Конспект непрерывной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» в части раздел Сценарий постановки кукольного театра на тему: «Про кота Бессмертного и Марью Еридьевну» по мотивам сказки симбирского сказочника Абрама Кузьмича Новопольцева
материал (средняя группа) на тему
Чтобы до каждого ребенка дошел смысл сказки, мало просто сказку прочесть и объяснить трудные слова. А вот когда воспитатель при помощи кукольного театра рассказывает сказку, то дети ее понимают, запоминают надолго. Предлагаю сценарий сказки "Про Кота Бессмертного и Марью Еридьевну" по мотивам симбирского сказочника Абрама Кузьмича Новопольцева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_skazki_pro_kota_bessmertnogo.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ Цильнинский детский сад «Терем-Теремок» МО «Цильнинский район»
КОНСПЕКТ
непрерывной образовательной деятельности
по ОО «Познавательное развитие» в части раздела «Ознакомление с социальным миром»
Сценарий постановки кукольного театра на тему: «Про кота Бессмертного и Марью Еридьевну» по мотивам сказки симбирского сказочника Абрама Кузьмича Новопольцева,
проведенного в музее дошкольной организации «Горница»
средний дошкольный возраст (4 - 5 лет)
Подготовил:
воспитатель высшей квалификационной категории
Торутанова Е.Е.
р.п Цильна
2018г.
Цель: познакомить детей с Симбирской сказкой, персонажами сказки посредством показа кукольного спектакля.
Образовательная задача: формировать представление об устном народном творчестве.
Развивающая задача: развивать умение сопереживать героям сказки.
Воспитательная задача: воспитывать любовь к народному творчеству и чтению.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, посещение комнаты сказок в ДОУ, просмотр мультфильмов, изготовление атрибутов, декораций к сказке.
Действующие лица (куклы):
Иван-царевич, Кот бессмертный, слова от автора – озвучивает 1 сказочница.
Царь, Марья Еридьевна, Сенная девушка, Собака, Ворона, Щука, Баба Яга – озвучивает 2 сказочница.
Декорации: стол, скатерть, дерево, голубая ткань (река), сундук, еда для Кота, избушка на курьих ножках. Иголочка, лук со стрелой, пузыречек с «живой» водой. Сказочницы-кукловоды одеты в русские народные костюмы.
Место проведения: комната сказок в музее ДОУ «Горница».
Воспитатель собирает детей на коврике.
Воспитатель: ребята, вы любите сказки? Какие сказки вам больше нравятся? (Выслушать детей). Сказки бывают народные и авторские. Что значит народная сказка? Авторская сказка? (Выслушать детей). Сказки которые были придуманы очень давно, что даже никто не помнит, кто их написал, называют народными. А если известен автор, то сказка называется авторская. Сегодня мы с вами посмотрим кукольный спектакль по сказке нашего соотечественника Симбирского сказочника Абрама Кузьмича Новопольцева. Хотите посмотреть? А смотреть спектакль мы будем в комнате сказок нашего музея «Горница». (Детей проводить в музей, рассадить на стульях. Выходят две сказочницы, одетые в русские народные костюмы).
Первая сказочница: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!
Вторая сказочница: Здравствуйте гости дорогие! Мы – сказочницы.
Первая сказочница: Я бабушка Варвара.
Вторая сказочница: А я бабушка Агафья
Первая сказочница: Мы знаем много интересного, необычного, неизвестного. А сегодня, вас пригласили в гости непросто так, мы хотим рассказать вам очень интересную сказку! Хотите послушать?
Ну, тогда ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно.
Мы расскажем вам историю
Очень замечательную!
Называется сказка «Про кота Бессмертного и Марью Еридьевну»
(Звучит музыка № 1.)
Вторая сказочница:
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться,
Наша сказка – впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Вместе: Скажем сказке: «Заходи!»
(Звучит фоновая р.н. музыка №2)
Сказочница: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь и был у него сын разьединственный – Иван-царевич. Вырос сын и надумал жениться. Только не мог найти он себе суженую.
Иван – Царевич: Батюшка, охота мне жениться, да не найду я для себя невесты!
Царь: Слышал я, что за тридевять земель, в десятом в дальнем царстве живет царская дочь Марья Еридьевна. Такая красавица, что не в сказке сказать, ни пером описать. Напиши ей письмо.
