ООД "Храмы нашего города"
план-конспект занятия (старшая группа)

МАтерил рапсчитан для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_hramy_nashego_goroda_.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка занятия

по духовно-нравственному воспитанию

ООД «Храмы нашего города»

Курюмова Ольга Борисовна

МАДОУ детский сад № 11 «Пересвет»

г.Бор, Нижегородская область


Пояснительная записка    

В настоящее время одной из важных задач является развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа.

   В программе нового поколения «От рождения до года» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т. С.Комаровой, М.А. Васильевой в содержательном разделе образовательной области « Художественно – эстетического развития» (приобщение к искусству) стоят задачи об ознакомлении детей со спецификой храмовой архитектуры с опорой на региональные особенности местности, в которой живут дети.

               Ознакомительная беседа «Храмы нашего города».

                ООД проводится по подгруппам 12 – 13 человек.

  Цель: познакомить детей со спецификой храмовой архитектуры и интерьером храма. Развивать умения выделять сходство и различия архитектурных сооружений одинакового назначения. Воспитывать эстетический вкус.

  Средства: компьютер, сенсорная доска, слайды с изображением храмов нашего города (в честь Знамения божьей Матери, в честь Преподобного Сергия Радонежского), «чёрный ящик», колокольчик, аудиозапись колокольного звона, дидактические игры «Юный архитектор», «Юный художник», цветные карандаши, фломастеры.

  Методы и приёмы: ритуал приветствия, вопросы поискового характера, задание «Допиши буквы и прочти слово», рассказ педагога, показ слайдов, элемент игры « Что, где, когда?», «вхождение» в храм, дидактические игры.

Ожидаемые результаты:

- развитие первичных представлений о социокультурных ценностях нашего города;

- ознакомление со спецификой храмовой архитектуры, закрепление представлений о творческих профессиях – архитектора и художника;

- закрепление знаний в дидактических и художественно – творческих играх.

Ход ООД:

Ритуал приветствия «Собрались все дети в круг»

                                               Я твой друг и ты мой друг

                                               Вместе за руки возьмёмся

                                                И друг другу улыбнёмся».

      Издавна на Руси в память о великом событии принято было возводить Храм. Как вы думаете, ребята, люди каких профессий создают эти настоящие произведения искусства? (Выслушать ответы детей).

    Смотрите, наш компьютер хочет нам подсказать (на сенсорной доске появляется задание, написаны 2 слова – архитектор и художник «сломанными» буквами, в каждой букве не хватает одного элемента.)

   Ребята, наверное наш компьютер сломался и написал буквы не полностью. А не хотите ли вы  проявить смекалку, дополнить буквы и прочитать слова, узнать верно ли вы ответили? (Дети могут выполнять задание индивидуально на листах, потом воспитатель вызывает по одному ребёнку к сенсорной доске исправлять буквы, читающие дети произносят слова). Правильно, архитекторы, которые задумывали, как построить церковь, какие скульптуры возводить и конечно, художники, расписывающие церкви внутри и снаружи, писали иконы.

     Рядом с нашим детским садом находятся 2 замечательных, красивых храма: храм в честь Знамения Божьей Матери и храм в честь Преподобного Сергия Радонежского (показ слайдов). Многие годы они стояли разрушенные, а сейчас радуют прихожан своим великолепием. Храмы строили зодчие основательно, надолго и стремились украшать их по- особенному. Каков же этот храм? (Рассматривание слайда и ответы детей).

   Стоит куб – четвертик –основное здание храма, затем восьмерик, а потом барабан, а на нём уже главный купол. На, что он похож? (Ответы детей). По углам, на четыре стороны света купола поменьше, есть и большие, попробуйте сосчитать сколько их?(Ответы детей). Купола покрыты золотом. А какой интересной формы окна. Храм украшен колоннами, налепными узорами. А как вы думаете, ребята, почему стены храма окрашены в белый цвет, что он означает? (Ответы детей). Целесообразно вначале показать весь храм, а затем крупно те элементы, о которых рассказывают. А, что есть ещё у этого храма вы сможете узнать, если отгадаете, что лежит в «чёрном» ящике. А в нём находится инструмент, который всегда звучал на Руси, сопровождая людей и в радости и горе. Он помогал путникам найти дорогу, люди верили, что его звон способен отгонять «зло», лечить от болезней и отводить грозу. Ребята, вы догадались, что лежит в «чёрном» ящике? (Ответы детей). Правильно, колокольчик. Русь всегда славилась своими колокольными звонами. У храма звучащая колокольня становится гигантским музыкальным инструментом, который слышит весь город. (Можно включить аудиозапись звона колоколов).

