Конспект непосредственно образовательной деятельности. Интеллектуальный квест для детей старшего дошкольного возраста «Мое родное Оренбуржье»
план-конспект занятия (старшая группа)

Сираева Лолита Саидовна

Целью разработки данного конспекта является развитие интегративных качеств воспитанников в процессе приобщения к истории русской  культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №162»

Конспект

 непосредственно образовательной деятельности. Интеллектуальный квест для детей старшего дошкольного возраста «Мое родное Оренбуржье»

                                                      Подготовила:                                                                                    Сираева Лалита Саидовна,                                                                    воспитатель первой                                                                                     квалификационной категории                                                                               МДОАУ № 162

Оренбург – 2020

Тема: «Мое Оренбуржье»

Цель:  Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе приобщения к истории русской  культуры.

Задачи:  

Воспитательные:

воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и решать ее;

формировать умение выполнять задание коллективно; воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, умение общаться, бережное отношение к результатам своего труда, воспитывать уважение к старшим и чувство патриотизма, любовь к родине и родному городу.

Развивающие:

развивать мышление, память, внимание и речь детей; развивать у детей ритмичность движений и умение согласовывать их со словами; упражнять в умение анализировать, делать простейшие умозаключения; принимать активное, заинтересованное участие в образовательном процессе; способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения.

Образовательные:

Формировать универсальные предпосылки учебной деятельности (умение работать по правилу, по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции); учить использовать вербальные и невербальные средства общения.

Расширять и активизировать словарный запас: оренбуржцы, национальные костюмы (русский, татарский, узбекский, белорусский, украинский, армянский).

Приемы руководства деятельностью детей в НОД:

1. Приемы постановки целей и мотивация деятельности детей: обращение с просьбой к детям героя, выполнение заданий, комментирование.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: беседа, создание развивающей среды, создание проблемной ситуации, обследование, анализ и выводы.

3. Приемы организации практической деятельности детей: подвижная игра,  экспериментирование, обсуждение, комментирование, продуктивная деятельность (рассматривание, сравнение).

4. Приемы поддержания интереса детей: сюрпризный момент, планирование, продолжение деятельности в данном направлении во взаимодействии с педагогом, чередование видов детской деятельности.

5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное определение с педагогом и детьми результатов продуктивной деятельности, взаимопомощь детей.

Создание среды для организации и проведения НОД: проектор, мультимедиа, слайд-презентация на тему «Моё Оренбуржье», фотографии памятных мест и достопримечательностей города Оренбурга; запись песни «Оренбургский пуховый платок», «капсула для потомков, «маршрут движения», конверты с заданиями, пуховые паутинки, разрезные картинки, национальные костюмы, соль, мелки.

Виды детской деятельности в НОД:

Игровая.

Коммуникативная.

Трудовая.

Познавательно-исследовательская.

Продуктивная.

Музыкально-художественная.

Ожидаемые результаты:

-развитие у воспитанников познавательного интереса к совместной деятельности;

- умение детей действовать самостоятельно;

- воспитание нравственных качеств;

- углубление и расширение знаний детей о городе Оренбурге, его достопримечательностей и символов (пуховый платок);

- формирование универсальных предпосылок учебной деятельности;

- способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;

- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;

- расширение и активизация словарного запаса.

Критерии оценки деятельности детей на занятии

  1. Ребенок задает вопрос.
  2. Активно участвует в продуктивной деятельности.
  3. Проявляет самостоятельность.
  4. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.
  5. Сопереживает.
  6. Эмоционально реагирует.
  7. Соподчиняет мотивы.
  8. Проявляет волевое усилие.
  9. Аргументирует самооценку.

Интеграция образовательных областей:

Области

Интеграция  

Решаемые задачи

Познание

Рассматривание фотографий города Оренбурга.

Развивать интерес к истории родного города.

Принимать  активное, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Социализация

Практические действия с разрезными картинками, опыт с солью.

Приучать решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту,  применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым так и им сами.

Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью.

Коммуникация

Беседа об оренбургском пуховом платке и его узорах, беседа о соли и уникальном озере Развал.

Учить использовать вербальные и невербальные средства общения,

владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);

Прививать умения  планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Музыка

Песня «Оренбургский пуховый платок» в исполнении Таисии Подгорной.

Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения.

Труд

Окрашивание  соли мелками.

Владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве).

Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых.

Художественное творчество

Рассматривание коллекции, описание их одежды, аксессуаров.

Формировать у детей эстетический вкус.

Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при изготовлении тряпичной куклы.

Прививать чувства эмпатии, откликаться на эмоции воспитателя, реагировать на произведения, созданные руками русских мастеров.

Физическая культура

Подвижная игра «Тимербай»

в процессе игры развить у дошкольников навыки взаимодействия, сотрудничества, взаимопомощи.

