Фольклор в период адаптации детей раннего возраста
проект (младшая группа)

Бахарева Алёна Александровна
Цель проекта: создание условий для успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста в ДОУ путем использования в воспитательно-образовательном процессе произведений  фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Берёзка» с. Мамонтово

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

детский сад «Берёзка»

А.А. Халтурина

«    »          2020г.

ПРОЕКТ

«Фольклор в адаптационный период»

 

Разработчик:

Бахарева А.А.

с. Мамонтово

2020

Актуальность проекта.

  Для детей вновь поступающих в детский сад, период адаптации является очень важным и сложным в их жизни. На успешную социализацию влияет уровень развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют разные стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада.

В этот период важно создать для малыша положительный эмоциональный климат, при этом используя психофизические средства воздействия. Одним из таких уникальных средств является фольклор. Фольклор вызывает радостные эмоции, координирует движения малыша, помогает в развитии мелкой моторики руки, учит малыша преодолевать страх. Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости.

  Наладить эмоциональный контакт в адаптационный период помогают потешки, прибаутки, колыбельные, пестушки, сказки, которые создавались русским народом в течение веков и несут в себе мудрость, доброту, любовь. Пестушки и потешки, которые сопровождают игровые движения, являются прекрасным посредником для установления контакта с ребенком. И если ребенок ещё плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх ребенок может чувствовать, себя раскрепощено. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства. Воспитатель получает возможность увидеть внутренний мир ребёнка в данный момент. Пальчиковые игры способствуют стабилизации эмоционального состояния, что очень важно впервые дни пребывания ребенка в детском саду.

  Становление речевого общения ребенка с взрослым начинается с эмоционального общения. Эмоциональное общение переходит в речевое общение, когда ребёнок понимает обращенную к нему речь и начинает сам обращаться к взрослому. Диалог взрослого и ребенка расширяет возможности воспитания и обучения ребенка, в том числе развитию речи. Потешки, сопровождающие игру пальчиков, забавляют детей, вызывают у них радость. С помощью пальчиковых игр у ребенка не только развивается мелкая моторика, но и речь. Воспитатель включает пальчиковые игры и на занятиях, и во время игровой деятельности детей, и во время проведения утренней эмоционально – стимулирующей гимнастики.

  Постепенное вовлечение ребенка в новую социальную среду, правильно организованные систематические и планомерные воздействия предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивают непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности.

Цель проекта: создание условий для успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста в ДОУ путем использования в воспитательно-образовательном процессе произведений  фольклора.

Задачи проекта:

- снизить уровень тревожности у детей в период адаптации;

- вызвать у детей интерес к малым формам фольклора;

- поиск путей сотрудничества с родителями в рамках проекта, создать атмосферу общности интересов в процессе организации проектной деятельности.

Гипотеза. Процесс адаптации у детей раннего возраста будет более успешным и эффективным при целенаправленном и систематическом использовании в работе произведений фольклора.

Принципы и подходы к формированию проекта:

Принцип управляемости реализацией программы

Предполагает постоянное регулирование и коррекцию на основе мониторинга воспитательно-образовательного процесса.

Принцип системности

Предусматривает решение проектных задач в совместной деятельности  взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках занятийной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Принцип личностно-ориентированного подхода.

Предусматривает реализацию идей развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка в соответствии с его возрастными, психофизиологическими и индивидуальными особенностями.

Принцип компетентного подхода.

Предполагает, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств и компетенций ребенка, обеспечивающих психологическую готовность ребенка.

Игровой принцип.

Заключается в том, что при реализации проекта отсутствует жесткая предметность, основной аспект развития ребенка делается на игру, а не на учебную деятельность.

Принцип мобильности.

Предполагает постоянное изучение, исследование, анализ ситуации в группе и своевременную коррекцию структуры и содержания проектной деятельности.

Принцип этнопедагогического подхода.

Учитывает специфику национальных и социокультурных условий Алтайского края и Мамонтовского района.

Участники проекта: дети группы раннего возраста, воспитатели, родители.

Предполагаемые результаты реализации проекта:

У детей:

- благоприятное течение периода адаптации;

- создание комфортной обстановки в группе для доброжелательного общения внутри детского коллектива;

- установление доверительных отношений между ребенком и педагогом.

У педагога:

- создание системы работы с детьми в период адаптации;

- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности, удовлетворенность работой;

- развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников и повышение их компетенции в вопросе адаптации детей к условиям ДОУ.

Календарно-тематическое планирование

Сроки реализации

Содержание деятельности. Мероприятия

с детьми и родителями.

Сентябрь

Совместная творческая деятельность:

аппликация  «Урожай в корзинке»

Чтение потешки:

«Кисонька – Мурысенька»

Разучивание прибаутки: «Кошка в лукошке»

Работа с родителями:

Оформление информационных стендов для наглядной агитации «Полезные советы для заботливых родителей».

Октябрь

Сюжетно-ролевые игры: «Укладывание Маши спать»

Пальчиковая игра «Пальчик-пальчик, где ты был?»