Сказочница: Так Иван и сделал. Посылает к ней письмо и просит ее за себя за муж. Марья Еридьевна от него письмо принимала и обратно ему письмо посылала, что замуж за него идти согласна, только вот очень далеко он живет. Пусть ждет ее Иван-царевич. Приедет она к нему вот в такой-то день и вот в такой – то час на берег моря, а Иван-царевич чтобы не спал, ее на бережку ждал.
Иван (ждет Марью Еридьевну у берега моря):
- Как долго время идет, голова у меня уже кружится, сон глаза смыкает. (Зевает)
Девушка сенная:
- Приляг, Иван – Царевич, я тебе волосы причешу, сон-тоску разгоню.
Сказочница: Иван прилег на бережок. Стала она его причесывать, Иван и задремал. А девушка эта давно была безответно влюблена в Ивана-царевича.
Девушка сенная:
- Ну, уж нет, не достанешься ты Марье Еридьевне! Будешь мне мужем! Вот воткну тебе в волосы булавочку волшебную и уснешь ты, Иван-царевич, словно мертвый.
Сказочница: Воткнула девушка ему в волосы иголочку, Иван уснул, словно умер. А в это время Марья Еридьевна приехала. Стали его будить, тормошить – Иван-царевич как мертвый спит. Вот Марья Еридьевна и в музыку играла, и своих сенных девушек плясать заставляла. Ивана-царевича за ноги, за руки брали, будили, толкали и вверх кидали. Он спит как мертвый.
Обиделась на Ивана Марья Еридьевна . Собралась и уехала. А сенная девушка булавочку из головушки вынимала, ото сна Ивана-царевича разбужала.
Иван (проснулся):
- А что, не была ли Марья Еридьевна?
Сенная девушка:
- Была, да назад уехала и больно на тебя осерчала – будто ты ее обманул.
Сказочница: Вернулся Иван-царевич домой, плачет – горюет. Хочет Марью Еридьевну найти, в ее царство пойти, хоть и далеко она живет, в нерусской земле. Приходит он к отцу во дворец на высокий крылец:
Иван: Батюшка! Благослови меня!
Царь: А что ты задумал, глупое дитя?
Иван: Да пойду, батюшка, Марью Еридьевну искать.
Царь: Ну, бог тебя благословит! Возьми хлеб на дорогу! Береги себя, сыночек!
Сказочница: Он богу помолился, с отцом простился, железные сапоги обул, а прочее в суму положил. И пошел добрый молодец.
Шел путем-дорогой. Долго ли, мало ли, долго ли, коротко ли шел, сапоги железные износил, хлеб весь съел. Дошел до избушки.
(Музыка № 3 Баба Яга)
Стоит избушка, на курьей ноге поворачивается. Иван-царевич и говорит:
Иван: Избушка, избушка! Встань ко мне передом, а к лесу задом!
Сказочница: Из избушки Баба Яга выскочила – нога костяная, нос железный огромный. Иван-царевич Богу помолился, Бабе Яге поклонился. Говорит ему Баба Яга:
Баба Яга: Что это у нас? Прежде русского духу слыхом не слыхано и видом не видано, а вот нынче русский дух сам явился. Иван-царевич, что ты делаешь: от дела лытаешь или больше себе дело пытаешь?
Иван: Эх, родимая бабушка, я от дела не лытаю, дела больше себе пытаю.
Баба Яга: Куда же ты идешь?
Иван: Да вот ищу Марью Еридьевну.
Баба Яга: Зачем она тебе?
Иван: Хочу на ней жениться.
Баба Яга: знаю, Иван-царевич, где Марья Еридьевна живет. Ну, очень трудно будет тебе ее найти и взять! Она вышла за Кота Бессмертного замуж.
Иван-царевич: Спасибо, тебе, бабушка.
Сказочница: Пошел Иван-царевич дальше. Идет путем-дорогой – стоит ель. На ели сидит ворона на гнезде, с маленькими воронятами. Вот Иван-царевич подошел к дереву и говорит:
Иван-царевич: Ворона, ворона, я тебя съем с воронятами!
Ворона: Не ешь меня, Иван-царевич! Я тебе пригожусь.
Иван-царевич: так и быть, ворона, не стану я тебя есть, живи.
