Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Путешествие по сказкам"
план-конспект занятия (старшая группа)

Желтова Марина Юрьевна

Конспкт НОД "Путешествие по сказкам" предназначен для детей старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_skazkam.docx31.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие по сказкам»

Воспитатель: Желтова М.Ю.

2018г.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ».

Задачи.

Обучающие:

  • закрепить знание сказок и их названий;
  • упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, закрепить согласование частей речи в словосочетании;
  • закреплять умение составлять цепочку-рассказ, придумывать слова-рифмы;
  • продолжать учить  детей  составлять загадку с помощью опорной модели, сочинять сказку методом «каталога», в которой присутствует два героя положительный и отрицательный, имеющие свои цели.

Развивающие:

  • развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение;
  • развивать умение систематизировать, активизировать в речи детей антонимы-прилагательные.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается.

Предварительная работа: чтение сказок «Курочка Ряба», «Колобок» , «Репка», «Баба Яга», «Волшебное кольцо», «По щучьему веленью»,  «Морозко».

Материалы и оборудование: иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди» (дерево, под ним ложка), картинки с изображением грустной и весёлой царевны –лягушки, схема для составления загадки о лягушке, к ней картинки: лягушка прыгает, ныряет, плавает, мяч, лодка, рыбка; 2 набора кубиков для составления эпизода из сказки; книга «Чудесные русские сказки»; детали –пазлы для сбора «большого сердца доброты»; аудио запись песни «Если добрый ты».

Ход занятия.

 Воспитатель.

 Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся им.

Дети: Здравствуйте.

– Добрый день!- тебе сказали

– Добрый день!- ответил ты.

 Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Воспитатель.

- Ребята, что вы делали  вчера вечером, когда пришли домой из детского сада?

Воспитатель слушает детей.

Воспитатель.

-Я весь вечер читала книгу «Чудесные русские сказки».

 Мне так хочется рассказать одну из сказок. Хотите послушать? Спасибо!

Присядьте и слушайте.

Воспитатель рассказывает «Салат из сказок».

-Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: «Испеки мне, баба, колобок, а я пойду на речку, рыбку половлю». Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку. Катится репка по дорожке, а навстречу ей избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: «Настенька, я тебя съем». А она отвечает: «Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню!» Только скажи: «По щучьему веленью, по моему хотенью». Желание исполнилось:  поутру проснулся Мартын в расписных палатах. До сих пор он со своей матерью  в своём дворце живёт, хлеб жуёт. Вот и сказке конец. А кто слушал молодец!

Воспитатель: Понравилась вам сказка? А вы её узнали?

Дети.

-Нет, не узнали.

Воспитатель.

-Ну что же это я все сказки вместе собрала, как салат в тарелке.

-Напомните мне, пожалуйста, каких героев я поместила в новую сказку?

Дети.

-В сказку вы  поместили деда и бабку, курочку Рябу, бабу  Ягу, щуку,  Настеньку, Мартына.

Воспитатель.

Скажите, из каких известных вам сказок они пришли?

Дети 

Они пришли из сказок «Курочка Ряба», «Колобок»,  «Репка», «Баба Яга», «Волшебное кольцо», «По щучьему веленью»,  «Морозко».

Воспитатель.

- А вы любите сказки?

-Как вы думаете, что такое сказка?

Дети: Сказка - это волшебный мир.

Сказка – это чудо

Сказка – это занимательный рассказ, приключения

Воспитатель. Верно. Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой над злом.

А чему нас учат сказки?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель.

-Если вы так хорошо говорили, что такое сказка, то быстро догадаетесь, что я произнесу: присказку, зачин или концовку сказки?

•   Долго сказка сказывается, да не скоро дело делается.

•   Было это ни далеко, ни близко, ни высоко, ни низко, на той горе, где щелкала лиса орехи в дупле, где рыба - кит в лесу заблудилась, вот тогда все это приключилось.

•   Тут и сказке всей конец, кто дослушал ее - молодец!

•   На море - океане, на острове Буяне...

•   И я на том пиру был, мед - пиво пил, по усам текло, да в рот не попало.

•   Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается

Воспитатель.