Чтение художественной литературы

Чтение стихотворений наизусть.

развивать воображение детей, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух, накапливать эстетический опыт слушания.

Безопасность

Воспитывать бережное отношение к результатам труда.

План НОД

1.Вводная часть:                                                          

Создание проблемной ситуации.

Видеообращение к детям, сюрпризный момент, «капсула для потомков», маршрут движения.

2. Основная часть:

Ведение диалога, выполнение заданий.

Показ слайдов, комментирование.

Смотр и угадывание национальных костюмов.

Физкультурная пауза (татарская народная игра «Тимербай»).

Проведение опыта.

Исполнение танца.

3.Заключительная часть:

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

Длительность НОД

5 мин

23 мин

2 мин.

30 мин.

 

 


Ход непосредственно образовательной деятельности

Части НОД  

Содержание

Области

1. Вводная часть.

 Создание проблемной ситуации. Видеообращение к детям, сюрпризный момент, «капсула для потомков», маршрут движения.

                                                         

 Дети заходят в зал, встают полукругом.

Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, давайте поздороваемся и подарим друг другу улыбки. Улыбнитесь соседу справа, слева. Улыбнитесь гостям!

Ребята, а что за интересный обьект лежит на столе? Как вы думаете, что это такое? (ответы детей). Я знаю, что для нас с вами приготовлено обращение. Посмотрите на портрет, кто это? Давайте сядем на палас и прослушаем его.

 «Дорогие друзья!  Очень давно я приготовил для вас небольшой сюрприз, он находится  в шкатулке, но чтобы она открылась, вам необходимо  ответить на вопросы и выполнить некоторые задания.  Я знаю, вы очень ловкие, умные и уверен, что справитесь со всеми заданиями  и за это получите ключ от шкатулки. Что вам нужно сделать, вы поймете, когда откроете «Капсулу для потомков».  Удачи  Вам!)

-Ребята, давайте пройдем к столу и откроем капсулу.

Коммуникация

2.Основная часть.

Ведение диалога, выполнение заданий.

Показ слайдов, комментирование.

Смотр и угадывание национальных костюмов.

Физкультурная пауза (татарская народная игра «Тимербай»).

Проведение опыта.

Исполнение танца.

(Открыв капсулу, мы видим маршрут движения, вешаем его на мольберт и начинаем выполнять задания).  Один из детей  дает соответствующий конверт, в нем записка с заданием и магнитик)

1 этап – «Городской»

Воспитатель: Первый конверт с заданием  называется «Городской». Как вы думаете о чём мы будем беседовать? Верно, о нашем любимом Оренбурге.

Задание: Девочки и мальчики! Вам необходимо ответить на вопросы про наш любимый город. Внимательно слушайте их, отвечайте по очереди, не перебивая друг друга. При правильном ответе на экране появится картинка. Когда вы ответите на все вопросы, возьмите в конверте магнитик и закройте им пройденный этап. И можете приступать к следующему заданию.

1. На какой реке расположен город Оренбург?

2. Какое название носил Оренбург?

3. Какой памятник стоит на автомобильном мосту в Оренбурге через реку Урал?

4. Какой советский космонавт закончил летное училище в Оренбурге?

5. Семья  какого известного музыканта была эвакуирована в Оренбург?

6. Как называется пешеходная улица?

7. Родиной какого народного промысла является Оренбург?

8. Какой ягодой славится Оренбуржье?

9. Что за птица изображена на гербе Оренбургской области?

10. Как называют жителей Оренбурга?

Воспитатель:  - Молодцы! На все вопросы ответили верно и это дает нам право перейти к следующему этапу. Один из детей несет следующий конверт.

2 этап – «Улицы города Оренбурга»

Картинка с мячом. Ребята, как вы думаете, для  чего эта картинка? (ответы детей). Давайте прочитаем задание: Ребята, достаточно ли хорошо вы знаете названия улиц, проспектов, переулков?  Назовите их, передавая мяч друг другу?

Дети встают в круг  и выполняют задание.

После выполнения задания  ставим магнит и берем следующий конверт.

3 этап – «Узнай достопримечательность»

 В нашем городе очень много достопримечательностей и памятников.  Вам необходимо собрать картинку из разрезных частей и назвать достопримечательность.  Это задание вы выполняете в парах. ( Белый мост, детская железная дорога,  музей  «Салют,  Победа»,  золотой сарматский олень,  культурный комплекс «Национальная деревня»).

-Молодцы, отлично справились  с заданием.

Дети возвращаются на стульчики.

4 этап – «Угадай  национальность»

Наш край очень богат, но самое главное богатство - это люди. Оренбург многонациональный город и здесь живут люди разных национальностей.   У каждой нации есть свой костюм.  Девочки и мальчики вам необходимо угадать, в чей национальный костюм одеты ваши друзья. Встречайте гостей! 1.Украинский  костюм.

