Проект «Ямал - дом, в котором мы живем»
проект

Керимова Дженнет Залимхановна
«Родной край - это часть нашей великой страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны»
Задача педагогов воспитывать в детях гуманное отношение к окружающему, природе, животному миру, помочь детям усвоить необходимые знания о крае, где ребенок живет. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю народов Севера – верный путь нравственно-патриотического  и гражданского воспитания.
Новизна  проекта  состоит в комплексном приобщении детей к духовной и материальной культуре северных народов ЯНАО, истории  северного края через проектно-исследовательскую деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети, родители (законные представители), педагоги, социальные партнёры (учреждения города).
Для того чтобы разбудить в ребёнке интерес к столь серьёзной теме необходимо найти способ как правильно и интересно (с точки зрения ребёнка) её представить в играх, рассказах и занятиях, аудио-видео материалах, в книгах, экскурсиях и, конечно же, развить собственные навыки. Чтобы передать детям любовь к Родине нужно её любить самим.    
Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм поисковой деятельности.  
Используя в работе с детьми краеведческий материал, важно воспитывать патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой северного края, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать город, а значит стать созидателем своей малой Родины. 

 

Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_yamal-dom_v_kotorom_my_zhivem.doc345.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Муравленко

Управление образования

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»

                      

Проект
«Ямал - дом, в котором мы живем»

        

                                                                                                             Воспитатель

                                                           Керимова Дженнет Залимхановна

                                                                         1 квалификационная категория

г. Муравленко, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка………………………………………..……………..3

1.1. Обоснование актуальности проекта……….……………………………..3

1.2.Условия реализация проекта........................................................................4

1.3. Принципы построения проекта…………………………………………...5

1.4.Материально-техническое обеспечение………………………………….5

1.5.Кадровое обеспечение……………………………………………………….5

II.Описание комплекса работ в рамках реализации проекта……...……...6

2.1. Системная «паутинка» по проекту……………………………………….6

2.2. Основные направления работы специалистов по образовательным областям…………………………………………………………………………..6

2. 3. Связь с родителями в работе над проектом……………………………8

III.Этапы реализации проекта……………………………..…………………..9

3.1. Первый этап – диагностический …………………………………………9

3.2. Второй этап - проектно-организационный……………………….……..9

3.3. Третий этап – практический……………………………………………..10

3.4. Четвертый этап – итоговый……………………………………………...13

IV. Предполагаемые результаты работы по реализации проекта……….13

Список литературы………………………………………..…………………...14

I. Пояснительная записка

1.1.Обоснование актуальности проекта

«Родной край - это часть нашей великой страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны»

Мы живём на великой земле, среди самобытных народов. Здесь зарождаются самые первые понятия о доброте, красоте, смелости, трусости. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторима. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт.

Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Среда, образ жизни в семье, отношение в детском коллективе - всё это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребёнок живёт. Любовь к близким, к своему дому, городу, стране – необходимые каждому человеку качества. Северный народ яркий пример неизменной любви к своей земле. Ненцы и ханты берегут природу родного края, чтобы сохранить её для последующих поколений.  

В период дошкольного возраста очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям края, где они живут,  формировать с детских лет представление о специфики своего региона, своей малой Родины. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства,- одна из  задач воспитания.  

Любовь к родному краю, к  тому месту, где живет ребенок не возникает у него само по себе. Без помощи взрослого детям трудно понять, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть Родина. Научить чувствовать красоту нашей земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. С  дошкольного возраста необходимо целенаправленное воздействие: только дав ребёнку знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребёнке патриота, гражданина. В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос нравственно-патриотического   воспитания детей дошкольного возраста. 

Задача педагогов воспитывать в детях гуманное отношение к окружающему, природе, животному миру, помочь детям усвоить необходимые знания о крае, где ребенок живет. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю народов Севера – верный путь нравственно-патриотического  и гражданского воспитания.

Новизна  проекта  состоит в комплексном приобщении детей к духовной и материальной культуре северных народов ЯНАО, истории  северного края через проектно-исследовательскую деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети, родители (законные представители), педагоги, социальные партнёры (учреждения города).

                 Для того чтобы разбудить в ребёнке интерес к столь серьёзной теме необходимо найти способ как правильно и интересно (с точки зрения ребёнка) её представить в играх, рассказах и занятиях, аудио-видео материалах, в книгах, экскурсиях и, конечно же, развить собственные навыки. Чтобы передать детям любовь к Родине нужно её любить самим.   

Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм поисковой деятельности.  

Анализ педагогического процесса, беседы с воспитанниками показали, что наши дети достаточно эрудированы, путешествуют с родителями по разным городам, странам, знают их названия рассказывают достопримечательности, но часто затрудняются рассказать о памятных местах города Муравленко и жизни людей, живущих в нем, природных особенностях Северного края, быте, культуре и традициях коренных народов Севера.

Используя в работе с детьми краеведческий материал, важно воспитывать патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой северного края, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать город, а значит стать созидателем своей малой Родины.

  1. Условия реализация проекта

Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.

Задачи:

1. Развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к малой Родине, к месту, где они живут.

2. Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).

3. Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.

4. Развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).

5. Воспитывать уважение и гордость за северный край.

6. Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.

Сроки реализации проекта: с 01 сентября 2019г. по 31 мая 2021г.

Проект, в соответствии с возрастными особенностями и способностями к восприятию учебного материала, рассчитан на старших дошкольников.

Субъекты, включенные в реализацию проекта:

- дети 5-7 лет,

- родители (законные представители),

- педагогические работники: воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель воспитатель по физической культуре.

1.3. Принципы построения проекта

В основе работы с детьми лежат следующие принципы:

- Принцип историзма, который реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни).

- Принцип гуманизации - ориентация на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.

- Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, психо-физических особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

- Принцип интегративности - сотрудничество с семьей, учреждениями города.

1.4.Материально-техническое обеспечение

п/п

Наличие специального помещения

Дидактический материал

2

Музыкальный зал

- Аудио и видеозаписи музыкальных произведений коренных малочисленных народов Севера

- Аудиозаписи песен о ЯНАО, городе Муравленко

3

Физкультурный зал

- Пособия для подвижных игр (мячики, флажки, обручи и т.д.)

- Пособия для развития физических качеств детей.

4

Группы ДОУ

- Библиотека «Сказки народов Севера»

- Кукольный театр «Кукушка», «Айога» пальчиковый

- Картотека «Подвижные игры народов Севера»

- Картотека «Народная примета мы будем помнить это»

- Картотека «Загадки, пословицы народов Севера»

- Картотека предметных картинок

- Уголок художественного творчества для изготовления и ознакомления детей с декоративно - прикладным искусством народов Севера

- Сюжетно-ролевые, театрализованные игры:

«Хозяйка чума», «Кукушка»,

« Айога», «День оленевода»

- Альбомы «Животные северного края», « Северные просторы»,

«Птицы нашего края»,

«Орнаменты севера»,

«Писатели и поэты нашего округа», «Растительный мир Севера», « Красная книга нашего округа», « Надым моя малая родина»,

«Композиторы нашего края», «Художники народов Севера»

1.5.Кадровое обеспечение

Ф.И.О. педагога

Должность

Керимова Д.З.

Воспитатель (координатор проекта, автор)

Хуснутдинова Р.А.

педагог-психолог

Горелова А.В.

Музыкальный руководитель

Ямолова И.В.

Воспитатель по физической культуре

II.Описание комплекса работ в рамках реализации проекта

2.1. Система «паутинка» по проекту

2.2. Основные направления работы специалистов по образовательным областям

Специалисты

Образовательные области

Основные направления работы

Воспитатель

Познавательное развитие

 - Беседы

 - Проведение интеллектуальных игр

- Создание фотоальбомов, картотек

- Опытно – поисковая работа

- Создание презентаций

Социально-коммуникативное развитие

- Экскурсии по достопримечательностям города Муравленко

- Посещение краеведческого музея, городской библиотеки

- Знакомство с национальными поэтами, писателями. Чтение стихов, рассказов, легенд, сказок

Речевое развитие

- Знакомство с  хантыйскими и ненецкими словами обозначающие предметы обихода.

