракорской  и появился народный промысел-Донской фаянс. Образ жизни казаков во многом определил развитие ремесел на Дону, в частности - изготовление посуды. Люди видели синее небо, парящих птиц, весенние цветы, бесконечное колыхание полевых подсолнухов.

Слайд №3

Ребята, посмотрите на этого донского мастера. Это гончар. Он занимается лепкой посуды. Дети, как вы думаете, из какого материала сделана эта посуда?

Дети. Посуда сделана из глины.

 Слайд №4-5.

-Да, основным материалом служила глина, ее добывали на большой глубине, строили гончарни для производства глиняной посуды. Глине придавали форму на гончарном станке - круге, который

приводился в движение при помощи ног, затем изделия сушили.

Слайд №6

Обратите внимание на кувшин, он тоже сделан из глины. Но чем он отличается от остальной посуды?

Слайд №7.Дети. Этот кувшин не украшен узором.

Верно. Донские мастера расписывали посуду узорами, поэтому она такая красивая и яркая.

 Слайд №8. Полюбуйтесь Семикаракорской посудой. Что вы еще видите?

Дети перечисляют предметы посуды: чайные и кофейные сервизы, тарелки, сахарницы, разделочные доски.

Обратите внимание на тарелку. Какими элементами росписи она украшена?

Дети. В центре тарелки нарисован подсолнух, а по краям листочки.

Верно. Подсолнушек-это главный элемент узора и его старались разместить в центре тарелки. Ребята, а вы хотели бы научиться расписывать посуду?

 Тогда я вас приглашаю в свою мастерскую.

ПРИЛОЖЕНИЕ.http://keramika-krasnodar.ru/wp-content/uploads/photo-gallery/9/3.jpg

http://images.myshared.ru/4/154617/slide_21.jpg

 

http://zvonoknaurok.ru/97/90.jpg