Конспект "Знакомство с историей появления кубанского казачества"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Чернова Мария Юрьевна

Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о  жизни и быте первых переселенцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_konkurs.docx22.83 КБ
Файл prezentatsiya_istoriya_kazachestva.pptx2.04 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 7

муниципального образования Усть - Лабинский район

Конспект  в подготовительной к школе группе «Знакомство с историей появления кубанского казачества» с применением ИКТ (слайд- презентация «История появления  казачества»).

Подготовил:

 воспитатель

Чернова М. Ю.

2019 г.

Цель:

-Дать знания детям о родном крае, об истории возникновения, ознакомить с именами тех, кто прославил край;

-воспитывать у детей гражданские чувства, чувство любви к Родине, родному краю, к казакам; интерес к прошлому и настоящему.

Программные задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о  жизни и быте первых переселенцев.

Развивающие:

Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью кубанских казаков.

Воспитательные:

 Воспитывать уважение к старшему поколению. 

Предварительная работа:

Рассматривание картин, иллюстраций  «Жизнь первых переселенцев на Кубани».

Материалы: диск с записью кубанской песни, слайды «История появления казачества», иллюстрации, колесо, макеты крепости, хаты, шапки- кубанки.

Интегрируемые образовательные области: познание, коммуникация, здоровье.

Ход:

1. Введение в проблемную ситуации:

Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть малая Родина, где он родился и живет. Как называется край, в котором вы живете?

Дети: Краснодарский край.

Воспитатель: Правильно, мы живем в Краснодарском крае. Краснодарский край ласково называют Кубанью. Это название произошло от главной реки – Кубань. Сегодня я хочу рассказать вам об истории возникновения Кубани, а для этого мы с вами отправимся в увлекательное путешествие.

Звучит кубанская народная песня.

2. Рассматривание:

Под музыку дети подходят к кубанскому уголку,  рассматривают макеты крепости, хаты, иллюстрации.

3. Актуализация знаний:

 Слайд 1

 Воспитатель: Ребята, в начале нашего  путешествия вы слышали звуки музыки, звучала  красивая песня. А вы знаете, чья это песня, кто её сложил?
Дети: Это казачья песня. Её сочинили и поют казаки.
Воспитатель: А кто еще поет  казачьи песни?
Дети: Народ.
Воспитатель: Правильно, дети. Посмотрите, у меня в руках колесо, это не просто колесо, а колесо времени. Если я его поверну вправо – время пойдет вперед, а если влево, то назад, в прошлое. Сегодня мы вернемся на некоторое время  в далекое прошлое Кубани, 200 лет назад. Скажите, а вы знаете что означает слово  «казак»?
Дети: «Казак» –  означает «вольный человек».

 4. Сообщение новых знаний:

Воспитатель: Так называли свободных людей,  которые  прибыли на Кубань охранять  границы  от неприятелей  и были на службе у царицы Екатерины II.

После войны с Турцией река Кубань стала границей, и вся правобережная часть кубанского края вошла в состав России.

 Слайд 2, 3

Для того чтобы обеспечить надежную охрану южной границы русского государства, было решено поселить на правом берегу Кубани черноморских казаков. Войсковому судье Головатому удалось получить высочайшую Жалованную грамоту  Императрицы Екатерины  II. о пожаловании Черноморскому казачьему войску «в вечное владение состоящий в области Таврической остров Фанагорию со всей землей, лежащей на правой стороне Кубани, от устья ее к Усть-Лабинскому редуту, чтобы с одной стороны река Кубань, а с другой Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли». В обязанность войску вменялись «бдение и стража пограничная».

Воспитатель: А какое знакомое название города вы сейчас услышали?

Дети: Усть-Лабинск.

Воспитатель: Верно. Когда- то Усть-Лабинск был крепостью с хорошими укреплениями для защиты границы от врагов. В наше время от неё остались только руины (показ иллюстраций). Как вы думаете, почему и  для чего царица подарила казакам землю?

 Слайд 4, 5, 6

Дети: за верную службу и для охраны южных границ.

 Слайд 7, 8

Воспитатель:  А возглавил казачье войско и первым отправился в путь для освоения новых земель Атаман Захария Чепега. (показ портрета) И сказал Атаман казакам «Здесь граду быть». Слово «град»  означает город. Так казаки начали строить город.  Они начертили план города и преступили к строительству города. Казаки начали вырубать камыши, засыпать болота. На высоком берегу Кубани построили крепость, а вокруг укрепления.  Город назвали  Екатеринодар. Он был так назван в честь царицы, подарившей  эти земли казакам. Так и стали обживаться казаки на Кубани. 

Воспитатель: Ребята, а кто-нибудь знает, как теперь называется этот город?

Дети: Краснодар.                                                         

Воспитатель:   Как казаки начали строить город?
Дети:  Казаки начали вырубать камыши, засыпать болота, на высоком берегу Кубани построили крепость, а вокруг укрепления (показывают на макете).