Сказочница: Пошел дальше. Идет – лежит на дороге собака со щенятами. Он взял щенка и говорит:
Иван-царевич: Собака, я с голоду помираю, я тебя съем со щенятами.
Собака: Не ешь, Иван-царевич, я тебе еще пригожусь!
Сказочница: Иван-царевич не стал их есть и дальше пошел. Идет вдоль речки – у бережечка плавает щука со щурятами. Посмотрел на них Иван-царевич и говорит:
Иван-царевич: Я тебя, щука, поймаю и съем со щурятами!
Щука: Не ешь меня, Иван-царевич! Я тебе пригожусь!
Сказочница: И эту отпустил. Пошел дальше. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Пришел добрый молодец на край света и увидел в чистом поле преогромнейший дом, Марья Еридьевна живет со своим мужем Котом Бессмертным. Подошел Иван-царевич к дому, вошел в него – там Марья Еридьевна одна-единственная сидит, пошивает. Вдруг взглянула – увидела Ивана-царевича. Она больно обрадовалась, больше того испугалась. Бросилась ему на грудь, обняла и в сахарные уста поцеловала и горько заплакала.
Марья: Ах ты, милый мой, Иван-царевич! Как это ты сюда пришел? Или тебя черный ворон под крылом принес? Или тебя добрый конь во седле привез?
Иван: Я – добрый молодец сам пешком пришел.
Сказочница: Вот они сели и поплакали. Марья Еридьевна и говорит:
Марья: Тебе, Иван-царевич, живому не быть. Куда мне тебя деть? Вот Кот Бессмертный сейчас придет, тебя живым не выпустит. Придумала! Полезай в сундук! (спрятала Ивана)
(Музыка №4)
Сказочница: Явился Кот Бессмертный, подымает морду, ходит, да нюхает везде:
Кот: Что это, Марья Еридьевна, у тебя больно русским духом пахнет?
Марья: Кот Бессмертный, ты по вольному свету шатался, русского духа нанюхался.
Сказочница: Кот Бессмертный не обратил внимание на ее слова, все нюхал, искал. Подошел к сундуку и говорит:
Кот: Что у тебя тут? Отпирай!
Сказочница: Открыла сундук Марья Еридьевна. Взял он Ивана-царевича, вывел из дому в чистое поле, изодрал Ивана и бросил мертвого. Как только ушел Кот Бессмертный, откуда ни возьмись, прибежала собака. Спрыснула она Ивана-царевича живой водицей – он встал, встряхнулся, сказал:
Ива: Как долго я спал!
Собака: Да, кабы не я, ты бы вечно спал.
Иван: Спасибо тебе! Пойду к Марье Еридьевне.
Сказочница: Пришел к ней – Кота Бессмертного нет – ушел по вольному свету гулять. Увидала Ивана-царевича Марья Еридьевна, обрадовалась:
Марья: Что это такое? Как ты жив остался?
Иван-царевич: Ты напои мужа, накорми до сыта да расспроси, где у него смерть, а я пока уйду в чистое поле.
Сказочница: Вот он ушел, приходит Кот Бессмертный домой и простит:
Кот: Дай мне, Марья Еридьевна, испить да поесть!
Сказочница: Она его до сыта накормила, напоила. Наелся
Кот Бессмертный и улегся спать. А она и спрашивает его:
Марья: Кот Бессмертный, а где у тебя смерть?
Сказочница:: Он и говорит ей:
Кот Бессмертный:
- А зачем тебе?
Марья: Да я помолюсь, чтобы ты здоров был.
Кот Бессмертный:
- Моя смерть, Марья Еридьевна, в чистом поле, в широком раздолье. Там стоит ель, под елью зарыт сундук, в сундуке – утка, а в утке – яйцо, в яйце – моя смерть. Если кто яйцо достанет и разобьет, тогда я умру.
Марья Еридьевна:
- Ложись, Котик спать.
Сказочница: Выслушала Марья Еридьевна Кота, уложила спать. А сама к Ивану – Царевичу. И рассказала ему, где находится смерть Кота Бессмертного.
Иван-царевич пошел в чисто поле в широкое раздолье и нашел ель. Стал рыть и копать, смерти Кота Бессмертного искать. А кот перестал по вольному свету гулять, стал на постели лежать. Жалуется он Марье Еридьевне:
Кот Бессмертный:
- Кто-то мою смерть трогает: очень мне тяжело!
