Конспект занятия о рыбах Ямала.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Журавлёва Людмила Михайловна

Занятие по развитию лексико - грамматического строя и связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_o_rybah_yamala.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Обитатели водных просторов Ямала».

Цель: расширить представление детей о рыбах. Познакомить с названиями рыб, внешними признаками, обобщающим словом «рыбы». Ввести в словарь существительные – названия рыб. Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику. Закрепить предлоги «ВОЗЛЕ», «НА», «ОТ», «В». Продолжать формирование звуко – буквенного анализа, связной речи, фонематического восприятия. Продолжать делить слова на слоги (одно - , двух - , трёхсложные слова).

Оборудование: картинки с изображением рыб.

Речевой материал: ряпушка, пелядь, муксун, пыжьян, тугун, омуль, нельма, налим, язь, таймень, голец, плавать, ловить, варить, жарить, рыбалка.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Послушайте стихотворение:

Есть на Ямале речка

Название ей Обь

Водится в ней рыба

Хороший здесь улов

Пойдём мы на рыбалку

Поймаем муксуна

И приготовим ужин для мамы и меня.

Ответьте на вопросы:

- Про какую речку говорится в стихотворении?

- Какая рыба обитает в реке Обь?

2. Артикуляционная гимнастика:

«Лопаточка». Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта. 

«Почистим зубы». Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх – вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

«Загнать мяч в ворота». Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями.

«Заборчик». Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке. Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

3. Игра «Вставь нужный предлог».

1) …. берега плавает налим.

2) …. удочку я поймала тугуна.

3) …. берега отплыл голец.

4) …. реке обитают пелядь, ряпушка.

4. Игра «Определите первый звук в словах».

Омуль, нельма, муксун, голец, налим.

5. Физкультминутка «Прогулка по берегу».

Берег реки настолько широк,

ходьба на месте

Вправо пойдешь, края не найдёшь,    

шаг вправо

Влево пойдешь, тоже не найдёшь,

шаг влево

Очень долго я гуляла, а потом совсем устала.      

ходьба на месте.

6. Игра «Раздели слова на слоги».

    Хлопни в ладоши столько раз, сколько слогов в этом слове.

Налим, ряпушка, язь, омуль, пелядь, нельма.

7. Пальчиковая гимнастика «Поход на рыбалку».

На рыбалку мы ходили

Много рыбы наловили

Я поймала – ряпушку,

Папа – тугуна,

Мама – омуля поймала,

Брат поймал большого муксуна.

Но, а младшая сестрёнка небольшого пыжьяна.

Вечером всей дружною семьёй мы отправились домой.

На каждое название рыбы загибать по одному пальцу, начиная с большого пальца.

8. Игра «Что можно приготовить из рыбы?». Закончи предложения.

Из налима можно приготовить ………………… (пирог).

Из муксуна можно приготовить ……………….. (строгонину, малосолку).

Из щурогайки я сварю ………………………….. (уху).

Из нельмы и омуля можно приготовить …………….. (котлеты).

9. Игра «Третий лишний». Определите, какое слово лишнее и почему?

Омуль, пескарь, пыжьян.

Налим, нельма, чебак.

10. Итог занятия.

- О чём мы сегодня говорили на занятии?

- Какая рыба встречается в реке Обь?

- Что нового вы узнали на занятии?

Спасибо всем за помощь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия Птицы Ямала.

Занятие по формированию лексико - грамматического строя и связной речи....

Конспект занятия Животные Ямала.

Занятие по формированию лексико - грамматического строя  и связной речи....

Конспект занятия Цветы Ямала.

Занятие по формированию лексико - грамматического строя и связной речи....

Конспект занятия Ягодные россыпи Ямала.

Занятие по формированию лексико - грамматического строя и связной речи....

Конспект занятия по познанию для детей старшего возраста " В гостях у хозяйки тундры Ямала"

Знакомить детей с жизнью диких животных в тундре осенью;  развивать интерес к диким животным; воспитывать любовь к живым существам....

Конспект занятия "Электрические рыбы"

Электричество бывает разным....

Конспект занятия ООД "Рыбы"

Конспект занятия ООД "Рыбы"...