5. Чтение художественной литературы:

Воспитатель:   Послушайте стихотворения, которые написал И.Варавва

- «Люблю тебя, мой солнечный простор,
Мое неповторимое сказанье:
Размашистые станы синих гор,
Седая даль желтеющей Кубани.
Под камышовой крышей вырос я,
Собрав пути ушедших поколений.
И нет мне в жизни этой забытья,
От дум твоих, от песен и волнений»


- «Здесь границу держать,
Защищать от врагов.
И пшеницу сажать,
И растить казаков».
Я прочитала вам  стихотворения Ивана Вараввы  для того, чтобы вы поняли, что казаки поселились на этих землях прочно и уже не собирались отсюда уходить, это была их земля, их дом, их Родина.

 Сначала они обозначили главную улицу, а затем начали строить хаты, торговые лавки, ремесленные мастерские. Как вы думаете, из какого материала строили хаты?

 Слайд 9
Дети: Хаты строили из камыша, глины, соломы.
Воспитатель: Чем покрывали крышу?
Дети: Крышу покрывали соломой или камышом.
Воспитатель:  Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень  много.  Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не падал, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво.

Так и стали казаки  жить на Кубани.  А чем занимались казаки в свободное от военной службы время?

 Слайд 10
Дети: Они сажали  сады, сеяли хлеб, разводили скот.
Воспитатель:  Но самым главным занятием для казаков было все таки охранять южные границы России от врагов. Казаки были людьми смелыми, сильными, храбрыми, умелыми. Они умели, и воевать, и трудиться, и отдыхать. Вот и мы  сейчас немного отдохнем и поиграем в игру

Игра «Кубанка – шапка казака»

Ребята делятся на равные две команды. Играющие по команде подбрасывают вверх шапку-кубанку. Надо попробовать ее во время падения одеть на голову или палку. Побеждает та команда, которая меньше уронит кубанок.
Воспитатель:  У нас ребята все ловкие, как казаки, проигравших нет, победила дружба.

 Слайд 11
Казаки были очень дружные, они не оставляли в беде друг друга. Вместе строили дома, затем устраивали общий праздник. Все, кто участвовал в строительстве,  вместе садились за стол, ели, пили, песни пели и танцевали.
Как огораживались хаты казаков?
 Дети: Хаты казаков огораживались плетнем. Его делали из камыша или из прутьев.
Воспитатель: Что находилось в каждом дворе?
Дети:  В каждом дворе находилась летняя печка и колодец. Еще во дворе держали коров, свиней, кур.

Воспитатель: Эти дворы назывались подворьем. Хаты свои казаки называли курени. Со временем этим словом стали называться целые поселения. А потом курени превратились в станицы.А как вы думаете на месте нашей станицы мог стоять курень?

Дети: Да мог, со временем он превратился в красивую, большую станицу Ладожскую.

Воспитатель: Когда закончились войны,  казакам стало не нужно нести каждодневную воинскую службу, и войсковой град Екатеринодар стал обычным городом, стал расти и развиваться.

6. Рефлексия:
 Ребята, сегодня вы отлично потрудились, рассказали и узнали много интересного. Интересное получилось у нас путешествие в прошлое. Пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее.  А когда вернемся, главное, чтобы вы не забывали о прошлом, уважали своих предков и еще больше стремились познать историю своего народа и любили свою Родину еще сильнее. Что было самым интересным для вас? Какие трудности возникали? Что запомнили?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История появления казачества Автор: воспитатель МБДОУ №7 Чернова М. Ю.

Слайд 2

Дар Екатерины

Слайд 4

После царского подарка началось переселение казаков на кубанскую землю.

Слайд 6

Всё впереди!

Слайд 7

Казаки- черноморцы, переселившись на Кубань, не только осваивали новые земли, но и охраняли их от закубанских горцев. Вдоль оборонительной линии вырастали новые станицы.

Слайд 8

Атаманы возглавившие казаков- переселенцев

Слайд 9

Освоение новых земель Казачье подворье

Слайд 10

Дети с детства учились военному искусству Будни казаков в спокойное время Одежда казаков

Слайд 11

Семья казака

Слайд 12

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Быт и традиции Кубанского казачества"

Цель занятия: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью,  бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа.Словарная работ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРАДИЦИИ И БЫТ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРАДИЦИИ И БЫТ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА» Цель: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развиват...

"Традиции и быт кубанского казачества"

 Цель: 1. Воспитывать любовь к малой Родине;2. Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества;3. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.Словарная работа: глэчик, м...

ПЛАН мероприятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей и бытом Кубанского казачества 2010-2011 учебный год

Вашему вниманию предлагается план по ознакомлению с историей и бытом кубанского казачества....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С БЫТОМ И ИСТОРИЕЙ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Данная статья посвящена проблемекоррекции речи детей с нарушениямизрения при  использовании  материала по ознакомлению детей с бытом иисторией кубанского казачества.Недоразвитие речи у ...

Мастер – класс Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с историей, культурой кубанского казачества его обычаями и традициями.

Цель: передача педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с историей, культурой кубанского казачества его обычаями и традициями....

«Формирование начального представления о кубанском казачестве в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества»

laquo;Формирование начального представления о кубанском казачестве в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества»...