- Изучение устного фольклора хантыйского, ненецкого народа (загадки, пословицы, поговорки, потешки, сказки, заговоры, заклинания, обереги, считалки)

Художественно эстетическое развитие

- Знакомство с художественными промыслами (кожа, мех, дерево, кость, береста, бисер)

- Изготовление игрушки – куклы и использование её на занятиях как сюрпризный момент

- Виды орнаментов, их символика

- Аппликация из ткани, меха, кожи, сукна

- Плетение узоров, вышивка бисером, бисероплетение, конструирование из бумаги, бросового материала (шишки,   листья)

-Знакомство с народно – прикладным искусством ненецкого, хантыйского народов (виды орнаментов, рисование узоров)

Педагог - психолог

Социально-коммуникативное развитие

- Беседы по тематике толерантности

-Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей через их участие в проведении совместных мероприятий

-Анализ участия родителей в подготовке условий деятельности детей

-Анализ участие в конкурсах, выставках

Музыкальный руководитель

Художественно эстетическое развитие

- Знакомство с национальным фольклором.

- Знакомство с национальными музыкальными инструментами

- Применение практических знаний в различных видах деятельности детей (пение колыбельной)

- Северные мотивы (песни, колыбельные)

- Прослушивание ненецких и хантыйских  песен (аудиозапись)

- Разучивание национальных танцев.

- Знакомство с народными инструментами

- Внесение танцев в сценарий утренников национальных компонентов (игры, танцы, песни)

Инструктор по физической культуре

Физическое развитие

-Знакомство с народными играми   ненцев, хантов, манси, селькупов

-Национальные виды спорта

-Проведение соревнований, эстафет, игр, забав

-Знакомство с национальными спортивными играми (метание тынзана на хорей, прыжки через нарты, метание топора на дальность, гонки на оленьих упряжках), Подвижные игры: «Солнце» (Хейро), «Каюр и собаки», «Олени и пастух», «Ловля оленей», «Отбивка оленей», «Оленьи упряжки», «Белый шаман».

- Проведение спортивно-познавательного развлечения «Зов тундры»

Родители

-Практическая помощь в оформлении национальных  уголков группы

- Работа в творческой мастерской по изготовлению народных игрушек

- Выставка совместных поделок, фотовыставок.

- Участие в мероприятиях.

2. 3. Связь с родителями в работе над проектом

  № п/п

 

Формы работы

 

 

Задачи

 Старшая группа

детей 5-6 лет

 Подготовительная группа

детей 6-7 лет

1.

Круглый стол

Расширять представления родителей о культурных традициях северных народов

«Ямал – мой край родной»

Особенности национальной кухни северян

Адаптированная интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

2.

Консультация

Вводить родителей в мир культуры народов Ямала

Фольклор северных народов

Кто в меховом мешочке живёт? (игрушки хантыйских детей)

Узоры на снегу (искусство плетения бисером, аппликация из элементов национального узора)

3.

Музыкальная гостиная

Знакомить с многообразием песенной культуры народов Ямала, её художественными и психологическими особенностями

Певец Ямальской земли – композитор С.Няруй Предания старины глубокой (легенды ненцев)

У родного очага

4.

Совместные праздники

Приобщать родителей к основам национальных традиций коренных жителей Ямала

В стойбище у Эдейки

Мы любим край, в котором мы живём

5.

Тематические стенды

Формировать представление о содержании понятия «Культура народов Ямала»

Из глубины веков

Народно – прикладное искусство народов Севера

6.

Экскурсии

Приобщать к участию в патриотическом воспитании детей

В краеведческий музей города

В Центр национальных культур

7.

Анкетирование

Сбор актуальной информации

Выявить, что даёт родителям совместная работа с педагогом в данном направлении

Какова роль родителей в воспитании у детей патриотических чувств к северному краю

 

 

III.Этапы реализации проекта

3.1. Первый этап – диагностический (с 01.09.2019г по 30.09.2019)

 

п/п

Мероприятия

Дата проведения

1.

Диагностический срез знаний детей об истории г. Муравленко, быте, культуре и традициях коренных народов Севера

С 01.09. 2019 по 20.09.2019

2.

Анкетирование родителей (законных представителей) « Что ты знаешь о своем городе?»

С 01.09. 2019 по 20.09.2019

3.

Анализ результатов анкетирования родителей (законных представителей), знаний детей.

С 21.09. 2019 по 30.09.2019

 

3.2. Второй этап - проектно-организационный (01.10.2019 по 29.02.2020г.)

 

п/п

Содержание

Дата исполнения

1.

Разработка проекта по теме «Ямал-дом в котором мы живем»

С 01.10.2019 по 01.12.2019

2.

Подбор методической литературы

С 01.12.2019 по 31.12.2019

3.

Подбор дидактических пособий для реализации проекта

С 09.01.2019 по 31.01.2020

4.