2.Узбекский костюм.

3.Русский костюм.

4.Армянский костюм.

5.Белорусский костюм.

6. Тарский костюм. Национальная игра «Тимербай»

После игры прощаемся с детьми в национальных костюмах.  Этап пройден, закрываем его на карте и берем следующий конверт.

5 этап – «Соленый»

Ребята задание следующее. Расскажите, что вы знаете о соли?

Ответы детей. 1. Каждый день соль нам нужна для приготовления пищи, консервирования овощей. 2. Солью для безопасности посыпают дорожки. 3. Соль используют в медицине. 4. В соляных шахтах создают подземные лечебницы. Та полезный воздух и совсем нет вредных микробов.  5 . В далекие времена соль считалась драгоценностью, ценилась как золото. 6. Соль это полезное ископаемое. Она бывает каменная, морская и поваренная. 7. Соль используют как чистящее средство для мытья посуды.

Сегодня ребята, я хочу вам показать, как еще можно использовать соль.  Ее можно  покрасить и сделать  предмет интерьера, своими руками.  Как вы думаете, чем можно окрасить соль?

Опыт с солью. Окрасить разноцветными  мелками и поместить в сосуд.

6 этап –«Оренбургский пуховый платок»

Из пуха какого животного делают пуховые изделия?  Чем он отличается?  Что связывает эти картинки гармошка, соты, кошачьи лапки?

Исполнение танца под песню Таисии  Подгорной «Оренбургский пуховый платок».

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Художественная литература

Труд

Музыка

3.Заключительная часть.

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

 Сегодня мы с вами очередной раз вспомнили, чем славится наш Оренбургский край, какие интересные места можно  посетить.  Ребята, какие задания вызвали у вас затруднения? Какие задания понравились больше? Пришло время открыть шкатулку и посмотреть что же там лежит.

Коммуникация

Социализация

Длительность НОД: 30 минут.

Задание: Девочки и мальчики! Вам необходимо ответить на вопросы про наш любимый город. Внимательно слушайте их, отвечайте по очереди, не перебивая друг друга. При правильном ответе на экране появится картинка. Когда вы ответите на все вопросы, возьмите в конверте магнитик и закройте им пройденный этап. И можете приступать к следующему заданию.

1. На какой реке расположен город Оренбург?

2. Какое название носил Оренбург?

3. Какой памятник стоит на автомобильном мосту в Оренбурге через реку Урал?

4. Какой советский космонавт закончил летное училище в Оренбурге?

5. Семья  какого известного музыканта была эвакуирована в Оренбург?

6. Как называется пешеходная улица?

7. Родиной какого народного промысла является Оренбург?

8. Какой ягодой славится Оренбуржье?

9. Что за птица изображена на гербе Оренбургской области?

10. Как называют жителей Оренбурга?

Ребята, достаточно ли хорошо вы знаете названия улиц, проспектов, переулков?  Назовите их, передавая мяч друг другу?

В нашем городе очень много достопримечательностей и памятников.  Вам необходимо собрать картинку из разрезных частей и назвать достопримечательность.  Это задание вы выполняете в парах.

Наш край очень богат, но самое главное богатство - это люди. Оренбург многонациональный город и здесь живут люди разных национальностей.   У каждой нации есть свой костюм.  Девочки и мальчики вам необходимо угадать, в чей национальный костюм одеты ваши друзья. Встречайте гостей!

Ребята задание следующее. Расскажите, что вы знаете о соли?

Из пуха какого животного делают пуховые изделия?  Чем он отличается?  Что связывает эти картинки гармошка, соты, кошачьи лапки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по эмоциональному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» с интеграцией образовательной области Социально-коммуникативное развитие

Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Развитие эмоционально...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Виртуальная экскурсия по родному городу Ивантеевка»

Конспект и мультимедийная презентация помогут вопитателям ДОУ, а также учителям начальных классов провести виртуальную экскурсию по подмосковному городу Ивантеевка....

Непосредственно образовательная деятельность «Свойства магнита» для детей старшего дошкольного возраста (познавательно- исследовательская деятельность).

Тема НОД:  «Свойства магнита».Образовательная область: познаниеВид: познавательно- исследовательская деятельностьинтегрированная Форма:экспериментированиеподгрупповаяИнтегри...

Квест-игра как образовательная технология, применяемая в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным городом

Квест в педагогике – это выполнение проблемного задания с элементами игры. С помощью квеста можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников, воспитать культурного человека, любящег...

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Поможем зимующими птицам родного края»

Технологическая карта занятия в старшей группе по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Поможем зимующими птицам родного края»...