Сказочница: Дорылся Иван-царевич до сундука – Кот сильно заболел и говорит:
Кот Бессмертный:
- Ах, да кто-то мою смерть трогает! Плохо мне!
Сказочница: Открыл Иван-царевич сундук – уточка из него и улетела. Коту Бессмертному полегче стало. Откуда ни возьмись – прилетела ворона. Уточку схватила, к Ивану-царевичу потащила. Опять Коту Бессмертному стало тяжело. Иван-царевич уточку взял, яйцо из нее вынимал. Кот Бессмертный совсем помирает. Вынул Иван-царевич яйцо, а оно в речку соскользнуло и утонуло. Заплакал Иван-царевич.
Иван-царевич: Что же я наделал? Не достать мне теперь яйца из речки.
Сказочница: Откуда ни возьмись, приплыла щука. А в пасти – яйцо. Подала яйцо, Иван-царевич яйцо взял, к Марье Еридьевне в дом пошел. Яичко в доме разбил.
(Музыка №5)
Кот Бессмертный смерть получил.
(Музыка №6)
И так Марья Еридьевна обрадовалась, на шею Ивану-царевичу бросилась.
Марья: спасибо, тебе Иван-царевич! Спас ты меня от Кота Бессмертного! Теперь я навсегда твоей буду!
Сказочница: Поехали они в его царство. Приехали к отцу. (Надеть кукле фату) Веселым пирком да за свадебку. Стали пить, гулять, веселиться. Прочие пили ковшом, а я решетом: по бороде-то текло, да в рот не попало.
Понравилась вам, ребятки, сказка? (Ответы детей). Как называлась сказка? Это русская народная сказка или авторская? Кто ее написал? (Ответы детей).
Да, это сказка Симбирского сказочника Абрама Кузьмича Новопольцева. Кто вам понравился в этой сказке? Почему? А кто был отрицательным героем? Что можно про него сказать? (Ответы детей). В каких русских народных сказках встречается Иван-царевич? Баба Яга? (Ответы детей).
Молодцы ребята, внимательно слушали сказку. А хотите поиграть этими куклами? (Предложить обыграть одну из понравившихся сцен самостоятельно. Дети обыгрывают отрывок из сказки).
Ну, а теперь пора возвращаться в группу.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности детей по познавательному развитию старшей группы на тему: «Зоопарк»
Цель:Закрепление количественного и порядкового счёта в пределах 8....
Конспект непрерывной образовательной деятельности детей по познавательному развитию старшей группы на тему: «Волшебные свойства снега»
Цель:Сформировать у детей интерес к познавательно –исследовательской деятельности;уточнить и обобщить знания детей о свойствах снега через опыты, эксперименты....
Конспект непрерывной образовательной деятельности детей по познавательному развитию в средней группе на тему: «День города Санкт-Петербурга. Символы города».
Цель:Развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по области: «Познавательное развитие» для детей средней группы (4-5 лет) Тема: «Путешествие в звездную страну» с использованием современной образовательной технологии «Игровая деятельность»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по области: «Познавательное развитие» для детей средней группы (4-5 лет)Тема: «Путешествие в звездную страну» с использованием...
Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности в области познавательного развития с детьми старшей группы компенсирующей направленности На тему: «Весна. Признаки весны» с использованием ИКТ, оздоровительной и игровой технологий
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности в области позновательного развития с детьми старшей группы компенсирующей направленности. На тему: "Весна. Признаки весны". И...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию познавательного развития для старшего возраста на тему : «Нева — труженица, поилица, кормилица и просто красавица!»
Цель:познакомить детей с главной рекой нашего города – Невой. Задачи:1) показать красоту Невы.2) Объяснить, почему Неву называют красавицей, труженицей, кормилицей, поилицей.3) Вызвать...
Конспект непрерывной образовательной деятельности (НОД) по «Познавательному развитию» для детей средней группы (с 4 до 5 лет) Тема: «Домашние животные»
Конспект непрерывной образовательной деятельности (НОД) по «Познавательному развитию» для детей средней группы (с 4 до 5 лет) Тема: «Домашние животные»...