Разработка совместных планов деятельности с родителями

С 01.02.2020 по 29.02.2020

3.3. Третий этап - практический (с 01.03.2020г. по 31.12.2020г.)

Старшая группа

Дата

Мероприятия

Участники мероприятий

Сентябрь

- Экскурсия по городу Муравленко (совместно с родителями)

- Беседы с детьми:

- День рождения города Муравленко

- Столица Ямала герб, флаг ЯНАО, герб Муравленко

- Художественное творчество «Нарисуй герб города»

Дети, родители (законные представители), воспитатель

 

Октябрь

- Создание мини-музея «Люблю свой город Салехард », в группе детского сада

- Расширять представление о родном городе «Муравленко», (о первопроходцах и истории появления города, знакомить детей с

достопримечательностями города, с молодыми городами Севера).

- Аппликация «Мой любимый город Муравленко»

Дети, родители (законные представители) воспитатель

Ноябрь

- Создание альбома «Муравленко - моя малая родина»

- Беседа о названиях улиц города Муравленко

- Памятники родного города

- Конструирование

- Северные мотивы (песни, колыбельные). 

Дети, родители (законные представители) воспитатель, музыкальный руководитель

Декабрь         

- Личное участие в конкурсной программе «Хозяйка чума»

- Беседа: «Чум – дом ханты»

- Конструирование «Построим Чум для оленевода»

- Изготовление игры «Стойбище»

-Знакомство с народными играми   ненцев, хантов, манси, селькупов

Дети, родители (законные представители) воспитатель, инструктор по физической культуре

Январь

- Чтение сказок: Айога, Кукушка, Жадная мышка

- Коллективная аппликация - по сказке «Кукушка»

- Подвижная игра «Кусы», «Перетягивание палки»

- Создание альбома «Композиторы нашего края»

- Выучить песню «Ас хорам нэ»

Дети, родители (законные представители) воспитатель,

Музыкальный руководитель

Февраль         

- Создать альбом о растительном и животном мире нашего края, птицах Севера, познакомить с дикими животными, птицах и их повадках. Расширить представления об обитателях флоре и фауне Севера.

- Формировать у детей знания об олене, как домашнем и диком животном и значении его в жизни народов Севера.

- Лепка диких животных нашего края.

- Рисование «Птицы Севера»

Дети, родители (законные представители) воспитатель

Март

- Оформление выставки совместных работ к дню оленевода «фото, аппликации, лепка, рисунки»

- Декоративно-прикладное творчество: экспозиция «Кочевая семья»

- Личное участие в празднике день оленевода,

- Прослушивание ненецких и хантыйских  песен (аудиозапись).

Дети, родители (законные представители) воспитатель, музыкальный руководитель

Апрель        

 

- Выставка  поделок и рисунков- совместно с сотрудниками городского музея

- Мастер-класс  Изготовление сумочки из сукна «Нуй хыр»

- Продолжать знакомить детей старших и подготовительных групп с  краеведческим музеем города Муравленко

-Национальные виды спорта

Дети, родители (законные представители) воспитатель, инструктор по физической культуре

Май

- Показ открытого занятия для педагогов ДОУ по художественному творчеству «Украсим ягушку орнаментом» (Аппликация).

- Презентация проекта «Ямал – дом, в котором мы живем»

Дети, родители (законные представители) воспитатель»

 

Подготовительная группа

Дата

Мероприятия

Участники мероприятий

Сентябрь

- Традиционные  обычаи, обряды, праздники тайги и тундры.

- Беседы о толерантности: «На перекрестке миров».

Дети, родители (законные представители), воспитатель, педагог-психолог

Октябрь

- История народов Севера, знакомить с коренными жителями Ямала с их традиционными занятиями: охота, рыбная ловля, оленеводство.

- Лепка «Хантыйская семья»

- Развивать интерес к художественной литературе народов Севера, расширить знания детей о художественной литературе народов Севера (писатели, сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки).

- Фотовыставка «Мой северный край»

-Создание альбома

 «Северные просторы»

- Изготовление картотеки подвижных игр народов Севера

- Создание альбома «Писатели севера». Знакомить с творчеством писателей и поэтов народов крайнего Севера. Уважение к труду и обычаям коренных жителей нашего края,

Создать сборник

«Сказки народов севера»

Дети, родители (законные представители), воспитатель.