   Колокольный звон приглашает нас в гости. Ребята, а вы хотите зайти в храм? Открываем дверь в притвор – «прихожая храма (показ слайдов), затем проходим собственно в храм – его среднюю часть. Как здесь красиво! Все стены и столбы украшены росписью. В красивых бронзовых канделябрах горят свечи. Перед нами иконостас, вобравший самые главные иконы храма. Иконостас украшен прекрасной резьбой. Одна из фресок (роспись на стене) изображает Богородицу с добрым и ласковым лицом. Она словно парит с младенцем на руках. Как у птицы раскинуты его руки, он тянется к людям. Покой и добро, такова идея этой росписи.

   Давайте ещё раз посмотрим, какой величавый, красивый наш храм. Он является историческим и культурным памятником, который охраняется государством.

   Ребята, мы сегодня говорили о храме, а как вы думаете, зачем люди ходят в него? (Ответы детей). Правильно, помолиться, но не только ещё и подумать о самом себе, своих поступках, пожелать добра, здоровья родным и близким.

   А не хотите ли и вы ненадолго побыть юными архитекторами и художниками? Детям предлагаются игры, задания по их выбору. Играть и рисовать ребята могут в любом удобном для них месте.

Варианты дидактических игр и заданий:

Д/и «Юный архитектор».

Цель: закрепить знания детей о специфике храмовой архитектуры.

Задание – построй храм. Детали могут иметь объёмные  и плоскостные формы.

Х-Т/и «Юный художник».

Цель: развитие умения выделять сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения.

Задание – сравнить и выявить сходства и различия храмов, раскрасить иллюстрации.

2 вариант –

Цель: развитие творческого воображения.

Задание – дополнить рисунок недостающими элементами храма, нарисовать свой храм.

  В процессе игр воспитатель задаёт косвенные и уточняющие вопросы.

В конце совместно с детьми рассматривают получившиеся рисунки, постройки и проводят анализ продуктивной деятельности, выражающейся в положительной форме.

Литература

  1. Н.А. Шестакова «Росток» - учебное пособие по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста – Челябинск, 1996
  2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 6, 2004:

Н. Султанова «Духовно-нравственное воспитание детей»,

Н.А. Курочкина «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства, музыки»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Дома в нашем городе Зеденограде"

Задачи данного занятия:Познакомить детей с разными типами домов (многоэтажными, одноэтажными), с особенностями жизни людей в городе Зеленограде, с городским бытом. Продолжать знакомить детей с професс...

"Дома в нашем городе Зеленограде "

занятие по познанию окружающего мира" Дома в нашем городе Зеленограде"...

ПЛОЩАДИ НАШЕГО ГОРОДА. Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.

Проект "Мой город Сант-Петербург" рассчитан на два года. В течении этого времени дошкольники знакомятся с достопримечательностями своего города не только с помощью видео и звуко записей, но и  по...

Петербургские львы.Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.

Конспект очередной игры, во время которой дошкольники знакомятся не только со скульптурами львов в Санкт-Петербурге, но и с именами скульпторов. Данная игра кроме задач воспитания решает задачи развит...

Центр нравственно-патриотического воспитания «Мир нашего города, мир нашей страны»

Центр нравственно-патриотического воспитания«Мир нашего города, мир нашей страны»...

Совместный познавательный проект к 75-летию Победы в ВОВ и 75-летию Синарского района города Каменска-Уральского «Улицы нашего города, названные в честь героев ВОВ. Улица Абрамова»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Современные дети мало что знают о своём родном городе, о событиях, которые происходили в нашей ...

Конспект занятия по ознакомлению детей с реками нашего края: «Реки нашего города».

Конспект занятия по ознакомлению детей с реками нашего края:«Реки нашего города»....