Словесная игра «Ладушки ладошки»

Хороводная игра: Медведь

Работа с родителями:

Сетевая консультация: «Русское народное творчество в воспитании детей»

Ноябрь

Совместная творческая деятельность:

рисование пальчиками «Листопад».

Театрализованная деятельность: «Репка»

Хороводная игра: Мы по лесу идем

Работа с родителями:

привлечение к участию в оснащении РППС:

Создание фигурок в пальчиковый театр

Декабрь

Сюжетно-ролевые игры:

« Купание куклы Кати»

Закличка «Медведь могучий»

Слушание перед сном аудио сказок из серии «Нянюшкины сказки»

Развлечение: «К нам гостья пришла»

Работа с родителями:

Сетевая консультация: «Театр на деревянных лопатках»

Январь

Совместная творческая деятельность:

лепка «Угощение для зайки»

Прослушивание аудиозаписей русского фольклора: колыбельные песенки

Разучивание потешки «Идет коза рогатая»

Народные игры с движениями из серии «Говорушки»

Театрализованная деятельность: «Колобок»

Работа с родителями:

Буклет

Февраль

Сюжетно-ролевые игры:

«Завтрак для всех»

Совместная творческая деятельность: лепка «Оладушки от бабушки»

Разучивание колыбельной «Ай-бай,бай, ты собачка не лай»

Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать»

Развлечения: «Веселые ладошки»

Работа с родителями:

Сетевая консультация

Март

Совместная творческая деятельность:

рисование пальчиками «Ягодный компот»

Прослушивание аудиозаписей русского фольклора: потешки

Чтение русской народной сказки «Снегурочка»

Театрализованная деятельность: Пальчиковый театр «Теремок»

Работа с родителями:

Буклет с играми по теме проекта

Апрель

Сюжетно-ролевые игры:

«Мама и дочка»

Театрализованная деятельность: Пальчиковый театр «Курочка Ряба»

Пальчиковая игра «Моя семья»

Разучивание колыбельной «Котик серый, хвостик белый»

Развлечения: «В гостях у Бабушки – Забавушки»

Работа с родителями:

Май

Совместная творческая деятельность:

Аппликация «Солнышко лучистое»

Разучивание пестушки «Потягушки, потягушки»

Работа с родителями:

Организация выставки совместного творчества: Мой любимый герой!

Итоговый продукт: создание картотеки по теме проекта

Обобщение и публикация своего опыта работы по проекту: Презентация проекта.


Приложение

Хороводные игры

Медведь

Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей; воспитывать желание выразительно двигаться; быть аккуратным в движениях и перемещениях.

Как под горкой снег, снег,

И на горке снег, снег,

И под елкой снег, снег,

И на елке снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише,

Не шуметь!

И. Токмакова

Дети стоят по кругу. Выбирается медведь. Он садится на стульчик в середине круга и «засыпает». На 1-ю и 3-ю строки дети идут к середине круга (4 шага, на 2-ю 4-ю строки идут назад, от центра (4 шага, на 5-ю строку осторожно приближаются к спящему медведю. Две последние строки произносит кто-либо из детей, назначенных педагогом. Медведь должен по голосу узнать этого ребенка. Игра повторяется с новым ребенком.

Мы по лесу идем

развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей; воспитывать желание выразительно двигаться;  быть аккуратным в движениях и перемещениях.

 Возьмитесь за руки и ходите по кругу:

Мы по лесу идем, 
Зверей найдем.
Зайца громко позовем:
«Ау-ау-ау!» 
Никто не откликается, 
Лишь эхо отзывается,
Тихо: «Ау-ау-ау!»

 Вместо зайца, можно подставлять другие слова: «Волка

громко позовем», «Мы медведя позовем», «Мы лису

позовем». 

Список литературы:

 1. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007.

2. Ватутина Н.В. Ребенок поступает в детский сад/Под ред. Каплан Л.Н.-М.,2005.

3. Ильина Н. А. «Играем в памперсах».

4. Кирюхина Н. В. «Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ».

5. Монина Г. Б., Е.К. Лютова, Тренинг общения с ребенком период раннего детства.

6. Павлова Л.Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста. Серия: Инструктивно ¬методическое обеспечение содержания образования в Москве // Отв. редактор Курнешова Л.Е. - М.: Центр «Школьная книга», 2004

7. Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. «Система развивающих игр для детей раннего возраста».

8. Сотникова В.М., Ильина Т.Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. - М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Использование малых форм фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ".

Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатель выбирает разнообразные методы и приемы работы с детьми: развлечения, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, спо...

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

В данной работе рассказывается о адаптации детей раннего возроста по средствам потешек, приговорок, попевок....

"Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №10 "Кроха" Статья на тему:«Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста"Подготови...

Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.

Данный материал познакомит с понятием адаптация детей к условиям ДОУ. Будут даны советы родителям для легкой адаптации детей,  а также описаны ошибки, которые часто допускают родители. В материал...

Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.

В работе кратко представлена теория по успешной адаптации детей к ДОУ, а также предстален фотоотчёт по играм с детьми в период адаптации....