Ноябрь

- Познакомить с декоративно-прикладным искусством народов севера: орнамент из меха и разноцветного сукна, выполняемый техникой мозаики, и использование его в украшении женской мужской и детской одежды.

Дети, родители (законные представители), воспитатель, музыкальный руководитель

Декабрь

- Открытое занятие «Север мой дом родной!»

Беседы о толерантности: «Люди с Севера», «Люди с Запада», «Люди с Востока» и «Люди с Юга

- Разучивание элементов национальных танцев

Дети, родители (законные представители), воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель

Январь

- Традиционная одежда народов Севера, жилище. Проведение соревнований, эстафет, игр, забав.

-Знакомство с национальными спортивными играми (прыжки через нарты, метание топора на дальность, гонки на оленьих упряжках)  

Дети, родители (законные представители) воспитатель, инструктор по физической культуре

Февраль

- Сюжетно – ролевая игра

«Кочевая семья»

- Знакомство с народными инструментами.

Дети, родители (законные представители) воспитатель, музыкальный руководитель

Март

- Беседы с детьми: «Почему я свой город» «Почему я люблю ЯМАЛ»

Дети, родители (законные представители) воспитатель

Апрель

- Праздник народов ханты

«Вороний день»

Театрализованное представление

Дети, родители (законные представители) воспитатель

Май

- Создание альбомов «Растительный мир Севера»,

«Животный мир Севера», «Птицы Севера»

 Подвижные игры: «Солнце» (Хейро), «Каюр и собаки», «Олени и пастух», «Ловля оленей», «Отбивка оленей», «Оленьи упряжки», «Белый шаман».

Дети, родители (законные представители) воспитатель, инструктор по физической культуре

 

3.4. Четвертый этап - итоговый (обобщающий) – 09.01.21г по 31.05.2021 учебного года

 

п/п

Мероприятия

Дата проведения

1.

Анализ результатов реализации проекта:

«Ямал-дом, в котором мы живем»

 

Май 2021г.

2.

Распространение полученного опыта в СМИ: официальном сайте ДОУ, педагогических порталах.

Июнь-сентябрь 2021г.

 

IV.Предполагаемые результаты работы по реализации проекта

  • Знакомство с народами Севера их обычаями и традициями, а также с культурой, образом жизни, народными промыслами и бытом, с празднованием народных праздников, народных гуляниями.
  • Получение детьми новых и закрепление имеющихся знаний, в области, культуры, традиций народов Севера.
  • Самореализация ребенка в творческой деятельности, раскрытие творческого потенциала детей и родителей.
  • Приобретение опыта социального взаимодействия на основе общечеловеческих норм поведения.
  • Полноценное понятие о здоровом образе жизни.

Список литературы

1. «Ямальский меридиан» общественно-политический историко-культурный журнал, №2/02-2013г.

2. Богатеева З.А. «Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду»,издательство «Просвещение» 1982г.

3. Истомин И. « Ненецкие сказки», Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО, 2008г.

4. Красная книга Ямало-Ненецкого Автономного округа: Животные, растения, грибы/Отв.ред. Л.Н.Добринский. Екатеринбург Изд-во Урал. Ун-та 1997. 240с.: ил.

5. Харючи Г.П. «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса»

7. Ядне Н. Н. «Я родом из тундры», Тюмень 1995г.

8. ЯНАО Природа Ямало- Ненецкого автономного округа Екатеринбург Издательство уральского университета 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проекты в детском саду (краткосрочные пректы для детей старшего дошкольного возраста) "Ямал - край, в котором мы живем"

Примерный план работы воспитателя по подготовке проектаНа основе изученных проблем детей поставить цель проекта.Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).Привлечение с...

Проект "Карелия. Дом, в котором мы живем".

Данный материал кратко раскрывает одно из важнейших направлений образовательной и воспитательной деятельности учреждения как любовь к родному краю. Наша главная задача научить детей любить свой край,о...

Проект (долгосрочный) «Мир, в котором я живу»

Социально – нравственное воспитание детей в средней группе....

Проект «Канск-город, в котором я живу!»

Проект "Канск - город, в котором я живу"....

Проект "Краснознаменск - город, в котором мы живем"

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной ...

проект город Бердск в котором я живу

любовь к родному городу...

Проект «Ямал - дом, в котором мы живем»

laquo;Родной край - это часть нашей великой страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны»...