-  Вот потому я и люблю сказки, что и зачин, и присказки, и концовки, такие яркие и необычные. Часто мысленно  путешествую по сказкам. Хотите вместе со мной мысленно перенестись в страну сказок?

Дети.

-Хотим.

Воспитатель.

-Мне очень приятно, что вы разделяете моё желание. Но у меня есть одно условие. Надо назвать сказку, в которой есть число.

(Возможные варианты ответов детей).

- Три медведя

-Три толстяка

- Волк и семеро козлят

- Белоснежка и семь гномов

- Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

- Три поросёнка

- Два жадных медвежонка

- Двенадцать месяцев

-Двое из сумы.

Воспитатель. 

Закройте глаза, мы сейчас мысленно перенесёмся в страну сказок

(звучит музыка «В мире много сказок»).

Восп. Друзья мои, смотрите, лес волшебный перед нами, тишина кругом стоит. А как вы думаете, какие звери живут в волшебном лесу?

Ответы детей: медведь, заяц, лиса, волк.

Восп. Загадаю вам загадку

На овчарку он похож, что не зуб то острый нож,

Он бежит оскалив пасть, на овцу готов напасть. (волк)

- Какой в сказках бывает волк?

Ответы детей: 

Злой, зубастый, голодный, глупый.

Воспитатель.

-Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок.  Среди них есть сказки, в которых волк является главным  героем. Знаете такие сказки? Назовите их.

Варианты ответов детей.

- Лисичка- сестричка и серый волк

- Иван царевич и серый волк

- Волк и семеро козлят

- Колобок

- Теремок

- Рукавичка

- Красная шапочка

Восп. Мы с вами знаем, что сказочные герои, в том числе и волк, обладают разными чертами характера, настроение у них бывает тоже разное. Давайте поиграем в игру, которая называется «Наоборот». Для игры возьму  волшебную палочку. Я буду дотрагиваться палочкой до ваших ладошек, и называть какое-нибудь слово, а вы должны назвать слово с противоположным значением.

Добрый – злой

Трудолюбивый – ленивый

Вежливый  грубый

Грустный – весёлый

Радостный – печальный

Сытый – голодный

Трусливый – храбрый

Вредный – полезный

Щедрый – скупой

Молодцы, ребята, много слов разных знаете.

- Посмотрите, на полянку мы попали. Что там на полянке? Помогите разглядеть.

Дети.

-На поляне растет дерево.

Воспитатель.

-Из какой сказки это дерево?

Дети

- Это дерево из сказки  «Гуси – лебеди».

Воспитатель.

-Около яблоньки ложка  лежит. Давайте подумаем и составим цепочку - рассказ  о яблоньке и ложке. Я начну, а вы мне помогайте.

- В саду стояла яблонька, на которой

Ребёнок. Висели вкусные и спелые яблочки

- яблочки были спелые и поэтому сами

Ребёнок. Сами падали на землю

- так, как яблочки падали, бабушка

Ребёнок. Бабушка их собирала.

Собрав яблоки, чтобы они не испортились бабушка

Ребёнок. Варила вкусное варенье.

Варенье было вкусное, поэтому

Ребёнок. Внуки ели его прямо ложками

Восп. Молодцы, ребята, хорошую  сказку составили.

А, что там ещё под яблонькой лежит?

Дети:

Под яблонькой  лежат кубики.

Воспитатель. 

- Кубики? Понятно! Яблоня предлагает собрать из кубиков эпизод из русской сказки.

Чтобы  быстрее узнать, что спрятано в кубиках, разделитесь на две команды - команду красных яблок и команду зеленых яблок. У каждой команды  набор кубиков. Чья команда быстрее соберет сказку и назовет ее героев, та и победит.

Физкультминутка.

Девочка по лесу шла,                 дети шагают на месте

И на домик набрела,                   соединяют руки над головой домиком

Видит, что хозяев нет.              Потянуться на носочках, головку вытянуть                       вперед

На столе стоит обед.                 Левую руку сжать в кулачок,

                                                    сверху положить правую ладонь)

Из трёх чашек похлебала,          показать, как кушают

В трёх постелях полежала.         Ладошки сложить вместе под щечку.

Полежала, полежала и прочь убежала   Дети бегут.

Воспитатель.

- Подождите, не спешите, наклонитесь, что – то там в траве блестит. Кто это, ребята?

Ответы детей: царевна-лягушка

Восп. Почему-то лягушка загрустила? Давайте придумаем слова-рифмы к слову лягушка и развеселим её

Ответы детей: лягушка-хлопушка, лягушка-подушка

Восп. Молодцы, ребята.

Наша царевна-лягушка всё равно грустная. Давайте составим загадку про царевну-лягушку с помощью модели.

Что делает

Кто или что делает так же?

Прыгает

Мяч

Ныряет

Утка

Плавает

Лодочка

Что прыгает так же, как лягушка? - мяч

Кто ныряет так же, как лягушка? - утка

Что плавает так же, как лягушка? - лодочка

Загадка: прыгает, но не мяч, ныряет, но не утка, плавает как лодочка?

Воспитатель.

- Молодцы, ребята, хорошую загадку составили. Но, царевна-лягушка всё равно грустная. Чтобы развеселить её,  давайте сочиним сказку. Сочинять сказку мы с вами будем как настоящие сказочники. (одеваем колпачки).

Давайте разделимся на две команды: команду девочек и команду мальчиков. Выберете посыльного. Это должен быть ребёнок у кого в одежде больше всего белого цвета. (Дети получают конверты, в которых находятся изображения героев будущих сказок) Вам необходимо придумать сказку по следующей модели: начало сказки – отлучка – встреча с врагом – неприятность – встреча с другом – получение героем волшебного дара – наказание – счастливый конец. Время на сочинение сказок - две минуты.

Ставит песочные часы.

Воспитатель.

Спрашивает у команд, понравились ли сказки .

-. Молодцы, ребята, хорошие  сказки составили. Посмотрите, лягушка улыбнулась, значит, ей понравились ваши сказки.

-Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!

- И чтобы добро действительно побеждало зло, я предлагаю собрать большое-большое сердце доброты.

Игра «Сердце доброты»

Дети собирают детали из бумаги, складывают их вместе, типа «пазлы», наклеивают, получается большое сердце.  Работа детей сопровождается аудио записью песни «Если добрый ты»

Воспитатель: Посмотрите, у нас теперь есть сердце доброты. Оно будет посылать нам свое тепло, желать добра и помогать  во всём. Приложите руки к груди и послушайте, как добро проникает в вас, входит в вашу грудь, в вашу душу. Поместите в свое сердце как можно больше добра, и вы всегда будете счастливы, потому что рядом с вами всегда будут верные и надежные друзья.

 Наше путешествие подошло к концу. Что вам особенно запомнилось? Теперь вы знаете, что есть чудесная страна сказок. А на память о нашем путешествии я подарю вам книгу со сказками. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Используемая литература

С.И. Гии. «Занятия по ТРИЗ в д/саду»

Нестеренко А.А. Страна загадок. Ростов-на-Дону, 1993г. -32с.

Русские сказки, сборник в обработке О.А. Богдановой, Ленинград, 1991г.

Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Изд.2,-Ульяновск,1991г.-92г.

Сидорчук Т.А. «воображаем, размышляем, творим»

Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/под ред. Б.Б. Финкенштейн-сп6.:Детство- ПРЕСС,2003г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме "Пересказ сказки В. Сутеева "Кораблик"

Конспект НОД в старшей группе по теме "Пересказ сказки В.Сутеева "Кораблик". Образовательная область - коммуникация....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в сказку».

Конспект непосредственно образовательной деятельности  в старшей группе  «Путешествие в сказку».Программные задачи:·        Развивать общее звучание ...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе на тему: Русская народная сказка «Хвосты»

ТЕМА: Русская народная сказка «Хвосты»Задачи: познакомить детей с русской народной сказкой (ЧХЛ)Учить осмысливать характеры персонажей (социализация),замечать изобразительно-выразительные средства, по...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: «Старые сказки на новый лад»

Познавательно-речевое развитие детей  на материале русских народных сказок с  использованием театрализованной деятельности....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Путешествие по сказкам»

Данное занятие проводится с целью развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности...